![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностические методы.
Наблюдения - это метод познания пед.явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. По условиям проведения выделяются следующие виды экспериментов: естественный (полевой), лабораторный, мысленный. По целевым установкам: поисковый, констатирующий, формирующий или преобразующий, контрольный, сравнительный. По масштабу: глобальные, локальные, микроэксперименты. По условиям проведения выделяют следующие виды экспериментов: естественный (полевой) эксперимент, который проводится таким образом, чтобы экспериментальные ситуации, создаваемые для анализа тех или иных педагогических явлений, не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов. Обычность, естественность условий при введении на их фоне экспериментальных переменных позволяет педагогу проследить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление. Например, можно применить в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое- то время определить их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено; лабораторный эксперимент, который проводится в специально созданных условиях. Экспериментатор работает с группой учащихся, проводит с ними научно разработанные занятия, проводит беседы, воспитательные мероприятия, наблюдает за их эффективностью. По целевым установкам выделяют такие виды экспериментов, как: поисковый эксперимент, проводящийся для обнаружения фактов, предопределяющих проблему исследования. Он охватывает обширное пространство педагогической действительности и позволяет проверить насыщенность этого пространства искомыми педагогическими фактами.; констатирующий эксперимент, который проводится для установления исходных данных, начального состояния исследуемого объекта.; формирующий, или преобразующий, эксперимент — применение конкретных мер по решению исследуемой научной проблемы; создание психолого-пед'агогической ситуации для положительного преобразования исходного состояния педагогического пространства. Строго говоря, этот вид эксперимента не является диагностическим. Однако он немыслим без сопутствующей диагностики и мониторинга производимых преобразований; контрольный эксперимент — проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике. Если выводы и обобщения исследования подтверждаются, они становятся теоретическим и методическим достоянием педагогической науки; сравнительный эксперимент — сопоставительный анализ педагогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов. В широком понимании всякий эксперимент — это сравнение, сопоставление реального объекта с его теоретической моделью, которая сформулирована в гипотезе. По масштабу выделяют: глобальные эксперименты, охватывающие значительное число испытуемых, организаторами которых, как правило, выступают государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием. локальные эксперименты, проводящиеся в рамках нескольких классов (групп) или образовательных учреждений (как правило, 1; микроэксперименты, проводящиеся с минимальным охватом их участников и организуемые отдельными педагогами с целью совершенствования собственной деятельности.. 79. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Понятие педагогического общения как социально-нормативной, целенаправленной, профессионально инструментированной формы взаимодействия педагогов с учащимися. Сущность педагогического взаимодействия. Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др. Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности. Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение - это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие. Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением. Выделяют два вида общения: 1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие. 2. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности. В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностно-ориентировано. Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание общения, нравственно-психологический уровень его для педагога выступают как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого. Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено прежде всего общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога. Характер общения педагога с учащимися обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также п области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их. Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать (проанализировать) свою позицию как участника общения, в частности то, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования. Понятие педагогического общения как социально-нормативной, целенаправленной, профессионально инструментированной формы взаимодействия педагогов с учащимися. педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности — это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.
|