![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные компоненты педагогического мастерства, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты: · Способы саморегуляции - релаксация, аутотренинг, воспитание в себе доброжелательности и оптимизма, разрядка в деятельности(трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, имитационная игра и др.) · Развитое пед внимание – умение одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания, устойчивость и оперативность внимания. · Воображение педагога - присущи черты, как научного, так и художественного воображения. · Речь учителя – с ее помощью раскрывается сущность предметов и явлений, отношения, осуществляется воздействие на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывается личность самого педагога · Пантомимика- движение тела, рук, ног, осанка, походка, поз в пространстве, жесты. · Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. · Имидж – одежда, грим, прическа. Педагогическое мастерствовключает следующие компоненты: ▪ Морально-духовные качества: гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность. ▪ Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения. ▪ Социально-педагогические качества: организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность. ▪ Психолого-педагогические умения: конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники. ▪ Педагогическая техника: внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами. В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие: √ гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь; √ педагогические способности, а именно: ‒ дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету); ‒ академические (знание своего предмета и способности к научному поиску); ‒ перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента); ‒ организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач); ‒ авторитарные (эмоционально-волевое влияние на студентов); ‒ коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт); ‒ речевые способности (умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики); ‒ педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий, воспитательное проектирование личности студентов); ‒ способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. √ профессиональная компетентность, которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение студентов); √ педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции и т. п.); √ коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению со студентами. Место и роль педагогической техники в педмастерстве. Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Педагогическая деятельность – это вид взаимосвязанной деятельности, в которой реализуется передача социального опыта, материальной и духовной культуры от поколения к поколению; это особый вид социальной общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности.
|