![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Несельскохозяйственное землеустройство в 1921—1925 гг., тыс. га
Межселенное земле- 14005 9349 6805 10021 10834 51014 устройство Внутриселенное земле- 884 2949 4178 3404 7549 18964 устройство Продолжение
Устройство государствен- 1037 1133 805 1835 1924 6734 пых земельных имуществ, отвод земель городам, учреждениям и предприятиям Итого землеустроено 15926 13431 11788 15260 20307 76712 Землеустройство колхозов за 5 лет было выполнено на площади 1638 тыс. га. Внутриселенное землеустройство ориентировалось на внедрение форм землепользования, которые готовили к совместному ведению хозяйства и облегчали кооперирование крестьян, а также способствовали подъему культуры земледелия. Наиболее широкое распространение получили образование поселков и выселков на дальних землях и отвод земель частям селений. Такие работы были проведены за рассматриваемый период на площади 8381 тыс. га, что позволило в значительной мере уменьшить дальноземелье и приблизить поля к усадьбам. Хозяйствам, переходившим на выселки, государство выдавало ссуды, они часто объединялись в кооперативные товарищества по совместному использованию машин, по выполнению мелиоративных работ и т. д. Устройство поселков на отдаленных землях способствовало расширению посевной площади, вовлечению в сельскохозяйственный оборот бросовых и залежных земель, улучшению обработки полей. Для подъема культуры земледелия большое значение имело также внутриселенное землеустройство по переходу целых селений на многопольные севообороты и широкие полосы. Эти работы начались в 1922 г. и до 1926 г. были проведены на площади 5170 тыс. га преимущественно в Центрально-Промышленном, Северо-Западном и Западном районах. Особенно широко вводились общественные севообороты на Украине. Структура землеустроительных органов в это время несколько изменилась. 26 ноября 1923 г. было утверждено новое Положение о Наркомземе РСФСР и его местных органах (Сб. указов, 1923, № 91. —- С. 903), основной особенностью которого было приближение аппарата земельных органов к крестьянским хозяйствам; в таком виде он просуществовал несколько лет, до начала массовой коллективизации (Вестник землеустройства и переселения. — М., 1928.-№4). Центральным органом с 1924 г. стал отдел землеустройства Управления землеустройства и мелиорации Наркомзема (Управме-лиозема). Его начальником был И. А. Миртов, впоследствии назначенный на должность ректора Московского межевого институ- та. При ВЦИК была также образована Особая коллегия высшего контроля по земельным спорам для рассмотрения земельных дел в порядке обжалования решений предыдущих инстанций. Отдел землеустройства состоял из трех подотделов: планового, земельной регистрации и земельно-технического; имел управляющего, помощника, секретаря и 6 районных уполномоченных для непосредственной связи с местными землеустроительными учреждениями, их ревизии и инструктирования. Всего в отделе работали 30 сотрудников, в том числе 26 специалистов по землеустройству. Губернский (областной) аппарат состоял из 7 специалистов: заведующих отделом землеустройства, подотделом землеустройства, техническим исполнением, специалистов по земельной регистрации, спорным земельным делам, инструментальной камере, а также заведующего плано- и актохранилищем (архивариуса). При губернских отделах землеустройства состояли губернские ревизоры землеустройства и оперативная группа землеустроителей, разделенных в зависимости от квалификации, стажа и способностей на три разряда, а также землемеры-практиканты. По данным на 1 июня 1924 г., всего по РСФСР (без автономных республик) в составе губернских аппаратов землеустройства работали 510 специалистов, 200 губернских ревизоров, а оперативный персонал насчитывал 3244 техника (с учетом как работающих по землеустройству трудового землепользования, так и по землеустройству госземимуществ и колонизационного фонда). Уездный аппарат включал одного уездного землеустроителя при каждом уездном земельном управлении и еще по одному специалисту в некоторых уездах — всего 490 человек. В целях приближения землеустроительной помощи к населению была организована участковая землеустроительная служба. Участковые землемеры-землеустроители руководили земельным и землеустроительным делом в пределах своего участка. На 1 мая 1924 г. был открыт 221 такой землеустроительный участок, а к 1927—1928 гг. их планировалось иметь 850. Таким образом, в 1924 г. весь технический состав землеустроительной службы (без центрального отдела землеустройства) состоял из 4655 специалистов. Из них 5 % (230 человек) имели высшее специальное землеустроительное образование, 35 % (1655 человек) — среднее землеустроительное, остальные 60 % составляли лица с низшей специальной подготовкой, окончившие землеустроительные курсы или имеющие некоторые познания, полученные практическим путем [Панфилова А. К. Наркомзем в период восстановления народного хозяйства (1921 —1925 гг.). — М., 1973.-С. 105]. Для производства работ требовалось все больше землеустроителей, их подготовка к середине 1924 г. была значительно расширена. Инженеров-землеустроителей начали готовить не только в Московском межевом, но и в Воронежском (с 1922 г.) и Омском (также с 1922 г.) сельскохозяйственных институтах. Среднюю специальную подготовку землеустроителей (техников-землеустроителей) осуществляли 26 техникумов России, в том числе 15 землеустроительных. С 5 по 9 января 1925 г. в Москве прошло совещание заведующих землеустроительными техникумами; на нем присутствовали представители 11 техникумов. С 15 по 21 декабря 1927 г. отдел техникумов Главпрофобра Наркомпроса в соответствии с указанием Совнаркома об увеличении числа специалистов по землеустройству совместно с Нар-комземом провел в Москве второе такое совещание. В нем приняли участие представители 9 землеустроительных техникумов: Московского, Ленинградского, Пензенского, Саратовского, Костромского, Новочеркасского, Пермского, Псковского и Самарского. Совещание приняло решение укрепить материально-техническую базу и улучшить финансовое обеспечение землеустроительных техникумов, сочло необходимым расширить подготовку преподавателей для этих техникумов при Межевом институте и в других высших землеустроительных учебных заведениях, ликвидировать переподготовку и повышение квалификации преподавателей техникумов при губернских центрах как малоэффективные и открыть центральные курсы в Москве. Нецелесообразной признали подготовку землеустроителей среднего звена на краткосрочных курсах; было рекомендовано готовить их в техникумах. Согласно расчетам Земплана общая потребность России в землеустроителях в 1928 г. должна была составлять не менее 7170 человек, в том числе для губернского (областного) административно-технического аппарата — 200, уездного (окружного) — 200, в ревизорах— 150, участковых землеустроителях — 850, землеустроителях-исполнителях (оперативный состав) — 5770 человек (Там же.-С. 106-107). Для подготовки землеустроителей Наркомзем и Наркомпрос наметили следующие меры: увеличение числа специальных высших и средних землеустроительных школ с постепенной заменой их выпускниками работников землеустроительной службы низшей квалификации; увеличение приема и выпуска из этих учебных заведений; открытие временных курсов по программам средних специальных землеустроительных учебных заведений (от 2 до 8 мес) для пополнения землеустроительного персонала, не требующего специальной квалификации; обучение землеустроителей на различных курсах общего характера, способствующих повышению их политической сознательности и профессионального мастерства. К последним относились организованные в 1924—1925 гг.: краткосрочные курсы политграмоты и аграрной политики для землеустроителей в губернских и некоторых уездных (окружных) городах; нормальные повторительные курсы продолжительностью 2— 3 мес при землеустроительных вузах и техникумах. В результате к 1928 г. в землеустроительный службе работало уже примерно 7500 человек, из них 8 % имели высшее специальное образование, 52 % — среднее специальное (окончившие бывшие землемерные училища и недавно открытые землеустроительные техникумы), 32 % — низшее специальное образованием (курсы), 8 % — без специального образования [Косинский В. В. Столыпинская земельная реформа (1906—1916 гг.): Лекция. — М.: ГУЗ, 1998.-С. 108-109]. При выполнении землеустроительных работ за счет средств населения были установлены следующие ставки подесятинной оплаты: за отвод земель учреждениям и предприятиям, состоящим на госбюджете, — 50 коп.; за отвод земель учреждениям, организациям и предприятиям, состоящим на хозрасчете, а также за исполнение землеустроительных работ группового характера (выдел земли селениям и частям селений; образование поселков и выселков и разбивка на поля) — 75 коп.; за исполнение работ по переходу к широкополосице — 1 руб.; за исполнение работ по разверстанию целых селений на хутора и отруба — 1 руб.; за исполнение работ по выделам участков отдельным домохозяевам числом не более пяти, а также при единоличном землеустройстве в пригородных районах с огородной и садовой культурой — 1 руб. 90 коп.; за оформление существующих землепользовании, не требующих землеустройства, в порядке регистрации с производством лишь необходимых землемерных действий — 40 коп.; за исполнение всякого рода земельных экспертиз — 1 руб. 50 коп. за каждый рабочий день. Сверх указанной платы с заинтересованных сторон взимались прогонные деньги исполнителя работ по действительной стоимости проезда в оба конца. Кроме того, нужно было платить за изготовление землеотводных документов, выдаваемых землепользователям, а также за работы, выполняемые в натуре. Такие расходы большинству населения были не по силам, в связи с чем объем землеустроительных работ постепенно стал сокращаться. Контрольные вопросы и задания 1. Какие землеустроительные работы проводились в первые годы Советской власти? 2. Опишите структуру землеустроительной службы в 1919—1920 гг. 3. Перечислите основные положения о землеустройстве, содержащиеся в Земельном кодексе 1922 г. 4. Какие землеустроительные работы проводились в 1921 —1925 гг.? 5. Как осуществлялась подготовка землеустроительных кадров в 20-е годы? Глава 14 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ, ПРЕДВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1928—1954 гг.) 1. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В 1928—1937 гг. После образования в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик землеустройство стало регулироваться на основе союзного земельного законодательства. В этот период важнейшим нормативно-правовым документом по землеустройству стали «Общие начала землепользования и землеустройства», утвержденные ВЦИК СССР 15 декабря 1928 г. В инструкции 1928 г. по производству землеустроительных работ названы две формы землеустройства: межселенное и внутриселенное. Последнее, в свою очередь, делилось на четыре группы работ: а) землеустройство коллективных хозяйств; б)землеустройство групповое; в)землеустройство внутрихозяйственное; г)землеустройство обособленных хозяйств. В конце 20-х годов термин «внутрихозяйственное землеустройство» начал прочно входить в производственную, научную и учебную литературу по землеустройству (Инструкция по производству землеустроительных работ: Справочник землеустроителя. Т. II. — Издание землеустроительного сектора ЦДС. — М, 1928. — С. 80; УдачинС. А. Вопросы теории землеустройства. — М.: Гос. изд-во с.-х. лит-ры, 1955. — С. 74). Межселенное землеустройство охватывало два или несколько селений и было прообразом современного межхозяйственного землеустройства. Оно включало разграничение земель между смежными землепользованиями и установлением их площадей; в случае необходимости производилось перераспределение земель. Этот вид работ обычно осуществлялся по инициативе государства и за счет госбюджета. После завершения межселенного землеустройства и отвода земель пользователям производилась государственная запись землепользования (земельная регистрация) с оформлением документов на отведенные земли для отдельных земельных обществ и хозяйств. В ходе межселенного землеустройства устранялись также недостатки в размещении границ, производилось их спрямление, ликвидировались изломанность границ, вклинивания, вкрапливаиия, дальноземелье, чересполосица и др. (рис. 29). Внутриселенное землеустройство производилось с целью упорядочить использование земель внутри земельного общества или хо- Рис. 29. Устранение недостатков землепользования: / — до землеустройства; 2 — после землеустройства (д. Дичня Новосильского уезда Орловской губернии) зяйства. Его условно можно разделить на две категории: групповое и индивидуальное (по хозяйствам: коллективным, обособленным и др.). Впоследствии групповое внутриселенное землеустройство стало разновидностью межхозяйственного, а индивидуальное внутриселенное землеустройство вышло в состав внутрихозяйственного. Внутриселенное групповое землеустройство в то время было связано с наличием большого числа крестьянских хозяйств, тяготевших к селам, а также с необходимостью разбивки общинных земель для перехода к многопольному хозяйству и устранения внут-риселенных недостатков в использовании земли путем комассации угодий (сведения чересполосных земельных участков в крупные массивы, расположенные по возможности в одном месте). Внутриселенное индивидуальное (внутрихозяйственное) землеустройство проводилось с целью приспособления территории для нужд хозяйственного использования и включало: действия по разделению площади на угодья, угодий на севооборотные поля, полей на эксплуатационные участки; регулирование и распланирование дорожной сети (упразднение одних дорог, изменение их расположения, образование новых дорог); организация водоснабжения путем устройства прудов, колодцев и т. д.; регулирование водного режима местности, производство мелиоративных работ; разделение селитебной площади на кварталы с выделом полос земли под улицы, переулки, для торговых площадей, земельных насаждений и т.д., разделение кварталов на усадебные участки и т.д.; прочие мероприятия, необходимые для приспособления определенной площади (с учетом ее назначения) для конкретной цели или системы использования. Внутриселенное землеустройство сначала производилось по инициативе самих хозяйств за счет средств, которые они вносили в государственный бюджет по специальной таксе. Начиная с 1928 г., в период сплошной коллективизации (1928—1932), землеустройство в СССР было направлено в первую очередь на создание землепользовании колхозов и совхозов. Его характер определялся директивами XV съезда ВКП(б) к составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства, в которых указывалось на необходимость форсировать работу по внедрению коллективных форм хозяйствования. Если за период с 1919 по 1927 г. было землеустроено 5129 колхозов на площади 1410, 6 тыс. га, то только в полевую кампанию 1928 г. — 12 083 хозяйства на площади 3039, 4 тыс. га (Шулейкин Н. И. Землеустройство колхозов/Под ред. Д. П. Розита. — М.: Новая деревня, 1929.-С. 44-52). Во время коллективизации в связи с нехваткой специалистов-землеустроителей и необходимостью оперативного проведения работ по формированию землепользовании и организации территории вновь создаваемых коллективных хозяйств землеустройство проводилось упрощенными методами и носило характер земле-указаний. Землеуказания — это простейший вид землеустройства. В учебном пособии для землеустроительных техникумов того времени говорилось: «Составление проекта при землеуказании основывается на простейших добытых данных и должно отвечать потребностям текущих сельскохозяйственных кампаний в отношении расширения посевов, указания определенных мест сева, включительно до отдельных культур и установления севооборотов...». И далее: «землеуказание... предназначается для быстрого оформления землепользования вновь возникающих колхозов и совхозов» (Зырянов Н. Е., Афанасьев В. И. Землеуказания: Учеб. пособие. — М.; Л.: Сельхозгиз, 1931. — С. 25). При землеуказаниях новых геодезических съемок местности и обследований не проводилось, использовался планово-картографический материал прежних лет. Проведение землеустройства в виде землеуказаний было обусловлено определенным политическим (государственным) заказом, когда было необходимо в очень короткие сроки разрушить индивидуальное крестьянское землепользование и включить его в коллективные предприятия. Государственное землеустройство и земельная служба стали мощным орудием в руках правительства, обеспечившим земельный передел. При землеуказаниях 1930—1931 гг. строго соблюдался классовый принцип отвода земель, выражающийся в том, что колхозам отводились лучшие по качеству и ближе расположенные к селам земли, создавались благоприятные территориальные условия для расширения производства и организационно-хозяйственного их укрепления. Землепользования кулаков ограничивались минимальной потребительской нормой, а при выселении кулацких семейств их земли прирезались колхозам. Полностью подлежали ликвидации хуторское и отрубное землепользования как препятствующие коллективизации. Землеуказания выполнялись комиссиями в составе землеустроителя, агронома, представителя сельсовета, колхоза и земельного общества; привлекались также представители общественных, партийных и комсомольских организаций. Работа начиналась с выявления классового состава хозяйств, вступающих в колхоз, а также хозяйств, которые оставались вне его. Затем на плане или в натуре намечались границы будущих землепользовании колхоза и хозяйств, не вступивших в колхоз; решались также вопросы об установлении того или иного севооборота. Техническое оформление землеуказаний проводили землеустроительные партии или отдельные исполнители путем составления чертежей. Границы оформляли специальными протоколами. Как правило, при землеуказаниях применялся открытый способ отвода земель колхозу в каждом поле севооборота. При таком порядке установленный ранее севооборот не нарушался, а земли вновь принятых членов присоединялись простой прирезкой к землям колхоза в каждом поле севооборота. При землеуказаниях максимально использовался имеющийся планово-картографический материал различных масштабов; и только при его отсутствии применялись простейшие съемки. В связи с быстрыми темпами коллективизации и расширением колхозного землеустройства остро встал вопрос о способе землеустройства колхозов. В это время было много колхозов, которые Рис. 30. Проект землеустройства селения с отводом земель колхозу: / — в одном месте (/— V— поля земельного общества); 2 — в полях севооборота (I—VII— поля земельного общества; 1—7— поля колхоза) объединяли только часть крестьян селения. Существовало три основных способа их землеустройства (История земельных отношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочкова. — М.: Сельхозгиз, 1956.-С. 172-173). При первом способе пашня колхоза отводилась компактно к одному месту в виде отдельного массива, обособленно от земель, остававшихся в единоличном пользовании (рис. 30, поз. /). Тем самым колхозу сразу создавались территориальные условия для ведения отдельного самостоятельного хозяйства. В частности, была возможность ввести новый севооборот независимо от севооборота, который существовал в селении у единоличников, провести внутрихозяйственное землеустройство и т. п. Но тогда присоединение к колхозу новых крестьян с их участками почти всегда требовало проведения новых работ по землеустройству; это создавало определенные трудности для расширения коллективного хозяйства. При втором способе пашня колхоза отводилась не в виде обособленного массива, а в полях севооборота, который был общим для колхоза и для единоличников данного селения. Фактически вводился второй, параллельный севооборот с разделом каждого поля на 2 части (колхозную и крестьянскую). Такое земельное устройство показано на рис. 30, поз. 2; ясно, что хозяйственная самостоятельность колхоза в этом случае ограничивалась. Во всяком случае, такие важные вопросы, как введение нового севооборота и проведение связанного с ним землеустройства, приходилось решать по согласованию со всеми крестьянами селения. С другой стороны, присоединение земель к колхозу за счет вступления в него новых членов было простым и не требовало землеустроительных работ. При третьем способе земли единоличникам выделялись в полях колхозного севооборота, но без организации самостоятельного севооборота. Это было удобно как для единоличников, которые были не связаны между собой обязательствами селения и могли при благоприятных условиях выделиться на самостоятельное хозяйство, так и для колхоза, который мог безболезненно увеличить свои площади (рис. 31). Наряду с землеуказаниями в период сплошной коллективизации кустовым методом проводилось углубленное землеустройство сельскохозяйственных предприятий с охватом зоны деятельности машинно-тракторных станций (МТС). Его целью являлась организация земель для ведения крупного общественного хозяйства на базе техники МТС. Длительное время после коллективизации (фактически до конца 50-х годов) тракторов, комбайнов и другой техники не хватало, поэтому каждый колхоз в отдельности не мог иметь необходимый набор сельскохозяйственных машин и механизмов. Первая МТС была организована в 1927 г. в Березовском районе Одесского округа при совхозе им. Шевченко. Ей выделили 10 тракторов, и станция по договорам обрабатывала земли близлежащих 250 хозяйств. МТС стали широко создаваться в стране после специального постановления Совета труда и обороны от 5 июня 1929 г. «Об организации машинно-тракторных станций». Через МТС Советское государство стало также осуществлять централизованное распределение и использование техники в сельском хозяйстве. По данным Ф. И. Пальчикова, при углубленном землеустройстве зоны деятельности МТС решались следующие основные вопросы: выбор участка под усадьбу МТС; проектирование дорожной сети для связи усадьбы МТС с хозяйствами; организация севооборотных массивов и разбивка их на поля; выделение в полях севооборотов участков колхозам и индивидуальным крестьянским хозяйствам, если последние еще оставались. Зоны деятельности МТС устанавливались с учетом перспективного количества в них тракторов и площадей пашни обслуживаемых колхозов. В степных районах Украины оптимальным размером такой зоны считалось 50—60 тыс. га, в лесостепи — 40— 45 тыс., в Полесье — 25—30 тыс. га пашни. Оптимальный размер севооборотов составляет в степных районах 4—6 тыс. га, в лесостепных и полесских — 1, 5—2, 5 тыс. га пашни (Хлыстун В. Н., Пальчиков Ф. И. Земельные отношения и землеустройство. — М.: Колос, 1956.-С. 167). Проекты землеустройства МТС составлялись на топопланах местности (в полесских и лесостепных районах в масштабе 1: 10 000, а в степных — 1: 25 000), созданных на основе триангуляции и использования планово-картографического материала прошлых лет; лишь при их отсутствии проводились новые съемки. В 1930—1932 гг. землеуказания были произведены на площади в несколько сотен миллионов гектаров. В первой пятилетке было осуществлено землеустройство новых совхозов на площади 80 млн га. Внутрихозяйственное землеустройство совхозов заключалось в размещении центральных усадеб, дорог, водных сооружений, отграничений сельскохозяйственных угодий и разбивке пахотных земель на клетки. Оно было неполным и упрощенным, и в рамках его производство могло быть организовано и размещено только простейшим образом. Такой подход в то время объяснялся нестабильностью колхозного и совхозного землепользования, отсутствием опыта организации крупных сельскохозяйственных предприятий и их территорий; не было и надлежащей теории землеустроительного проектирования. Таким образом, в считанные годы характер землепользования в стране существенным образом изменился. Массовое объединение единоличных хозяйств в колхозы, организация большого числа новых совхозов привели к появлению землепользовании, которые могли успешно функционировать только при соблюдении их устойчивости. Для решения этого вопроса большое значение имело постановление ВЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов». Массовые работы по землеустройству на должном техническом (геодезическом) уровне, по установлению границ и площадей землепользования хозяйств и их юридическому оформлению были проведены в соответствии с постановлением СНК СССР от 7 июля 1935 г. «О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей». В результате этого за 3 года 236 тыс. колхозов получили государственные акты, закрепившие свыше 500 млн га земель. В процессе этих землеустроительных работ были устранены также имевшие место недостатки в виде чересполосицы, дальноземелья, вклинивания и др. Процесс коллективизации сельского хозяйства к 1937 г. практически завершился. В колхозы и совхозы было вовлечено 93 % общего числа крестьянских хозяйств. В связи с созданием крупных по земельной площади колхозов и совхозов возникла необходимость их организационного и экономического укрепления, способствующего налаживанию производства продукции. Центр тяжести землеустройства постепенно начал перемещаться в сторону территориальной организации общественного производства сельскохозяйственных предприятий. С 1933 г. в колхозах и совхозах страны были начаты работы по введению и освоению севооборотов. В этот период землеустройство сельскохозяйственных предприятий было направлено в основном на организацию территории пахотных земель — установление площадей севооборотов, размещение полей и бригадных участков. Основные задачи внутрихозяйственного землеустройства были следующими: создание территориальных условий для эффективного использования земли и повышения урожайности колхозных и совхозных полей; ликвидация земельной обезлички, территориально правильная организация рабочих участков каждой бригады и звена; укрепление кормовой базы общественного животноводства; создание условий для наиболее эффективного использования машинно-тракторного парка и других средств производства; создание условий для рационального проведения строительства в колхозах и совхозах. Проекты внутрихозяйственного землеустройства теперь требовали сложных инженерно-технических и землемерных действий, для их подготовки нужны были знания и специальная подготовка. Они во многом определяли эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях и представляли собой проекты организации производства и территории (рис. 32). С переходом к сплошной коллективизации землеустройство единоличных крестьянских хозяйств практически прекратилось, за исключением некоторых национальных районов и отдельных районов потребляющей полосы, где коллективизация еще не получила широкого развития. Главной задачей становилось землеустройство колхозов и совхозов. Межселенное и внутриселенное землеустройство соответственно сменялось межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством (двумя основными его видами). Межхозяйственное землеустройство понималось как устройство одновременно нескольких землепользовании. Основным его содержанием стало образование новых и улучшение существующих землепользовании крупных сельхозпредприятий. Вместе с тем оно создавало основу для органически связанного с ним внутрихозяй- ственного землеустройства, основным содержанием которого стали организация и размещение элементов земельного устройства колхозов и совхозов. Коллективизация и связанное с ней создание ряда общесоюзных производственных организаций (трактороцентр, зернотрест и др.) требовали сосредоточения руководства аграрным сектором в одном общесоюзном центре; с этой целью в 1930 г. был образован Народный комиссариат земледелия СССР. На Наркомзем СССР кроме других функций возлагалось общее руководство землеустройством. Оперативная работа в этой сфере выполнялась землеустроительным аппаратом отдельных республик. В РСФСР был образован специальный Государственный землеустроительный трест (Госземтрест), просуществовавший до 1932 г. На него возлагались землеустройство колхозов и совхозов, выявление и подготовка земельных фондов для переселения, отвод земель для специальных целей несельскохозяйственного назначения и др. Аналогичные тресты были организованы в Белоруссии и Узбекистане. 2. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПРЕДВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1938—1954 гг.) В конце 30-х годов большое внимание уделялось развитию и углублению внутрихозяйственного землеустройства колхозов и совхозов, которое было основой введения правильных севооборотов и улучшения использования земли. На XVIII съезде ВКП(б), состоявшемся в 1939 г., прямо указывалось на необходимость «ликвидировать запущенность землеустроительных работ и упорядочить дело землеустройства в колхозах; перевести землеустроительные работы на государственный бюджет». В конце войны и первые годы восстановительного периода (1944—1949) в районах, подвергшихся оккупации, были проведены большие работы по восстановлению колхозного и совхозного землепользования, выдаче хозяйствам актов на право пользования землей, возобновлению земельно-учетных документов. Внутрихозяйственное землеустройство в это время в основном заключалось во введении обоснованных севооборотов. К концу 1948 г. севообороты были введены в 173 тыс. колхозов (72, 9 % их общего числа). Одним из направлений политики государства в послевоенный период стало укрупнение мелких колхозов с целью создания условий для повышения производительности сельскохозяйственной техники и концентрации производства. С 1950 по 1954 г. основным видом землеустроительных работ были объединение землепользовании мелких сельскохозяйственных артелей в более крупные и организация их территории. В период сплошной коллективизации объединение крестьян в колхозы ограничивалось, как правило, пределами одного селения, которые во многих регионах были небольшими. Более того, и в крупных селениях, где чаще всего создавали не один, а два-три колхоза и более, они были мелкими. По состоянию на 1 января 1938 г. средний размер колхоза по земельной площади составлял 1500 га. Наиболее крупными были колхозы в зерновых районах (в Ростовской области их средний размер достигал 3700 га). Значительно меньше были хозяйства в районах с преобладанием технических культур. Например, колхозы Калининской области имели в среднем 483 га, Ленинградской области— 125 га пашни. Было немало и очень мелких колхозов, всего в 5—10 дворов. Поэтому в начале 50-х годов было проведено межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство, связанное с их укрупнением (рис. 33). Межхозяйственное землеустройство заключалось в образовании крупных землепользовании, устранении их недостатков (чересполосица, вклинивания, вкрапливания, изломанность границ и т. д.) и выдаче хозяйствам новых государственных актов на право пользования землей. В целях устранения недостатков землепользовании и их границ допускался равновеликий обмен землями между колхозами, разрешалась передача колхозам вкрапленных в их землепользования участков (площадью до 100 га) гослес-фонда, государственных организаций и учреждений. Во многих случаях проводилось механическое объединение нескольких колхозов в один (рис. 34). Вслед за межхозяйственным осуществлялось внутрихозяйственное землеустройство укрупненных колхозов. При этом решались следующие вопросы: изменение состава и соотношения отраслей; организация производственных бригад и закрепление за ними земель; размещение населенных пунктов и хозяйственных центров; пересмотр ранее введенных севооборотов, устройство территории угодий и севооборотов. Внутрихозяйственное землеустройство укрупненных колхозов существенно отличалось от землеустройства прежних мелких хозяйств. Так, по-новому решался вопрос о размещении производственных центров. В мелких колхозах-селах имелся, как правило, один такой центр, который совпадал с жилой зоной селения. После укрупнения во многих хозяйствах оказалось несколько селений и большое количество разбросанных по территории мелких производственных центров, что доставляло значительные неудобства (в частности, было невозможно организовать по-настоящему крупное производство). Поэтому возникла необходимость по-новому разместить производственные центры. С этой целью, как правило, одно из самых крупных селений превращалось в главную усадьбу колхоза; в нем сосредоточивались управление хозяйством и культурно-бытовое обслуживание. Здесь же размещался главный производственный центр, поблизости концентрировались основные отрасли производства. На базе других селений формировались остальные производственные центры, выделялись земельные массивы бригадам, проектировались севообороты, осуществлялось устройство территории пашни, многолетних насаждений и кормовых угодий. Общее число колхозов резко уменьшилось: в 1940 г. их было 236, 9 тыс., в 1950 — 123, 7 тыс., а в 1954 г. осталось только 87, 5 тыс. Заметно увеличились их размеры по площади обрабатываемых земель и поголовью общественного скота. Рис. 34. Проект объединения группы мелких колхозов в один крупный (Горецкий район Могилевской обл.): 1~ до объединения; 2—после него Развитие крупного общественного производства потребовало внедрения в сельское хозяйство достижений науки и передового опыта, дальнейшего развития землеустройства. Наряду с организацией угодий и традиционных севооборотов более полно начала разрабатываться организация кормовых и специальных севооборотов, а также пастбищ, многолетних насаждений и сенокосов. Все эти вопросы вошли в состав элементов проекта внутрихозяйственного землеустройства. Тогда же было обосновано и окончательно сформировалось полное содержание внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий. Контрольные вопросы и задания 1. Какие виды землеустройства преобладали в 1928—1937 гг.? 2. На какие группы работ делилось внутриселенное землеустройство? 3. Опишите порядок землеустройства в форме землеуказаний. 4. Какие способы землеустройства колхозов существовали во время коллективизации? 5. Какие особенности были характерны для межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства в послевоенный период? Глава 15 СОВЕТСКОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В 1954—1990 гг. 1. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПЕРИОД ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ (1954—1965 гг.) В истории нашей страны было несколько этапов освоения целины, но до конца XIX в. осваивались небольшие площади и в основном в заселенных зонах. Препятствовали развитию окраин России недостаток трудовых ресурсов и слабая энерговооруженность. На 100 км2 в европейской части России приходилось в среднем 2, 5 человека, а на окраинах — от 0, 5 до 0, 001 человека. С 1918 по 1941 г. было освоено 8, 5 млн га новых земель в Уральском регионе, Воронежской, Куйбышевской областях, Центрально-Черноземной зоне. В предвоенные годы Правительство СССР приняло решение о продолжении освоения целинных земель и выполнении работ по внутрихозяйственному землеустройству во вновь образованных сельскохозяйственных предприятиях. Работы по организации территории этих хозяйств выполнялись землеустроителями. В первые послевоенные годы постановлением Совета Министров СССР «О расширении посевных площадей и повышении урожайности зерновых в восточных районах СССР» (1946 г.) была определена задача увеличения площадей пахотных земель в районах Сибири и Дальнего Востока на 6, 5 млн га. Данные о возможностях расширения пахотных земель подготовила землеустроительная служба. На февральском—мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» была определена Программа нового массового этапа освоения и заселения целинных земель в районах Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Казахстана. После пленума развернулось движение за освоение целинных и залежных земель, подъем сельского хозяйства. В связи с необходимостью решения важнейшей государственной задачи того времени — выявления и освоения целинных и залежных земель и организации на них новых совхозов —в 1954—1955 гг. проводились крупные землеустроительные работы. В результате в восточных и юго-восточных районах страны площадь пахотных земель увеличилась с 190, 2 млн га в 1953 г. до 222, 2 млн га в 1960 г. Специально организованными комплексными землеустроительными экспедициями в восточных районах страны было обследовано в сравнительно короткий срок около 300 млн га земельных угодий и выявлено более 42 млн га пахотопригодных земель. Обследование проводили специальные бригады маршрутно-реког- носцировочным методом. Для этого из разных областей привлекались землеустроители, почвоведы, агрономы и другие специалисты (в 1954 г.— около 4 тыс., в 1955 г.— 5 тыс. и в 1957 г.— 2, 5 тыс.). При освоении и использовании целинных и залежных земель были допущены ошибки. Наряду с относительно плодородными землями были распаханы большие площади солонцов и легких песчаных почв, подвергающихся ветровой эрозии и дающих низкие урожаи. Однако в целом освоение новых земель явилось важным мероприятием по увеличению производства зерна в стране. Первоочередными работами по организации новых колхозов и совхозов на целине были: отбор земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, и установление границ землепользования вновь образуемых сельскохозяйственных предприятий; размещение производственных участков и усадебных центров; установление границ производственных участков и усадебных центров; установление границ производственных подразделений и хозяйственных центров; определение типов и видов севооборотов, их размещение; проектирование магистральной дорожной сети; устройство территории севооборотов; проектирование магистральных дорог общего назначения. Отбор пахотопригодных земель в новых хозяйствах проводился с соблюдением специально разработанных указаний. Всего за 1954—1961 гг. было освоено 41, 8 млн га новых земель и организовано более 3 тыс. совхозов. В первые два года (1954—1955) в сельскохозяйственный оборот в целом по стране было вовлечено 33 млн га земель, в том числе в Казахской ССР—18 млн и в РСФСР — 14, 2 млн га (Народное хозяйство СССР// Стат. сб.— М.: Госстатиздат, 1956. — С. 117). В общем объеме землеустроительных работ в это время преобладало межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство новых совхозов в связи с организацией в них сельскохозяйственного производства, новым строительством и организацией территории. За пять лет (1954—1958) в СССР межхозяйственное землеустройство было проведено в 12 855 хозяйствах, а внутрихозяйственное — в 28 102 колхозах и совхозах. Кроме того, землеустроительными органами была организована территория 25, 7 млн га пастбищ и 385 тыс. га садов и виноградников, проведено почвенное обследование земель на площади 139 млн га. Проводились и другие работы: наземные съемки, дешифрирование сельскохозяйственных угодий, корректировка планов, составление сводных планов и карт МТС, районов и областей. 2. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В 1965—1990 гг. К середине 60-х годов многие сельскохозяйственные предприятия превратились в крупные по площади хозяйства, хорошо оснащенные техникой и производственными фондами. В 1965 г. в среднем на колхоз приходилось 6, 1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 2, 9 тыс. га посевов, а на совхоз — 24, 6 тыс. га сельскохозяйственных угодий и 7, 6 тыс. га посевов. Однако ощутимых результатов в увеличении производства продукции сельского хозяйства получено не было. Экстенсивные методы ведения сельскохозяйственного производства не обеспечивали планируемых приростов урожайности культур и продуктивности животных. В соответствии с решениями мартовского (1965г.) Пленума' ЦК КПСС начали осуществляться меры по подъему сельского хозяйства и его интенсификации. Одним из важнейших факторов интенсификации сельского хозяйства является мелиорация. На майском (1966 г.) Пленуме ЦК КПСС была выдвинута Программа развития мелиорации земель. В ходе ее выполнения площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий в колхозах и совхозах увеличилась на 5 млн га, осушенных — на 2, 9 млн га. В связи с широким распространением эрозии почв и необходимостью борьбы с ней ЦК КПСС и Совет Министров СССР 20 марта 1967 г. приняли постановление «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии». В соответствии с ним внутрихозяйственное землеустройство в районах проявления эрозии почв было направлено на противоэрозионную организацию территории сельскохозяйственных предприятий и осуществление комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий. На основе проектов землеустройства было посажено 86, 3 тыс. га полезащитных лесных полос, проведено террасирование склонов на 6, 1 тыс. га, построено гидротехнических сооружений на 466 млн руб. (Вервейко А. П. Научные основы землеустройства: Учеб. пособие. - Харьков, 1980. - С. 46). В РСФСР землеустройство в это время проводилось на основе постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах» (СП РСФСР. — 1966.— № 11.— С. 51). Министерство сельского хозяйства СССР 27 мая 1968 г. утвердило Основные положения землеустройства, которыми были определены задачи, содержание и общий порядок проведения землеустройства в стране. Общее руководство работами возлагалось на Министерство сельского хозяйства СССР, непосредственное руководство — на Главное управление землепользования и землеустройства этого министерства через управления (главные управле- ния) землепользования и землеустройства министерств сельского хозяйства союзных республик, а научно-методическое руководство — на Государственный научно-исследовательский институт земельных ресурсов, организованный в 1968 г. В союзных и автономных республиках, краях и областях организация землеустройства осуществлялась управлениями (отделениями) землепользования и землеустройства, а проводилась проектными институтами по землеустройству (гипроземами). Гипро-земы, их филиалы и экспедиции выполняли все виды землеустроительных работ: образование, реорганизацию и упорядочение землепользовании, выявление новых земель для освоения и трансформации угодий, внутрихозяйственное землеустройство колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также необходимые для этих целей изыскательские, обследовательские, съемочные и другие работы. В конце 60-х годов в СССР была проведена кодификация союзного и республиканского законодательств о земле. В декабре 1968 г. Верховным Советом СССР утверждены Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. В соответствии с ними были приняты земельные кодексы союзных республик. К началу 1967 г. из 51 834 сельскохозяйственных предприятий в стране было землеустроено 38 373, то есть 74 %. В проведении землеустройства нуждались еще более 10 тыс. хозяйств, занимающих площадь, превышающую 200 млн га. Большие объемы работ предстояло выполнить по защите земель от эрозии и в связи с необходимостью осуществления природоохранных мер. В 70-е годы задачи землеустройства еще более усложняются. С 1972 г. землеустроительные органы начали разработку Генеральной схемы использования земельных ресурсов СССР на перспективу. Генеральные схемы стали разрабатываться и по союзным республикам. Проектные институты по землеустройству на основе указаний, утвержденных в 1972 и 1977 гг., начали составлять схемы землеустройства областей, краев, АССРы административных районов. Схемы послужили основой для определения перспектив развития народного хозяйства и организации рационального использования земли. В эти годы возрастает значение землеустройства в России. Постановлением Совета Министров «Об улучшении организации выполнения и повышении качества проектно-изыскательских работ по землеустройству» (1975 г.) на базе республиканского проектного института по землеустройству (Росгипрозем) было организовано Всероссийское производственное проектное объединение по использованию земельных ресурсов (Росземпроект, директор А. 3. Родин), имеющее в своем составе зональные проектные институты, их филиалы и изыскательские экспедиции. На Росземпроект и его подразделения были возложены следующие задачи: участие в разработке схем размещения сельскохозяйственного производства; составление долгосрочных прогнозов использования земельных ресурсов на основе перспектив развития и размещения сельскохозяйственного производства, а также других отраслей народного хозяйства; осуществление инвентаризации земель с определением их качественного состава и возможности вовлечения новых земель в сельскохозяйственное использование; проведение земельно-оценочных работ, связанных с введением государственного земельного кадастра; разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, улучшению сельскохозяйственных угодий, созданию культурных пастбищ, освоению новых земель; обследование в районах Крайнего Севера геоботанических, других условий и разработка на их основе проектов распределения между землепользователями оленьих пастбищ и охотничьих угодий с внутрихозяйственной организацией территории; проведение топографических съемок, почвенных, геоботанических и других обследований, необходимых для разработки про-ектно-сметной документации по землеустройству, ведения государственного учета земельного фонда и т. д. Росземпроект, имеющий в своем составе 12 зональных проектных институтов и более 70 предприятий, расположенных в различных субъектах Российской Федерации, насчитывающий более 12 тыс. работников, внес существенный вклад в землеустройство. Значительные объемы работ по формированию землепользовании хозяйств и их систем, совершенствованию структуры производства, организации территории выполнили землеустроительные органы во исполнение постановления ЦК КПСС «О дальнейшем развитии специализации и концентрации и агропромышленной интеграции» (1976 г.), постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса» и «О мерах по совершенствованию экономического механизма и укреплению экономики колхозов и совхозов». На 1 января 1984 г. в нашей стране функционировало 3109 районных агропромышленных объединений, включающих 95 975 предприятий и организаций, в том числе сельскохозяйственных — 50 435, промышленных — 7849, обслуживающих сельское хозяйство—19587 и строительных —7361 (СССР в цифрах в 1984 году. — М.: Финансы и статистика, 1985. — С. 15). Число межхозяйственных предприятий, организаций и объединений увеличилось до 9, 9 тыс., в том числе межхозяйственных предприятий — до 2 тыс., а их основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения возросли до 5895 млн руб. В связи с углублением и изменением специализации хозяйств, усилением концентрации производства, формированием районных агропромышленных комплексов значительно возросла роль схем землеустройства районов, а также проектов внутрихозяйственного землеустройства, создающих территориальную основу для рациональной организации и размещения агропромышленного производства. Проекты внутрихозяйственного землеустройства стали приобретать все более комплексный характер. В них начали на научной основе решаться не только вопросы организации территории, но и вопросы, связанные с организацией системы хозяйства, проектированием комплекса мелиоративных, природоохранных и проти-воэрозионных мероприятий. Эти проекты послужили основой для последующего составления рабочих проектов на конкретные участки, где требуются рекультивация земель, направленное повышение плодородия почв, мелиорация солонцов, культуртехнические мероприятия, коренное улучшение угодий, сельскохозяйственное освоение земель, строительство инженерных сооружений (дорог, противоэрозионных, гидротехнических и противоселевых устройств, прудов, лиманов, водоемов и др.), закладка садов, виноградников, террасирование склонов и др. Рабочие проекты позволили колхозам, совхозам, другим землепользователям хозяйственным способом и с помощью подрядных строительных организаций поэтапно осуществить все разработки, предусмотренные в проектах межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Число разрабатываемых схем и проектов землеустройства с 1971 по 1985 г. значительно возросло (табл. 23). Содержание и стоимость работ по составлению схем и проектов землеустройства
|