![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Землеустроительные работы в период военного коммунизма, тыс. дес.
Вид работ 1919 г. 1920 г.
Окончание работ по распределению земель Подготовка волостных отводов и дач разверстания Отводы земель волостям Разверстание волостей и специальных дач разверстания Отвод земель: совхозам колхозам государственным учреждениям Уничтожение чересполосицы и дальноземелья Итого
Как видно из табл.21, в 1919г. землеустроительные работы были выполнены на площади 21 млн га (19, 3 млн дес), в 1920 г. — на 23, 7 млн га (21, 7 млн дес). План на 1919 г. предусматривал землеустройство 45 млн дес. Прежде всего намечался отвод земель совхозам и коллективным хозяйствам, государственным учреждениям и предприятиям, предполагалось также приступить к отводу земель волостям и разверстанию земель между отдельными сельскохозяйственными объединениями. Но для выполнения этих работ не хватало ни специалистов, ни геодезических инструментов, ни планово-картографического материала. Столь грандиозного землеустройства дореволюционная Россия никогда не знала. Поэтому фактический объем выполненных работ оказался гораздо меньшим. В 1920 г. с учетом опыта предыдущего года силы были сосредоточены в районах с наиболее сложными и запутанными земельными отношениями, в первую очередь в основных земледельческих губерниях. Работы организовывались так, чтобы их можно было завершить в том же 1920 г. В Положении о социалистическом землеустройстве была поставлена задача способствовать обобществлению единоличного землепользования. По мере решения этой задачи за период с 1918 по 1921 г. число коммун возросло с 975 до 3313, сельскохозяйственных артелей — с 604 до 10 185, товариществ по совместной обработке земли — с 622 (в 1919 г.) до 2514. В 1921 г. всего было коллективизировано 227, 9 тыс. крестьянских дворов (около 1 %), а земельная площадь обобществленных хозяйств составляла 1223, 4 тыс. дес. Возросло и число совхозов — с 3101 до 4391, их общая площадь превысила 2 млн дес. В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам. Перед революцией главным землеустроительным учреждением России была Межевая часть, входившая в состав Министерства юстиции. Заведование всеми межевыми учреждениями лежало на управляющем Межевой частью, при котором состояло центральное управление. На местах основную роль выполняли губернские чертежные, входившие в состав губернских правлений; при них имелись межевые архивы, где хранились все межевые дела данной губернии. Еще в 1905 г. было образовано Главное управление землеустройства и земледелия, а в 1906 г. — Комитет по землеустроительным делам в центре, губернские и уездные землеустроительные комиссии на местах. Непосредственное ведение всех землеустроительных дел было возложено на уездные комиссии и их непременных членов. При каждой губернской комиссии состоял технический штат производителей землеустроительных работ — старших землемеров и землемеров. Весь технический персонал подчинялся губернскому землемеру, который и заведовал землеустроительными работами. После Февральской революции постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. были учреждены земельные комитеты «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер». Во главе земельных комитетов стоял Главный земельный комитет, затем шли губернские, уездные и волостные. Структура комитетов и их состав отличались большой пестротой, в них включали представителей различных партий, крестьянских организаций, местной администрации. Впрочем, эти комитеты продержались недолго; уже летом 1917 г. «землеустройство» превратилось в массовый стихийный захват крестьянами помещичьих земель, скота и инвентаря. В связи с предпринятой Советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью (постановлением Наркомюста от 11 декабря 1917г.) было передано в ведение Наркозема, созданного на базе бывшего Министерства земледелия. Вместе с данным управлением были переданы и подчиненные ему местные межевые учреждения: Межевая канцелярия в Москве, губернские и областные чертежные (61), межевые комиссии для размежевания башкирских земель (в городах Уфе, Перми и Оренбурге), комиссии для ограничения земель Забайкальского казачьего войска (в Чите) и Закавказская межевая часть в составе межевых учреждений пяти губерний Закавказья [Кириллов И. А. Очерки землеустройства за три года революции (1917—1920).— Петроград: Наркомзем, 1922. — С. 19—21]. Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения — Константиновский межевой институт и 14 землемерных училищ — были выделены из состава управления и переданы и Наркомпрос. Из-за несоответствия устройства и порядка деятельности Управления межевой частью новым условиям названное управление приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено и вмес- то него для объединения и направления деятельности местных межевых учреждений и землемерных организаций образован Центральный землемерно-технический отдел (1ДЗТО). Функции и организационное устройство отдела были определены в Положении об отделе, утвержденном наркомом земледелия А. Л. Коллегаевым 20 января 1918 г. Возглавлял отдел совет в составе заведующего, двух представителей от общества межевых инженеров и четырех человек от Всероссийского союза землемеров. Заведующим отделом в 1918—1927 гг. был Н. П. Рудин, который в начале марта 1918 г. вместе с несколькими сотрудниками переехал из Петрограда в Москву. Подбор основного рабочего персонала отдела (преимущественно из межевых инженеров) был завершен во второй половине февраля 1918 г. С этого времени предварительная разработка и последующее осуществление мер по организации землеустройства фактически сосредоточились в ЦЗТО под руководством коллегии Наркомзема и Главного земельного совета (ликвидированного 9 августа 1918 г. постановлением коллегии Наркомзема). На Наркомзем правительство возложило задачи по осуществлению земельной реформы в связи с национализацией земли, поэтому в структуре комиссариата помимо ЦЗТО существовали также отдел текущей земельной политики, занимавшийся преимущественно проведением временного уравнительного распределения нетрудового земельного фонда, и переселенческое управление, выяснявшее возможности колонизации (переселения). В декабре 1918 г. состоялся Первый Всероссийский съезд земельных отделов, комитетов бедноты и сельскохозяйственных коммун, которым был взят курс на коллективизацию земледелия и выработан Проект положения о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденный 14 февраля 1919 г. Уже 3 мая 1919 г. для осуществления намеченного и организации социалистического землеустройства при Наркомземе создается Центральный отдел землеустройства (ЦОЗ), объединивший ЦЗТО, переселенческое управление и отдел землеустройства (циркуляр ЦОЗ, № 10 от 3 мая 1919 г.). Во главе отдела стоял заведующий и коллегия в составе руководящих работников отдела. 10 мая 1919 г. Наркомземом было также утверждено Положение о Губземотделы организовывали земельные преобразования в пределах губерний и состояли из управления общими делами и подотделов: землеустройства, сельского и лесного хозяйства. Подотделы землеустройства разделялись на отделение землеустройства, землемерно-техническую часть, земельно-учет- ное и переселенческое отделение (открывалось при необходимости). В уездах землеустройство осуществлялось уездными земельными отделами исполкомов со структурой, аналогичной губземот-делам. Исполнительным органом отдела был подотдел землеустройства. На волостные земельные отделы возлагалось исполнение распоряжений высших земельных органов и содействие им в проведении в пределах волости необходимых мероприятий. Работающие в волости специалисты, командированные уездным или губернским земотделами или центральными отделами Наркомзема, участвовали в заседаниях волостного земельного отдела по касающимся их вопросам с правом решающего голоса. Возлагаемые на сельские советы обязанности по проведению в жизнь земельной реформы и по организации сельского хозяйства на социалистических началах исполнялись ими под непосредственным контролем и руководством волостных и уездных земотделов. Губернские мелиоративные (гидротехнические) или другие подотделы временно передавались подотделам землеустройства. Поддержание постоянной живой связи между центральными и местными землеустроительными органами возлагалось Особым наказом от 19 мая 1919 г. на инструкторов по землеустройству, представлявших отчеты о своей деятельности непосредственно в цоз. Предполагалось, что заведующими отделами и отделениями губернских и уездных землеустроительных и земельно-технических подразделений, а также их заместителями (помощниками) должны быть межевые инженеры или техники с высшей подготовкой по межевой или геодезической специальности. В исключительных случаях при невозможности подыскать кандидата с означенной подготовкой допускалось должность заведующего и его помощника замещать техником со средней землемерной подготовкой. Заведующие геодезическими и картографическими работами в губерниях, их помощники и геодезисты должны были назначаться Наркомземом из лиц, имевших высшую геодезическую подготовку. Все прочие должности по губернской землемерно-технической части могли замещаться лицами, прошедшими специальную землеустроительную подготовку по решению Наркомзема. Таким образом, новая система землеустроительных органов требовала солидного кадрового обеспечения. В это время уже четко проявилась тенденция разделения межевиков по двум направлениям: землеустроительному (осуществление земельной реформы, перераспределение земель, рациональное устройство территории, образование новых и упорядочение существующих землевладений и землепользовании и т. д.) и геодезическому (то-пографо-геодезическое и картографическое обеспечение земле- устроительных работ). Поэтому наряду с ЦОЗ при Наркомземе с 1919 г. было создано также Высшее геодезическое управление как самостоятельный государственный орган по изучению территории России в топографическом отношении. Постановлением коллегии Наркомзема от 3 марта 1921 г. ЦОЗ был преобразован в Центральное управление землеустройства (Центрозем), которое после включения в его состав в июле 1921 г. отдела сельскохозяйственной мелиорации было преобразовано в Центральное управление землеустройства и мелиорации, или Центрмелиозем (Российский государственный архив экономики, ф. 478, оп. 35, д. 40, л. 54—57; д. 198, л. 244). Для осуществления положений Декрета о земле правительство сделало ставку на ускоренную подготовку землеустроителей. По данным Наркомзема, для проведения земельных преобразований в России в 1919—1921 гг. требовалось не менее 4, 5—5 тыс. землеустроителей со специальным образованием, фактически же их в 1919 г. насчитывалось чуть более 3 тыс. Средний годовой выпуск межевых инженеров в Московском межевом институте в 1917— 1919 гг. составил только 17 человек, поэтому был взят курс на форсированное развитие землеустроительного образования, центром которого стал Московский межевой институт (преемник Констан-тиновского межевого института). 2. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В 1921—1927 гг. В 1921 —1927 гг. крен в аграрной политике России был вновь взят на поддержку мелких крестьянских хозяйств. На основании решений XIII съезда ВКП(б) по индивидуальному сектору были произведены: устранение недостатков землепользования на площади 83, 4 млн га; разделение землепользовании крупных селений на площади 30, 5 млн га; ликвидация узко-, много- и мелкополоси-цы с разверстанием земель на поля севооборотов на площади 29, 6 млн га. Несмотря на сокращение числа коллективных хозяйств, в этот период были произведены земельно-хозяйственное устройство объединений с товарищеской формой землепользования на площади 4, 4 млн га, землеустройство совхозов и государственных земельных имуществ соответственно на 4, 7 и 7, 1 млн га (История земельных отношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочко-ва. — М.: Сельхозгиз, 1956. — С. 8). В рамках экономических преобразований 20-х годов землеустройству отводилась значительная роль. Формулируя его основные задачи в период восстановления народного хозяйства страны, Д. Зайцев писал: «Большое значение имеет вопрос землеустройства сельскохозяйственных коллективов. На него нужно на ме- стах обратить особое внимание. Ибо землеустройство в их экономическом развитии играет решающую роль, а до тех пор, пока не землеустроен тот или иной коллектив, он не может фактически организовать многопольный севооборот и перейти к интенсификации всего хозяйства». Член Наркомзема профессор П. А. Месяцев указывал: «Землеустроитель, агроном и партийный работник — вот три силы, которые, действуя одновременно и в копта к те, смогут обеспечить нормальные условия для быстрого разни гни производительных сил земледелия». Все признавали важность земельного вопроса, а также то, что для проведения земельных преобразований нужен основной за кон — Земельный кодекс. В 1921 — 1922 гг. вопросы регулировании земельных отношений и землеустройства трижды обсуждались на всероссийском уровне: в декабре 1921г.— на I Всероссийском съезде земельных органов по вопросам земельной политики и землеустройства; в феврале 1922 г. — на Всероссийском съезде землеустроителей и мелиораторов; в марте 1922 г.— на Вссрос сийском съезде агрономов. Наркомзему было поручено разработать новый земельный закон, учитывающий все необходимые изменения, вытекающие из условий новой экономической политики и требований ускорен ного развития сельскохозяйственного производства. В соотпег ствии с этим в мае 1922 г. III сессией ВЦИК был утвержден Закон о трудовом землепользовании, а 30 октября 1922 г. IV сессией ВЦИК принят и с 1 декабря 1922 г. введен в действие Земельный кодекс РСФСР. В этом кодексе были специальная часть III о чем леустройстве и переселении и самостоятельный раздел о землеустройстве. Его главной задачей считались упорядочение существующих землепользовании и образование новых соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности. Кодекс регламентировал следующие землеустроительные действия: а) отвод земель, предоставляемых в пользование государствен-ным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и im селениям городского типа, объединениям трудовых землсдеш.пеи, а также на особых условиях (аренды, концессии и пр.) иным уч реждениям, обществам и лицам; б)образование земельных фондов специального назначении (переселенческого, концессионного, лугового и др.) и иеречпеие ние угодий из одного фонда в другой; в) изъятие земель для государственных и общественных малой г) установление городской черты; д) раздел земель, состоящих в пользовании земельных общее in; 2." ' торские либо отрубные участки; раздел земель обособленных трудовых земледельческих хозяйств (дворов); е) устранение или уменьшение чересполосности отдельных ж) положение, перемещение или упразднение дорог, предостав з) распланирование сельских мест поселения; под общим наблюдением, руководством и контролем Народного комиссариата земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномоченных землемеров-землеустроителей. Землеустроительные действия производились по инициативе землеустроительных учреждений в следующих случаях: а) образования и изменения состава земельных фондов специ б) признания землеустроительными учреждениями необходи С принятием Земельного кодекса предусматривалось все землеустроительные действия осуществлять только на основании проектов землеустройства. При этом ст. 179 предписывалось производить землеустроительные дела в следующем порядке: 1) возбуждение землеустроительного дела; 2) подготовка землеустроительного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства; 3) утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков; 4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов. В период 1921 —1925 гг. выполнялись также работы по межсе-ленному и внутриселенному землеустройству, устройству государственных земельных имуществ (табл. 22).
|