![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние вида землевладения на состав земельных угодий (по данным писцовых
книг, 1570-1590 гг.)*
* Шулейкин И. Д. История русского землеустройства (в материалах и документах). — М.; Л.: Сельхозгиз, 1930. — С. 19. Сравнительно эффективное использование черных земель объяснялось заинтересованностью свободных крестьян в их обработке, стремящихся обеспечить себя всеми необходимыми средствами к существованию. Уже к середине XVI в. землевладение, землепользование и земельные отношения в России оказались сильно запутанными. Отсутствовала ясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных, монастырских, церковных, крестьянских земель; не были описаны и распределены обширные земли, присоединенные к России в первой половине XVI в. Необходимо было установить, кто, какими землями и на каком основании владеет, какие площади можно предоставить служилым людям, как пополнять казну за счет перераспределения земель. С этой целью государство приступило к осуществлению специального вида землеустроительных и земельно-учетных работ, которые получили название писцовые межевания. Это был первый и основной вид землеустроительной деятельности, организованной государством и финансировавшейся из государственной казны. Она отражала главное направление тогдашней земельной политики — укрепление поместного землевладения. Контрольные вопросы и задания 1. Как формировались земельные отношения в период возникновения Древнерусского государства? 2. Какие виды разграничения земель существовали в Древней Руси? 3. Чем была вызвана необходимость межевания земель? 4. Назовите первые межевые знаки славян. 5. Перечислите виды землевладений, существовавшие в Русском государстве в XV-XV1 вв. Глава 8 ПИСЦОВЫЕ МЕЖЕВАНИЯ (1550—1684 гг.) 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ. ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ Наведение порядка в использовании земель потребовало от государства проведения специальных работ, которые получили название «писцовые описания». Поскольку при этом осуществлялся целый комплекс землеустроительных действий по учету земель, установлению границ, оценке качества земель, правовому оформлению участков, указанные действия можно назвать «писцовыми межеваниями». Ведал ими Поместный приказ — специальное учреждение центральной власти, образованное в царствование Ивана IV (первоначально — Поместная изба)1. Большинство историков сходятся в мнении, что приказы выросли из аппарата дворцового управления, когда единичные пору- 1 Приказ — специализированное подразделение государственного аппарата в России в XVI—XVII вв. (предвосхищающее последующие министерства), ведавшее определенными делами. Основные приказы размещались на территории Кремля. Главными из них были: Посольский, Поместный, Тайный, Аптекарский, Печатного дела и др. чения, дававшиеся княжеским служителям, стали заменяться системой постоянных присутственных мест — «изб» или «приказов». Их деятельность определялась уже не единоличной волей князя, а законоположениями. Со временем стали возникать и развиваться новые приказы общегосударственного значения, что было связано с усложнением роли боярской думы в системе государственного управления (Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 2. — М., 1957.— С. 339; Боярская Дума древней Руси. — М., 1902.— С. 162). По мнению А. К. Леонтьева, невозможно указать точную дату создания не только Дворца, но и таких первых приказов, как Казенный, Большой Разрядный, Разбойный, Поместный и др. (Леонтьев А. К. Образование приказной системы управления в Русском государстве: Из истории создания централизованного государственного аппарата в конце XV — первой половине XVI в. — М.: Изд-во МГУ, 1961. - С. 58-59). Тем не менее исследования С. А. Шумакова, занимавшегося историей Поместного приказа, указывают на то, что это ведомство выделилось из Государственной казны и что «Поместный приказ даже по выделении поместного ведомства в 7064 г. (1555—1556 гг.) в особую Поместную избу, по крайней мере до 7076 г. (1568 г.), то есть за годы правления... первых начальников, продолжает сохранять связь с Казенным двором, и именно потому, вероятно, два первых дьяка этой избы одновременно... продолжали по старой памяти оставаться дьяками Казенного двора» (Там же. — С. 118). В доказательство С. А. Шумаков ссылается на вкладную грамоту В. Г. Слизнева на деревню Белкино и пустошь Климкову, отданные Саввину Сторожевскому монастырю (1567 г.). Слизнев обязался вкладную грамоту предъявить казначеям, а затем вписать ее в книги у дьяков, сидевших в Поместной избе. С. А. Шумаков считал, что уже с конца XV в. выделяются особые дьяки, ведавшие поместными делами до выделения особой Поместной избы из ведомства казначеев. Такими дьяками, по его мнению, были Никифор Кобелев (конец XV в.), Труфан Ильин (1523—1524 гг.), Василий Амирев (1529—1530 гг.), Третьяк Левон-тьев (1546—1547 гг.), Василий Нелюбов (1550—1551 гг.). Как признавал С. А. Шумаков, этот список «поместных» дьяков конца XV — первой половины XVI в. далеко не полон и основывается на весьма скудных сведениях немногочисленных источников. Список этот может быть значительно пополнен, если в него иключить дьяков, которые «специализировались» главным образом на делах, связанных с феодальным землевладением. Во второй половине 80-х годов XV в. ими занимался дьяк Василий Третьяк Долматов. В конце 80-х — начале 90-х годов он был дьяком в боярском суде, в котором рассматривались земельные тяжбы между феодалами, тогда же он вместе с Ф. Ф. Алабышевым описывал Бе-лоозерский уезд. Его подпись имеется на подтверждениях жало- ванных грамот, на докладных купчих грамотах, на подтверждении несудимой грамоты, выданной вотчиннику. Одновременно с Василием Долматовым и позднее (до начала XVI в.) вопросами землевладения занимался Никифор Кобелев, дьяк Дворца. Имеется прямое указание, что в 90-х годах он хранил у себя документацию, касающуюся феодального землевладения. В начале XVI в. к вопросам, связанным с управлением феодальным землевладением, ближайшее отношение имели дьяки Боль-дырь Паюсов и Лука Семенов. Оба они одновременно были видными деятелями в области внешней политики. Б. Паюсов в 1504 г. подписал ряд жалованных грамот Ивана III своим сыновьям на села и города, а также межевые отводные грамоты на эти земли. В 1506 г. он же подписал ряд подтверждений ранее выданных митрополичьей кафедре жалованных тарханно-несудимых грамот. В эти годы Б. Паюсов, видимо, был дьяком Дворца. Другой дьяк из Дворца Лука Семенов в 1509—1512 гг. подписал подтверждения нескольких жалованных несудимых грамот (причем три из этих грамот были подтверждены подписью Б. Паюсова всего за несколько лет до этого — в 1506 г.). Но если Н. Кобелев и Б. Паюсов имели дело прежде всего с привилегированным монастырским землевладением, то Лука Семенов был первым из известных нам дьяков начала XVI в., чья подпись была поставлена на имму-нитетных грамотах, выданных светским феодалам (Там же. — С. 123). Необходимость в создании Поместного приказа стала ощущаться с того момента, когда условное поместное землевладение было использовано государством в качестве основы для создания дворянского ополчения с одновременным распространением на вотчинников обязанности военной службы. Создание поместного войска было шагом вперед в развитии вооруженных сил России и скоро доказало свое преимущество перед старой системой организации вооруженных сил, представлявшей из себя механическое соединение великокняжеского «двора» с «дворами» вассалов и ополчением из горожан и крестьян. Образование Поместного приказа происходит именно в то время (середина XVI в.), когда перед правительством со всей остротой встал вопрос о ликвидации разрыва между окладом и дачей, и находится в общем ряду с другими мероприятиями, проведенными в связи с реформами 50-х годов по укреплению армии. Например, приговор 1556 г. об отмене кормлений и о службе предписывал: установить минимальный размер поместья (100 четвертей в одном поле), с которого должен был выставляться один человек на коне и в полном вооружении, а в дальний поход — с двумя конями; преобразовать «кормления» наместников в специальный государственный налог — «кормленый окуп» и передавать его в спе- Рис. 12. Поместный приказ. Миниатюра из рукописной книги XVII в. циально созданные финансовые приказы — «четверти»; это позволило правительству частично восполнить недостаток земли у помещиков выплатой им за службу постоянного денежного жалованья. Ко второй половине XVII в. Поместный приказ по числу своих дел, составу служащих и размерам принадлежащих ему помещений стал весьма обширным учреждением. Заведуя в качестве высшего судебно-административного места почти всеми делами о земельных владениях в государстве, он имел в своем составе несколько сот служащих, помещавшихся в особом здании Кремля в 15 саженей длины и 11 саженей ширины (рис. 12). Через Поместный приказ предоставлялись земли служилым людям в поместное владение. Он вел даточные (земельные) книги, в которых записывалось, кому, где и за какую службу даны земли. Здесь же осуществлялась регистрация перехода землевладений от одного лица к другому, разрешались в высшей инстанции земельные споры. В архиве Приказа сосредоточивались дела и документы писцовых описаний. Деятельность Поместного приказа распространялась не на всю 153 территорию государства, а лишь на центральную его часть. К концу своего существования (начало XVIII в.) Приказ ведал 95 городами (уездами). Ему не были подчинены дворцовые земли (они описывались из Приказа большого дворца) и крестьянские (черные) земли, которые описывались писцами финансовых приказов (четей). В 30-е годы XVII в. Приказ провел большую работу по описанию земель с целью восстановления прав дворянства на владение землями, нарушенных в Смутное время. В 1646—1648 гг. Приказ участвовал в переписи всего тяглого населения. Составленные им переписные книги стали основой закрепощения крестьян. В течение XVII в. Приказ приобрел и судебные функции (в частности, занялся сыском беглых крестьян). Он также участвовал в переписи 1677—1678 гг. и в неудавшейся попытке нового описания земель в 80-х годах XVII в. В начале XVIII в. деятельность Поместного приказа значительно расширилась. Он был привлечен к сбору даточных людей в армию (рекрутов) и денег (вместо них) на территории всего государства; ему был поручен набор работных людей на постройку Петербурга и на другие строительные работы; Приказ стал ведать продажей соли на всей территории государства, кроме Сибири. Руководил работой Поместного приказа «боярин со товарищем» (заместителем) в чине «окольничего». Наличие бояр во главе Приказа было необходимо при проведении каких-либо обширных работ (переписи населения, описаниях земли). Так, в 1621 — 1629 гг. во время описания земель страны Приказ возглавляли боярин князь Иван Борисович Черкасский, а затем боярин князь Андрей Васильевич Сицкий. В 1647—1648 гг. во время проведения переписи населения Приказ был временно подчинен боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому. В 1676 г. для руководства очередной переписью судьей Поместного приказа был назначен боярин князь Иван Борисович Репнин. В 1682 г. во главе Приказа стал боярин князь Иван Борисович Троекуров, а в 1689 г. его сменил боярин граф Петр Васильевич Шереметьев. Канцелярией Приказа заведовали дьяки; некоторые из них имели звание думных. Наиболее известные среди них: Новокще-нов (1617—1620 гг.), Данилов (1635—1643 гг.), Елизаров (1646— 1664 гг.), Караулов (1665—1670 гг.), Дохтуров (1670—1676 гг.), Иванов (1688-1709 гг.). Самой многочисленной группой служащих в Приказе были подьячие, которые делились на три разряда: старших, средних и младших. В разное время их насчитывалось от 80 до 442 человек. Все чины Приказа на общих основаниях могли иметь поместные оклады. Кроме того, в зависимости от своих заслуг, звания и продолжительности службы они получали денежное жалованье. Заседания в Поместном приказе проводились ежедневно, за исключением праздников, по два раза в день: утром 5 ч и вечером 5 ч. За неявку на службу, ошибки в делах, а в особенности за взят Канцелярия Приказа, управляемая дьяками, делилась на столы (отделы), а столы —на повытья (подотделы). Приказный стол предназначался для внутреннего управления самим Приказом. В Вотчинном столе велись дела о вотчинах. Имелось четыре поместных стола, где велись дела поместные. Кроме того, имелся стол для дел о выморочных имениях. Поместные столы назывались: Московский, Псковский, Владимирский и Рязанский. К каждому повытью стола приписывались дела по нескольким городам. Всего к каждому столу было приписано от 15 до 38 городов. Первая специальная землемерная школа в России возникла при Поместном приказе. К началу XVIII в. она насчитывала уже до 400 подьячих. Школа существовала с 70-х годов XVII в.; в разные годы в ней обучалось от 35 до 100 человек. Учащиеся были разделены между столами (отделами) Приказа и прикреплены к стоявшим во главе их опытным подьячим. Обучение продолжалось от 2 до 3 лет в зависимости от уровня предыдущей подготовки. В школе изучались математика, грамматика, сошное письмо (включавшее землемерное дело, технику оценки качества земель, расчет площадей), черчение, картография. Имеются также данные 06 открытии в 1698 г. в Москве при Пушкарском приказе школы Порядок организации работ в Поместном приказе был следующим. На поступавших в Приказ прошениях по земельным делам дьяки немедленно делали надпись о том, что надлежало исполнить подьячим, чтобы подготовить дело к слушанию. Подьячие также немедленно должны были выписать и подклеить к прошению все справки по делу, включающие все сведения о землях и владениях из межевых, писцовых, отказных и других документов архива Приказа, а также все относящиеся к делу статьи Уложения и указов, все показания просителей, донесения по делу местных воевод и вообще все то, что относилось к делу, разъясняло и определяло его. Затем дело слушалось присутствием (по типу современной коллегии) Приказа, и по нему принималось решение (приговор), излагаемое по склейкам бумаг дела, которое имело вид так называемого «столбца», иногда в несколько аршин длины. Исполнение по приговорам Приказа обыкновенно поручалось местным воеводам, которые о своих действиях по исполнению приговора доносили в Приказ. Подготовка дел к слушанию и постановление по ним пригово- ров производились в Приказе необычайно быстро. Задержки случались лишь в тех случаях, когда нужно было осветить дело дознанием на месте, что при тогдашних путях сообщений не могло делаться скоро. По законам Уложения 1649 г. на межевание спорных земель от Поместного приказа надо было направлять нарочных (командируемых) межевщиков из дворян или давать указания о таких межеваниях местным воеводам или старостам. Однако в то время воеводы чаще всего посылали на эти работы своих подчиненных «служилых» людей из числа городовых дворян, пушкарей, подьячих и других грамотных людей. По Указу 1682 г. на межевание всяких земель было велено посылать от Поместного приказа исключительно стольников, дворян московских и стряпчих, но вскоре по Указу 1688 г. вновь было разрешено кроме нарочных межевщиков Поместного приказа отправлять на межевание местных воевод и губных старост. Выдвигалось лишь одно непременное условие — чтобы воеводы сами ездили на место, а не посылали от себя городовых дворян и подьячих, как это практиковалось ими ранее. Таким образом, во второй половине XVII в. в составе государственных землемеров были лица преимущественно из средних чинов — стольников и дворян московских, имевших права почти на одинаковый поместный оклад, а именно: «в Московском уезде на 100 четв., да в диких полях стольники на 350 четв., а дворяне московские на 300 четв.». Денежное жалованье этих лиц также было почти одинаковым. В указах о жалованьи стольники и дворяне московские всегда помещались в одну статью. Так, например, в 1660 г. им было дано по 20 руб., в 1661 г. — по 30 руб., в 1664 г. — по 15 руб., в 1667 г. они получили одинаковую добавку по 12 руб. к прежнему жалованью. Надо заметить, что придачи к окладам тогда давались служилым людям весьма часто и нередко значительными для того времени суммами. По данным И. Е. Германа, кроме поместных и денежных окладов, получаемых по чинам государственной службы, писцы во время своих межевых командировок получали еще с владельцев устраиваемых земель подводы (не менее 8), по гривне со 100 четв. обмежеванных земель на канцелярские принадлежности, кормовые деньги. В 1680, 1681, 1684 и в последующие годы давали по одной деньге (0, 5 коп.) с 1 четв., а в 1683 г.— по гривне в день. Ранее писцы взимали с владельцев корм натурой по особому расчету и при производстве межевания квартировали бесплатно у землевладельцев. Помощниками писцов были «старые» подьячие Поместного и иных приказов, а иногда и подьячие городовые. Поместный оклад их был 60 четв. в диких полях, а денежное жалованье весьма различным; так, подьячие Поместного приказа могли получать от 1 до 45 руб. в год, а городовые получали 10, 7 или 5 руб. в год. Однако те из них, которые посылались на межевание, принадлежащие «старым» подьячим, получали: городовые — 10 руб., а приказные — не менее 12 руб. в год. Во время межевых командировок они получали 2 подводы и кормовые деньги (по 1 деньге с 1 четв. межуемых земель), но на всю писцовую партию (включая стрельцов). В 1683 г. подьячим и прочим низшим служащим писцовой партии было указано давать суточное содержание по 10 денег в день на всех, но эта система продержалась только один год. Наиболее употребительным наказанием для подьячих за преступления и проступки по службе был кнут (Герман И. Е. История русского межевания. — 3-е изд. — М., 1914. — С. 118). Если отследить фамилии постоянно работавших писцов и подьячих по уцелевшим писцовым книгам второй половины XVII в., можно сделать вывод, что многие из них работали в одном и том же уезде, иногда переезжали из одного города в другой, но, как правило, продолжали заниматься межевым делом. Содержание писцовых межеваний в разные годы определялось специально утверждаемыми государством наказами (своего рода инструкциями по производству межевых работ). 2. СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ ПИСЦОВЫХ МЕЖЕВАНИЙ Основным видом землеустроительных работ, проводившихся государством через Поместный приказ, стали писцовые межевания. Работы начались с 1551 г., когда Иван Грозный в послании к Стоглавому Собору (общецерковному собранию Московского государства) писал о том, что он «приговорил семи писцов посла™ во всю свою землю писати и сметити...». А позже, в 1556 г., в специальном положении о государственной службе повелел «в поместьях землемерием уверстати и учинити коемуждо что достойно...» (История земельных отношений и землеустройства/ Под ред. Н. В. Бочкова. — М.: Сельхозгиз, 1956. — С. 14). Работы велись на основе «писцовых наказов» — специальных документов о порядке проведения описаний. В них предписывалось: осуществить записи о землях поместных и вотчинных, сел и деревень по видам и землевладениям (бояр, окольничих, стряпчих, дворян, иноземцев, монастырских, церковных и др.), одновременно описать население и его занятия (количество дворов в каждом селе, поименно людей в них, наличие заброшенных дворов, занятость людей); сверить наличие земель по ранее выданным документам на право владения (государевым грамотам, выпискам из писцовых книг, купчим, отдельщиковым или отказным записям и др.) с фактическим использованием земель на основании описаний и обмеров, показаний свидетелей из местных людей; установить законность землевладения и изъять в пользу государя с последующий раздачей сокрытые или незаконно используемые участки (при отсутствии документов или при опустении деревень определять принадлежность земель владельцу путем опроса людей, проживающих поблизости); описать земли с подразделением по видам угодий (пашня, покосы, леса и т. д.), по качественному (лучшие, средние, худшие) и культуртехническому состоянию (пашня, заросшая лесом и кустарником; пятилетние и более давние перелоги; чистые перелоги), а также по видам хозяйственного использования (указывать, например, «где, под какой деревней имеется рек, озер, прудов, мельниц, рыбных ловель, бобровых гонов, всяких угодий», сколько и на каких покосах, на скольких десятинах и по скольку копен с десятины сена ставится и т. д.); разрешать земельные споры на меже. Описания проводились писцовыми партиями (комиссиями), которые направлялись Поместным приказом из Москвы в отдельные города и округа. Они состояли из старшего писца (дьяка) и его помощников (подьячих). Местный воевода выделял в распоряжение партии отряд стрельцов от 5 до 15 человек. Из истории известны также названия «дозорщиков» и «мерщиков», участвовавших в писцовых описаниях. Первые занимались проверкой, исправлением и дополнением уже произведенных ранее описаний, вторые обмеряли земли. Одной из главных задач писцовых описаний был раздел земель, то есть установление границ (меж) между землевладельцами и их описание. В одном из наказов писцам, относящемся к середине XVII в. (ст. 29 Писцового наказа 1622 г.), указано: «А которые бортные леса и деревни, и починки, и пустоши, и селища, и займища сошлись с поместными землями, с пашнями и с покосами и со всякими угодьями, хотя будет в которых ныне и спору нет, те бортные земли с поместными и вотчинными землями размежевать и межу чинить и на межах велети ямы покопати и грани потесати и в книге имянно межи их велеть писать по межам, чтоб впредь меж их в землях споров не было» (Шулейкин И. Д. Истории земельных отношений и землеустройства. — М.; Л.: Изд-во колх. и сов. лит., 1933.-С. 113). Если межевание, и особенно его юридическая сторона, долгое время не слишком интересовало правительство, то к концу XVII в. межевание вместе с поземельно-устроительными задачами становится главным элементом писцовых описаний. Раньше размежевания производились по инициативе землевладельцев и без участия властей. Но в случаях споров между владельцами, при разделах имений, выделах и отводах новых земель помещикам или вотчинникам размежевание, а также установление или восстановление границ происходили при участии писцов. Эти последние либо сами производили нужные действия, либо записывали в соответствующие книги соглашения владельцев. Постепенно случайные и разрозненные действия по межеванию превратились в важнейшую задачу писцовых описаний. Так, в Наказе 1622 г. уже имеется целый ряд статей, посвященных этому: «А тем помещикам и вотчинникам... кому у кого доведется выделять пашни... и отделять новым помещикам... и они б однолишно те поля меж себя поделили сами по четвертям на колько четвертей в котором поле пашни, к которому полю доведется и межи меж себя сами ж учинили и ямы докопали и грани поклали, чтоб впредь меж их споров в землях не было, да те межи написать на список и руки свои к тому списку приложить» (ст. 20). В Наказе явно указывается, что писцовые описания — это важная задача, которую государство через Поместный приказ и писцов этого ведомства берет на себя: «А которые дети боярские писцам скажут, что им меж себя самим делить и размеживать немоч-но, и писцом... те поместья размежевать и на списки межи писать, да те списки межевые велеть присылать к себе, а писцом по тем спискам межи писать в книги письма своего» (ст. 21). Обязательное размежевание и установление границ предписывались в случаях наделения поместий вспомогательными угодьями, когда этим создавались разбросанность и чересполосность, а также в случаях разверстания чересполосных дач: «И кому через чьи земли к которым селам и деревням и от чьих сел и деревень сколько десятин лесу и сел придадут и писцам то все написать в книги подлинно порознь, да разъезды и межи в тех землях, в которых местах, у которых угодий убавят и к которым местам которые угодья прибавят чинить межи, а на межах велети ямы копати и грани потесати и в книги писать подлинно, чтобы впредь в лесах и в покосах и во всяких угодьях и в бортных угодьях ни у кого, ни с кем споров не было» (ст. 17). Уже во время писцовых межеваний описания стали впервые дополняться графическими изображениями местности, выполняемыми (в связи с отсутствием геодезических инструментов) очень схематично. Так, в 1556 г. был составлен Писцовый наказ с приложением «земельных начертаний». В первой половине XVI в. в России были проведены первые картографические работы: составлена первая карта, изображающая Московию, а также карта Московского государства с частью Сибири и Татарии. Чуть позже была написана первая русская «геометрия» (геодезия), имевшая название «Книга, именуемая геометрия, или землемерие радиксом и циркулем, глубокомудрая, дающая легкий способ измерять места самые недоступные, плоскости, дебри» (Варламов А. А., Хисма-туловО. Т., Левин Б. Г. Земельный кадастр субъекта Федерации. — Пермь: Денор, 1997. — С. 31). Для того чтобы иметь достоверные сведения о всей земле, осу- ществлялись сплошные описания писцами территории государства в целом. Эти работы назывались валовыми описаниями или валовыми межеваниями; они были проведены в XVII в. До этого времени были известны лишь валовые писцовые описания 1592 г.; по царскому указу от 1597 г. землевладения, записанные в писцовых книгах 1592 г., признавались бесспорными. В начале XVII в. из-за неурядиц Смутного времени произошли большие изменения в землепользованиях; многие земли незаконно приобретались и расхищались. В 1622 г. был издан указ о сыске поместных окладов (земель), полученных в Смутное время, по которому были произведены описания большей части земель России, однако в 1626 г. здание Поместного приказа сгорело со всеми документами и архивами. Поэтому к середине XVII в. писцовые описания были начаты вновь. Большое значение при этом имело Соборное уложение 1649 г. — первый свод законов России, где межевание признается как самостоятельное юридическое действие. В этом документе были названы два основных вида межевания: спорное и бесспорное межевание земель, еще не межеванных писцами; спорное и бесспорное восстановление межевых знаков. В уложении устанавливались меры взыскания за порчу межевых знаков, нарушение границ землепользования и незаконное пользование землей, неправильные действия межевщиков при спорных межеваниях. Определялся порядок отвода и раздела поместий, разрешения земельных споров (земельного суда), установления и восстановления границ. Для межевания поместий, еще не межеванных писцами, предписывалось «...давать Государевы межевые грамоты и с писцовых книг выписи и велеть по тем выписям те их поместья и вотчинные земли межевать с окольными людьми и согорожильцами, и на межах велеть ямы копать и столбы ставить, и грани тесать, и всякие признаки чинить, чтобы впредь ни у кого ни с кем в поместных и вотчинных землях спору не было». Взыскания за порчу меж, насильственное завладение землями и неправильные действия межевщиков определены в уложении так: «...кто писцовую межу испортит и столбы вымечет или грани высечет, или ямы заровняет, или землю перепашет, а по суду и сыску про то сыщется допряма, и тех людей на спорных межах бить кнутом нещадно, вкинуть в тюрьму на неделю, а истцу на нем взять за каждую грань по пяти рублев. А буде кто послан будет межевать спорную землю и разведет не по правде, для своей корысти, и в том на него будут челобитчики и сыщатся про то допряма, что он в том деле учинил неправду и ему за то воровство учинить жестокое наказание, велеть ему бить кнутом по торгам, а спорную землю велеть развести иному кому, чтобы в той земле у смежных помещиков и у вотчинников впредь спору не было» (Герман И. Е. История русского межевания. — М., 1902. — С. 85). Межевые работы, проведенные в России в соответствии с Соборным уложением 1649 г., навели определенный порядок в землевладениях и землепользованиях, однако окончательно не дали ясности в использовании земель и не закрепили всех прав помещиков на землю. Для решения этих задач в период с 1680 по 1686 г. по наказам писцам 1680, 1683, 1684 гг. было осуществлено новое валовое писцовое описание земель России. Межевание велось от уездных городов, постепенно распространяясь по волостям; границы землевладений устанавливались в натуре (на местности). Для обозначения границ (меж) применялись столбы, деревья с тесаными гранями, рылись ямы, вырубались просеки, использовались также межники и границы живых урочищ. Длина граничных линий выражалась в саженях. Площадь пашни измерялась в десятинах во всех трех полях (имевшихся при трехпольной системе хозяйства) и пересчитывалась потом в четверти для раскладки поземельного налога. При измерении больших лесов достаточно было определить длину и ширину их в верстах и саженях. Инструментами для измерения земель служили трехаршинная сажень (2, 13 м) и мерная веревка. Записи осуществлялись в писцовых книгах. С технической точки зрения производилось только описание земель без изображения на бумаге землевладений и землепользовании в виде чертежей или планов. Это объяснялось тем, что в то время в России практически не было лиц, знакомых с правильными геометрическими приемами и сложными землемерными инструментами (рис. 13). Во второй половине XVII в. в разные годы на места выезжало различное число межевых (писцовых) партий. В 1650 г. в 12 городах работали 13 партий, в 1665 г. в 3 городах межевали 3 партии (последний год войны с Польшей), в 1675 г. в 11 городах — 15 партий, в 1685 г. в 52 городах — 62 партии (валовое межевание), в 1695 г. в 9 городах — 9 партий, в 1700 г. в 8 городах работали 8 партий. В Московском уезде, наиболее часто межевавшемся, число межевых партий составило: в 1680 г.— 37 (валовое межевание), в 1681 г. — 9, в остальные годы — от 1 до 7 партий, за исключением 1654—1658 и 1695 гг., за которые (по уцелевшим писцовым книгам Московского уезда) данные по межеванию отсутствуют. О продолжительности валовых межеваний городов можно судить по следующим примерам. Валовое межевание Новгорода продолжалось с 1683 по 1686 г., то есть 4 года, и производилось 9 различными партиями. В 1683 г. работали две партии: одна — в Бежецкой пятине на землях Ивер- Ft
0< Я$/! ' ТГ/ГГ /СТтт*,,, * (?».«*' Q^V-цП kc.^Ju cfyMfy* j^jjr -<? Гл.и11огв.Гул ^fi'-TCt^Rv.(.0^vo! a^< 2y> 3-
-tr-l о /> ^ t —Гсо i Гли^к.(/., и < *-rvjt" -rvvb.ix> * SfLe't< JiV
Д1А l_l_LI t иЛ.
r-r-n, «^ivi j (s< siLitf <? a'=S-^>
'/ Рис. 13. Страницы Писцовой книги Дорогобужского уезда, 1671 г. ского и Юрьева монастырей, а другая — в Шелонской пятине на ее поместных и вотчинных землях. В 1684 г. работали три партии: одна — в Обонежской пятине в вотчинах Тихвинского монастыря, другая — в Шелонской пятине на землях дворцовых и оборочных сел, деревень и пустошей, а третья — в Деревской пятине на ямских и монастырских землях. В 1685 г. также работали три партии: одна — в Вотцкой пятине на ямских, митрополичьих, монастырских, церковных, поместных и вотчинных землях, другая — в Шелонской пятине в посадских, ямских, монастырских и архиерейских землях, третья — в Деревской пятине в митрополичьих, монастырских, поместных, вотчинных и пустых землях. В 1686 г. работали две партии: одна домежевывала Деревскую пятину, а другая — Бежецкую в ее церковных, государевых, монастырских, поместных и вотчинных землях. Писцовые партии ежегодно менялись, за исключением одной — стольника князя Белосельского, который межевал здесь в 1685 и 1686 гг. Валовое межевание Коломны велось в 1684, 1685 и 1686 гг. од- ной и той же писцовой партией стольника Е. Н. Хрущева с подьячим И. Барановым. Были обмежеваны поместные, вотчинные и посадские земли в Б. Викулинском стане, дворы и усадьбы пушкарей в городе, дворы Коломенских пушкарей, воротников, приставов и казенных кузнецов и т. д. По свидетельству В. Н. Татищева (1686—1750), опубликовавшего первый научный труд по отечественной истории, некоторые писцы не знали грамоты, а многие из них небрежно выполняли свои обязанности. В своей работе «О скудности и богатстве» И. Т. Посошков говорил о писцовых межеваниях: «А сие весьма неправо деется: писцы и переписчики и дозорщики пустоши и жилыя деревни как коя слывет именно, пишут, и колико в коем урочище четвертая пашня и сенные покосы, пишут же и пяшучи, не то-б, чтобы ее смерять, но и глазами не видав, пишут все по крестьянским сказкам, и в иной пустоши напишут четвертей 50 в поле, а в дву потомуж. И егда кто станет сеять, ажио во всех трех полях толико не высеет. А в иной пустоши, видел я, написано 6 четвертей, а высевается ржи в одном поле по 20 четвертей, а лесу будет больше трех верст. И в таком расположении только одна смута. И всякой деревне и пустошам мера, да прозвание, и при какой признаке та земля, или с какою землей смежная, ничего того не пишут, и разделения межам совершенно не чинят. И от того многое множество ссор и убийств чинятся. И иные, забыв страх божий, взяв в руки святую икону, и на голову свою положа дерницу, до отводят землю, и в таковом отводе смертне грешат; и много и того случается, еже отводя землю и неправдою межу полагая, и умирали на меже» [Шулейкин И. Д. История русского землеустройства (в материалах и документах). — М.; Л.: Сельхозгиз, 1930. — С. 64]. Тем не менее писцовые описания принесли большую пользу государству и имели все признаки землеустройства. При их составлении писцы старались уничтожить чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужие леса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование), передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находятся. Существовали также правила отвода и размежевания земель, размещения новых дорог, которых они старались придерживаться. Контрольные вопросы и задания , 1. Расскажите, как возникло первое землеустроительное учреждение в России. 2. Чем занималась землеустроительная служба России в XVI—XVII вв.? 3. Какие землеустроительные работы проводились на основе «писцовых наказов»? 4. Как назывался первый свод законов России, где межевание признается как самостоятельное юридическое действие? 5. Какие инструменты использовались при осуществлении писцовых межеваний? Почему в то время не применялись планы местности? Глава 9 ПЕТРОВСКОЕ И ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ МЕЖЕВАНИЯ (1684—1761 гг.) 1. РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ЗЕМЛЕВЛАДЕНИИ И МЕЖЕВАНИИ С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствование Петра I (1682— 1725) введена подушная подать. Одновременно с отменой поместного налога уничтожалась старая служебная система Московского царства, основанная на обязанности поместного дворянства нести службу за право пользования землей. С переходом при Петре I к постоянной армии она потеряла всякий смысл. Государство перестало выделять поместные оклады, заменив их денежным жалованием. Указ «О единонаследии» от 23 марта 1714 г. полностью ликвидировал различие между вотчинами и поместьями, объединив их под общим названием «недвижимая собственность» или «имение». Всеми этими мерами значение Поместного приказа сильно уменьшалось. Государственное межевание, предпринимавшееся раньше для устройства дач, потеряло свою роль, а введением подушной подати оно лишилось и финансового значения. Его заменили ревизии и переписи населения. Поэтому в 1721 г. сам Поместный приказ был заменен Вотчинной коллегией (Кавелин С. П. Межевание и землеустройство. Теоретическое и практическое руководство. — М.: Изд. м-на «Правоведение» И. К. Голубева, 1914.-С. 10). Таким образом, можно считать, что Поместный приказ — главное межевое учреждение России допетровских времен — просуществовал практически без изменений более 150 лет. К Вотчинной коллегии, равноправному с другими коллегиями центральному учреждению, перешли его функции, связанные с дворянским землевладением. В качестве отделений Вотчинная коллегия имела в Москве и Петербурге Вотчинную контору, в 1740—1763 гг. — Крепостную контору, а в 1765 г.— первой половине 1770-х годов — Вотчинный департамент при Слободской губернской канцелярии. Подведомственность, структура и порядок деятельности Вотчинной коллегии определялись Генеральным регламентом от 28 февраля 1720 г., именными и статскими указами за 1728— 1768 гг., штатами от 24 февраля 1725 г. и 15 декабря 1763 г., а также Манифестом от 15 декабря 1763 г. Возглавляло коллегию присутствие, куда входили в разное время от 3 до 14 человек, в том числе президент, вице-президент, прокурор, советники, асессоры. Канцелярия — исполнительный орган коллегии — насчитывала в разное время от 79 до 209 служителей (секретарей, регистраторов, протоколистов, канцеляристов, подканцеляристов, архивари- усов). До начала 60-х годов она состояла из четырех унаследованных от Поместного приказа поместных столов, деливших между собой по территориальному признаку оформление поземельных дел, а также стола межевого правления, который ведал текущими вопросами межевания, и нескольких столов, осуществлявших канцелярские функции. В начале 60-х годов столы были заменены экспедициями, число которых доходило до 10. Вотчинная коллегия осуществляла ведение «неспорных дел»: разрешение и утверждение прав на все виды земельных владений на основе купли-продажи, заклада, передачи по наследству, обмена и других земельных сделок, которые никем не оспаривались; ведение «спорных дел»: установление путем следствия и суда поземельных прав, оспариваемых друг у друга различными владельцами; хранение документов Поместного приказа и текущего делопроизводства, выдачу по этим материалам выписок о земельных дачах; межевание частных земель по желанию владельцев; хранение межевых планов и книг вплоть до учреждения в 1768 г. Межевого архива; регулирование землевладения во всех российских губерниях. В связи с переводом Поместного приказа в 1715—1717 гг. в Петербург в Москве была образована Вотчинная контора, перемещенная затем в Петербург. Структура ее была примерно той же, что и Вотчинной коллегии: присутствие (1—3 человека), канцелярия (1—30 человек) и около десятка нижних чинов. Контора осуществляла ведение всего комплекса подведомственных Вотчинной коллегии поземельных и межевых дел. В царствование Петра I, всецело занятого решением политических задач, началось усовершенствование приемов межевой техники. Появляется «геометрическое межевание», прежде неизвестное. Во время писцовых межеваний (XVI—XVII вв.) измерение линий по границам участков производилось редко, а измерение углов между линиями вообще не было известно. Площади определяли обычно по четвертям (единицам измерений объемов) высеваемого зерна, по копнам скашиваемого сена и другими косвенными путями. Линейными мерными приборами были веревки. Для определения площадей участков применялись не всегда верные правила. Так, площадь трапеции определяли как произведение полусуммы оснований не на высоту, а на одну из боковых сторон; площадь всякого треугольника — как произведение половины меньшей стороны на одну из других сторон; площадь неправильного четырехугольника — как произведение полусумм противоположных сторон (Маслов А. В., Ларченко Е. Г., Гордеев А. В. и др. Геодезия. Ч. 1. — М.: Недра, 1964. — С. 6). Постановке техники измерений на научную основу способствовало издание в 1703г. «Арифметики» Л.Ф.Магницкого, со- держащей первоначальные сведения о методах практической геометрии, а также книги «Геометрия словенски землемерие или приемы циркуля и линейки», впервые напечатанной гражданским шрифтом в 1708 г. Мероприятия Петра I, связанные с заселением Ингерманлан-дии, составление карты России и генеральное межевание производились уже на основе новой геодезической техники измерений. Веревки были заменены металлическими цепями, а для измерения углов стали применять астролябию и буссоль. В 1715 г. начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты России и партикулярных карт на отдельные губернии страны; они продолжались до середины 40-х годов. В результате были получены картографические материалы на 4 губернии, а также на Енисейскую провинцию, крепости по реке Иртышу, полуостров Камчатку, 4 уезда и 5 городов в азиатской части страны. Масштаб уездных планов составляли 10 верст в одном дюйме, то есть 1: 420 000 (История земельных отношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочкова. — М.: Сельхозгиз, 1956.-С. 22). Съемочные работы велись расходящимися от главного города радиусами вдоль больших дорог до уездной границы, где и заканчивались. Направление хода определялось буссолью, а линии измерялись мерной цепью. Все объекты местности отмечались на абрисе на основании засечек по буссоли с измерением расстояния. Положение отдельных точек (координаты) устанавливалось астрономическим путем с применением квадранта. В дальнейшем каждый геодезист наносил на специальные листы бумаги сетку меридианов и параллелей и, по данным абриса, города, села, деревни, дороги, реки, озера, леса, поля, луга и другие объекты местности. Затем карты отсылались в Сенат, где их сводили в атлас и готовили к печати (Хлыстун В. Н., Пальчиков Ф. И. Земельные отношения и землеустройство. — М.: Колос, 1956.-С. 64). Эти работы закончились только 25 лет спустя после смерти Петра I. В результате были составлены первый в истории государства Атлас земель России, планы Москвы и Петербурга (1731 — 1739 гг.). Лица, получившие образование в межевой школе, также были привлечены к межеванию Ингерманландии. Обширная раздача этих земель, начатая в 1712 г. с целью заселения их русскими колонистами и укрепления границ государства, потребовала проведения сплошного межевания. В работах по межеванию, начавшихся в 20-е годы XVIII в., участвовали первые российские геодезисты из Адмиралтейства — выпускники школы математических и навигационных наук. Инструкция о производстве технических работ при Ингерманландском межевании требовала производить съемки местности на основе уг- ломерной съемки астролябией. Ландкарты (планы) составлялись как на большие территории (дачи), так и на отдельные имения. Межевание шло очень медленно. Кроме этих чисто технических работ в первой половине XVIII в. производились межевые действия, но лишь по просьбе частных лиц по законам Соборного уложения и правилам Писцового наказа 1684 г. Эти работы из-за их дороговизны были весьма мало распространены. В целом государственное межевание в России после 1686 г. приостановилось на весьма длительный срок — более чем на 70 лет, вплоть до издания Инструкции межевщикам 1754 г. Тогда при Елизавете Петровне было предпринято новое государственное межевание; оно продолжалось до самой смерти императрицы, но успеха не имело. 2. ЗЕМЛЕМЕРИЕ И МЕЖЕВАНИЕ В ПРАВЛЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ Уменьшение объемов межевых работ, связанное с ликвидацией поместной системы, привело к росту земельных беспорядков. В царском указе 1731 г. отмечалось: «Многие... земли прежде были не межеваны, а которые и были межеваны, тех межи и грани через многие прошедшие годы попортились и ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства...». Вновь возник вопрос о необходимости проведения сплошного или валового межевания, которое было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741 — 1761). Только в мае 1754 г. была утверждена Инструкция межевщикам. При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от технической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты (астролябия и мерная цепь). С межеванием по инструкции 1754 г. связано и возникновение в России первых специализированных учреждений, занимающихся исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве — губернская межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторы и межевые партии. Основные задачи межевания заключались в следующем: произвести ревизию всех земель с целью проверки прав на владение; осуществить «редукцию», то есть вернуть в пользу государства земли, на которые их владельцы не могли представить оправдательных документов (так называемые примерные земли). Примерными землями государство могло распоряжаться различными способами: отбирать в казну, оставлять у их владельцев, юридически закрепляя их права, принудительно или по взаимному согласию («полюбовно») перераспределяя между несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в российской истории. В ходе межевания 1754 г. был выдвинут принцип: каждый должен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву. Общее и чересполосное землевладение уничтожалось принудительно даже при бесспорном владении; этим обеспечивалось создание компактных участков, находящихся у конкретных землевладельцев. Юридическая сторона государственного межевания в инструкции 1754 г. была разработана прекрасно. В ее основу были положены лучшие правила о межевании по Соборному уложению 1649 г. и Писцовому наказу 1684 г., а также решения судебных органов по спорным делам о землях. По правилам этих межеваний предписывалось измерять румбы граничных линий и составлять планы на все обмежеванные дачи. Межевание по инструкции 1754 г. предполагалось валовым или генеральным, то есть общим для всего государства. Оно производилось по инициативе правительства и не зависело от желания владельцев. В результате этого межевания каждое землевладение в отдельности должно было быть закреплено за владельцем технически и юридически. Инструкция 1754 г. давала межевщику неограниченную власть. Рассмотрение и утверждение прав на землю, определение границ имений и их закрепление на местности доверялись не Вотчинной коллегии (законной наследнице дел Поместного приказа), а служащему исполнительной власти. Межевщик делил, продавал остававшиеся за наделами примерные земли, при доносах об умышленной порче меж он сам проводил розыск и без суда брал с виновных штраф по 100 руб. за каждый испорченный граничный знак. При сопротивлении межеванию он являлся в поместье (вотчину) с вооруженной командой от ближайших полков и самовластно наказывал и штрафовал виновных. За убийство межевщика была предусмотрена смертная казнь. По проведенным работам межевщик давал Вотчинной коллегии лишь краткий отчет. Многие из землевладельцев смотрели на межевание как на средство приобрести лишний участок. Некоторые из них, стремясь получить земли сверх тех, на которые они могли предъявить документы, специально затевали земельные споры с соседями, подкупали землемеров, затягивали процесс размежевания. Межевщики в то время в большинстве своем не имели специального образования, необходимого запаса юридических знаний и опыта. По свидетельству комиссии о государственном межевании, которая рассматривала недостатки межевания по инструкции 1754 г., «все владельцы стали быть подвержены во всем своем недвижимом имении, яко главнейшем состоянии своей жизни, под рассмотрение посылающихся многочисленных, разного количества и состояния, а совсем не практикованных в государственных делах межевщиков, избирающихся из штаб- и обер-офицеров, состоящих более из молодых людей» (Ржаницын А. А. Руководство по землеустройству и межеванию. — СПб.: Типография Б. М. Вольфа, 1910. — С. 49). В конечном счете это обрекло данное мероприятие на провал. Начавшись в Московской губернии в 1754 г., оно уже в 1755 г. там и закончилось, причем было обмежевано только 50 дач (округов). Всего по России было обмежевано 359 дач на площади 57 319 десятин. Такой результат был вызван также практически полным отсутствием специальных землемерных школ, общим недостаточным уровнем образования и культуры в то время, а также отсутствием нормальной государственной землеустроительной службы. Контрольные вопросы и задания 1. Как изменились землеустроительные органы во время царствования Петра I? 2. Какие картографические работы проводились во время Петра I? 3. Какими были основные задачи межевания во времена Елизаветы Петровны? 4. Опишите порядок межевания по инструкции 1754 г. и объясните причины его неудачи. Глава 10 ГЕНЕРАЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЯ (1766—1882 гг.) 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО МЕЖЕВАНИЯ К середине XVIII в. земельные отношения в России были сильно запутаны. Землевладения дворян с произвольно присоединенными к ним землями не были оформлены законным образом, в связи с чем государство не досчитывалось в казне очень больших сумм. Многие имения не имели установленных границ. Сервитута с неопределенным объемом прав вносили неясность в пользование такими угодьями, как леса, а также в пользование водопоями, проездами и т. д. На этой почве постоянно возникали недоразумения и споры. Многие владения были расположены череспо- лосно, имели неправильные очертания границ и другие недостатки. Все указывало на необходимость проведения срочных мероприятий по упорядочению отношений по владению и пользованию землей. Эту функцию и выполняли межевания. В их проведении особенно были заинтересованы дворяне, стремившиеся закрепить за собой все земли, находящиеся в их фактическом владении. Неустроенность земельных отношений и неудачные попытки межевания в царствование Елизаветы Петровны по инструкции 1754 г. заставили правительство радикальным образом изменить Первыми были преобразованы межевые учреждения. Указом от 16 октября 1762 г. была закрыта Главная межевая канцелярия: «Правительствующий Сенат, по доношению присутствующего в Главной межевой канцелярии генерал-лейтенанта Григорьева, приказали: оной Главной межевой канцелярии не быть, а соединить ту обще с Московской Канцелярией, и быть в Москве и именоваться Межевой Канцелярией, в которой Главным присутствовать по-прежнему означенному генерал-лейтенанту Григорьеву, а имеющиеся в Главной Межевой Канцелярии по Ингерманландии дела отдать в Санкт-Петербург в Вотчинную Контору» (ПСЗ, № 11685). С этого времени Межевая канцелярия — главное Российское межевое государственное учреждение — стала размещаться в Москве на территории Кремлевских присутственных мест. Незыблемость и важность землеустроительных дел в стране понимали все российские монархи. В связи с этим Межевая канцелярия практически в неизменном виде просуществовала с середины XVIII до начала XX в., то есть почти 150 лет. Через год, 15 декабря 1763 г., в манифесте об учреждении департаментов в Сенате и в коллегиях (ПСЗ, № 11989) было постановлено закрыть Московскую межевую канцелярию и передать все дела Вотчинной коллегии и ее департаментам. Таким образом, к 1765 г. организация государственного межевания стала следующей. Во главе дела стоял Сенат, затем Вотчинная коллегия в качестве второй инстанции межевого суда, затем провинциальные межевщики, которые вместе с городовыми межевщиками назначались для ведения межевания Сенатом и действовали по инструкции 1754 г. Межевание по просьбам частных лиц во всей Российской империи, за исключением Московской губернии, проводилось по действовавшему тогда еще указу от 31 января 1755 г. через посылаемых из Вотчинной коллегии «народных» ме Однако данная реорганизация не способствовала улучшению межевого дела в России, поэтому Екатерина II своим указом от 20 февраля 1765 г. утвердила особую комиссию по государственно- му межеванию. Комиссии предписывалось подготовить на основе изучения недостатков межевания по инструкции 1754 г. проект основных правил государственного межевания. Тем самым в России фактически началась земельная реформа, получившая название «Генеральное межевание» и длившаяся почти 100 лет (с 1765 по 1861г.). Юридической основой генерального межевания был правительственный манифест, опубликованный 19 сентября 1765 г., а также «Генеральные правила, данные Межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции», опубликованные в тот же день. В следующем 1766 г. были созданы две межевые инструкции, определявшие организацию и порядок производства генерального межевания: для землемеров (Инструкция землемерам, к генеральному всей империи земель размежеванию) и для межевых учреждений (губернских канцелярий и провинциальных контор). Утвердив инструкции, Екатерина II собственноручно начертала будущий межевой девиз «Каждый при своем» и подтвердила его следующими знаменательными словами: «Утверди, Господи, достояние людям своим». Изречение «Каждый при своем», начертанное рукой императрицы, нашло отражение на рисунке межевого штемпеля. Впоследствии оно находилось также на знаке форменного кепи воспитанников Константиновского межевого института (рис. 14).
Один из современников екатерининских реформ, известный учетный А. Т. Болотов писал в это время: «Манифест о межевании произвел во всем государстве великое потрясение умов и всех владельцев деревенских заставил много мыслить... Важность сего нового дела была так велика, что у всех сельских и деревенских жителей объяты были все умы помышлениями и разговорами об оном». В манифесте объявлялось: никому не распространять своих владений за пределы, в которых застанет владельцев обнародованный манифест. Все границы на день 19 сентября 1765 г. стали считаться бесспорными. Это означает, что землевладельцы были признаны собственниками всех примерных земель, которые оказались в границах их владений. Был выдвинут новый принцип «полюбовного отвода» гра- НИЦ самими землевладельцами Рис. 14. Штемпель Межевой вместо отвергнутого комиссией канцелярии прежнего начала «ревизии и редукции». Было определено, что у полюбовно разводящихся землевладельцев «крепостей на их земли ни к какому рассмотрению не требовать, но снимая их дачи, класть на планы». Поэтому основная задача генерального межевания заключалась в съемке земель и утверждении границ землевладений. Чтобы побудить землевладельцев к полюбовному разграничению земель, правительство лишало льгот спорщиков на примерные земли, какие могли оказаться у них. Они могли получить не более 10 четвертей примерной земли из 100, все остальное отбиралось в казну. Землемер екатерининского межевания, как писал А. А. Ржаницын, — это не прежний «мощный елизаветинский межевщик, судья и следователь, самовластно карающий виновных и силою подавляющий сопротивление межеванию, это по преимуществу лишь исполнитель и примиритель враждующих за поземельную собственность» (Ржаницын А. А. Руководство по землеустройству и межеванию. — СПб.: Типография Б. М. Вольфа, 1910). Начиная с генерального межевания, то есть со времен Екатерины II, межевое дело (землеустройство) считалось делом наивысшей государственной важности, поскольку общество осознало, что земельные богатства России — ее неоценимое достояние, настоящее и будущее страны. Поэтому межевое дело считалось священным, а государственные межевщики (землемеры) принимали присягу, в которой обещали и клялись достойно выполнять порученное им дело. Первый текст присяги землемеров был утвержден законом в июле 1766 г. (ПСЗ, № 12711, ч. V, прил. 4 к ст. 266) и имел следующее содержание.
|