![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система определений землеустройства
Сторона (аспект) земле Определение землеустройства
Буквальный смысл Механизм осуществления земельной политики государства Сфера практической деятельности Часть общественного способа производства Составная часть хозяйственного механизма Отрасль научной деятельности (научная дисциплина) Действия по наведению порядка на земле, устройству территории Установленный законом процесс технического, экономического и юридич; ского оформления предоставления и изъятия земель, образования новых, упорядочения существующих и определения границ специальных земельных фондов, землевладений и землепользовании, внутреннего устройства их территории, призванный привести использование земли в соответствие с действующими земельными нормами Система мероприятий (государственных, хозяйственных и др.) по организации рационального использования и охране земель, созданию культурных ландшафтов Социально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием изменений в производительных силах и производственных отношениях Система инженерно-технических, экономических, правовых, экологических действий и мероприятий по регулированию землепользования на территории страны Систематизированное знание об организации рационального использования и охране земель Контрольные вопросы и задания 1. Как возникло понятие «землеустройство»? Чем оно отличается от понятий «межевание», «землемерие»? 2. Перечислите основные теории землеустройства. 3. Назовите положительные стороны и недостатки различных теорий землеустройства. 4. Какое понимание землеустройства преобладает в настоящее время в России? 5. Можно ли дать землеустройству единственное однозначное определение? 6. В чем заключается экономическая, правовая, техническая, организационно-хозяйственная, экологическая сущность землеустройства? 7. Перечислите основные аспекты понятия землеустройства. 8. К чему может привести неправильное понимание землеустройства? Проиллюстрируйте это на исторических примерах. Глава 6 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ДРУГИЕ СФЕРЫ ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Государство, осуществляя земельную политику, регулирует земельные отношения правовыми, экономическими, организационными и другими мерами. Правовые меры содержат элементы обязательности, властного принуждения и властного вмешательства государства в область земельных отношений путем осуществления законодательной (нормативно-правовой), административной и судебной функций. В тех случаях, когда землеустройство не может быть произведено по согласию самих землевладельцев, оно становится предметом правового регулирования. Например, отвод земель для государственных и общественных нужд при строительстве крупных дорог, водохранилищ, расширении городов ущемляет интересы землевладельцев, так как нередко связан с их переселением, появлением неудобств в использовании земель или сокращением площадей принадлежащих им участков. Тем не менее государство осуществляет эти действия в принудительном порядке, а также разрабатывает компенсационные меры (предоставление землевладельцам новых земель, компенсация ущерба и упущенной выгоды и т. п.). Экономические меры регулируют земельные отношения путем учета экономических интересов землевладельцев и землепользователей. К таким мерам относятся дифференциация земельного налога, предоставление льготных кредитов и т. д. Для их разработки и осуществления нужна информация о размерах, качественных характеристиках земельных участков, ограничениях и обремене-ниях в использовании земли. Организационные меры включают различного рода действия, направленные на реализацию государственной земельной политики. К ним относятся, в частности, организация переселения, консультативная деятельность, пропагандистское обеспечение земельных реформ и многое другое. Собственно землеустройство может занимать в них большее или меньшее место в зависимости от того, насколько активно государство использует в указанных целях землеустроительную службу. Одной из важных функций управления земельными ресурсами и государственного регулирования земельных отношений является планирование использования земель. Такие планы утверждаются властными органами соответствующего уровня. В ряде западноевропейских стран проекты планов использования земель обсуждаются на референдумах и только после всена- родного одобрения и утверждения в установленном порядке получают обязательный характер. На их основе устанавливают целевое назначение земель на перспективу, места новой застройки, освоения и мелиорации, состав природоохранных территорий, площади отвода земель для нужд промышленности, транспорта и иного назначения и т. д. В Российской Федерации до последнего времени аналогичную функцию выполняли генеральные схемы использования и охраны земельных ресурсов (страны, субъекта Федерации), а также схемы землеустройства административных районов. Для реализации планов использования земель разрабатывают специальные программы (государственные и муниципальные). Эти программы включают разделы по финансовому, материально-техническому и другим видам обеспечения и составляются при участии специалистов по землеустройству. В системе землеустройства многих стран важное значение имеет и такая функция управления земельными ресурсами, как государственный контроль за использованием и охраной земель, призванная предотвращать любые нарушения принципов рационального землепользования. 2. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ В соответствии с законами Российской Федерации (как и в большинстве стран мира) земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Любое недвижимое имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации в специально утвержденных для этой цели реестрах. Регистрация прав на земельные участки, по существу, дает точную картину земельных отношений в государстве и служит правовой и информационной основой для управления земельными ресурсами. От землеустройства она отличается тем, что не включает мероприятий, преобразующих землевладение и землепользование в экономическом, техническом и правовом отношениях (землеустройство, напротив, является главным образом преобразовательной деятельностью, реорганизующей и устраивающей территорию и использование земель). Таким образом, землеустройство и земельная регистрация различны по содержанию и по своему существу независимы друг от друга. Вместе с тем все изменения, вносимые в землепользование землеустройством, должны быть зарегистрированы. Именно поэтому в большинстве стран мира обычно за землеустройством следует перерегистрация прав на недвижимое имущество. Даже если при сделках купли-продажи, наследования, дарения, обмена и т. п. площади и местоположение земельных участков не меняются, перед регистрацией все равно совершаются землеустроительные действия в виде уточнения площадей, наличия ограничений и обременении в использовании участков, составления планов участков и др. В некоторых случаях, впрочем, возможна регистрация землевладений до землеустройства и вне всякой связи с ним. Это происходит, как правило, в странах с хорошо налаженной системой учета и регистрации земель, когда при осуществлении сделок с недвижимостью площади, конфигурация и местоположение участков не меняются, а изменяется только их владелец. 3. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ В соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ от 2 января 2000 г. государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель, сведений о территориальных зонах, а также о наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов. При государственном кадастровом учете земельных участков осуществляются их описание и индивидуализация (с присвоением кадастрового номера) в Едином государственном реестре земель. В результате каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других, произвести его качественную и экономическую оценку. Взаимоотношения между земельным кадастром и землеустройством двоякие. С одной стороны, в данные земельного кадастра, так же как и в данные земельной регистрации, после проведения землеустройства немедленно вносятся соответствующие исправления. С другой стороны, данные земельного кадастра являются информационной основой при проведении землеустроительных действий. Это касается кадастровых планов, дежурных земельно-кадастровых карт, сведений о территориальных зонах, ограничениях и обременениях в использовании земель, площадях, землевладельцах и т. п. Встречается неправильное мнение, что формирование земельных участков (объектов земельной собственности) — это функция кадастра, а не землеустройства. Однако это не так. Во-первых, земельный кадастр — это сведения о земельных участках, а не процесс, определяющий изменение их формы, местоположения и площадей. Во-вторых, осуществление земельного кадастра — это чисто техническое действие, связанное с поддержанием в нормальном состоянии документации государственного кадастрового учета, а не мероприятие, направленное на реорганизацию земельных площадей, имеющее природоохранный, организационно- экономический и правовой характер. В-третьих, основная задача земельного кадастра — это обеспечение доброкачественной информацией государственных органов, осуществляющих управление земельными ресурсами. При землеустройстве же важно организовать рациональное использование и охрану земель, то есть осуществить другую, по сути главную, функцию управления земельными ресурсами. По результатам землеустройства, земельного кадастра и регистрационных действий землевладельцы и землепользователи получают документы (свидетельства о государственной регистрации их прав, свидетельства на право собственности на землю, госакты и т. п.), дающие основание приступить к использованию земельных участков. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений. Наиболее целесообразно осуществлять мониторинг в системе землеустройства, потому что основным его содержанием являются комплексные работы: съемки, изыскания, наблюдения, маршрутные и площадные обследования, которые лучше всего могут сделать землеустроители. Кроме того, мониторинг земель проводится по всем категориям земель, землевладельцам и землепользователям, земельным участкам и угодьям, формируемым и организуемым в процессе землеустройства; при этом широко используются архивные материалы и технические средства землеустроительных организаций. 4. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ Землеустройство также тесно связано с земельно-оценочной деятельностью, без которой невозможны планирование и организация рационального использования и охраны земли. С одной стороны, мероприятия по экономической оценке земли служат информационной основой для принятия многих землеустроительных решений (в частности, по территориальной организации и размещению производства в схемах и проектах землеустройства с целью наиболее полного учета плодородия почв и экономического потенциала земли). Данные экономической оценки используют для экономического обоснования принимаемых землеустроительных решений и выбора наилучшего из возможных вариантов. С другой стороны, сами проекты землеустройства создают оценочную базу в виде определенного каркаса земельных участков, подлежащих оценке или переоценке. Например, при межхозяйственном землеустройстве образуются новые и упорядочива- ются существующие землевладения и землепользования, устраняются недостатки в использовании земли (чересполосица, вкрапливания, вклинивания и др.)- Это влияет на размер, качество и местоположение земельных участков, находящихся в собственности, владении или пользовании юридических и физических лиц, а следовательно, на величину земельного налога и арендной платы. Кроме того, при внутрихозяйственной оценке земель, базирующейся на проектах внутрихозяйственного землеустройства, появляется возможность сравнить земли, закрепляемые за различными производственными подразделениями (бригадами, отделениями, цехами, звеньями), занятые разными севооборотами, полями и угодьями, с тем чтобы дифференцировать урожайность сельскохозяйственных культур, рассчитать себестоимость продукции, запланировать норму выработки, расход топлива и смазочных материалов и использовать эти данные для совершенствования внутрихозяйственных расчетов. Таким, образом, в ходе подготовительных работ к составлению любого проекта землеустройства обязательно собирают и анализируют материалы экономической оценки земель, в том числе: данные четырех туров экономической оценки земли, проводившихся в России с конца 60-х до начала 90-х годов; сведения по внутрихозяйственной оценке земель сельскохозяйственных предприятий, проводившейся в 80-х годах; данные государственной кадастровой оценки земель, осуществляемой в настоящее время. После проведения землеустройства данные экономической оценки земель обязательно уточняют. Практика показывает, что после проведения землеустройства ценность земельных участков повышается. Поэтому в России и за рубежом экономический эффект землеустройства связывают с ростом земельной ренты, а соответственно и цены (стоимости) земельного участка. Известен классический пример расчета экономической эффективности землеустройства, предложенный А. В. Чаяновым (Чаянов В. А. Землеустройство и таксация в научном наследии А. В. Чаянова/Под ред. и с предисловием С. Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2000. - С. 33-35). Прирост ценности земли (У), по его мнению, равняется капитализированному эффекту землеустройства: Y=X -X -В~Лг В~А\ _ А-А ^а где Х2 и Х\ — ценность земли соответственно после и до землеустройства; В — валовой доход хозяйства; А\ и А2 — эксплуатационные расходы соответственно до и после землеустройства; Р — процентная ставка, используемая для капитализации ренты; а — приращение земельной ренты за счет землеустройства. Предположим, что земельная площадь хозяйства составляет 200 га, валовой доход В = 15 тыс. руб., издержки производства А\ = 13 тыс. руб., затраты на землеустроительные работы К= 1500 руб. В результате проведения землеустроительных работ ежегодные издержки сокращаются до А2 = 12500руб. Тогда земельная рента до землеустройства будет равна Хх = В-Ах=-\ 5000 -13000 = 2000 руб. После землеустройства Х2 = В - А2 = 15000 - 12500 = 2500 руб. Эффект землеустройства составит а = Х2-Х1=А1-А2 = 500 руб. Стоимость земель до землеустройства, принимая процент капитализации Р= 5 %, составит 71=^=40000руб., 1 0, 05 УУ а после землеустройства Г2=—=50000руб. 2 0, 05 v Таким образом, стоимость земли увеличится на Z=Y2-Yl = 10000 руб. Экономический эффект землеустройства можно оценить двояко: а) по приросту дохода на дополнительно вложенный капитал: ■ ^2-^i _500_ ~З^-Боо-33, 3*' б) по приросту стоимости по отношению к этим вложениям: Y2-Yx _ 10000 К 1500 " =6, 67. В данном случае землеустройство оказалось исключительно выгодным, так как ставка дохода 33, 3 % на вложенный капитал намного выше любой мыслимой нормы. 5. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ И ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ Проведение землеустройства немыслимо без производства то-пографо-геодезических, картографических и других съемочных работ. Эти работы обычно предшествуют землеустройству, так как их результатом является план землеустраиваемой местности. Они нужны и по завершении землеустройства, когда составляется технический проект, который затем выносится в натуру. В ходе землеустройства получают обширный съемочный материал в виде планов и сети точек местности, соответствующим образом обозначенных и закрепленных. Этот материал можно использовать как для земельно-кадастровых, так и для топографо-геодезических и картографических целей, что требует увязки съемочных землеустроительных работ по точности и технологиям измерений с аналогичными действиями организаций в области кадастра, геодезии и картографии. Основой качественной характеристики земель, используемой при землеустройстве, являются материалы крупномасштабных почвенных, агрохимических и геоботанических обследований и изысканий. Поскольку в ходе землеустройства земля чаще всего организуется не только как природный ресурс и объект земельно-имущественных отношений, но и как главное средство производства в сельском хозяйстве, эти материалы абсолютно необходимы при организации рационального использования и охраны земли. Землеустроительные организации должны либо самостоятельно проводить эти обследования и изыскания, либо использовать имеющиеся данные других профильных организаций. 6. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЗЕМЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В последнее время в мире и в нашей стране широкое применение в практике управления природопользованием получили географические информационные системы (ГИС, GIS) и земельно-информационные системы (ЗИС, LIS). Географическая информационная система — это специализированная вычислительная система, включающая определенные технические средства, программное обеспечение и совокупность процедур, предназначенных для сбора, хранения, обработки и воспроизведения большого объема графических и тематических данных, имеющих пространственную привязку. Основу ГИС составляют электронные карты (планы) местности, базирующиеся на цифровых моделях рельефа (ЦМР), характеризующих трехмерное расположение объектов в пространстве. Изначально геоинформационные технологии и ГИС были ори- ентированы на принятие управленческих решений, связанных с различными территориями. В странах ЕС, США и Канаде ими оснащались в первую очередь администрации городов, муниципальные власти. К основным задачам, решаемым на территориальном уровне с использованием ГИС, относятся: картирование земель; совершенствование учета недвижимости, составление реестров собственности (земельных участков, зданий, сооружений) с привязкой к территории и точным определением местоположения; научно обоснованное перспективное и оперативное планирование развития территории городов, районов, отдельных территорий на основе разработки генеральных планов использования и охраны земель; изучение состояния природных ресурсов, экологического состояния территории и эколого-экономическая оценка окружающей природной среды; получение достоверной информации о местоположении и эксплуатации дорог, инженерных сетей коммунального хозяйства, запасах полезных ископаемых и т. д.; принятие разного рода решений по управлению муниципальным хозяйством (размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры, организация текущего ремонта зданий и сооружений, разработка маршрутов и расписаний движения общественного транспорта, налогообложение, планирование инвестиций, разработка планов эвакуации в чрезвычайных ситуациях и др.); контроль за состоянием муниципального хозяйства (мониторинг земель, состояния энерго-, тепло-, водообеспечения). Начало развития ГИС относится к концу 60-х годов, но только в 90-х годах они получили широкое распространение, что было вызвано очень быстрым развитием компьютерной техники и снижением ее стоимости, появлением мощных периферийных устройств ввода, вывода, хранения и обработки информации. Развитие систем автоматизированного картографирования (AM — от англ. Automapping), используемых в земельном кадастре для учета и оценки земли и связанной с ней недвижимости, систем автоматизированного проектирования (САД) привело к появлению специальных земельно-информационных систем, широко используемых во всем мире при проведении землеустроительных работ. Основное их отличие от ГИС заключается в следующем: земельно-информационные системы содержат прежде всего сведения о земельных ресурсах и объектах, прочно связанных с землей; информация о земельных участках, содержащаяся в ЗИС, отвечает определенным требованиям к точности измерений, ввода и вывода данных, что обеспечивает точную геодезическую привязку земель на местности и отражение их на планах (картах), то есть земельно-информационные системы являются более точными, чем ГИС; в общую структуру земельно-информационной системы как специального вычислительного комплекса в качестве самостоятельных подсистем входят блоки автоматизированного картографирования, автоматизированного проектирования, управления базами данных, позволяющие не только строить в различном масштабе карты с использованием средств цифровой фотограмметрии и картографии, но и производить различные геодезические действия (вычисление площадей, измерение расстояний, определение координат и др.) с требуемой точностью; основное назначение земельно-информационной системы — служить информационной базой управления земельными ресурсами. Таким образом, землеустройство и ведение земельно-информационных комплексов относятся к одной сфере — к управлению земельными ресурсами. Однако землеустройство — понятие более широкое и емкое. Во-первых, ЗИС являются только «аппаратными», технологическими средствами для принятия качественных решений в области организации землепользования. Другими словами, ЗИС используются как своего рода метод землеустроительного автоматизированного проектирования, дающий возможность быстро получить тот или иной вариант организации территории. Во-вторых, землеустройство всегда имеет правовое и социально-экономическое содержание. Поэтому любое землеустроительное решение, в том числе и полученное с использованием земельно-информационных систем, должно быть в соответствии с определенной правовой процедурой рассмотрено, согласовано и утверждено. Только после этого оно имеет право на существование, переносится в натуру и становится элементом землеустройства. Тем не менее развитие земельно-информационных систем уже в ближайшем будущем во многом будет определять облик землеустройства. 7.ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ПЕРЕСЕЛЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ Практически во всех странах мира время от времени происходит перемещение населения из одних мест проживания в другие. Если это перемещение носит локальный характер и осуществляется в пределах небольшой территории (например, сельскохозяйственных предприятий, административных районов и т. п.), оно называется расселением. Если же речь идет о переброске массы людей на большие расстояния, что связано не только с изменением их места жительства, но также природных и экономических условий их обитания, соответствующие действия называют переселе- нием. В обоих случаях, однако, возникают сходные проблемы, связанные со строительством жилья, объектов инфраструктуры, с транспортом и т. д. В землеустроительной литературе встречается также термин «колонизация», означающий заселение недостаточно освоенных и заселенных пространств; мероприятия по переселению и расселению в этом случае относятся к внутренней колонизации. Такие действия всегда сопровождаются землеустройством, в ходе которого распределяются (делятся) новые земли, устраивается новая территория. Не случайно землеустроительные органы часто имели отделы землеустройства и переселения, а в 20-х годах в нашей стране даже действовал научно-исследовательский институт «Госземколонит», занимающийся вопросами землеустройства и переселения. Вопросы переселения всегда относились к сфере земельной политики государства. Землеустройство и переселение (расселение) связаны теснейшие образом. Это объясняется следующими причинами: переселению всегда предшествуют землеустроительные работы по изучению и обследованию земель; землеустроитель и геодезист всегда ступают первыми на осваиваемую территорию; само переселение сопровождается распределением и устройством территории, то есть непосредственно землеустройством; в ходе землеустройства всегда определяется размещение мест строительства новых населенных пунктов, хозяйственных и производственных центров, составляющих систему расселения на данной территории или систему мер по ее совершенствованию; при землеустройстве обязательно решаются вопросы размещения объектов социальной и производственной инфраструктуры, обеспечивающих нормальную жизнь и работу населения, строительства дорог, организации водоснабжения, энергообеспечения и т. п. В последние годы ряд практических работников строительных министерств, ведомств и организаций выдвигают градостроительные и расселенческие мероприятия (зонирование территории, градостроительный кадастр, градостроительное проектирование) в число приоритетных, определяющих устройство не только городских, но и других территорий. Землеустроительная наука, однако, свидетельствует о том, что организация рационального использования и охраны земель логически предшествует любым градостроительным и переселенческим действиям. Во-первых, при землеустройстве всегда определяют перспективы развития земель населенных пунктов, но взятых не изолированно, а с учетом всех категорий земельного фонда и всех видов угодий во взаимосвязи. Во-вторых, только при землеустройстве происходит одновременная увязка вопросов регулирования землепользования, раз- вития производства и совершенствования расселения, которая затрагивает не только городские, пригородные, но и другие территории. В-третьих, при решении вопросов планировки и застройки населенных пунктов всегда учитывают местоположение городской черты, устанавливаемой только в ходе землеустроительных работ, а также привязывают элементы планировочной структуры (выходы улиц, проездов, коллекторов и др.), размещение функциональных зон застройки к соответствующим элементам организации территории (дорогам, инженерным сетям, ландшафтным особенностям), имеющимся за пределами селений. Таким образом, составлению градостроительных проектов, проектов планировки и застройки селений должна предшествовать разработка схем землеустройства административно-территориальных образований, проектов земельно-хозяйственного устройства городов и установления их городской черты, а для сельской местности — проектов межхозяйственного землеустройства с формированием новых или упорядочением существующих землевладений и землепользовании, а также проектов внутрихозяйственного землеустройства. 8. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ Мелиоративные мероприятия по орошению и осушению земель и более широко по улучшению физико-химических и биологических свойств земельных участков имеют огромное хозяйственное значение для большинства стран мира. Опыт показывает, что организация рационального использования земель невозможна без одновременного осуществления мелиоративных мероприятий и землеустройства. Это обусловлено тем, что проведение мелиоративных мероприятий (по орошению, осушению, улучшению земель) осуществляется не вообще на каких-то абстрактных участках, а на конкретных земельных массивах, принадлежащих определенным землевладельцам и землепользователям. Поэтому данные мелиоративные земли должны не только вписываться в общую систему ведения хозяйства, учитываться при планировании урожайности и структуры посевов, рационов кормления, способов содержания скота и т. п., но и входить в общую организационно-территориальную структуру сельскохозяйственного предприятия (то есть соединяться дорогами с хозяйственными центрами, определять размещение угодий и севооборотов, полей и рабочих участков, скотопрогонов и т.д.). Поэтому мелиоративные мероприятия с технической и технологической точки зрения должны осуществляться на основе проектов мелиорации (технико-рабочих проектов), а с организацион- Но но-хозяйственной и землеустроительной — на основе проектов землеустройства, которые должны составляться первыми и предшествовать проектам мелиорации. Мелиорация и землеустройство, безусловно, различаются, поскольку объектом мелиорации является земля как физическое тело. Цель мелиорации — улучшить производительные свойства конкретного земельного участка, что требует определенных капиталовложений и увеличения эксплуатационных затрат. Напротив, объектом землеустройства является территория, а главная его цель — улучшение ее организации. В процессе землеустройства изменяются в первую очередь территориальные свойства земли (состав и площади угодий, размещение угодий и севооборотов, границы, форма и конфигурация земельных массивов и т. д.). Такое изменение не может рассматриваться вне процессов хозяйственной деятельности; поэтому при землеустройстве обязательно решаются две важнейшие задачи: приспособление территории к производству (отвод земель для соответствующих нужд, установление состава и площадей угодий, формирование земельных массивов, размещение их границ и т.д.); приспособление производства к территории (установление специализации, структуры посевов с учетом качества земель, проектирование различных типов и видов севооборотов, дифференцированное размещение культур и т. п.). Землеустройство в отличие от мелиорации имеет помимо технической также экономическую, экологическую и юридическую стороны. Соответственно при землеустройстве не только наводят порядок в существующем использовании земли (ликвидация меж, клиньев, введение севооборотов, проектирование рабочих участков), но и устанавливают наилучшие способы развития хозяйства (мелиорация, культуртехнические мероприятия, производственное строительство, размещение дорог и т.д.). Во избежание ошибок решение всех перечисленных вопросов должно осуществляться при непосредственном участии землеустроительных органов или по согласованию с ними. Это же касается и территориального планирования производства. 9. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Все главные вопросы организации производства в сельскохозяйственных предприятиях связаны с использованием земли. Земельные массивы в обозначаемых границах отводятся внутрихозяйственным производственным подразделениям; территориальные особенности землепользования и система расселения определяют организационно-производственную структуру предприятий; специализация, сочетание отраслей, тип кормопроизводства и содержания скота, структура посевных площадей зависят от качества, местоположения и площадей земельных участков хозяйства; размещение севооборотов и полей, сенокосооборотных и пастбищных участков, кварталов и клеток многолетних насаждений влияет на организацию труда и его производительность и т. д. Таким образом, эффективная система ведения хозяйства и организация производства сельскохозяйственного предприятия немыслимы без рациональной организации его территории, то есть без землеустройства. Рациональная организация территории должна лежать и в основе внедрения прогрессивных систем земледелия. Они опираются на технологии возделывания сельскохозяйственных культур, ориентированные на агротехнически однородные рабочие участки, выделяемые в ходе землеустройства. Поэтому никакая система земледелия не будет эффективной и действенной, если она не учитывает качественных особенностей конкретных участков, организации территории и производства в хозяйстве. Идеальным является вариант, когда проект внутрихозяйственного землеустройства разрабатывается одновременно с бизнес-планом (планом организационно-хозяйственного устройства) сельскохозяйственного предприятия или лежит в его основе. Правильно составленный проект землеустройства, в подготовке которого участвуют специалисты разного профиля (землеустроители, агрономы, экономисты, почвоведы и др.), включающий комплексные расчеты по агроэкономическому обоснованию (см. Т. 2 настоящего издания), дает полную информацию об организации производства и территории хозяйства. Таким образом, при разработке и внедрении прогрессивных систем земледелия в сельскохозяйственных предприятиях наряду с агрономами обязательно должны участвовать и землеустроители. Не случайно в 1978 г. тогдашний руководитель СССР, землеустроитель по своему базовому образованию Л. И. Брежнев в книге «Целина» писал: «В сельском хозяйстве с нулевым циклом можно сравнить землеустроительные работы, ибо землеустройство — это своего рода генеральный план, которым определяются контуры и характер хозяйства, расположение и размер его полей, лугов, пастбищ, места для строительства усадеб, источники водоснабжения и многое другое, очень важное для жизни и производства» (Брежнев Л. И. Целина. - М., 1978.-С. 12-13). Еще раньше, в 20—40-е годы, об этом писали видные ученые-аграрники, занимающиеся вопросами организации сельскохозяйственного производства и внедрения новых систем земледелия: В. Р. Вильяме, С. Г. Колеснев и др. В последней четверти XX в. академики РАСХН А. А. Жученко, А. Н. Каштанов, В. И. Кирю-шин, возглавляющие крупнейшие школы развития адаптивного сельского хозяйства, ландшафтно-экологического и адаптивно- ландшафтного земледелия, в своих исследованиях и экспериментах опирались на труды землеустроителей [Жученко А. А. Стратегия адаптивной интенсификации сельского хозяйства (концепция). — Пущино, 1994; Каштанов А. Н., Лисецкий Ф. Н., Швебс Г. И. Основы ландшафтно-экологического земледелия. — М.: Колос, 1994; Кирюшин В. И. Экологические основы земледелия. —М.: Колос, 1996]. Центральные научно-исследовательские институты России данного профиля: ВНИЭТУСХ (директор — академик РАСХН В. В. Милосердое), ВНИЭСХ (директор — член-корреспондент РАСХН И. Г. Ушачев), ВИАПИ (директор — член-корреспондент РАСХН А. В. Петриков), а также региональные институты Российской академии сельскохозяйственных наук всегда согласуют свои исследования с учеными-землеустроителями. 10. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И РЕЛИГИЯ Люди древних цивилизаций придавали очень большое значение землеустройству. Границы между участками строго охранялись законами и указами правителей. Межевые (пограничные) знаки были освящены религией. На них часто наносили тексты, славшие проклятия на головы нарушителей межевых знаков, например: «Cursed is he that removed his neighbors land-mark» [«Будь проклят тот, кто передвинет межевой знак (камень) соседа» — англ. См.: Тетерин Г. Н. История развития геодезии. — Новосибирск: СГГА, 1999. - С. 86]. Закладка межевых камней сопровождалась религиозными обрядами, жертвоприношениями. У римлян был бог границ Терми-ний. Ежегодно 13 февраля у пограничного камня отмечался день, посвященный этому богу. Древние, наделявшие своих богов разными качествами и способностями, включали в последние и землемерие. Так, египетский бог Тог именовался строителем храмов, каналов, указывающим границы полей, измерившим землю сию, владыкой начертания и т. д. Упоминание о землемерии есть в Библии. Известно, что земледелие в древности было одним из главных источников средств к существованию и основной сферой деятельности населения. Это занятие пользовалось всеобщим уважением, и его не чуждались даже люди богатые и знатные. Моисей, который был обучен всей премудрости Египетской (Деян.: 7, 22), при занятии израильтянами земли Обетованной сделал земледелие одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове. «Моя есть земля», — говорил сам Бог о себе (Лев.: 25, 23) и даровал землю своему народу. Он повелел равномерно разделить ее по числу лиц мужского пола. Сообразно с этим при Иисусе Навине земля была разделена на участки и каждый «по особому размежеванию» получил известный участок (Нав.: 27, 5; Ам.: 7, 17, и др.). В Библии также сказано: «Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем. Доставшемся тебе в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение (Вт.: 19, 14). Относительно земли и межевания некоторые притчи Соломоновы гласят: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (12, 11); «Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка» (13, 23); «Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи» (23, 10). Пророк Исайя сказал: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис: 5, 8). В Коране, священной книге мусульман, также есть аяты (фразы или их фрагменты), которые предписывают уважительное отношение к земле и указывают на наличие определенных территорий и границ, в рамках которых живут народы. Например, сура (глава) вторая, аят 269 (267) гласит: «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли. И не устремляйтесь к дурному из этого, чтобы расходовать...». В трех предыдущих аятах есть образные сравнения силы веры с садом на холме: «...его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то роса». И наоборот, кто верует «... подобен он скале, на которой земля: но постиг ее ливень и оставил голой» (Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. — М.: Наука, 1990. — С. 57—58). Очевидно, уже в эпоху Мухаммеда арабы имели представление об эрозии, о рациональном составе земельных угодий на склонах (не пашня, а сад) и необходимости целесообразного использования земель. В Исламе очень рано появляются правовые термины «вакф» (вакуф) — имущество, переданное для нужд общины, государства или частного лица (в состав которого может входить и земля), и «аз-зар» — договор об аренде земли, а также другие, характеризующие земельные отношения. Например, в VIII—IX вв. вводятся понятия «дар ас-сульх» (или «дар аль-ахд») — земля (мирного) договора, «харадж» — поземельная подать, взимавшаяся за использование земель в виде доли урожая или по твердой ставке натурой или деньгами и др. (Ислам. Краткий справочник. — М.: Наука, 1983. — С. 32—44, 47—116). В Коране словом «ризк» называются средства существования, которые Аллах дает человеку. С XVI в. в Османской империи этим словом называли участок земли, приносящий доход. Заметим, что буддизм, а также национальные религии Китая и Японии (даосизм, синтоизм, конфуцианство), представляя собой специфические типы мировосприятия, по нашим данным, не придают особого значения отношению человека к устройству земли. В христианских странах землеустройство по-прежнему считается очень важным делом, требующим от землеустроителя не только хороших профессиональных знаний, но и особой духовной подготовки и воспитания. Не случайно профессия землеустроителя часто является потомственной, а землемеры США и ряда других стран, принимая профессиональную присягу, клянутся Богом, обещая честно и добросовестно выполнять землеустроительные работы. С 1766 г. землемеры России, а также понятые, участвующие в генеральном межевании, также принимали присягу, в которой клялись Всемогущим Богом перед святым Его Евангелием и обещали поступать по чистой совести при использовании землеустроительных дел. В Константиновском межевом институте (ныне Государственном университете по землеустройству) — центре подготовки межевых инженеров (землеустроителей) для всей России — в 1869 г. была введена в действие и освящена домовая православная церковь во имя святых Константина и матери его Елены. В настоящее время она восстановлена и действует в Государственном университете по землеустройству. Контрольные вопросы и задания 1. Регулирует ли землеустройство земельные отношения? 2. Как связано землеустройство с регистрацией объектов недвижимого имущества, земельным кадастром, мониторингом и оценкой земель? 3. Для чего нужны при землеустройстве топографо-геодезические и обследовательские работы? 4. Как используются в землеустройстве земельно-информационные системы? 5. Почему землеустроительные мероприятия должны лежать в основе переселенческих, расселенческих и градостроительных действий? 6. Чем землеустройство отличается от мелиорации? 7. Почему организация территории определяет организацию производства 8. Расскажите, какое значение придавали землеустройству различные религии Раздел К ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИИ • Г л а в а 7 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ДРЕВНЕРУССКОМ И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX—XVI вв.) 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ТЕРРИТОРИИ История Древнерусского государства — это трехвековая история Киевской Руси. Самая древняя из дошедших до нас хроник «Повесть временных лет», созданная в начале XII в. летописцем Нестором, начинается с трех вопросов: «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?». Первый вопрос — основной. Русская земля — это и территория, и богатство, и самое главное — государство. В IX в. Восточная Европа была уже достаточно освоенной и оживленной территорией. Здесь проходил важный торговый путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское и Черное моря посредством рек бассейна Волхова и Невы с севера и Днепра с юга. Восточнее шли караванные маршруты из мусульманского Востока на христианский Запад. Торговые отношения первоначально поддерживались с юга греками-византийцами, с севера — норманнами (скандинавскими племенами, которых на Руси называли варягами), а начиная с VIII в. также и хазарами, которые поселились в прикаспийских степях, низовьях Волги и создали ранее государство Хазарский каганат. Благодаря устойчивым торговым связям в это время среди славянских племен, проживавших вблизи Днепровско-Волховского пути, стали развиваться более прогрессивные формы быта, существенно отличавшиеся от родового строя, которым продолжали жить древляне, вятичи и другие племена, отдаленные от этого торгового пути. Сначала здесь появились временные торговые поселения (центры); со временем они превратились в древние русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород и др. Торговый город занял место прежних племенных владений и подчинял себе окрестную, часто довольно значительную территорию, население которой признавало власть городских старейшин. Между Черным морем и лесной полосой Русской равнины в древности простирались бескрайние степи. Через них периодически вторгались в Европу орды воинственных кочевников; примерно через каждые полтора-два столетия они разоряли города восточных славян. Многие кочевые племена пытались задержаться и закрепиться на этих землях; тогда им приходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между лесом и степью, для которых плодородная земля степей, дававшая огромный урожай, была бесценным богатством. Оседлые земледельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но они нуждались в пастбищах. Одна и та же территория одновременно не могла использоваться в интересах земледельцев и скотоводов, что служило причиной их постоянного противоборства, передела земель на протяжении тысячелетий. Славянские народы, живущие оседло, были, как правило, цивилизованнее и богаче кочевников. Богатство земледельцев, веками накапливающееся благодаря работе на полях и торговле, сосредоточенное в городах, манило племенную знать кочевников, считавших разбой и грабеж самым легким способом приобретения жизненных благ. Впрочем, истории известны и длительные периоды вполне мирных и даже дружественных отношений между земледельческими и скотоводческими племенами. Проживание по соседству, торговля, династические браки в процессе многовекового взаимовлияния создавали новый «евразийский» менталитет, способствующий мирной жизни на этой обширной территории. Тем не менее противоборство земледельцев и кочевников часто приводило к военным действиям. Защищая свои границы, славяне постоянно несли людские потери, были вынуждены платить дань более сильным соседям не только на юге и востоке, но и на севере. Хазарам на востоке подчинялись и платили им дань поляне, северяне, радимичи и вятичи. На севере с территории Скандинавских стран и Северной Германии постоянные набеги совершали варяги. Они подчинили себе северных славян и ряд финно-угорских племен (новгородских славян, кривичей, чудь и мерю). В конце концов славяне изгнали со своей территории варягов. «Повесть временных лет» не сообщает, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Можно лишь предположить, что перед лицом варяжской опасности сложился мощный военный союз племенных объединений восточных и северных славян. Однако вскоре между освободившимися племенами начались межусобицы. «И воевати почаша сами на ся». Славяне, кривичи, чудь и меря были не в силах справиться со своими внутренними проблемами, они решили отправить посольство к варягам, вчерашним врагам, и найти князя, который бы «володел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика обильна, а наряда в ней нет — дапоидите княжить и володити нами». Три брата — Рюрик, Синеус и Трувор — «с роды своими» откликнулись на предложение. Рюрик стал княжить с 862 г. в Новгороде (по другим сведениям, в Старой Ладоге), Синеус —в Белоозере, Трувор — в Изборске (История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия/Сост. С. Т. Исмаилова — М.: Аванта, 1996.-С. 133-134). Два года спустя Синеус и Трувор умерли и Рюрик стал единоличным правителем. Двое из людей Рюрика — Аскольд и Дир — отпросились у него в поход на юг, к Царьграду (Константинополю). На Днепре они осели и стали княжить в Киеве — древнем центре полян. По данным летописи, в 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря. Власть перешла к его родственнику Олегу (882-912 гг.). В 882 г. Олег объединил Новгород и Киев, образовав тем самым Древнерусское государство. Первоначально земельные отношения на его территории были связаны с присоединением новых земель, которое осуществлялось насильственно или по договоренности. Завоевания были необходимы, с одной стороны, для расширения жизненного пространства и удаления от основных городов границ государства, где проходили частые столкновения с кочевниками. С другой стороны, дань с населения покоренных территорий обогащала правителей, пополняла казну и способствовала усилению государства (деньги и натуральные поборы шли на содержание дружин, возведение крепостей, производство или покупку оружия). Уже князь Олег для обороны от кочевников стал строить на границах своих или присоединяемых земель укрепленные города. Племена северо-запада Руси (словене, кривичи, меря) подчинялись ему и платили дань. Новгородцы отвозили в Киев особую подать в 300 гривен (гривна — слиток серебра около 200 г). Когда северяне и радимичи (союзы восточнославянских племен) отвозили дань хазарам, Олег потребовал от них: «Не дайте хазарам, а мне дайте». Так начало укрепляться Древнерусское государство и формировалась его территория. Земли каждого города с пригородами, починками, селами и деревнями составляли одну неделимую территорию, получившую название «волости» и «земли» с добавлением имени города. По сути, эти «волости» и «земли» были первыми небольшими государственными образованиями, которые знает наша история. Их было множество, и они существовали одновременно. Их площадь (территория) зависела от фактической силы городского центра: границами обычно служили реки, озера, горы и невозделанные пространства. В древних русских «волостях» и «землях» право собственности на землю, приобретенное заимкой (захватом) и обработкой «диких» (пустующих) земель, принадлежало всем жителям волости, Ч то есть поземельной общине, или «верви». Преобладало общинное землепользование, во многом сходное с гораздо более поздним крестьянским общинным землевладением, просуществовавшим в России вплоть до начала XX в. Частная земельная собственность стала возникать по мере разложения родовой, патриархально-семейной собственности. 2. МЕЖЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX—XII вв.) Достоверные свидетельства о разграничении земель у восточных славян и появлении межевания на территории Древнерусского государства не сохранились. В летописи Нестора и других письменных памятниках описано только географическое расселение славянских племен по территории, занятой ими к тому времени, но нет никаких данных, каким образом поселения и отдельные лица первоначально разграничивали свои земли и отличали их от земель соседей. Видный историк землеустройства И. Е. Герман (1859—1916) отмечал, что дошедшие до нас сведения о способах устройства древ-неславянских заимок, поселений и об их землепользовании весьма разноречивы. Так, авторы VI в. — готский историк Иордан, знаменитый историк Прокопий Кесарийский и император Маврикий — свидетельствуют о том, что славяне не имели городов и жили в удаленных друг от друга хижинах. С этим согласуется и рассказ летописца Нестора о братьях Кие, Щеке и Хориве, живших на трех горах, удаленных друг от друга. С другой стороны, источники X в. (император Константин Багрянородный, арабские писатели Аль-Масуди, Ибн-Даст и др., а также русские летописи) утверждают, что восточные славяне еще задолго до времен Нестора жили преимущественно в городищах; это подтверждают и археологические раскопки. Учитывая многообразие природных и исторических особенностей территории Древней Руси, можно предположить наличие двух форм славянских поселений: по отдельности (индивидуально, семьями, родами) и в городищах (совместно). Данным формам соответствуют и два вида разграничения земель и соответствующие способы землепользования. В первом случае, при разбросанности поселений отдельных лиц, представлялась возможность не заботиться об искусственном разграничении земель. Обилие свободных земель позволяло каждому пользоваться ими по мере необходимости. Пограничные знаки либо не использовались вообще, либо ими служили естественные рубежи (реки, ручьи, лощины и т. п.), а межи и грани (засечки на деревьях) стали появляться только при тесном сближении осваиваемых территорий. Во втором случае, при проживании людей в городищах и совместной деятельности, каждый поселенец стремился, чтобы вы- деляемые ему для обработки земли размещались по возможности ближе к селению, были удобны и производительны. Все это заставляло общину на первых же порах ее оседлой жизни принять к руководству какой-либо способ распределения земель между ее членами. Летопись Нестора говорит о существовании способа распределения земель по жребию: «Сим, Хам и Афет, разделивши землю, жребий метавше, не преступати никому же в жребий братень, жи-вяхо каждо в своей части». Исходя из имеющихся источников, И. Е. Герман предложил следующую модель землевладения восточных славян того времени (Герман И. Е. История русского межевания. — 3-е изд. — М., 1914). Первоначально, чтобы обезопасить себя от набегов и грабежей иноземцев и не стеснять себя недостатком земель, необходимых для хлебопашества, скотоводства и охоты, славянские племена селились плотными организованными группами в удаленных друг от друга, хорошо укрепленных городках (городищах). Между такими поселениями оставались обширные пространства свободных степей, лесов, болот и других угодий, которые служили и пределами земельных владений поселения, и его запасным земельным фондом. Границами таких владений являлись естественные урочища: реки и озера (на берегах которых преимущественно селились славяне), а также леса, болота и т. п. Все удобные земли, окружавшие такие поселения, находились в общем владении. Они или оставались неделимыми и обрабатывались сообща, или делились на равные участки в каждом угодье (пашня, луг), а затем распределялись по жребию между отдельными лицами или семьями. Такое деление не противоречило интересам отдельных владельцев, не требовало сложных измерений и индивидуальных соглашений. Достаточно было участки пашни и луга разделить на полосы равной ширины (площади), обозначить их границы ямками, кольями, камнями или бороздами, чтобы различить на местности. Некоторое неравенство в качестве участков или их площади не имело существенного значения, тем более что распределение осуществлялось по жребию уже после того, как само деление земель было завершено. Если поселенцы занимались в основном охотой, рыболовством и скотоводством, раздел земель при городищах мог и не производиться. Однако и в этих случаях условия промысла и ведения хозяйства могли служить причиной разделения земель и появления искусственных (межевых) знаков, указывающих места землепользования. Такими знаками служили зарубки на деревьях, просеки для установки сетей (перевесы), знаки на бортных деревьях (с пчелиными дуплами), расставленные силки, волчьи и лосиные ямы и др. Они указывали, что земли и промысловые угодья уже заняты, о чем, как правило, знали проживающие в округе люди. Но существовал и другой способ расселения славян. В ряде случаев от городищ или других селений отделялись и уходили на свободную землю, расположенную между дикими лесами, естественными лугами или степями, хуторяне, огнищане, звероловы, рыболовы и вообще все те, для кого условия совместной жизни были почему-либо неудобны. Ряд из них «садился на вольную землю» и со временем образовывал из своих займищ и заимок, становищ и починков целые поселения. Другие, истощив землю после 4—5 урожаев зерна, бросали земельный участок и переходили на новое займище1. В. связи с наличием массы свободных земель соседи — соплеменники таких людей не препятствовали их переселению; незанятых земель хватало на всех. Любой мог пользоваться ими настолько, насколько у него хватало сил и возможностей. Таким образом, в начале освоения восточнославянских земель, когда свободных, никем не занятых территорий было еще так много, что всякий мог ими пользоваться в любом количестве, и когда земля ценилась не сама по себе, а по вкладываемому в нее труду, вопрос о разграничении земель в отдельные владения практически не стоял и разрешался сам собой. Первые искусственные межевые знаки появились тогда, когда у землевладельцев стало возникать чувство собственности, когда было необходимо, чтобы пределы их земельных участков были ясно обозначены на местности, чтобы материальные признаки границ были общеизвестны и не допускали сомнений в их назначении и чтобы неприкосновенность владений была установлена и охраняема законом. Со временем у славян появились специальные межевые знаки «тамги», представляющие собой сложенные определенным образом камни. У земледельцев участки делились бороздами, которые, как и любые другие обозначения границ, получили название меж2. Отсюда и появилась необходимость в межевании, которое отличается от землемерия и геодезии тем, что разграничение земель не только носит технический характер, но и имеет юридическое значение, согласно которому границы приобретают законность и могут быть восстановлены во всех случаях их нарушения. 'Займище — место, занятое под распашку, расчистку; отхожие пустоши и леса, занимаемые под пашню и покосы. Заимка — место, занятое под хозяйство с избой; заполье, расположенное в пустоши. Становище — стан, табор, стоянка, стойбище; одинокая изба, хутор, заимка и др. Починок — хозяйство, образованное после расчистки и сжигания леса; поселок, образованный на огнище, новой пашне в лесу (отсюда огнищанин — крестьянин, ведущий хозяйство на огнище). 2Межа — черта (граница), разделяющая два участка (землевладения, землепользования); рубеж, грань, стык, раздел; борозда, разделяющая поле и полосы. Межа — святое дело. Межа — и твоя и моя. На меже жениться, на соседке, с приданым смежной земли (В.Даль). Факты свидетельствуют о том, что землемерие и межевание на Руси достаточно быстро развивались. Уже к моменту официального принятия христианства в 988 г. в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) существовала письменность, проводилось индивидуальное обучение грамоте и было известно землемерие (землеустройство). Удельные князья постоянно сталкивались с необходимостью решения земельных вопросов. По их указанию наделяли землей, отводили земельные участки в натуре, разрешали земельные споры. В летописях имеются свидетельства о существовании землевладений и меж на границах удельных княжеств. Так, например, Ольга имела свои ловища, места, погосты, перевесы и даже целое село Ольжиги. Олег, князь древлянский, также имел свои ловища, за самовольную охоту в которых он убил сына Свенальда, мужа из Киева. Вместе с тем земельные отношения подданных уже тогда служили предметом внимания князей. Так, согласно летописи князь Киевский Владимир, правивший в 980—1015 гг., заботился с дружиной «о строи земленем, о ратех и о уставе земленем», а сыновья Ярослава в своем законодательном сборнике «Русская Правда» определили меру взыскания за самовольное нарушение меж: «А иже межу переореть, либо перетес, то за обиду 12 гривен». Затем в уставе Владимира Мономаха, в так называемой пространной «Русской Правде», имелось уже целых три подобных статьи: «А еже борт раззнаменует, то 12 гривен продажи»; «Оже межу перетнет ботную, или ролейную межу разорет, или дворовую межу тыном перегородит, то 12 гривен продажи»; «Оже дуб перетнет знаменный или межный, то 12 гривен продажи». К этому же времени относится свидетельство летописи о существовании меж на границах удельных княжеств. Так, под годом 1097, после описания войны Володаря и Василько со Святопол-ком, говорится: «Володар же и Василько победивши, стаста ту, ре-куща: довлеет нам на межи своей стати и не идоста никаможе». Из статей «Русской Правды» можно видеть, что места, занятые под охотничий промысел, также охранялись законами от самовольных нарушений. «Аще кто посечет верею или вервь перетнет в перевесе, то 3 гривны продажи, а господину за верею и за вервь гривна куп». Установлено, что русские князья по примеру Византии делали описания земельных владений своих подданных с целью распределения податей, повинностей и дани. Эти описания проводились, как правило, княжескими служителями (писцами). Как свидетельствует запись в купчей Антония Римлянина от 1147 г. о границах участка, они имели такой вид: «А обвод той земли от реки Волхова Виткою ручьем вверх до Лющик да Лющиком ко кресту, а от креста на коровий прогон, а коровьим прогоном на олху, а от олхи на еловый куст, а от елового куста верховье на Донцовое, а Донцовым вниз в Деревянницу, а Деревянница впала в Волхов, а той земли и межа» (Орлов П. М. Землеустройство. Территория и практика. — М.: Новый агроном, 1924. — С. 88). В удельный период и во времена Московского царства, судя по сохранившимся сведениям, межевые работы осуществляли представители известных княжеских и боярских фамилий. Как правило, межевое дело для многих семей было наследственным. В связи с тем что специальная подготовка отсутствовала, землемерные знания, навыки и умения передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. По свидетельству И. Е. Германа, фамилии некоторых межевщиков, участвовавших «в государевом писцовом и земляном деле», например Вельяминовых, Беклемишевых, Загряжских, князей Звенигородских и Пушкиных, Плещеевых, Шаховских, Жеребцовых, Заболотских и др., повторяются нередко на протяжении 100—150 лет (Герман И. Е. История русского межевания.— М., 1902.-С. 57). Первые землемеры, межевщики должны были обязательно знать грамоту, межевые законы и владеть элементарными приемами геодезических измерений. Свидетельства того, что княжеские служители участвовали при отводе земель в натуре, встречаются в сказании летописца о великом князе Изяславе, который по просьбе Антония Печер-ского послал своего служителя отвести под монастырь гору над пещерой, в которой жил этот святой. «Антоний посла единого от братье к Изяславу князю, река тако: княже мой се Бог умножает братью, а местьце мало; да бы ны дал гору ту, яже есть над пече-рою. Изяслав же слышав и рад бысть, посла муж свой, и вда им гору ту». В уставных грамотах новгородского князя Святослава (1137 г.) и смоленского князя Ростислава (1150 г.) распределение многочисленных княжеских доходов было сделано по каждой местности так определенно, что свидетельствует о существовании в Древней Руси описи большинства податных земель. Таким образом, сопоставляя все сказанное о древнем периоде русского межевания и землеустройства, необходимо заключить, что хотя в то время разграничение и описание земель встречаются еще как явления случайные, не являющиеся общими условиями жизни, почти все элементы полного понятия о межевании уже имеют место. Так, знаки на деревьях, в тынах, в межниках — прообраз современного способа обозначения границ; в инвентарных и юридических актах, содержащих в себе краткое описание земель, можно угадать будущие кадастровые и межевые планы; в статьях «Русской Правды» о межах и межевом суде виден будущий свод межевых законов; княжеский служитель, отправляемый для отвода и раздела земель, является первым землемером, а его действия — первым видом государственного землеустройства. 3. МЕЖЕВАНИЕ ВО ВРЕМЕНА ТАТАРСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА И В МОСКОВСКОМ ЦАРСТВЕ (XIII—XVI вв.) Московское царство возникло, когда московские великие князья собрали под своей властью всю Северо-Восточную Русь и окончательно освободились от власти татар (примерно к концу XV в.). Тем не менее с начала XVI столетия и до взятия Казани в 1552 г. можно насчитать до 13 крупных вторжений татар в московские пределы. До этого земельные отношения и землеустройство на Руси во многом зависели от условий, сложившихся в период татаро-монгольского нашествия. Попав под власть Золотой Орды, русские были вынуждены платить татарам дань; для ее сбора фискальные агенты Орды (баскаки) производили перепись населения, земель и всех доходов. Через несколько десятилетий ввиду ожесточенного сопротивления народа сбор и доставка дани были переданы русским князьям, которые использовали для этой цели собственную администрацию. Известно, что первая перепись населения была произведена при хане Батые в Киеве в 1245 г.; затем при хане Мунке в 1257 г. были переписаны Суздальская, Рязанская и Муромская земли, в 1259 г. — жители Новгорода. В 1273 г. при хане Менгу-Темире в летописи последний раз упоминается о повсеместной переписи жителей на Руси; но, судя по всему, эта перепись была не последней, так как в ханских ярлыках, выдаваемых русскому духовенству (на освобождение от дани и на получение прочих льгот), встречается много свидетельств об их производстве даже в XIV в. За недостатком данных невозможно составить достоверное представление об организации и ходе татарских переписей XIII в., однако известно, что в этих мероприятиях участвовали наезжавшие в Россию татарские баскаки, данщики, писцы и численники. Вслед за их переписями с русских взимались кроме дани разные пошлины, натуральные повинности и даже подать «поплужная», размер которой, вероятно, соразмерялся с количеством обрабатываемых пахотных земель. Имеются также свидетельства, что писцы и численники при производстве своих переписей включали в них дворы и людей и ч
|