Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Gt;.¥*%*&*'~$ъЬ,Ч>.' >л'.







Рис. 18. Межевая канцелярия. Главный подъезд со стороны двора здания судебных учреждений (конец XIX в.)



 


Рис. 19. Межевая канцелярия. Первое отделение чертежной



 


 



Рис. 20. Межевая канцелярия. Присутствие


Рис. 21. Межевая канцелярия. Малый зал библиотеки

В течение 10 лет в Межевой канцелярии служил известный русский поэт, критик, близкий друг А. С. Пушкина.Петр Андрее­вич Вяземский. 16 сентября 1807 г., после смерти отца, 15-лет­ний П. А Вяземский подал прошение о зачислении на службу, и с ноября 1807 г. служил при директоре Межевой канцелярии П. А. Обрезкове. Через год П. А. Вяземскому присвоили чин титу­лярного советника и с сентября 1809 г. он в качестве секретаря со­провождал директора Межевой канцелярии, поступил в ополче­ние, воевал в конном полку, сформированном на средства графа М. А. Дмитриева-Мамонова, внука главного директора Межевой канцелярии. В качестве адъютанта генерала М. А. Милорадовича П.А.Вяземский участвовал в Бородинском сражении, за что 20 октября 1812 г. был награжден орденом Св. Владимира четвер­той степени. Прослужив после войны в Межевой канцелярии еще 5 лет, П. А. Вяземский оставил службу, посвятив себя литератур­ному творчеству.

С 1831 по 1833 г. в Межевой канцелярии служил другой извест­ный русский поэт Николай Михайлович Языков. 12 сентября 1831 г. он подал прошение на имя главного директора Межевой канцелярии Богдана Андреевича Гермеса с просьбой о зачислении на службу. Незадолго до этого из Межевого ведомства ушел


Е.А.Баратынский, при протекции которого Н.М.Языков, по всей видимости, и был устроен канцеляристом. 28 сентября 1831 г. Е. А. Баратынский писал Н. М. Языкову: «Заняв мое место у Гер­меса, ты обязан вполне заменить меня. Кажется, бог поэтов ныне не Аполлон, но Гермес: кроме тебя и меня служил у него когда-то Вяземский». А дальше он продолжает: «Как бы написать ему сти­хи, в которых хорошенько похвалить его за то, что под его управ­лением Межевая канцелярия превратилась в Геликон».

17 сентября 1832г. Н. М.Языкову был присвоен чин коллеж­ского регистратора, и через год он уволился. Непосредственно ме­жеванием поэт не занимался, хотя в стихотворении «Вяземскому», написанному в 1844 г., есть такие строки: «В те дни как тих и не­удал/ Уже чиновник русской службы/ Я родину свою и пел и ме­жевал».

В 50-е годы XIX в. в Межевом корпусе Министерства юстиции служил историк, литературовед, библиограф, краевед и просвети­тель Евгений Иванович Якушкин, сын декабриста. Закончив в 1843 г. юридический факультет Московского университета, он был назначен директором Чертежного архива. Его отец, И. Д. Якушкин, писал ему из ссылки: «Мне иногда приходит на мысль, что служба твоя по архиву может дать новое и более определенное направле­ние твоим занятиям». Годы службы Якушкина в Чертежном архи­ве пришлись на период специального межевания, когда в архив поступало большое число документов и надо было организовать их прием, систематизацию и хранение. Якушкин прекрасно с этим справлялся, за время его службы в архив поступило около 60 тыс. планов и межевых книг.

8 апреля 1851 г. Е. И. Якушкин был назначен младшим меже­вым ревизором при управляющем Межевым корпусом М. Н. Му­равьеве. С целью ревизий местных чертежных он много ездил по России, был в Сибири. В Тобольске и Иркутске он подолгу жил с отцом. Результатом его поездок по Сибири стало написанное им «Предположение об устройстве Межевой части в Восточной Си­бири», представленное генерал-губернатору Восточной Сибири графу Н. Н. Муравьеву.

Приведенные материалы свидетельствуют, что Межевой кор­пус объединял людей незаурядных, составивших славу страны и принесших России немалую пользу как в части межевания, так и в других сферах общественной деятельности. Среди них отец вели­кого русского математика Н. И. Лобачевского И. М. Лобачевский, служивший с 1777 по 1779 г. губернским регистратором в Орен­бургской и Нижегородской межевых конторах; С. Г. Алеев, проку­рор Межевой канцелярии в 1830—1851 гг., автор книги «Теория межевых законов»; Ф. И. Корбелецкий, надворный советник, 2-й член Пермской межевой конторы, автор известных воспоминаний о пребывании французов в Москве в 1812 г.; сын поэта Ф. И. Тют­чева Д.Ф.Тютчев, работавший с 1865 по 1873г. в канцелярии


управляющего Межевым корпусом; Н. И. Юденич — отец извест­ного генерала, героя Первой мировой войны Н. Н. Юденича, слу­живший надворным советником, преподавателем математики в Константиновском межевом институте, и многие другие.

Возникновение губернской Межевой части относится к 1775 г., когда по «Учреждению о губерниях» в каждую губернию был на­значен губернский, а в каждый уезд — уездный землемер (Ржани-цын А. А. Руководство по землеустройству и межеванию. — СПб.: Типография Б. М. Вольфа, 1910.— С. 86). Все они входили в со­став губернских правлений, и первоначально им не разрешалось осуществлять межевые работы, выполняемые межевыми контора­ми. Только с 1806 г., когда были установлены правила специаль­ного межевания, они получили такое право.

Губернские землемеры возглавляли губернские чертежные — специальные межевые учреждения, созданные в губерниях для выполнения межевых работ, и были непосредственно подчинены губернаторам. Каждая чертежная имела следующий штат: губерн­ский землемер, его помощники, уездные (или окружные) земле­меры, землемерные помощники, откомандированные для вы­полнения работ и надзора из Межевой канцелярии, чертежни­ки. При каждой чертежной находились канцелярия и архив для хранения межевых документов. Они имели двойную подчинен­ность: как отделения губернских правлений подчинялись губер­наторам, как межевые учреждения — управляющему Межевой частью (с 1846 г.).

На руководящие должности землемеров назначались лица, окончившие межевые учебные заведения.

Работы по генеральному межеванию в России выявили оче­видную нехватку землеустроительных кадров. При отсутствии в то время специальных межевых учебных заведений забота о под­готовке землеустроителей легла на межевые учреждения — Ме­жевую экспедицию Правительствующего сената и Межевую кан­целярию.

Именным указом Сената от 8 октября 1765 г. (ПСЗ, № 12488) и последовавшими в его развитие указами Межевой экспедиции от 7 апреля 1768 г. (ПСЗ, № 13093) было объявлено, что все, умею­щие осуществлять землемерные действия («имеющие сведения в снятии дач на планы») и желающие поступить в землемеры, долж­ны заявить об этом Межевой экспедиции или Межевой канцеля­рии. Землемерам Межевой канцелярии вменялось в обязанность обучать межевому делу землемерных учеников, определенных в нее на службу из учеников гарнизонных школ.

Указом № 439 от 23 апреля 1779 г. Межевая экспедиция, обра­тив внимание на безуспешность обучения землемерных учеников, предписала Межевой канцелярии «дабы все определенные при сей канцелярии ученики, из коих... до тридцати пяти человек ни копировать, ни писать не умеют, доведены были в том до совер-


шенства, к чему и принять сей канцелярии надлежащие средства по собственному ее изобретению» (Рудин С. Д. Значение межевой канцелярии. Прошлое и настоящее. — СПб.: Сенатская типогра­фия, 1890.-С. 74).

Этот указ, полученный Межевой канцелярией 3 мая 1779 г., и послужил основанием к учреждению Землемерной школы. Она была открыта 27 мая 1779 г. (14 мая по старому стилю).

Открытие школы состоялось в тот самый день, когда в Москве происходили торжества по случаю рождения 27 мая великого кня­зя Константина Павловича; в честь этого события Землемерная школа была названа Константиновской.

Уже 14 мая 1779 г. в приказе по Межевой канцелярии было на­писано: «Сие училище, по призванию в помощь Всевышнего, от­крыть в нынешний день, и как в оный происходить будет торже­ство для Его Императорского Высочества, благоверного Государя великого князя Константина Павловича, то в честь ему сие Земле­мерное училище наименовать Константиновским, и о том Меже­вой экспедиции в известие отрапортовать, а по опубликовании в газетах сообщить в Императорский Московский университет...» (ЦГИА, ф. 1350, оп. 56, ед. хр. 518).

Рапортом в Сенат по Межевой экспедиции от 16 мая 1779 г. № 1980 Межевая канцелярия доносила: «Для сей школы от­ведено в главном корпусе канцелярском три покоя с принадлеж­ностью, также инструменты и другие материалы заготовлены и, наконец, училище... при членах Межевой канцелярии, при дирек­торе, учителях, землемерах и других чинах, открыто сего мая 14-го дня... и в честь его высочеству сие Землемерное училище наиме­новано Константиновским» (Очерк истории Константиновского межевого института с 1779 по 1879г./Сост. А. Апухтин. — СПб.: 1879.-С. И).

Константиновская землемерная школа (1779 г.), затем училище (1819 г.), затем Константиновский межевой институт (1916 г.), за­тем Московский межевой институт (1918 г.) —дала начало одному из главных высших межевых учебных заведений России — Госу­дарственному университету по землеустройству (ГУЗ). В 1930 г. Московский межевой институт разделился на два самостоятель­ных высших учебных заведения: Московский институт землеуст­ройства (с 1945 г. — МИИЗ, с 1992 г. — ГУЗ) и Московский геоде­зический институт (впоследствии МИГАиК).

3. СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ

В конце XVIII в. в России продолжались выделение дач гене­рального межевания и установление их границ. В дачи включа­лись, как правило, земли не одного, а нескольких землевладельцев и землепользователей, поэтому генеральное межевание не устра-


няло запутанности земельных отношений между соседями-земле­владельцами. Они имели право «добровольно развестись с соседя­ми в границах», пригласив для этих целей за свой счет («кошт») землемера. Эти действия получили название «своекоштного меже­вания».

Своекоштное межевание шло очень медленно, так как согла­шения между сторонами достигались с большим трудом. Владель­ца, который приглашал за свой счет землемера, соседи обвиняли в недобросовестности, пристрастии и т. п. Поэтому правительство вынуждено было само начать размежевание владений, находящих­ся в границах дач генерального межевания, —так называемое спе­циальное межевание.

Генеральное межевание, изначально имея главной целью охва­тить страну сетью генеральных дач с твердо укрепленными юри­дическими и техническими границами, почти не касалось отно­шений между землевладельцами внутри них. Размежевание вла­дельцев допускалось лишь в редких случаях, когда все хозяева зем­ли соглашались развестись полюбовно. Вследствие этого с распространением генерального межевания, то есть по мере уве­личения числа генерально обмежеванных дач, вопрос о специаль­ном межевании становился все более настоятельным.

По этой причине 2 октября 1806 г. были изданы Высочайше ут­вержденные правила о специальном размежевании генеральных дач через уездных землемеров (ПСЗ, № 22305), должности кото­рых были введены еще в 1775 г. Установленный этим законом по­рядок отдельных межеваний в генерально обмежеванных местнос­тях был подтвержден при издании высочайше утвержденного 31 июля 1828 г. наставления губернским и уездным землемерам (ПСЗ, № 2203).

Согласно правилам губернские и в особенности уездные земле­меры должны были всемерно содействовать размежеванию общих дач генерального межевания. Этот этап работ специального меже­вания, длившийся около 30 лет, был назван межеванием через уезд­ных землемеров.

При этой процедуре землевладельцы, замежеванные в общую дачу, составляли соглашение, называемое полюбовной сказкой, в форме письменного юридического акта. В нем они излагали усло­вия размежевания своих земель, то есть фактически договарива­лись о своих границах.

По правилам 1806 г. полюбовная сказка передавалась в уездный суд, который рассматривал условия размежевания и после их одобрения просил губернское правление о посылке землемера. Землемеры производили работу в натуре и составляли межевые документы; они были обязаны проектировать границы на копии генерального плана. После проверки и удостоверения их работы уездным судом Межевая канцелярия выдавала землевладельцам-документы на раздельное владение (рис. 22).


ВЪ МЕЖЕВОЙ
 
 

£ Т1Ю|*ОД^КЛ11ЦЕЛ11Р1К

 

-?

 


 


■ -" Э^*

^«Mt» *& ■ •*.. rf '»**-*«. СшуЬнЙ ****** /UHl|MtyftU'''-' --*-....,.~. _X, tt& 7... " I -- --

я:

Ж

.„ < ^.- —


-»*. •*'-
£ 3-
•> -*. -Я**~ J*-*' J_T 3«-^---------

 

 


Рис. 22. План дачи специального межевания Дорогобужского уезда Смоленской

губернии, 1845 г.


Специальное межевание через уездных землемеров было рас­считано на частную инициативу. Кроме того, оно производилось только при условии добровольного и общего согласия всех вла­дельцев на размежевание земель. Практика быстро показала всю трудность таких добровольных соглашений, в особенности в да­чах с сильной чересполосицей, со сложными экономическими и юридическими отношениями между совладельцами. К тому же землемеров не хватало, и специальное межевание шло очень медленно.

К 1835 г. правительство поняло, что для ускорения специаль­ного межевания оно должно осуществляться по инициативе госу­дарства. Было решено улучшить подготовку землемерных кадров, в связи с чем Константиновская землемерная школа преобразует­ся сначала в училище с новым уставом и штатом (1819 г.), а затем в Константиновский межевой институт (1835 г.). В 1836, 1839, 1842 гг. были приняты законы по ускорению специального меже­вания.

Законодательным актом, послужившим основанием для уско­рения хода специального межевания, являлся Именной указ от 12 июля 1850 г. В нем были установлены следующие важнейшие нормы.

1. Всем владельцам, которые пожелают оставаться в своих дачах без размежевания и единогласно подтвердят это желание полю­бовной сказкой, разрешено оставаться в общей даче.

2. По тем дачам общего и чересполосного владения, о размеже­вании которых между участниками не достигнуто миролюбивое соглашение, каждому отдельному владельцу дано право просить суд о выделении (вымежевании) следуемой ему части.

3. Посредническим комиссиям предоставлено право передавать в суд дела, по которым отсутствуют добровольные соглашения, и подвергать владельцев, явно уклонявшихся от этих соглашений, штрафу от 25 до 50 руб.

4. Для пояснения ранее составленных полюбовных сказок раз­решено с согласия всех совладельцев дачи определять дополни­тельные условия размежевания.

 

5. Посредникам предоставлено право присутствовать при не­посредственном размежевании дачи (выполнении полюбовных сказок в натуре) для решения возникающих затруднений и недо­разумений.

6. По тем дачам, где не было крестьян казенных ведомств, для ускорения хода соглашений разрешалось приступать к составле­нию полюбовных сказок без предварительной съемки земель на план.

Таким образом, закон 1850 г. поставил вопрос о необходимости создания правил, которыми должны руководствоваться суды при решении межевых дел специального размежевания. Такие правила были изданы 30 декабря 1853 г. под названием «Высочайше ут-


вержденные правила судебно-межевого разбирательства». До 1868 г. производство дел по специальному межеванию в порядке судебно-межевого разбирательства возлагалось на уездные суды; с 1868 г. в местностях, где уже действовала судебная реформа 1864 г., — на окружные суды.

Для ускорения специального межевания уездные суды обяза­ны были устанавливать в судебном порядке права тех помещи­ков, которые не могли договориться об установлении граничных меж. Этот последний этап специального межевания растянулся до 1913 г. Всего было составлено 296 тыс. планов на отдельные владения, находившиеся в пределах дач генерального межева­ния, размежевано примерно 143 тыс. дач на площади около 165 млн га (История земельных отношений и землеустройства/ Под ред. Н. В. Бочкова. — М.: Сельхозгиз, 1956.— С. 28). В ряде губерний, особенно северо-восточных регионов, специальное ме­жевание к началу Первой мировой войны не затронуло многие дачи генерального межевания. Там же, где оно было закончено, гораздо легче устанавливался порядок в земельных делах и созда­вались условия для ведения помещичьего хозяйства, повышения стоимости имений и т. д.

В ходе специального межевания земель определились конту­ры будущего межхозяйственного землеустройства. Так, многие владельцы, желая иметь точные сведения о местоположении сво­их земель на планах в графическом изображении и об их каче­ственном состоянии, для бесспорного раздела земель и безоши­бочного составления полюбовной сказки просили через посред­нические комиссии межевое начальство о командировании ме­жевого техника или нанимали частных землемеров для составления проекта.

Подобные проекты назывались нарезочными планами. Они были основаны на предварительной топографо-геодезической съемке дачи, изучении качественного состояния и местоположе­ния земель, их оценке, таксации угодий. Данный проект «предъявлялся», то есть согласовывался со всеми участниками размежевания. При этом могли решаться вопросы добровольного обмена земельными участками для ликвидации чересполосности владений. Проект размежевания, составленный по возможности с учетом пожеланий каждого из участников землеустройства, утвер­ждали и переносили в натуру.

К особым межеваниям, имеющим место со второй половины XVIII в. и до реформы 1861 г., относились поземельное устройство крестьян, приписанных к различным ведомствам, межевание не­которых отдаленных местностей России и др.

Сущность поземельного устройства государственных крестьян заключалась в уравнении наделов сельских обществ до установ­ленного размера (до 8 десятин на душу в малоземельных уездах и



%


Рис. 23. Нарезочный план дачи Савелова пустошь (Московская губ., Серпуховской уезд)



до 15 —в многоземельных) и в установлении размеров оброка в государственную казну.

Приведем пример составления полюбовной сказки и соответ­ствующего плана (рис. 23).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал