Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МОСКВА «КОЛОС» 2001. Третий тип внутрихозяйственных экономических отношений характерен для сельскохозяйственных ассоциаций и акционерных обществ
Третий тип внутрихозяйственных экономических отношений характерен для сельскохозяйственных ассоциаций и акционерных обществ. В них в качестве экономически и юридически самостоятельных производственных подразделений выступают отдельные крестьянские хозяйства, их объединения, малые сельскохозяйственные предприятия, кооперативы и др. Эти производственные подразделения значительно отличаются друг от друга по земельной площади, наличию трудовых и производственных ресурсов, средств механизации, уровню специализации и концентрации производства и иным производственным характеристикам. Поэтому при проектировании необходимо соблюдать следующие основные требования; максимальное сохранение (использование) существующей хозяйственной инфраструктуры; сохранение и учет существующих элементов внутрихозяй максимальное использование и сохранение имеющихся в хозяйстве производственных мощностей; учет сложившегося расселения. 1 Земельный массив может быть уже сформирован путем самостоятельного объединения определенного числа крестьянских долей для совместного ведения хозяйства или такого земельного массива может не быть, но есть землевладельцы, желающие его создать. В первом случае задача проектирования сводится к корректировке границ земельного массива производственного подразделения, уточнению специализации, установлению оптимального соотношения видов сельскохозяйственных угодий, а также выполнению других работ по желанию заказчика. Во втором случае, когда земельные массивы производственных подразделений формируют заново, их параметры устанавливают, исходя либо из заданной (планируемой) специализации и объема производства, либо из желания конкретных лиц, имеющих право на земельный и имущественный пай, осуществлять совместное производство в составе единого производственного подразделения. Формирование земельных массивов новых производственных подразделений на базе одного реорганизованного хозяйства рассмотрим на примере бывшего колхоза им. Калинина Шаховского района Московской области. В результате ряда преобразований па его территории сформировано 5 крестьянских хозяйств и 1 ельскохозяйственное товарищество (табл. 52). впоследствии с целью коллективного регулирования меж- кооМерСКИХ взаимоотношений, внедрения эффективных форм т °ПеРации, формирования сбалансированной материально- АНической базы и социальной инфраструктуры коллективно- 52. Реорганизация землепользования колхоза им. Калинина Шаховского района Московской области
408, 2 902, 4 430, 2 4342, 8
го пользования, а также решения других экономических и социальных задач они объединились в ассоциацию, сохранив при этом полную экономическую и юридическую самостоятельность. Примером нового типа внутрихозяйственных взаимоотношений является опыт акционерного общества «Подмосковное» Ра-менского района Московской области, созданного на базе одноименного совхоза. До реорганизации в составе совхоза было 22 (подразделения. Общая площадь сельскохозяйственных угодий ншзяйства составляла почти 4 тыс. га, численность работников — более 1000 чел. Подразделения взаимодействовали на уровне внутрихозяйственного расчета. В ноябре 1997 г. хозяйство было преобразовано в акционерное общество закрытого типа. Бывшие подразделения превращены в шесть дочерних предприятий. Так, дочернее предприятие племзавод «Островецкий» было создано на базе животноводческих ферм «Раменское», «Гулковское» и «Быково», бригады по кормопроизводству и цеха по первичной переработке продукции животноводства. Дочернее предприятие «Овощевод» объединило бригады по выращиванию овощей в открытом грунте и в теплицах, а также цех по переработке овощной продукции. Все тепличное хозяйство, котельная и овощехранилища составили производственную базу дочернего предприятия «Тепличный». Взаимодействие между названными предприятиями сохранилось. Животноводческие фермы племзавода «Островецкий» обеспечивают овощеводов органическими удобрениями, а те, в свою очередь, предоставляют животноводам нестандартные овощи и их отходы на корм скоту. Все дочерние предприятия взаимодействуют с основным хо- зяйственным обществом АОЗТ «Подмосковье», выплачивая амортизационные отчисления за используемые технологические средства, а основное общество, в свою очередь, закупает необходимую технику и оборудование и передает их трудовым коллективам. Другим вариантом взаимодействия управляющего подразделением (обслуживающего кооператива) с вновь созданными сельскохозяйственными предприятиями, бывшими подразделениями единого хозяйства, является сотрудничество хозяйств, образовавшихся в результате реорганизации совхоза-гиганта «Мальчевский» Ростовской области. В канун реорганизации он имел сельскохозяйственные угодья общей площадью 20 тыс. га. В нем было занято более 1000 чел. В переходный период хозяйство претерпело несколько преобразований. Сначала оно было превращено в товарищество с ограниченной ответственностью. В марте 1995 г. ТОО «Мальчевское» было разделено на 11 самостоятельных хозяйствующих единиц: 9 обществ с ограниченной ответственностью, одно товарищество «на вере», один обслуживающий кооператив. Выделен индивидуальный предприниматель. Каждое из новых предприятий имело свой производственный профиль. Например, товарищества «Урожай», «Колос», «Якимовка» специализировались на производстве зерна, подсолнечника и молока. Товарищество «Светлана» — на откорме свиней. Это создавало предпосылки взаимодействия между ними. Получив полную самостоятельность в производственной деятельности, товарищества тем не менее еще не имели возможности функционировать без поддержки бывшей администрации. Они не могли заниматься каждое в отдельности маркетингом, реализацией сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, материально-техническим снабжением, ремонтно-техническим обслуживанием, производственной и социальной инфраструктурой. Для выполнения этой функции был создан обслуживающий кооператив как юридическое лицо за счет взносов предприятий-Учредителей. При этом все предприятия-учредители получили равное право пользоваться услугами кооператива за установленную плату. Не менее 70 % прибыли кооператив должен был распределять между предприятиями-учредителями пропорционально стоимости оказанных услуг, остальную часть прибыли (до 30 %) — между работ-никами кооператива, которые были ассоциированными членами, т. е. членами без права голоса. Такой порядок создания обслуживающего кооператива не позволял ему превращаться в монополиста. Таким образом, несмотря на то что произошло расчленение единого предприятия на самостоятельные хозяйства, получившие статус юридического лица, взаимодействие между ними и с обслуживающим кооперативом, выполняющим функции координатора производственно-хозяйственной деятельности и обслуживания всех предприятий, созданных на базе реорганизованного совхоза, осуществляется по-прежнему. Колхоз «Первомайский» Верхнедонского района Ростовской области, владевший сельскохозяйственными угодьями общей площадью более 8000 га, претерпев несколько реорганизаций, в конце 1995 г. оказался разделенным на семь самостоятельных сельскохозяйственных предприятий (шесть обществ с ограниченной ответственностью и одно товарищество «на вере» плюс три крестьянских фермерских хозяйства). Кроме того, из числа его работников было зарегистрировано два индивидуальных предпринимателя. В результате разделения и выделения хозяйства стали небольшими. Самое крупное предприятие, образованное на базе подразделения большого колхоза, стало располагать 1300 га сельскохозяйственных угодий, 25 работниками. В целях координации организационно-экономической и социальной деятельности всех вновь созданных самостоятельных хозяйств было образовано простое товарищество «Офис», имущество которого было поставлено на обособленный баланс товарищества «на вере» «Коршунов и К°». Товарищество «Офис» решало общие проблемы, такие, как поиск покупателей сельскохо-[зяйственной продукции, организация ее сбыта, закупка техники и оборудования, реновация средств производства, кредитование и страхование, бартерные сделки, организация семеноводства, племенного дела в животноводстве, внедрение новых технологий, достижений науки и техники, проведение мероприятий по противоэрозионной защите земель, повышение квалификации работников, социальные вопросы и т. д. В результате предприятия, получившие самостоятельность вплоть до наделения правами юридического лица, продолжают взаимодействовать в решении общих проблем по поводу использования объектов производственной инфраструктуры. Из семи вновь образованных предприятий пять включили в состав своего имущества один-два объекта совместного пользования. Так, три общества с ограниченной ответственностью «Сухой лог», «Ере-менское», «Лопатинское», товарищество «на вере» «Коршунов и К°» и крестьянское (фермерское) хозяйство «Сакменово» заключили договор о совместной деятельности. Все объекты механизированного зернотока переданы согласно договору на специальный баланс ООО «Лопатинское». Предприятия, заключившие договор о совместном использовании зернотока, оплатили его стоимость за счет своих имущественных паев (по 6, 4 % суммы паевых рублей). Контрольные вопросы. 1. Каков смысл действий по размещению производственных подразделений и хозяйственных центров? 2. Какие территориальные условия учитывают при выборе организационно-производственной структуры сельскохозяйственного предприятия? 3. Какие виды хозяйственных центров существуют и какие требования к их размещению предъявляют? 4. Какие факторы влияют на размер внутрихозяйственных подразделений? 5. От чего зависит размещение животноводческих ферм на территории? 6. Как запроектировать границы производственных подразделений? 7. Как влияют число, размеры и размещение производственных подразделений и хозяйственных центров на ежегодные издержки производства? 8. Какие показатели используют при экономическом обосновании данной составной части проекта? 9. Каковы особенности.размещения производственных подразделений и хозяйственных центров в сельскохозяйственных предприятиях с различными формами собственности на средства производства? 10. Как используют схему планировки и застройки населенных пунктов при внутрихозяйственном землеустройстве? 11. Как устроить территорию жилой зоны? 12. Как устроить территорию производственной зоны? Глава 6 РАЗМЕЩЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОРОГ, ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 6.1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Основная цель данной составной части проекта — размещение инженерных объектов и сооружений производственной и социальной инфраструктуры хозяйства, которые имеют общехозяйственное значение и затрагивают все производство и территорию сельскохозяйственного предприятия. К этим объектам относятся: внутрихозяйственные магистральные дороги и дорожные сооружения; мелиоративное строительство, водоснабжение и обводнение (трассы магистральных каналов, коллекторов, водозаборы, водосбросы, водоводы и др.); линейные объекты жизнеобеспечения (линии электропередачи, связи, газо- и теплоснабжения и т.д.). 53. Ведомость инвентаризации существующих объектов инженерного оборудования территории
Местоположение объектов, направление линейных сооружений Центральная усадьба — усадьба производственного подразделения
Тип
покрытая, материал
Магистральные дороги 2, 4 10 Грунтовый Мост Объекты водохозяйственного обеспечения Мелиоративные и противоэрозионные объекты Прочие инженерные сооружения Намеченные мероприятия Профилирование, строительство дорожного полотна При размещении инженерных сооружений и объектов необходимо: создание благоприятных условий для функционирования объектов; эффективное размещение объектов с целью создания благоприятных условий для рационального использования земель и их охраны, оптимальной организации территории хозяйства; обеспечение минимальных капитальных затрат на строительство объектов и ежегодных издержек на их эксплуатацию, а также затрат на производство продукции. При проектировании объектов инженерного оборудования территории учитывают имеющиеся прогнозные и проектные разработки по мелиорации, дорожному, противоэрозионному и водохозяйственному строительству, размещению сетей энерго-теп-лоснабжения, тепла, связи и т. п. В процессе подготовительных работ проводят инвентаризацию объектов инженерного оборудования территории и результаты заносят в ведомость (табл. 53). При проектировании объектов инженерного оборудования территории предполагают реконструкцию существующих, проектирование новых инженерных сетей и коммуникаций, дорожной сети сельскохозяйственного предприятия. 6.2. РАЗМЕЩЕНИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ДОРОГ Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог и дорожных сооружений — основная задача данной части проекта, так как организация производства и территории невозможна без обеспечения транспортных связей, включающих грузовые и пассажирские перевозки внутри хозяйства и за его пределы. Согласно Строительным нормам и правилами (СНиП — 85) дороги подразделены на пять категорий: 1...Ш —дороги федерального значения, IV...V —дорога местного (муниципального) значения. Местными называют дороги при интенсивности движения менее 200 автомобилей в сутки, по которым перевозят в основном сельскохозяйственные грузы. В зависимости от назначения их подразделяют: на внехозяйственные дороги общего пользования, которые соединяют хозяйственные центры сельскохозяйственных предприятий с административными центрами, автомобильными дорогами Федерального значения, железнодорожными станциями и лриета-ВДми. В эту же группу включают дороги, соединяющие централь- ^° Усадьбу сельскохозяйственных предприятий с усадьбами производственных подразделений, также последние с предприятиями о Доработке и переработке сельскохозяйственной продукции. и Дороги являются дорогами муниципального значения; Т внутрихозяйственные дороги, обеспечивающие транспортные связи внутри отдельного сельскохозяйственного предприятия. Они находятся в ведении тех хозяйств или администраций, на землях которых расположены. Внутрихозяйственные дороги подразделяют на магистральные и полевые. Магистральные дороги обеспечивают удобную транспортную связь между хозяйственными центрами производственных подразделений, населенными пунктами, животноводческими фермами и комплексами, севооборотными массивами, другими производственными объектами, автомобильными дорогами общего пользования и создают благоприятные условия для перевозки грузов, передвижения техники и людей. Полевые дороги необходимы для обслуживания производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Полевая дорожная сеть является естественным продолжением и разветвлением магистральных дорог. При размещении внутрихозяйственных магистральных дорог учитывают: возможность круглогодичных перевозок; увязку сети внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования (муниципальными, ^ федеральными), элементами инженерной инфраструктуры (линиями электропередачи, связи, магистральными каналами и др.); минимальность капитальных вложений на строительство дорог и дорожных сооружений; снижение транспортных расходов и эксплуатационных затрат; создание наилучших условий для правильной организации территории и рационального использования земель; обеспечение выполнения Строительных норм и правил в части проектирования и строительства магистральных дорог соответствующих категорий и групп. Проекты составляют в такой последовательности: изучают материалы обследования существующей дорожной сети; составляют схемы транспортных связей, направлений и местоположения дорог; определяют грузонапряженность дорог на перспективу, устанавливают категории и группы дорог; размещают трассы дорог и дорожные сооружения; определяют экономическую эффективность проекта. Направление магистральной дорожной сети определяет размещение грузооборотных пунктов (грузообразующих и грузопот-ребляющих), между которыми осуществляют грузовые и пассажирские перевозки. При установлении категории или группы дорог необходимо определить суточную интенсивность движения, которая характеризуется числом машин, проходящих по дороге в сутки за период интенсивных автоперевозок, ширину земляного полотна, проезжей части, тип покрытия. Суточная интенсивность движения (автомобилей в сутки): где Q — перспективная годовая грузонапряженность, т в год (берут с рис. 7 для наиболее грузонапряженного участка); с — коэффициент сезонности, учитывающий неравномерность перевозки грузов в течение года (для сельскохозяйственных перевозок с= 3...6); а — коэффициент, учитывающий транзитные и пассажирские перевозки, а= 1, 3... 1, 4; Т— среднегодовое число дней грузовых перевозок (при круглогодовой эксплуатации дороги принимают Т— 360); у — коэффициент использования грузоподъемности расчетного автомобиля, у = 0, 8...0, 9; |3 — коэффициент использования пробега (отношение пробега автомобиля с грузом к общему пробегу автомобиля при сельскохозяйственных перевозках (3 = 0, 6...0, 8); Р—средневзвешенный тоннаж (грузоподъемность) расчетного автомобиля, Р— З...4т и более. Дороги V категории, в которую входят магистральные внутрихозяйственные дороги, в зависимости от расчетных объемов грузовых перевозок подразделяют на три группы: 1-е, И-с, Ш-с. Дороги группы 1-е соединяют центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и организаций с усадьбами их производственных подразделений, животноводческими комплексами, фермами, дорогами общего пользования, пунктами заготовки, хранения и переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами; расчетная грузонапряженность их в месяц пик более 10 тыс. т. Дороги группы И-с соединяют усадьбы производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования, между собой и другими внутрихозяйственными объектами, за исключением полевых и вспомогательных дорог; их грузонапряженность составляет до 10 тыс. т. Дороги группы Ш-с вспомогательные: они предназначены для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий и массивов севооборотов. Основные технические нормативы проектирования внутрихозяйственных дорог приведены в таблице 54. На внутрихозяйственных магистральных дорогах применяют следующие типы дорожных покрытий: 1-е — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием (цементобетонные, монолитные или сборные, железобетонные сборные, асфальтобетонные одно- или двухслойные, из щебеночного или гравийного материала, обработанные вязким битумом и др.);
|