![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обоснование содержания межхозяйственного землеустройства при образованна зем.?евлалеяиа и землеоа^кзоваяяй
сельскохозяйственных предприятий (организаций)
Показатели
Отношение к основным мо- Природные ресурсы ментам и условиям процесса труда Доминирующее значение Воспроизводство плодородия процесса воспроизводства почв Значение земли в общест- Земля— основноП природный Вил эффективности межхо- Экологическая зяйсл венного землеустройства Основные виды работ при 1. Изучение качественного со земли 2. Агроэкологичсское (эколо-го-хозяйственное) районирование плошади территории 3. Формирование землевладения и размещение его границ (определение местоположения и плошади) 4. Установление экологического режима использования земель и разработка мероприятий по охране природы, защите земель от эрозии, повышению и восстановлению плодородия почв Средства производства Воспроизводство средств производства Земля — предмет и средство зруда. главное средство производства в сельском хозяйстве Производственно-экономическая 1. Обоснование специализации хозяйства с учетом качества и местоположения земель 2. Определение оптимального размера хозяйства и состава угодий с учетом качества земель, грудо- и фондообеспеченности 3. Размещение хозяйственного центра 4. Размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры 5 Составление схемы внутрихозяйственной организации территории Трудовые ресурсы Воспроизводство производственных (земельных) отношении Земля — объект социально-экономических (земельных) отношений Социальная 1. Установление мер экономического стимулирования рационального землепользования 2. Определение площади земельного налога или арендной платы за землю 3. Составление и выдача свидетельства на право собственности, отвод земли в натуре (на местности) 4. Обоснование межхозяйет-веиных связен сельскохозяйственного предприятия 5. Обоснование правового режима п условий пользования землей составление схем внутрихозяйственной организации территории с уточнением месторасположения центральных усадеб, других хозяйственных центров, обоснование состава и плошадей угодий; разработку информации, необходимой для дифференциации платы за землю, определение мер экономического стимулирования рационального использования земель, контроль за ее состоянием и качественными характерце гикам и; отвод земель в натуре с выдачей документов, удостоверяющих право собственности землевладения и землепользования и определяющих режим и условия пользования землей. Производительные и территориальные свойства земель оценивают в холе подготовительных работ по составлению проекта межхозяйственного землеустройства. Основная цель—привести при формировании землевладений и землепользовании площадь хозяйства, его специализацию и расположение границ в соответствие с плодородием почв и месторасположением земель, а также наметить в последующем особый режим и условия использования земель в зависимости от природных и социально-экономических ограничений. Контрольные вопросы и задания. [.Дать определение понятия «межхозяйстисн-ное землеустройство». 2. Какие понятия включает термин «организация землевла-дения и землепользования»? 3. Какие причины (факторы) требуют проведения межхозяйственного землеустройства? 4. В соответствии с какими принципами проводят межхозяйственное землеустройство? 5. Каковы разновидности и формы межхозяйственного землеустройства? 6. Что означают понятия «изъятие земель», «предоставление земель», «отвод земель»? 7. Какие задачи выполняют при проведении межхоняйственного землеустройства? X. В чем заключаются особенности межхочяйственното землеустройства при образовании землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий? Глава 2 ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА 2.1. ПРОЦЕСС МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В любых случаях объектом межхозяйа венного землеустройства является территория, перераспределенная между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Основой этого перераспределения служат общественные, коллективные или личные интересы правообладателей земельных участков. Общественные интересы отражаются, как правило, в различных планах или программах социального и экономического развития различных народнохозяйственных комплексов (страна, субъект Федерации, регион, муниципальное или другое административно-территориальное образование) и реализуются в схемах землеустройства. Одновременно схемы землеустройства учитывают и перспективь развития отдельных отраслей, ре|улируют процессы функционирования частной собственности на землю и земельный оборот. Поэтому межхозяйствеппое землеустройство, затрагивающее одновременно группу землевладений и землепользовании, проводят в единой технологической и информационной связи со схемами землеустройства. Если оно охватывает территорию нескольких, не менее двух, пространственно взаимосвязанных землевладений и землепользовании разных юридических и физических лиц разнообразных форм собственности и хозяйствования, расположенных на территории одного административного района, тс межхозяйственное землеустройство осуществляют в увязке со схемой землеустройства этого района. При этом разработка схемы {емлеустройства района должна предшествовать составлению проекта межхозяйственного землеустройства. В схему землеустройства административного района на основании изучения состояния его земельного фонда, землевладений и землепользовании, потребностей в земле включают следующие вопросы, относящиеся к межхозяйственному землеустройству: выявление резервов земель: предложение по перераспределению земельного фонда; размещение объектов районного афопромышленного комплекса и его инфраструктуры; организация территории района: выделение специальных земельных фондов, упорядочение землевладений и землепользовании, выделение массивов земель для размещения крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективных садов и других объектов; уточнение границ городских и сельских поселений; уточнение и установление границ особо охраняемых территорий и т.д. Схема землеустройства района и разработанные в соответствии с ней показатели служат основой при подготовке задания па составление проектов межхозяйственного землеустройства. Основаниями проведения межхозяйственного землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправлении, договоры о проведении землеустройства, судебные решения. Договоры о проведении землеустройства составляют на основании ходатайств (заявлений) собствен-! пиков, владельцев и пользователей земли или заявителей (юридических и физических лиц) о выделении им земельных участков. В ряде случаев с инициативой проведения межхозяйственного землеустройства выступают землеустроительные органы. Производственный процесс межхозяйственного землеустройства состоит из подготовительных работ; составления проекта; рассмотрения и утверждения проекта: перенесения проекта в натуру; оформления и выдачи землеустроительных материалов, землеустроительных дел и документов, удостоверяющих право соб- Quot; с1 ценности па землю землевладения и землепользования: осуществления проекта межхозяйственного землеустройства, проведения авторскою надзора за выполнением проекта собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Межхозяйственное землеустройство проводят: при изменении границ объектов землеустройства, в том числе с целью устранения недостатков в их расположении (чересполосица, вклинивания, вкрапливания, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании): установлении (восстановлении) границ объектов землеустройства: предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам: изъятии (выкупе) земельного участка: совершении сделок с земельными участками: в иных случаях перераспределения земель. Межхозяйственное землеустройство осуществляют на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной документации, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель. 2.2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ Подготовительные работы представляют собой первый этап межхозяйственного землеустройства. Они необходимы для получения материалов, используемых при составлении, обосновании и оформлении проекта межхозяйственного землеустройства и перенесения его в натуру. В процессе подготовительных работ для составления проекта межхозяйственного землеустройства: устанавливают состав участников межхозяйственного землеустройства; выявляют землеустроительные пожелания и предложения заинтересованных землевладельцев и землепользователей, министерств, ведомств, учреждений и организаций; подбирают, проверяют и оценивают материал, необходимый для составления и перенесения в натуру проектов межхозяйственного землеустройства; изучают основания проведения землеустройства; подготавливают и утверждают задание на проектирование. Подготовительные работы состоит из камеральной землеустроительной подготовки и полевого землеустроительного обследования территории. Камеральную землеустроительную подготовку выполняют до выезда на объект проектирования. Ее начинают с определения или уточнения участников землеустройства, т.е. земледельцев и землепользователей, интересы которых в том или ином отношении затрагивает землеустройство. Участниками землеустройства являются, например, юридические и физические лица, взаимно свя-(анные недостатками землепользования, а также те, которые необходимо привлечь для более успешного устранения этих недостатков, или землевладельцы и землепользователи, затрагиваемые отводом земель. Состав собственников земли, землевладельцев и землепользовании, на территории которых будут проводить землеустроительные работы, определяет объект проектирования, на который потребуются планово-картографические материалы. Эти материалы служат для подготовки плановой основы для проектирования. В результате определения состава участников землеустройства составляют их список, указывая точное наименование и месторасположение юридических и физических лиц, а также другие необходимые сведения. Для выяснения предложений собственников земли, землевладельцев и землепользователей, других заинтересованных учреждений и организаций о целесообразности проведения межхозяйственного землеустройства, о площадях, составе угодий, числе, расположении и границах отводимых, обмениваемых и передаваемых участков вызывают представителей заинтересованных сторон. Пожелания и мнения представителей записывают в специальном протоколе или акте. Для составления проекта межхозяйственного землеустройства необходимы следующие материалы: планово-картографические материалы в требуемом масштабе (обычно 1: 10 000, 1: 25 000, а по крупным объектам 1: 50 000 и более); сведения государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной кадастровой оценки земли, материалы инвентаризации земельных участков; материалы проведенного ранее межевания земель; данные вычисления площадей земельных угодий, обследований и изысканий (почвенных, геоботанических и др.); различные схемы и проекты, касающиеся землеустраиваемой территории (землеустройства, планировки и застройки, мелиорации, строительства дорог, перераспределения земель с указанием площадей размещения фондов специального назначения); материалы, характеризующие особый режим и условия (ограничения, обременения, сервитута) пользования землей; данные о природных и экономических условиях хозяйств (климат, рельеф, водный режим, специализация сельскохозяйственных предприятий, урожайность сельскохозяйственных культур за последние 3...5 лет и другие сведения, характеризующие условия и эффективность сельскохозяйственного производства, если земле-усфливают сельскохозяйственные объекты; сведения о размещении заповедников, заказников, памятников природы, культуры, историко-культурных объектов и др.; материалы об установлении границ водоохранных зон, других охраняемых территорий и режиме использования земель в них; сведения об установлении границ поселений; другие данные, необходимые для составления проекта. Перечень и содержание материалов зависят от вида разрабатываемого проекта межхозяйственного землеустройства. Все эти материалы должны быть официальными. Нолевое землеустроительное обследование проводят па территории, где перераспределяют земли. Для этого выезжают в поле. При обследовании в натуре определяют месторасположение земельных массивов, намечаемых для размещения проектируемых землевладений и землепользовании; устанавливают наличие, состояние и возможности использования объектов инфраструктуры (дорог, построек и сооружений, коммуникаций, мелиоративных сетей); выбирают места и участки для размещения усадеб хозяйств (если это нужно); уточняют месторасположение деградированных земель: загрязненных, зараженных, эрозионио опасных, подверженных эрозии: выявляют земельные участки, нуждающиеся в улучшении и пригодные для освоения под сельскохозяйственные угодья. При полевых подготовительных работах в случае необходимости проверяют сохранность межевых знаков по внешним границам землевладений и землепользовании, проверяют и корректируют в натуре плановые и обследовательские материалы. При отсутствии иди непригодности планово-картографических и обследовательских материалов проводят съемки и обследования. При составлении проекта землеустроитель с участием заинтересованных собственников земли, землевладельцев и землепользователей, представителей организаций и учреждений проводит полевое обследование отводимых, обмениваемых или передаваемых земельных участков. При осмотре местности изучают фактическое использование земель, их качество, инженерное оборудование территории, намечаемые изменения границ и выявляют пожелания и возражения заинтересованных сторон. Если необходимо, то специальные комиссии определяют размеры неиспользованных затрат землевладельцами и землепользователями на мелиорацию, обводнение, посадки лесных и плодовых насаждений, строительство зданий и сооружений и т.д.. затрат по переносу построек и сооружений, многолетних насаждений, по освоению новых земель и пр. Результаты полевых обследований, осмотра земель, оценки затрат фиксируют в соответствующих протоколах. 1" > В процессе полевого обследования: уточняют и оформляют пожелания заинтересованных землевладельцев и землепользователей в отношении проектных решений; составляют акт землеустроительного обследования территории; оформляют чертеж землеустроительного обследования, на котором отражают все результаты обследования и предложений участников землеустройства, принятые для дальнейшей разработки; подписывают чертеж и акт все участники землеустройства. На основании проделанной работы исполнители вместе с заказчиком разрабатывают задание на проектирование. Содержание задания зависит от вида проекта межхозяйственного землеустройства. Оно должно бьпь кратким, не перегруженным ■ экономическими показателями и другой информацией. В то же время оно должно содержать все основополагающие требования по составу и исходным данным проекта. Задание согласовывают с заинтересованными сторонами. Его утверждает заказчик. Так, задание на проектирование при межхозяйственном землеустройстве, связанном с реорганизацией землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий, должно включать: наименование объекта, цели и задачи проектирования, договор между заказчиком и проектной организацией, сроки выполнения работ, состав проектной документации, масштаб планово-картографических материалов; принципы решения проектной задачи, обусловленные земельным законодательством, решениями местных органов власти и требованиями заказчика в отношении содержания проекта (специализация хозяйств, размещение объекта, размещение элементов инфраструктуры — водных источников, дорог и т.д.); нормативы расчетов и технико-экономическое обоснование (нормы предоставления земель, урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных и др.). Примерная форма и содержание задания на составление проекта следующие. Титу я ь н ы й л и с т: кто утвердил задание; название проекта; с кем согласовано— лица и организации. Их подписи и печати; подпись председателя районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству; дата, печать. Содержание задания: основание для проектирования; заказчик и проектировщик; задачи проектирования (что сделать, на каких землях, где расположены объекты проектирования, их специализация, технико-экономическое обоснование проекта); исходные данные — предельные размеры хозяйств, расчетная урожайность культур, продуктивность животных и другие экономические показатели деятельности хозяйств; формы собственности на землю, которая будет предоставлена; размещение усадеб; мероприятия но инженерному оборудованию территории: мелиорация, строительство дорог, водоснабжение, электропередача (объемы); кооперативные связи (по производству и переработке продукции, совместному использованию техники и т. д.); природоохранные мероприятия; состав проекта, масштаб плана, обязательные чертежи, содержание текстовой части, число комплектов проектной документации. Заключен и е: подписи (с указанием должностей, печати, даты) представителен заказчика и проектной организации. На основании задания составляют проект, основные контуры и возможные варианты которого намечают обычно в процессе подготовительных работ. 2.3. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА Разрабатывают и обосновывают проект специалисты землеустроительных организаций на основе специальных инструкций и указаний по межхозяйственному землеустройству. Проектная документация состоит из графической части (проектного плана и других чертежей), текстовой части, включающей пояснительную записку, технико-экономическое обоснование, правовые документы, экспликации. Содержание проекта зависит от разновидности и формы землеустройства. Степень сложности решаемых задач в проекте межхозяйственного землеустройства также различна. Например, при устранении недостатков в расположении земель сельскохозяйственных предприятий основное целевое назначение в использовании земель не изменяется. При отводе земель промышленному предприятию назначают соответствующий участок из земель запаса, но это может не потребовать изменения других землепользовании. В ряде случаев земельный участок промышленному предприятию отводят из уже используемых земель, что требует изменения их ранее установленного целевого назначения и одновременной реорганизации производства и землепользовании, затрагиваемых отводом предприятий, как это имеет место, например, при землеустройстве зон водохранилищ крупных гидроэлектростанций. Каждый проект межхозяйственного землеустройства независимо от его вида определяет: месторасположение границ объектов землеустройства, включая границы частей объектов землеустройства, ограниченных в использовании; возможности использования земель с учетом площади земельною участка, целевого назначения, разрешенного использования М земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; плошади объектов землеустройства и (или) их частей, ограниченных в использовании: иные экономические и качественные характеристики земель, используемые для исчисления земельного налога, арендной платы за землю, внесения в различные реестры, правоустанавливающие и правоопределяюшие документы; экономические показатели, применяемые в ходе осуществления проектов (потери и затраты, упущенная выгода и т.д.). Проект межхозяйственного землеустройства должен соответствовать экологическим требованиям, правовым нормам и быть экономически обоснованным. Рассматривают и утверждают проект в установленном законом порядке. Проект согласовывают с территориальными органами, осуществляющими различные виды контроля в зависимости от вида решаемых землеустроительных задач (государственной санитарно-эпидемиологической, ветеринарной службами; органами, осуществляющими охрану, воспроизводство и использование природных ресурсов, памятников истории и культуры; органами, регулирующими имущественные отношения, а также архитектуры и строительства, противопожарного надзора, земельными комиссиями и т. п.). Проекты межхозяйственного землеустройства проходят необходимую государственную экспертизу (экологическую, комплексную, землеустроительную). Во всех случаях проекты рассматривают на научно-технических советах проектных организаций (землеустроительных институтов, предприятий) и согласовывают с территориальными органами исполнительной власти по управлению земельными ресурсами по принадлежности зем.теустраиваемых объектов. Например, при организации сельскохозяйственных землевладений и землепользовании проект согласовывают со всеми участ -11 и кам и землеустрои ства. Проектировщики подготавливают решение об утверждении проектной документации и вместе с проектом передают ею в районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству, если землеустраиваемый объект полностью находится в границах административного района. Комитет проверяет обоснованность проектных предложений и соответствие их действующему земельному законодательству. Председатель комитета визирует решение об утверждении проекта. Комитет представляет решение вместе с проектными материалами и своим заключением на подпись главе районной (городской) администрации. Проект утвержлдют его решением. Утвержденный проект переносят в натуру. Затем выдают документ, удостоверяющий права на земельный участок. 2^ 2.4. ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА В НАТУРУ Переносят проект в натуру в соответствии с техническими требованиями, указаниями и инструкциями но выполнению соответствующих работ, действующими в системе органов исполнительной власти по управлению земельными ресурсами. Перенесение проекта в натуру (отвод земельного участка) состоит в технически точном проложении на местности проектных границ землевладений и землепользовании и закреплении их межевыми знаками. Переносят проект в натуру на основе рабочего (разбивочного) чертежа, на котором показывают графически и надписями все элементы, необходимые для действий в полевых условиях", ситуацию для ориентирования на местности; геодезические данные для выполнения измерений углов и длин линий; направление хода — стрелками; места установки межевых знаков. Пример разбивочного чертежа при отводе земель крестьянскому хозяйству показан на рисунке I. В лесной зоне проект можно переносить в натуру по отчетливым и точно обозначенным на плане элементам ситуации. В открытой местности прокладывают теодолитные ходы. Каждое землевладение и землепользование должно быть привязано к пунктам Государственной геодезической сети (триангуляции и полигоно-метрии) и опорной межевой сети (ОМС) или опорным межевым знаком (ОМЗ).
Все поворотные точки границы земельного участка, кроме границ, проходящих по «живым урочищам» и линейным сооружениям (заборам, фасадам зданий, элементам дорожной сети и др.), совпадаю- > 6
200.50 в 17Г77Г7Т. 20 15- В
; С^
20... 25 ■ * —* РК.1 ЛИ ■ м^ Рис. 2. Основные типы опорных межевых знаков (размеры в см) шим с границами, закрепляют межевыми знаками. В качестве межевых знаков используют деревянные колья диаметром 5...7см, железные трубы и штыри, забитые в грунт на глубину 0, 4...0, 6м. Окапывают межевые знаки круглой канавой с внутренним диаметром 0, 8 м, глубиной 0.2 м и шириной 0, 2 м. Межевой знак при установке в грунт ориентируют так, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку по ходу часовой стрелки. Суходольные границы, не совмещенные с живыми урочишами, пропахивают в одну борозду глубиной не менее 20 см. Расстояния между межевыми знаками и их месторасположение должны обеспечить взаимную видимость и соответствовать геодезическим нормам. При установлении границ геодезическими спо-
собами должна быть обеспечена требуемая точность положения на местности межекых знаков относительно пунктов съемочной геодезической основы. Пункты ОМС и межевые знаки сдают собственникам, владельцам или пользователям земельных участков по акту на наблюдение за сохранностью. При этом составляют протокол с описанием границ, к которому прилагают их чертеж (рис. 3).
На чертеже границ земельного участка показывают: поворотные точки границ, их номера, меры линий; элементы гидрографической сети (реки, озера) и линейные объекты (дороги, каналы и др.), являющиеся границами участка; границы и кадастровые номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, расположенных в границах предоставленного участка (построение землепользования); границы и номера территорий (зон), на которые установлены ограничения или особый режим использования земель; границы территорий, обремененных правами других физических и юридических лиц по использованию частей участка. Масштаб чертежа выбирают в зависимости от конфигурации земельного участка и возможности показа поворотных точек границ. Чертеж в двух экземплярах подписывает должностное лицо районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, где хранится и подлинник этого документа. Чертеж границ (план) земельного участка обязателен при совершении любых земельных сделок и его прилагают к Свидетельству о государственной регистрации нрава на этот участок. 2.5. ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧА ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ (ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ) На основе данных проекта межхозяйственного землеустройства по каждому вновь образованному землевладению и землепользованию (земельному участку) оформляют землеустроительные дела, материалы которых используют для оформления документов, удостоверяющих право собственности на землю, землевладения и землепользования. Эти документы выдают гражданам и юридическим лицам при предоставлении земельного участка па основании решения местной администрации (по большим объектам — администрации Щ субъектов Федерации) или на основании документов, подтверждающих переход права собственности на землю (договоров купли-продажи земельных участков, свидетельство праве па наследство по закону, дарственных и т. п.), после регистрации прав собственности. Ранее пользование землей регистрировали в специальных земельных книгах органы исполнительной власти, а государственная регистрация прав на земельные участки являлась неотъемлемой частью государственного земельного кадастра. Землепользователям выдавали государственные акты на пользование землей, формы которых были утверждены в 1932 г. С 1992 г. в качестве документов, удостоверяющих право землевладения и землепользования, были введены временные свидетельства о праве собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования, договора аренды и временною пользования земельных участков согласно постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю. Договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 10.03.92 г. № 177. В 1993 г. Указом Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы* была введена новая форма Свидетельства на право собственности на землю. Указом Президента РФ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах па недвижимость» функции государственной регистрации прав на земельные участки не только юридических, но и физических лиц с этого времени были поручены комитетам по земельным ресурсам и землеустройству. С 1 февраля 1998 г., когда был введен в действие Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и созданы учреждения юстиции по выполнению этих действий, право землевладения и землепользования стало удостоверять Свидетельство о государственной регистрации права. До полной замены на Свидетельства о государственной регистрации права все ранее выданные документы являются действительными. Форма Свидетельства о государственной регистрация нрава следующая. Титул: Российская Федерация. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месторасположению земельного участка (например. Московская областная регистрационная штата). Название. Свидетельство о государственной регистрации права. Выл а н о (число, месяц, гол). Зарегистрировано право. Основание. Субъект права. Вид права. Объект права. Адрес объекта. Номер объекта. Ограничения (обременения) права. Запись регистрации в Едином государственном реестре «прав на недвижимое имущество и сделок с ним (номер). Р е П1 с т р а т о р (подпись, печать). С е р и я. н о м е р. Для оформления указанных свидетельств пользуются Инструкцией о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, угвержденной министерствами юстиции и имущеегвенных отношений Российской Федерации, Федеральной службой земельного кадастра России, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.07.00 г. Ввиду того что правовую регистрацию сделок с землей выполняют отдельно от ведения земельного кадастра, взаимоотношения органов по ведению государственного земельного кадастра и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, строят на основе разделения функциональных обязанностей и обмена информацией. На первом этапе выполняют землеустроительные действия по изъятию и предоставлению земельных участков, установлению границ в натуре, составлению плана земельного участка, присвоению кадастрового номера и подготовке сведений из правоустанавливающих документов и государственного земельного кадастра в виде справки-выписки для предъявления в учреждение по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На втором этапе в учреждении но регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним проверяют правоустанавливающие документы, предъявленные собственником земель и иным обладателем прав на земельный участок. Регистрируют права на земельный участок с занесением сведений о регистрации или отказе от регистрации и передают их в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра. Для регистрации права на земельные участки необходимо представить в учреждение юстиции по регистрации прав по месту нахождения недвижимого имущества следующие документы. 1. Заявление (пишут на бланке при сдаче документов). 2. Документ, удостоверяющий личность заявителя. 3. Постановление о государственной регистрации как юридического лица. 4. Учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями. В случае, если изменений не было, — письмо за подписью руководителя об отсутствии изменений. Ю 5. Информационное письмо налоговой инспекции о присное-нии ИНН либо карта (свидетельство) о постановке на учет в Государственную налоговую инспекцию (ГосНИ). 6. Доверенность (при обращении представителя юридического лица). 7. Документы, подтверждающие полномочия руководителя: приказ о назначении, решение общего собрания учредителей, контракт, решение суда о назначении арбитражного управляющего, другой аналогичный документ. 8. Правоустанавливающие документы: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельство о праве на наследство; судебные решения, вступившие в законную силу; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания: иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; в случае нового строительства согласно ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 г. право на вновь созданный объект недвижимого имущества регистрируют на основании документов, подтверждающих факт его создания. 9. Документ, подтверждающий плату за государственную реги 10. Справка Бюро технической инвентаризации (ВТИ) с техническим паспортом на объект. 11. Чертеж (план) земельного участка с указанием: кадастрового номера; границ и номеров поворотных точек; геоданных по границе участка (номеров точек, длин линий, дирекционных углов); описания смежных земель; площади участка в метрах квадратных; масштаба; сведений о предприятии и способе изготовления чертежа; частей участка, имеющего ограничения и обременения; жилых и хозяйственных построек с указанием этажности и материалов; даты и подписи руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству. %\ 12. Справка-выписка из материалов государственного земельного кадастра или приложение к чертежу (плану) земельного учас-1ка с указанием: адреса, месторасположения земельного участка в соответствии с принятым административным делением территории; кадастрового номера участка; полного названия собственника земельного участка (частного, федерального, государственного Российской Федерации, государственного субъекта РФ, муниципального); полного названия юридического лица, обладающего правами на земельный участок, и его адреса; категории земель; назначения земельного участка; площади земельною участка, в том числе по видам сельскохозяйственных угодий; срока аренды, ипотеки, арендодателя, залогодержателя; ограничений и обременении участка в пользовании; даты и подписи руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству, удостоверившего приложение к чертежу (плану) земедыюго участка. Дополнительно к названным можно представить и другие документы, характеризующие земельный участок и связанные с ним иные объекты недвижимости. Регистрация земельных участков под линейными объектами (газо-, нефте-, нродуктопроводами, линиями связи и электропередачи, автомобильными и железными дорогами) имеет свои особенности. Ее осуществляют па основе Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов, утвержденной приказами министерств юстиции и имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.07.00 г. Согласно этой инструкции, если планы и документы на весь объект недвижимости составлены и удостоверены несколькими органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории различных субъекта Российской Федерации, в пределах которых расположен этот объект недвижимости, государственную регистрацию прав осуществляет любое учреждение юстиции по регистрации прав, действующее на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации, по выбору правообладателя (сторон сделки). Членам коллективов сельскохозяйственных предприятий, которым земля принадлежит па праве общей совместной или общей долевой собственности, выдают свидетельство без выдела земельной доли в натуре и без чертежа. В остальных случаях к свидетельству прилагают чертеж границ земельного участка. При предоставлении земельного участка в аренду для сельскохозяйственных целей заключают «Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения» между арендодателем и арендатором, дающий право на использование участка. К договору прилагают «План земель, предоставляемых в аренду» и экспликацию земель. Договор аренды также подлежит государственной регистрации. 2.6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА Осуществляют только утвержденные в установленном порядке проекты межхозяйственного землеустройства, которые не ограничиваются только отводами земельных участков и получением правоудостоверяюших документов. По крупным объектам межхозяйственного землеустройства проект можно осуществлять в несколько очередей (этапов). При проведении межхозяйственного землеустройства па значительных территориях при гидротехническом строительстве и мелиорации, строительстве федеральных дорог и дорожных сооружений, размещении несельскохозяйственных землепользовании значительной площади целесообразно составлять план осуществления проекта с указанием сроков реализации мероприятий, начиная с момента перенесения проекта в натуру. При образовании несельскохозяйственных землепользовании сроки перехода к использованию земли в проектных границах мо-|уг быть длительными, если они связаны со строительством. Реализацию предусмотренных проектом землеустройства мероприятий можно регулировать календарным планом, который включает: сроки перехода к пользованию участком; освоение, улучшение, охрану и защиту земель; возмещение потерь сельскохозяйственного производства и убытков землепользователей и собственников земли; рекультивацию и землевапие; выполнение условий предоставления земли; реорганизацию (вынужденную) территории в существовавших формах и др. В целом осуществление проекта заключается в своевременном переходе собственников и пользователей земли к использованию предоставленного им земельного участка в соответствии с целевым назначением и условиями (ограничениями, обремс-нениями) землепользования, а также в выполнении в намеченные сроки всех предусмотренных проектом мероприятий по обустройству территории (мелиорации, рекультивации, строительству и т.д.), поддержании в натуре сохранности гранит! межевых знаков. Необходимо, чтобы в результате осуществления проекта земельные участки продолжали использовать в соответствии с теми целями, для которых они были нредоста& пеиы. > 706: 1 ализации сельскохозяйственных предприятий, когда затрагивали размеры И структуру землепользовании и доводили до оптимальных значений. В ходе земельных преобразований 1991—2001 гг. на первый план при образовании землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения стали выходить отношения собственности на землю и формы хозяйствования сельскохозяйственных предприятий (организаций), ориентированные на новые экономические условия. В этой связи существенно изменилась и продолжает совершенствоваться структура сельскохозяйственных предприятий. Например, в системе предприятий (организаций) Министерства сельскою хозяйства Российской Федерации динамика этой структуры приведена в таблице 2. 2. Структура сельскохозяйственных предприятий (организаций) системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, %' |1|Х\'Ш|Н№ИС (|> |> МНИ '„11111)11 I | Л
Всего II том числе: товарищества с ограниченной ответственностью акционерные общества закрытого типа открытого типа кооперативы совхозы колхозы прочие
1 Составлено по данным ежегодного доклада «Состояние и меры по развитию агропромышленного производства РФ». — М.. ЫСХ РФ. 2000. — С. 95. За период с 1991 по 1999 г. в структуре сельскохозяйственных предприятий появились различные акционерные общества, товарищества, значительно снизился удельный вес колхозов и совхозов. Если учитывать динамику развития землевладений и землепользовании всех форм собственности и хозяйствования по субъектам Российской Федерации, то она еще более сложная (табл. 3). 3. Структура сельскохозяйственных предприятий (организаций) в отдельных субъектах Российской Фсдерашш по формам хозяйствования на 1 январи 2000 г., %
Прслирнншс Акционерные общества открытого типа Акционерные общества закрытого тина Товарищества (общества) с ограниченно/1 ответственностью Товарищества на цере (коммандитные) Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Сельскохозяйственные кооперативы Колхозы Коллективные предприятия Совхозы Подсобные хозяйства Казачьи общины Государственные предприятия Другие Всего Ростовская
Так, если в Тамбовской области преобладают сельскохозяйственные кооперативы (76, 1%), то в Рязанской—товарищества (общества) с ограниченной ответственностью (35, 8 %), в Ростовской, Самарской и Рязанской областях высок удельный вес акционерных обществ (19...22 %). Перераспределение земель идет также и между различными категориями землевладельцев и землепользователей: сельскохозяйственными предприятиями (организациями), личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т. и. (табл. 4). 4. Сгруктура сельскохозяйственных угодий но категориям землевладельцев и землепользователей на коней года, %'
3.2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) Образование землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий — это землеустроительные действия, включающие составление, рассмотрение, утверждение проекта и перенесение его в натуру, в результате которых создают новый земельный участок и оформляют на него документы. Проект образования (организации) землевладения или землепользования сельскохозяйственного предприятия состоит из следующих составных частей: установления площади землевладения (землепользования); размещения и формировании его земельного массива; размещения усадьбы нового хозяйства; установления видов и площадей угодий в составе землевладения (землепользования); размещения границ землевладения (землепользования); определения режима и условий (ограничений) в использовании земель; составления схемы внутрихозяйственной организации территории хозяйства; разработки исходных данных для определения размеров земельного налога, цены земли и других экономических показателей. Эти составные части разрабатывают одновременно, совместно и взаимосвязанно как единую проектную задачу, решаемую от общего к частному. Проект составляют на основе «Задания на проектирование», используя материал подготовительных работ, схемы землеустройства района, другие проектные и предпроектные материалы и документы. Проектные предложения и расчеты по ним выполняют или на одно хозяйство, или на группу территориально взаимосвязанных сельскохозяйственных предприятий, затрагиваемых межхозяйственным землеустройством. При этом в процессе проектирования учитывают не только земельную площадь хозяйства, но и его производственные показатели (обосновывают целесообразность данной специализации, определяют возможные объемы производства продукции, условия водо-. энерго-, теилообесиече-ния, связи и т. д.). Определение площади землевладения и землепользования. В проекте ее устанавливают одновременно с расчетом размеров производства сельскохозяйственного предприятия. Задача проектировщика состоит в том, чтобы па основе контрольных цифр по объемам производства продукции, содержащихся в «Задании на проектирование», или пожеланий руководителя хозяйства разработан, перспективную, конкурентоспособную модель организации тер- ритории производства сельскохозяйственного предприятия и затем определить размер его землевладения (землепользования). Размер землевладения (землепользования) сельскохозяйственного предприятия зависит от многих условий и факторов, основные из которых: производственное направление (специализация) хозяйства, состав и сочетание его отраслей; природные условия, характеризующие плодородие почв, мелиоративное и культуртсхническое состояние угодий, их контур-ность, расчлененность, удаленность от хозяйственных центров, основных дорог и т. д.; обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами, состав и уровень квалификации административно-управленческого аппарата, наличие кадров механизаторов и других работников, возможность привлечения рабочей силы со стороны (особенно в напряженные периоды работы), земельные доли и имущественные паи, приходящиеся на одного работника сельскохозяйственного предприятия; наличие в хозяйствах основных и оборотных производственных фондов, в первую очередь сельскохозяйственного назначения, денежно-материальных средств и возможность привлечения и использования банковских кредитов для развития материально-технической базы; другие условия, включающие в себя наличие и состояние дорожной сети, транспортных средств, средств связи, условия расселения, естественно-исторические условия. Расчетную площадь землевладения (землепользования) устанавливают на основе рекомендаций научных учреждений; метода аналогов, т.е. по размерам хозяйств, успешно функционирующих в аналогичных условиях; раечетно-копструктивного метода; з-ко-номико-матсматических методов; методов математической статистики с использованием производственных функций. Окончательную (проектную) площадь землевладения (землепользования) определяют с учетом конкретных территориальных условий. В процессе проектирования ее стремятся приблизить к расчетной площади. Размещение и формирование земельного массива хозяйства. Оно заключается: в определении месторасположения хозяйства и его землевладения (землепользования); придании землевладению и землепользованию лучшей конфигурации, формы; включении в состав земельного массива хозяйства отдельных участков, принадлежащих ранее другим землевладельцам и землепользователям, а также различных видов сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий. При размещении землевладений и землепользовании, т. с. при определении месторасположения каждого из них, необходимо выполнять следующие требования: учитывать существующее устройство и состояние территории (размещение существующих землевладений и землепользовании, фондов земель, дорог, населенных пунктов, особо охраняемых территорий, водных источников и т. п.); принимать во внимание затраченные ранее капиталовложения на производственные, культурно-бытовые и другие постройки и сооружения, оросительные и осушительные системы, каналы, дороги, колодцы и т. п.; учитывать размещение и хозяйственное назначение существующих населенных пунктов, возможное размещение и расширение усадеб хозяйств, которые должны быть выгодно расположены относительно своих угодий; формировать землевладения и землепользования в виде единого компактного участка удобной конфигурации, не расчлененного естественными и искусственными преградами (оврагами, реками, лесами, болотами, дорогами и др.): обеспечивать наименьшую протяженность землевладения (землепользования). На равнинной, относительно однородной территории проектировать их правильной формы, близкой к квадрату; обеспечивать при формировании землевладений или землепользовании из нескольких обособленных (чересполосных) участков минимальную удаленность их друг от друга, а дорожную связь между ними — удобной; не дробить границами нескольких хозяйств участки пахотных земель, водосборные площади, орошаемые и осушаемые земли, не нарушать функционирование мелиоративных сетей, противоэро-зионных систем и др.; создавать при размещении землевладения (землепользования) и его границ благоприятные условия для последующей внутрихозяйственной организации территории, охраны природы: создавать территориальные условия для обеспечения хозяйств коммуникациями (линиями электропередачи, связи, водоснабжения и др.) для независимого подъезда по дорогам к каждому землевладению, землепользованию, их водоснабжение с учетом наличия водного источника или доступа к нему: включать сельскохозяйственные (пашню, сады, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, болота, кустарники, озера и др.) угодья, расположенные в одном массиве, в состав землевладений и землепользовании для обеспечения компактности. Для оценки конфигурации и компактности землевладения (землепользования) рассчитывают коэффициент компактности, про-тяжешюсти землевладения и землепользования, удаленность отдельных частей землевладения и землепользования от хозяйственных центров. •4 2 Коэффициент компактности — это частное от деления периметра данного землевладении и землепользования на периметр квадрата той же площади как фигуры, имеющей наименьший периметр. Если площадь квадрата равна Р, то длина его одной стороны — у[р, а периметр— 4лГР. Коэффициент компактности А'=/7/4УР. гле //— периметр данного землеилаленим. Так, периметр земельного массива площадью 100 га, имеющего форму прямоугольника с соотношением сторон I: 4, т.е. 500 • 2 + 2000 • 2, составит 5000 м, а периметр квадрата той же площади- 4000 N4(4^500-2000 = 4000). Тогда А'= 5000: 4000 = 1, 25. Чем ближе коэффициент компактности к единице, тем лучше конфигурация землепользования. Протяженность землевладения и землепользовании — л о расстояние между его наиболее удаленными частями (крайними точками), измеряемое по дорогам. Частное от деления фактической протяженности землепользования на среднюю протяженность квадратной фигуры той же площади называют коэффициентом протяженности, который при соотношении сторон прямоугольника I: 2 равен 1, 08, при I: 3 — 1, 21, при 1: 4— 1.34. Удаленность земель зависит от размеров землевладения и землепользования, конфигурации землевладения и землепользования, степени пересеченности местности, наличия и размещения дорог, расположения хозяйственного центра. При расположении хозяйственного центра (населенного пункта) в центре обслуживаемой территории удаленность земель будет наименьшей. Для оценки удаленности земель в проекте рассчитывают среднее расстояние где /?,, /? 2,..., /? л — соотнетегпенна расстояния т отдельных частей землевладения (землепользования) от хозяйственного центра по Дорогим; Р\, Р?.../'„ —плошали отдельных мастей землевладения (землепользования). При разработке данной составной части проекта уточняют экспликацию земель нового хозяйства (таблицу с площадями земель) )||) утдьям, а также но тем участкам, которые передают другие землевладельцы и землепользователи, т.е. в проекте составляют баланс площадей всех перераспределенных земель. Размещение усадьбы хозяйства необходимо при образовании новых {емлевладений и землепользовании и при строительстве новых населенных пунктов или производственных центров, например на массивах нового освоения земель. Эта составная часть включает определение месторасположении усадьбы на территории; выбор участка земли для размещения построек усадьбы; расчет площади земель, необходимой для усадьбы. Усадьбы сельскохозяйственных предприятий размещают на территории существующих благоустроенных населенных пунктов, опустевших деревень и бывших поселений, на новом месте (на территории землевладения и землепользовании), которое проектируют. При выборе участка для нового строительства обязательно учитывают строительно-планировочные требования к почво-грунтам. уровню залегания грунтовых вод, санитарно-гигиенические нормы, условия водоснабжения, тепло- и энергообеспечения, связи и т. д. Площадь под усадьбу рассчитывают, исходя из требований планировки и застройки, числа жителей в ней и назначения усадьбы. вид и площадь угодий в составе землевладения и землепользования устанавливают в соответствии с намечаемой специализацией хозяйства, объемом производства продукции с учетом конкретных природных и экономических условий. При размещении землевладения и землепользования в его границы включают исходный состав угодий. Состав и площади угодий могут не соответствовать потребностям создаваемого хозяйства полностью, но позволяют путем необходимой трансформации (перевода угодий из одного вида в другой) иди нового освоения земель привести его в соответствие с этими потребностями. Если эту задачу решить невозможно, то вносят изменения в формирование и размещение землевладения (землепользования), т. е. изменяют его размер, добавляя необходимые площади земельных угодий. Границы землевладения и землепользования размешают с учетом следующих основных правил: суходольные границы, особенно в открытой местности, на пашне размещают прямолинейно, без изломов, с углами поворотов 90"; границы совмещают с естественными рубежами (живыми урочищами) — реками, ручьями, оврагами, лощинами, опушками леса и т.п., а также с искусственными преградами (каналами, дорогами и др.); Гранины размещают согласованно с рельефом местности, исключая возможность возникновения и развитии эрозии. Их про- 4-1 актируют по водоразделам, тальвегам, элементам гидротехнической сети, на склонах — по линии стока; неоправданного дробления контуров угодий, создания мелко-контурности не допускают; в зонах орошения или осушения земель границы совмещают с постоянными оросительными, осушительными и другими каналами, создают условия для обособленного водопользования каждому хозяйству; границы располагают так, чтобы создавались хорошие условия для последующей внутрихозяйственной организации территории (правильного размещения севооборотов, полей, рабочих участков, внутрихозяйственных дорог, лесополос и т.д.). Режим и условии (ограничения) использования земель определяют для того, чтобы включить эту информацию в Свидетельство на право собственности на землю. Ограничения в использовании земель обусловлены особым правовым режимом территорий (природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, охранных и сани-тарно-защитпых зон и полос, инженерных, транспортных и других сооружений и объектов, деградированных и загрязненных земель), а также правами ограниченного пользования чужими земельными участками (обремсненпями, сервитутами). Для этого пользуются дежурными картами ограничений и обременении в использовании земель административного района. на территории которого расположено образовываемое землевладение и землепользование, и специальными нормативно-правовыми документами. Системы внутрихозяйственной организации территории нового хозяйства составляют для того, чтобы увязать образование нового землевладения и землепользования с требованиями последующего внутрихозяйственного землеустройства. По этой причине при межхозяйственном землеустройстве на уровне схемы надо предвидеть и наметить возможную и наиболее целесообразную внутрихозяйственную организацию территории. К ней относится размещение производственных подразделении и хозяйственных центров; магистральных внутрихозяйственных дорог с учетом их выходов на внехозяйственные дороги; сельскохозяйственных угодий, предусмотренных проектом; основных типов севооборотов и др. Намеченные в схеме элементы организации территории наносят на прекктиыи план, что служит дополнительным обоснованием правильности проектного решения. Исходные данные для определения размеров земельного налога, цены земли и других экономических показателей разрабатывают для повышения информационной значимости проекта образования землевладения и землепользования сельскохозяйственного предприятия и использования его данных при взаимоотношениях зем- леаладелыдсв и землепользователей с государством и между собой (например, при уплате земельного налога, аренды за землю, продаже земельных участков и др.). Для определения указанных экономических показателей используют материалы проекта, содержащие данные по площадям и качеству земельных угодий. При наличии вариантов их обосновывают по системе экономических показателей. На этой основе выбирают оптимальный вариант. Землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий и фаждан можно образовывать
|