Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности обмена земельных участков между хозяйствами







Показатель


До землеустройства

МНИИСТВО


По проекту ХОЗЯЙСТВО


 


первое


второе


первое


второе


 


Площадь, подлежащая обмену, га Расстояние до участка, км Транспортные расходы, всею, тыс. р. В том числе на перевозку: грузом рабочих Затраты на холостые переезды сель­скохозяйственной техники, тыс. р. Потери продукции, всего, тыс. р. В том числе:

от увеличения перегонов скота от ухудшения агротехники и увеличения сроков полевых работ Итого затрат и потерь, тыс. р. Экономическая хрфективность про­екта, тыс. р. В том числе на I га, р.


 

       
11, 5 9, 3   5, 7
434.4 319.6 245, 3  
290, 6 203, 4 17(1, 3 163, 8
143, 8 116.2   71, 2
86, 2 69, 38 45, 0 42.8
421.7

477.2

 

47.5 31, 1 -
429.7 390, 6
997, 8 811.1 290, 3 277, 8
-. 707.5 533, 3
 

Из рисунка 11 видно: до землеустройства первое хозяйство име­ло чересполосный участок (участок III отделения) площадью 1250 га, размешенный па значительном удалении от основного массива, что приносило сельскохозяйственному предприятию массу не­удобств (увеличивало транспортные затраты, затрудняло перегон скота на удаленные пастбища, ухудшало условия руководства). Аналогичная ситуация складывалась и с удаленными землями вто­рого хозяйства.

По проекту межхозяйственного землеустройства намечено из­менить границы хозяйств и избавиться от чересполосицы и даль­ноземелья, что выгодно как первому, так и второму хозяйству.


А б

1'нс. II. Проект устранения недостатков землепользования:

а и о - соответственно до и после Ч'млеустройетвя; / граница иуздйстсиь; 2 - граним отде­лений; 3— пенIр; 1. и.ная усалг-бл. ■ > усаздоаотделения; 5 - осноянме дороги: 6— чересполос­ный участок; 7—обмениваемый участок; /. II. ///, IV номеру отделений. Ну. (2)—номера хозяйства

Укрупненный расчет эффективности проекта по обмену участ­ков показан в таблице 8.

Безусловно, что в конкретной ситуации необходимо учиты­вать и другие условия проектирования, а именно: наличие по­строек и сооружений па обмениваемых участках, качество земель, расположение населенных пунктов, мнение сельских жителей (социальный фактор) и т. п.

Пример топографической чересполосицы показан на рисунке 12.

Из рисунка видно, что было бы целесообразным обменять уча­сток А'АО им. Калинина на участки /^ и Л< находящиеся в соб­ственности ТОО «Рассвет». Тогда были бы созданы компактные земельные массивы хозяйств и ликвидирована топографическая чересполосица. Этот обмен был бы эффективен, если бы эти учас­тки были равноценными.



Рис. 12. Пример топографической череспо­лосицы:

Л. Л? - /*з~ участки топографической чересполо­сицы ТОО «Расснет». А' — участок топографичес­кой чересполосниы АО им Калинина; / — гра­ницы сельскохозяйственных предприятий; ^—хо­зяйственные Центры; 3— нолевая дорога

Что касается участка Рь то его можно было бы продать или пе­редать в аренду другому сельско­хозяйственному предприятию, что снизило бы затраты ТОО «Рас­свет» на его использование.

Пример оценки эффективно­сти купли-продажи земельного участка площадью 100 га приведен в таблице 9.


9. Оценка эффективности купли-продажи земельного участка при устранении недостатков землепользования


 

Хозяйство
первое   второе
-100 + 100
+■ 950, 0   -950, 0
10, 5   2.8
-937.5   +937.5
+721.9   -609.4
-215.6   +328,! 3

Показатель

Площадь продаваемого земельного участка, га

Рыночная стоимость продаваемого земельного

участка, тыс. р.

Расстояние до участка от хозяйственного центра, км

Стоимость нилоиой продукции, тыс. р.

Затраты на производство продукции, тыс р.

Чистый доход, тыс. р.

Срок окупаемости капиталовложений, лет

Из таблицы видно, что при заданных условиях приобретение участка выгодно второму хозяйству, так как его затраты окупят­ся за 3 года. Вместе с тем продажа лого участка невыгодна пер­вому хозяйству, так как прибыль, полученная от продажи зе­мельного участка, будет перекрываться убытками от недополу­ченной продукции.

Полому продажа таких участков будет эффективна только в тех случаях, когда затраты хозяйства по производству продук­ции намного превышают доходы от использования чересполос­ных участков.



Рассматривают, утверждают и переносят проект в натуру в ус­тановленном порядке. После этого вносят соответствующие изме­нения в документы, удостоверяющие права на землю, и составля­ют новые чертежи границ.

При упорядочении землевладений и землепользовании сель­скохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, пере­распределении земель возможны следующие землеустроитель­ные решения.

1.В первую очередь у сельскохозяйственных предприятий изымают неиспользуемые и нерационально используемые земли, которые не вовлечены в сельскохозяйственный оборот, выбыли из него или их используют недостаточно эффективно, с нарушением природоохранных требований из-за низкой обеспеченности тру­довыми ресурсами, отсутствия необходимых денежных и мате­риальных ресурсов или бесхозяйственности.

При этом площади ежегодно изымаемых нерационально ис­пользуемых земель устанавливают с таким расчетом, чтобы после их изъятия сельскохозяйственные предприятия (организации) мог­ли на остающихся землях вести производство эффективно, без сокращения объемов основной продукции. Кроме того, в фонды перераспределения земель в первоочередном порядке можно включать земельные участки, добровольно и самостоятельно пе­редаваемые землевладельцам и землепользователям, а также не­востребованные земельные доли.

2. Образуют новые или упорядочивают существующие земле­владения и землепользования или убыточные хозяйства, которые даже с использованием дополнительных экономических мер (из­менение специализации, улучшение материально-технического снабжения, кредитования и др.) вряд ли смогут быстро поправить экономику хозяйства ввиду несоответствия размеров, состава и площадей угодий, их производственного потенциала требованиям производства, неудобств в расположении земель, отсутствия ква­лифицированных кадров и по другим причинам.

3. Корректируют существующие проекты, а при больших изме­нениях разрабатывают новые проекты межхозийетвенного земле­устройства, устраняющие возникшие недостатки. Ведения кол­лективного или ассоциативного хозяйства в связи с тем, что в про­цессе изъятия земель у действующих сельскохозяйственных пред­приятий нарушаются структура и сбалансированность производ­ства, организация территории и, как следствие, система кормопро­изводства, размещение севооборотов, границы и размеры земель­ных массивов производственных подразделений, полей, рабочих участков, сложившиеся транспортные и социальные связи.

4. Компенсируют размеры землевладений пригородных хозяйств при изъятии у них больших площадей под коллективные огороды и сады (для выпаса и сенокошения, ведения личного подсобного хозяйства и других целей) за счет последовательного изменения


границ рядом расположенных землевладений, с тем чтобы все хо­зяйства, втом числе и удаленные, были задействованы в распреде­лении земель в целях минимизации потерь общественного произ­водства. Данную работу проводят в процессе разработки проектов межхозяйственного землеустройства с соответствующим технико-экономическим обоснованием.

Таким образом, при внесении изменений в существующую организацию территории сельскохозяйственных предприятий, приватизации и переделов их земли землеустройство обеспечи­вает социальную справедливость при предоставлении и изъятии земель, устройстве всей территории, а также грамотное оформ­ление технических и юридических документов при отводе зем­ли с экономическим обоснованием и организацией ее рацио­нального и эффективного использования в границах существу­ющих хозяйств.

5.3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ИХ РЕОРГАНИЗАЦИИ

(РЕФОРМИРОВАНИИ)

В соответствии с законодательством Российской Федерации реформирование может быть осуществлено любым предприятием, чьи земли и имущество находятся в общей совместной или обше-долевой собственности, за исключением хозяйств, при проведе­нии приватизации и реорганизации которых требуется особое раз­решение или для которых эти действия невозможны вообще.

В создании новых предприятий на базе реформируемого мо­гут принимать участие крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные предприятия иных форм хозяйствования, выделившиеся до принятия решения о реформировании данного хозяйства.

Организацию новых и упорядочение землевладений суще­ствующих сельскохозяйственных предприятий при их реформи­ровании проводят на осноге проектов межхозяйственного зем­леустройства.

В современной практике землеустроительного производства дан­ные проекты называют проектами перераспределении земель.

Целью разработки проекта перераспределения земель являются формирование рациональной и устойчивой системы землевладе­ний (землепользовании) на их территории; создание условий для консолидации земельных долей, улучшение использования и ох­раны земель, организация производства и территории; рациональ­ное использование имеющихся объектов производственной и со­циальной инфраструктуры, обоснование необходимости коопера­ции и развития межхозяйствепных связей.

Проекты перераспределения земель разрабатывают:


при реорганизации сельскохозяйственного предприятия (орга­низации) и приватизации его земель;

разграничении земель по формам собственности (муниципаль­ная, коллективная общая или долевая, частная), если они имеются в границах территории хозяйства и не разграничены;

выходе членов сельскохозяйственной организации из ее соста­ва после приватизации земель с целью организации крестьянского (фермерскою) хозяйства или иных форм хозяйствования;

выделении земельных участков для расширения личных под­собных хозяйств за счет земельных долей.

В проекте межхозяйственного землеустройства, связанном с перераспределением земель:

уточняют состав и площади сельскохозяйственных угодий, под­лежащих перераспределению, а при необходимости проводят их инвентаризацию,

рассчитывают размер земельной доли в гектарах с учетом сред­нерайонной нормы бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан или вносят уточнения в размеры земельных долей при изменении площадей сельскохозяйственных угодий;

устанавливают площади и размещают сельскохозяйственные угодья, передаваемые в общую долевую собственность и в фонд перераспределения земель;

определяют состав, площади и месторасположение сельскохо­зяйственных угодий, передаваемых в аренду сельскохозяйствен­ной организации или вновь формируемым структурам;

определяю) состав, площади и месторасположение несельско­хозяйственных угодий, передаваемых в общую совместную соб­ственность сельскохозяйственной организации или вновь форми­руемым структурам;

устанавливают границы и площади земельных участков, заня­тых зданиями, строениями, сооружениями, передаваемыми физи­ческим и юридическим лицам в счет имущественных паев, с объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, пе­редающимся на баланс органов местного самоуправления;

устанавливают особый режим и условия использования земель, определяют месторасположение и границы земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лип;

размешают объекты производственной и социальной инфра­структуры (дороги, зерновые токи, полевые станы и др.), имею­щие межхозяйственное назначение, проводят инженерное обустрой­ство территории (мелиоративные сети, насосные станции, гидро­технические противо-лрозионные сооружения);

подготавливаю! информацию о плошали, качестве и место­расположении земель для определения цены земли, установле­ния земельного налога и арендной платы за землю, возмещения землевладельцам (землепользователям) убытков и потерь сель-


скохозяйс! венного и лесохозяйствешюго производства мри изъятии земель;

разрабатывают предложения по реализации правовою и эконо­мического механизмов регулирования земельных отношений.

Дополнительно к составлению проекта межхозяйешейного зем­леустройства по формированию новых землевладений и земле­пользовании, создаваемых на базе реформируемого предприятия, в состав землеустроительных работ можно включать инвентариза­цию земель с уточнением экспликации земельных угодий пред­приятия на момент реформирования, если указанную работу нель­зя выполнить при подготовительных работах к проекту; экономи­ческую оценку земель и составление земельно-кадастровой карты предприятия; составление карты лотов при формировании зе­мельных массивов на основе аукционов.

При разработке проекта перераспределения земель с целью про­ведения приватизации земель возможны два основных варианта:

сельскохозяйственные угодья распределяю! на земельные до­ли, которые затем использует реорганизованная сельскохозяйст­венная организация на различном праве;

собственники земельных долей формируют новые самостоя­тельные структуры.

При формировании членами сельскохозяйственной организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иной производствен­ной структуры устанавливаю!:

число земельных долей, испрашиваемых для организации крес­тьянского (фермерского) хозяйства или иного образования, их об­щую площадь и оценку в баллах;

месторасположение земельного участка, выделяемого для орга­низации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного обра­зования, фактические состав и площади выделяемых сельскохо­зяйственных угодий;

границы и площади земельных участков, занятых здания­ми, строениями и сооружениями, выделяемыми крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию в счет иму­щественных паев;

границы и площади несельскохозяйственных угодий, выделяемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию;

границы и площади земельных угодий, выбывших из сельско­хозяйственного оборота, передаваемых крестьянскому (фермерс­кому) хозяйству или иному образованию с целью их освоения;

границы и площади земельных участков с особым режимом использования и обремененных правами иных лиц. выделяемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию с указанием режимообразующих объектов и режимов использова­ния земель.

При выделении земельных участков для расширения личных под­собных хозяйств ш счет земельных долей необходимы:


наличие правовой основы для расширения личных подсобных хозяйств;

расчет площадей земельных участков, выделяемых для расши­рения личных подсобных хозяйств;

установление месторасположения земельных участков, выделя­емых для расширения личных подсобных хозяйств;

размещение земельных участков, выделяемых для каждого лич­но! о подсобного хозяйства;

установление ограничений и обременении в использовании зе­мель, выделяемых для расширения личных подсобных хозяйств.

При составлении проектов перераспределения земель руковод­ствуются следующими основными принципами:

организационно-территориальные условия, обеспечивающие ра­циональную организацию и повышение эффективности производ­ства, неуклонный рост плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей природной среды и ландшафтов, должны создаваться на основе преимуществ крупного производства перед мелким;

условия для развития всех форм землевладения, землепользо­вания и хозяйствования на различных но качеству и местораспо­ложению землях должны быть равными;

объединение земельных долей собственников в новые произ­водственные структуры и распоряжение своими земельными до­лями должны быть добровольными;

интересы всех затрагиваемых землевладельцев и землепользо­вателей должны быть учтены;

сложившиеся элементы организации территории приватизи­руемой сельскохозяйственной организации должны быть макси­мально сохранены.

Проект перераспределения земель реформируемого предприя­тия состоит из следующих частей: межхозяйствеиной реоргани­зации территории и перераспределения земель; обоснования пра­вовою режима землепользования и правового механизма регу­лирования земельных отношений; разработки экономического ме­ханизма регулирования земельных отношений; составления схемы внутрихозяйственной организации территории.

Проектирование начинают с уточнения площадей, находящихся в ведении или передаваемых в распоряжение сельской (поселко­вой) администрации, а также входящих в специальные фонды пере­распределения, находящиеся в ведении администрации района.

При этом устанавливают площадь приусадебных участков, оп­ределяют перспективы развития личного подсобного хозяйства, пересчитывают площади, выделяемые в черте населенных пунк­тов, уточняют размеры земельных долей. При необходимости ус­танавливают новую черту населенных пунктов, изменяют площа­ди и размещение земель специальных фондов, проводят обмен участков, ранее отнесенных к различным категориям, землевла­дельцам и землепользователям.


При образовании новых землевладении и землепользовании сельскохозяйственною назначения:

устанавливают число и месторасположение новых землевладе­ний и землепользовании па территории реформируемого пред­приятия;

рассчитывают их плошали;

составляют список граждан и коллективов, которым намечают передать в собственность (пользование) земельные участки, запя­тые зданиями, строениями, сооружениями в счет имущественных паев, определяют месторасположение и границы этих участков;

устанавливают площади и границы новых землевладений и землепользовании;

определяют месторасположение, площади и границы земель­ных участков, намечаемых для передачи гражданам при расшире­нии личного подсобного хозяйства и для индивидуального жи­лищного строительства:

разрабатывают предложения по использованию невостребован­ных земельных долей;

рассчитывают площади земель с особым режимом использова­ния и обремененные правами других лиц с указанием конкретных ограничений и обременении;

разрабатывают предложения по размещению производствен­ных центров, возрождению малых селений, размещению до­рожной сети.

Землевладения и землепользования новых хозяйственных форми­рований размещают вблизи мест проживания большинства их чле­нов, пунктов переработки продукции, основных дорог либо приуро­чивают к заброшенным селениям с целью их возрождения.

Границы землевладений и землепользовании устанавливают с учетом обеспечения их компактности, правильной конфигурации, требований рациональной организации территории, по возмож­ности совмещают с границами существующих севооборотов, по­лей, рабочих участков, естественными и искусственными рубе­жами: живыми урочищами, реками, ручьями, балками, каналами, дорогами, лесополосами и др.

Орошаемые земли выделяют целыми севооборотными масси­вами либо площадями, кратными сезонной производительности дождевальных машин и установок. Орошаемые земли выделяют на условиях, обеспечивающих функционирование осушительной се­ти в нормальном рабочем режиме.

В новые землевладения и землепользования включают также земли, занятые несельскохозяйственными угодьями (лесом, кус­тарником, дорогами, болотами, водоемами), как вкрапленные в сельскохозяйственные угодья, так и примыкающие к ним.

Площади конкретных земельных участков, предоставляемых гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств и другим землевладельцам в собственность бесплатно, в счет ири-

г-


читающихся им земельных долей, определяют, умножая размер земельном доли на число членов коллектива, набирая отдельные контуры сельскохозяйственных угодий с учетом данных экономи­ческой оценки земель.

Земельные участки невостребованных земельных долей вклю­чают в состав земельных массивов землевладельцев, изъявивших согласие принять их с учетом вероятного востребования.

Во избежание нарушения организации территории при востре­бовании земельных долей в дальнейшем эти участки разметают на крайних частях землевладений обособленно.

Распределяют несельскохозяйственные угодья, а также арендо­ванные земли между новыми землевладельцами и землепользова­телями с учетом их пожеланий, специализации, качества земель и их месторасположения, пропорционально площадям закреплен­ных за ними земельных угодий.

Определяют плошали, размешают участки и границы земель с особым режимом использования и обремененных нравами других лиц по материалам земельно-кадастровых или дежурных районных карт, проектов их образования, на основании документов по предо­ставлению земельных участков, чертежей исполнительной съемки, планов прохождения трасс и линий, которыми располагают мест­ные органы и организации, осущестяпяющие техническое обслужи­вание и эксплуатацию указанных объектов и сооружений, а при от­сутствии необходимой информации — в соответствии с действую­щим законодательством, нормативными документами.

Рассмотрим результаты землеустроительных работ на приме­ре реформируемого плодоовощеводческого совхоза «Калинин­ский» (рис. 13), проведенных институтом «КубаньНИИгипрозем» (г. Краснодар).

На базе данного совхоза образовано четыре юридически само­стоятельных специализированных сельскохозяйственных предпри­ятия; «Росток» (специализация — производство молока). «Овоще­вод» и «Российское» (специализация — овощеводство), «Капитал» (специализация — плодоводство). На территории совхоза организо­ваны также крестьянские хозяйства, размещенные на четырех обо­собленных земельных массивах, и зарегистрированы предприятия «Финансист» (расчетно-финансовый центр), «Строитель», «Ре­монтные мастерские».

Все предприятия и крестьянские хозяйства объединились в ас­социацию крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных пред­приятий «Возрождение».

При определении размеров, месторасположения и границ предприятий исходили из намечаемого производственного на­правления, размещения орошаемых земель, существующей специ­ализации производственных подразделений бывшею совхоза, по­желаний рабочих, каждый из которых имеет в новом предприятии свой.шцевой счет, земельную долю и Свидетельство на право соб-


Рис. 13. Землеустройство реформируемого плодоовошеводческого совхоза «Калинин­ский», г. Краснодар:

? — ф.пнша сет.скчхсхяистт-пн'чо 11рслпрмя1Л1> 1. 2 фаниш пол»;.' - чееоншосы', 4 зем-ля поселковой администрации; К(Ф)Х - крестьянские (фермерские) мшисш; МФ - молоч­ная ферма; к индекс кормового еснообором, о И НДС КС ошчшкчн сешюГюрога

ственности на землю с указанием размера земельной доли, но без ее выделения в натуре. Земельные доли работников обслуживаю­щих предприятий в основном переданы в аренду сельскохозяй­ственным предприятиям, что закреплено договором аренды.

Предприятие «Овощевод» организовано на базе овощеводчес­кой бригады в пос. «Победитель» на орошаемых землях. Пред­приятие «Российское» создано на базе овощеводческого отделе­ния центральной усадьбы также на орошаемых землях. Пред­приятие «Росток» включает молочный комплекс и богарные земли. Исходя из специализации предприятий были проведены организация угодий и устройство территории севооборотов, сущ­ность которых заключается в следующем.

В предприятиях «Овощевод» и «Российское» в соответствии с намеченной специ& пизацией определены объемы производства овощей и структура посевных площадей. Исходя из этого прове­дена организация территории севооборотов. При этом при оп­ределении числа и границ полей учитывали также размещение оросительной сети, с тем чтобы территория, обслуживаемая од­ной дождевальной установкой, не попала в разные поля. Исхо­дя из вышеизложенного в сельскохозяйственных предприятиях запроектированы овощные севообороты со следующим чередо­ванием культур:


Сельскохозяйственное предприятие
* О ноше воя» «Российское»

 

1 Многолетние травы 1. Многолетние травы
2 Многолетние травы 2. Ка пуста
3 Капуста 3. Томаты + перец
4. Томаты 4. 0|уриы
5. Огурцы 5. Озимые с подсевом много
6 Озимые черновые летних трап
7. Баклажаны  
8. Лук на репку  

В сельскохозяйственном предприятии «Росток» была рассчита­на потребность в кормах и определена структура посевных пло­щадей. На определение числа севооборотов и числа полей оказали влияние следующие факторы: однородность почвенного покрова и рельефа территории, наличие одного производственного центра, места размещения сельскохозяйственной техники и пункты по­требления и хранения продукции.

Отмеченные факторы снимали необходимость дифференциации севооборотов, поэтому в хозяйстве был организован единый сево­оборот. Число полей определилось структурой посевных площа­дей и размерами обособленных рабочих участков, не допуская из­лишнего их дробления. Предложена следующая схема чередова­ния культур: 1...3-е ноля — многолетние травы, 4...5-е— озимые зерновые, 6-е — кукуруза на зерно, 7-е—однолетние травы, 8-е — кукуруза на силос и зеленый корм, 9-е — озимые зерновые. 10-е — кормовые корнеплоды, 11-е поле— яровые зерновые.

Проект межхозяйственного землеустройства (перераспределения земель) на территории реорганизуемого сельскохозяйственного предприятия включает графическую и текстовую части.

Графическую часть проекта готовят на качественно выполнен­ном плане землепользования реорганизуемого хозяйства в масш­табе 1: 10 000 или 1: 25 000.

На плане показывают:

земли, переданные хозяйству сельской (местной) админист­рацией;

переданные хозяйству сельской администрацией в порядке обмена;

приусадебные, личных подсобных хозяйств;

огороды;

пастбища и сенокосы, находящиеся во временном пользовании граждан;

земли, предназначенные для расширения личного подсобного хо­зяйства;

предназначенные для индивидуального жилищного строи­тельства;

находящиеся в собственности работников хозяйства (пае­вой фонд);

%


крестья! 1ски х хозя Йств;

фонда перераспределения;

переданные в аренду;

предназначенные для внутрихозяйственного строительства;

ограниченного хозяйственного использования;

прибрежные полосы;

водоохранные зоны;

охранные зоны вдоль трасс магистральных газопроводов;

санитарно-защитные зоны вдоль автомобильных и железных дорог;

телефонные и телеграфные линии;

линии электропередачи;

подземную кабельную сеть;

загрязненные и зараженные земли;

земли природоохранного назначения; лесные насаждения, ре­ликтовые рощи, родники, ключи;

историко-культурного назначения;

лесоохранные зоны;

запретные и нерестоохранные зоны вдоль и вокруг рыбохозяй-ственных водоемов;

зоны отдыха граждан;

санитарно-зашитные зоны объектов сельскохозяйственного на­значения (ферм, птицефабрик, предприятий по первичной пере­работке сельскохозяйственной продукции);

другие земли в соответствии с содержанием проекта.

Пример графической части проекта перераспределения земель показан на рисунке 14.

Текстовая часть проекта состоит:

из пояснительной записки с указанием принятых форм соб­ственности на землю и организационно-правовых форм хозяй­ствования, обоснованием предложений по разграничению земель, передаваемых в частную и коллективно-долевую собственность, применяемых нормативов по оценке земель, среднерайонной зе­мельной доли и т. д.;

экспликаций земель по всем землевладениям и землепользова-ниям, создаваемым и остающимся на территории реорганизуемо­го хозяйства;

копий протоколов общих собраний коллективов реорганизу­емых хозяйств, справок о числе членов коллектива, имеющих право на земельный пай, расчетов среднего земельного пая по хозяйству с учетом качества земли, выписок из нормативных документов местных органов власти, материалов землеустрои­тельных комиссий;

других справочных и табличных данных, используемых в проекте.


7 - 706.4



Рис. 14. Проект перераспределения земель колхоза:

/— границы хозяйств существующие; 2 — границы хозяйств проектируемые; 3 — местораспо­ложение сельской администрации; 4 — усадьба хозяйства; 5 —земли населенных пунктов, пе­реданные в веление сельской администрации (ранее переданные, резерв); 6— земли, передава­емые н собственность бесплатно. 7—фонд перераспределения; 8— специальный фонд, со­зданный в 1991 г.; 9 — существующие крестьянские хозяйства (собственность, аренда с правом выкупа); 10— фонд первоочередного выделения паев. //- санитарные зоны; 12 — границы водоохранных зон. 13— охранные зоны вдоль линии электропередачи; 14 — номер контура (числитель) и его площадь, га (знаменатель); 15 — дороги

Контрольные вопросы и задания- I. Что такое недостатки землевладения и зем­лепользовании и на что они влияют? 2. Назовите виды недостатков землевладения и землепользования 3. Каково содержание проекта устранения недостатков зем­левладения и землепользования? 4. Какие способы устранения недостатков земле­владения и землепользования существуют? 5. В какие документы вносят исправ­ления и дополнения на основании утвержденных проектов ликвидации недостат­ков землевладения и землепользования? 6. Какие землеустроительные работы проводят на землях реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий?


Глава 6

ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ФОНДОВ РАЗЛИЧНОГО ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

6.1. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ

Земельные фонды, выделяемые в Российской Федерации в ходе земельной реформы, подразделяют:

на специальный земельный фонд, сформированный из земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно ис­пользуемых, а также земель, выбывших из оборота или переведен­ных в менее ценные угодья;

фонд перераспределения земель;

земельный фонд для расселения беженцев, вынужденных пе­реселенцев;

целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих об­ществ в Российской Федерации;

земельный фонд для предоставления земельных участков в целях сельского хозяйства (коллективного садоводства и ого­родничества, животноводства, организации крестьянских хо­зяйств и т. д.);

целевой земельный фонд для продажи земельных участков на торгах (конкурсах и аукционах);

прочие целевые земельные фонды.

Земельные фонды различного целевого назначения создаются, как правило, местными органами самоуправления и находятся в их ведении. Они предназначены для наделения землей граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Данные фонды создают для более рационального и эффективно­го использования земель; стимулирования земельного оборота; предоставления земель более эффективным собственникам и нуж­дающимся гражданам для организации крестьянских (фермер­ских) хозяйств; обеспечения землей беженцев и вынужденных пе­реселенцев, бывших военнослужащих и их семей; для предоставле­ния земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; образования сельскохозяйственных кооперативов, коллективною садоводства, ого­родничества, животноводства; расширения землевладения сельскохо­зяйственных организаций, испытывающих недостаток в земельных угодьях; выделения земельных участков руководителям и специа­листам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохо­зяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; переда­чи в аренду, продажи по нормативной цене или на аукционах граж­данам и юридическим лицам для расширения крестьянских (фер-


т



мерских) хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства, строительства жилых домов, дач, гаражей; размещения промышлен­ных, транспортных и других несельскохозяйственных объектов.

Порядок формирования целевых земельных фондов определя­ют следующие нормативные правовые акты:

Положение о порядке проведения инвентаризации земель, ут­вержденное постановлением Правительства Российской Федера­ции от 12.07.93 г.;

Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев, ут­вержденное постановлением Правительства Российской Федера­ции от 14.03.95 г.;

Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включен­ным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденное постанов­лением Правительства Российской Федерации от 08.07.96 г.;

Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дач­ных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.98 г.;

Указ Президента Российской Федерации от 07.03.96 г. «О реа­лизации конституционных прав граждан на землю»;

другие нормативные правовые акты, связанные с образованием крестьянских (фермерских) хозяйств, проведением торгов, кон­курсов и аукционов и т. п.

В соответствии с этими нормативными правовыми документа­ми земельные фонды различного целевого назначения создают:

за счет других земельных фондов (специального, перераспреде­ления, переселения и др.);

земель запаса;

передачи земель, находящихся в государственной и муници­пальной собственности;

приобретения земельных участков и земельных долей, находя­щихся в собственности граждан и юридических лиц;

земель, право собственности, владения и пользования которы­ми прекращается в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

передачи земель всех категорий, не используемых по целевому назначению, в состав земель запаса;

сельскохозяйственных угодий, выбывших из сельскохозяйст­венного использования вследствие залесенности, закустаренности, вторичного заболачивания и засоления, опустынивания, развития эрозионных процессов, загрязнения и др.

В состав земель целевых фондов могут также включать:

сельскохозяйственные угодья, оставшиеся при приватизации земель сельскохозяйственных организаций, после бесплатной пе­редачи земельных долей гражданам, имеющим на это права, и не переданные в аренду вновь сформированным структурам;


земельные доли, переданные в дар органам местного самоуп­равления;

невостребованные земельные доли по истечении срока востре­бования;

земельные участки сельскохозяйственных угодий, восстанов­ленных после консервации или реабилитации, передаваемые в земли запаса.

Формируют целевые земельные фонды в порядке разработки схем землеустройства или схем формирования целевых земель­ных фондов.

При разработке схемы формирования целевых земельных фондов учитывают:

наличие площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства граждан, орга­низации личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов;

свободные территории в границах городов, поселков и сель­ских поселений;

земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также заросшие кустарником, малоценными породами леса, расположенные за пределами природных земельных зон и других охраняемых тер­риторий;

наличие и возможности восстановления мелиоративно неуст­роенных, нарушенных и деградированных земель;

возможность обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лес­ного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на ме­нее продуктивные или земли сельскохозяйственного назначения с нарушенным почвенным покровом;

нецелесообразность расселения в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями и экологической обстанов­кой (Крайний Север, сейсмоопасные районы, районы, подверг­шиеся радиоактивному и химическому загрязнению, и др.), а так­же в сложившихся курортных зонах и регионах с высокой плот­ностью населения;

степень занятости населения в данном регионе;

возможность возрождения сельских поселений и создания вновь организуемых компактных поселений.

При установлении режима использования земель целевого фон­да предусматривают:

возможность предоставления этих земель —до востребования их для целевого использования—другим гражданам и юридичес­ким лицам во временное пользование или краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости;

соблюдение ранее установленных режимов использования зе­мель, ограничений и обременении.


Земельные участки из состава земель целевого земельного фон­да предоставляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Схему создания целевого земельного фонда разрабатывают но инициативе органа исполнительной власти по управлению зе­мельными ресурсами на период не менее чем 10 лет.

Разрабатывают схему по каждому административному району субъекта Российской Федерации, после чего их обобщают в целом по субъектам Российской Федерации и представляют на государ­ственную экономическую экспертизу.

Разработанные схемы по районам субъектов Российской Феде­рации рассматривают и угверждают органы местного самоуправ­ления, по области — органы исполнительной власти субъекта Рос­сийской Федерации.

Документация по составлению схем создания целевого земель­ного фонда включает текстовую и графическую части.

Текстовая часть содержит пояснительную записку с необходи­мыми расчетами и обоснованием принятых решений.

Графическая часть содержит схематическую районную карту и карту субъекта Российской Федерации. Масштабы карт определя­ют в зависимости от площадей территорий районов и субъекта Российской Федерации.

6.2. МЕТОДЫ И ОПЫТ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ФОНДОВ

Специальный фонд формировался в административных рай­онах Российской Федерации на первом этапе земельной реформы. Впоследствии основой его создания стали землеустроительные ра­боты по инвентаризации земель.

Согласно земельному законодательству инвентаризацию и вы­явление земель, используемых не по целевому назначению, неэф­фективно используемых, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, проводят систематически.

К землям, используемым не по целевому назначению, относятся участки, на которых собственники земли, землевладельцы, земле­пользователи, арендаторы самовольно изменили вид хозяйствен­ной деятельности, используя земли не в тех целях, для которых они были предоставлены.

К неэффективно используемым землям относят:

сельскохозяйственные угодья всех категорий земель, на кото­рых фактическая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность естественных кормовых угодий (исключая годы с неблагоприятными климатическими условиями) за последние пять лет меньше нормальной, установленной по кадастровой оценке, на 20%, а также высокопродуктивные сельскохозяйственные уго­дья, используемые в качестве менее ценных:


земли, на которых н результате неправильной хозяйствен­ной деятельности, несоблюдения установленного проектами зем­леустройства режима и условий использования происходит сниже­ние плодородия и ухудшение других свойств, уничтожение пло­дородного слоя, загрязнение отходами производства, химическими веществами, ухудшение экологической обстановки, вторичное за­соление, уплотнение, иссушение, ухудшение культуртехнического состояния и др.;

мелиоративный земельный фонд, предусмотренный к сельско­хозяйственному освоению схемами и проектами землеустройства, материалами инвентаризации земель;

пригодные для сельскохозяйственного использования земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельско­хозяйственного назначения;

земли лесного фонда или не покрытые лесом и кустарниками, занятые малоценными лесными породами и пригодные по поч­венным и другим условиям для освоения в сельскохозяйствен­ные угодья.

К выбывшим из оборота или переведенным в менее цепные уго­дья относят:

сельскохозяйственные угодья, не используемые в сельскохо­зяйственном производстве вследствие их зарастания лесом и кус­тарником, заболачивания, подтопления, вгоричного засоления, раз­вития процессов -эрозии почв, опустынивания и других причин, если полное или частичное восстановление их технически и эко­номически невозможно;

земли, предоставленные для сельскохозяйственного произ­водства, но не использованные в течение одного года, за ис­ключением периодов стихийных бедствий (затопления, подтоп­ления и т. д.);

земли, предоставленные для несельскохозяйственного производ­ства, если в течение двух лет не осуществлено их целевое освоение.

Анализ использования земель по продуктивности проводят, сопоставляя нормативную (нормальную) урожайность сельскохо­зяйственных культур и кормовых угодий, рассчитанную по дан­ным экономической оценки земель, с соответствующими факти­ческими показателями за последние пять лет, исключая резко аномальные по урожайности годы, по формуле

у 2 К, 77,

где А', —относительное использование пашни по основным сельскохозяйствен­ным культурам; У^., Уц~ соответственно фактический и нормативный совокуп­ный сбор сельскохозяйственных культур в переводе на кормовые единицы; А — относительное использование земель в среднем по хозяйству; //, —площадь сель­скохозяйственных культур, га.


Конкретные участки неэффективно используемых земель вы­являют расчетом значения относительного использования участка по формуле


V

*у =


Ф

ЦНБ


где Цн — средневзвешенная иена балла по нормативной урожайности культур, т; Я—балл оценки земель поля севооборота (рабочего участка).

Все остальные участки, относительный уровень использования которых меньше 0, 8 (или другой величины, устанавливаемой в за­висимости от местных условий), считают неэффективно используе­мыми. При этом в областях и районах с общим высоким относи­тельным использованием земель, где земельные участки, использо­вание которых менее 0, 8, занимают значительные площади, этот показатель увеличивают до 0, 85...0, 95, а в областях и районах с низ­ким общим использованием земель снижают до 0, 70...0, 75.

Далее дан анализ использования пахотных земель по продук­тивности в совхозе «40 лет Октября» Рязанской области.

Нормативную (нормальную) урожайность зерновых и зер­нобобовых культур рассчитывали по следующей производ­ственной функиии, полученной по данным экономической оценки земель:

Уп = 0, 006*, + 3, 509*2 + 0, 455*з + 0, 097*4 + 3, 71 Хь - 9, 972,

где Х\ — стоимость силовых и рабочих машин на I га культивируемой плошали, р., Х\ = 158; Д? —доза вносимых органических, т, и минеральных удобрений, кгд. в.. в расчете на I га пашни, Х2 = 2, 5; А'? — число работников растениеводства на 100 га культивируемой плошали" Л\ = 2, 54;.^ — совокупный почвенный балл, характе­ризующий качество почв. Х+ = 77; Х$ — гидротермический коэффициент за ап­рель—июнь, ^5= 1, 62.

Результаты расчетов занесены в таблицу 10.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.045 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал