![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности обмена земельных участков между хозяйствами
Показатель До землеустройства МНИИСТВО По проекту ХОЗЯЙСТВО
первое второе первое второе
Площадь, подлежащая обмену, га Расстояние до участка, км Транспортные расходы, всею, тыс. р. В том числе на перевозку: грузом рабочих Затраты на холостые переезды сельскохозяйственной техники, тыс. р. Потери продукции, всего, тыс. р. В том числе: от увеличения перегонов скота от ухудшения агротехники и увеличения сроков полевых работ Итого затрат и потерь, тыс. р. Экономическая хрфективность проекта, тыс. р. В том числе на I га, р.
477.2
Из рисунка 11 видно: до землеустройства первое хозяйство имело чересполосный участок (участок III отделения) площадью 1250 га, размешенный па значительном удалении от основного массива, что приносило сельскохозяйственному предприятию массу неудобств (увеличивало транспортные затраты, затрудняло перегон скота на удаленные пастбища, ухудшало условия руководства). Аналогичная ситуация складывалась и с удаленными землями второго хозяйства. По проекту межхозяйственного землеустройства намечено изменить границы хозяйств и избавиться от чересполосицы и дальноземелья, что выгодно как первому, так и второму хозяйству. А б 1'нс. II. Проект устранения недостатков землепользования: а и о - соответственно до и после Ч'млеустройетвя; / граница иуздйстсиь; 2 - граним отделений; 3— пенIр; 1. и.ная усалг-бл. ■ > усаздоаотделения; 5 - осноянме дороги: 6— чересполосный участок; 7—обмениваемый участок; /. II. ///, IV номеру отделений. Ну. (2)—номера хозяйства Укрупненный расчет эффективности проекта по обмену участков показан в таблице 8. Безусловно, что в конкретной ситуации необходимо учитывать и другие условия проектирования, а именно: наличие построек и сооружений па обмениваемых участках, качество земель, расположение населенных пунктов, мнение сельских жителей (социальный фактор) и т. п. Пример топографической чересполосицы показан на рисунке 12. Из рисунка видно, что было бы целесообразным обменять участок А'АО им. Калинина на участки /^ и Л< находящиеся в собственности ТОО «Рассвет». Тогда были бы созданы компактные земельные массивы хозяйств и ликвидирована топографическая чересполосица. Этот обмен был бы эффективен, если бы эти участки были равноценными.
Рис. 12. Пример топографической чересполосицы: Л. Л? - /*з~ участки топографической чересполосицы ТОО «Расснет». А' — участок топографической чересполосниы АО им Калинина; / — границы сельскохозяйственных предприятий; ^—хозяйственные Центры; 3— нолевая дорога Что касается участка Рь то его можно было бы продать или передать в аренду другому сельскохозяйственному предприятию, что снизило бы затраты ТОО «Рассвет» на его использование. Пример оценки эффективности купли-продажи земельного участка площадью 100 га приведен в таблице 9. 9. Оценка эффективности купли-продажи земельного участка при устранении недостатков землепользования
Показатель Площадь продаваемого земельного участка, га Рыночная стоимость продаваемого земельного участка, тыс. р. Расстояние до участка от хозяйственного центра, км Стоимость нилоиой продукции, тыс. р. Затраты на производство продукции, тыс р. Чистый доход, тыс. р. Срок окупаемости капиталовложений, лет Из таблицы видно, что при заданных условиях приобретение участка выгодно второму хозяйству, так как его затраты окупятся за 3 года. Вместе с тем продажа лого участка невыгодна первому хозяйству, так как прибыль, полученная от продажи земельного участка, будет перекрываться убытками от недополученной продукции. Полому продажа таких участков будет эффективна только в тех случаях, когда затраты хозяйства по производству продукции намного превышают доходы от использования чересполосных участков. Рассматривают, утверждают и переносят проект в натуру в установленном порядке. После этого вносят соответствующие изменения в документы, удостоверяющие права на землю, и составляют новые чертежи границ. При упорядочении землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, перераспределении земель возможны следующие землеустроительные решения. 1.В первую очередь у сельскохозяйственных предприятий изымают неиспользуемые и нерационально используемые земли, которые не вовлечены в сельскохозяйственный оборот, выбыли из него или их используют недостаточно эффективно, с нарушением природоохранных требований из-за низкой обеспеченности трудовыми ресурсами, отсутствия необходимых денежных и материальных ресурсов или бесхозяйственности. При этом площади ежегодно изымаемых нерационально используемых земель устанавливают с таким расчетом, чтобы после их изъятия сельскохозяйственные предприятия (организации) могли на остающихся землях вести производство эффективно, без сокращения объемов основной продукции. Кроме того, в фонды перераспределения земель в первоочередном порядке можно включать земельные участки, добровольно и самостоятельно передаваемые землевладельцам и землепользователям, а также невостребованные земельные доли. 2. Образуют новые или упорядочивают существующие землевладения и землепользования или убыточные хозяйства, которые даже с использованием дополнительных экономических мер (изменение специализации, улучшение материально-технического снабжения, кредитования и др.) вряд ли смогут быстро поправить экономику хозяйства ввиду несоответствия размеров, состава и площадей угодий, их производственного потенциала требованиям производства, неудобств в расположении земель, отсутствия квалифицированных кадров и по другим причинам. 3. Корректируют существующие проекты, а при больших изменениях разрабатывают новые проекты межхозийетвенного землеустройства, устраняющие возникшие недостатки. Ведения коллективного или ассоциативного хозяйства в связи с тем, что в процессе изъятия земель у действующих сельскохозяйственных предприятий нарушаются структура и сбалансированность производства, организация территории и, как следствие, система кормопроизводства, размещение севооборотов, границы и размеры земельных массивов производственных подразделений, полей, рабочих участков, сложившиеся транспортные и социальные связи. 4. Компенсируют размеры землевладений пригородных хозяйств при изъятии у них больших площадей под коллективные огороды и сады (для выпаса и сенокошения, ведения личного подсобного хозяйства и других целей) за счет последовательного изменения границ рядом расположенных землевладений, с тем чтобы все хозяйства, втом числе и удаленные, были задействованы в распределении земель в целях минимизации потерь общественного производства. Данную работу проводят в процессе разработки проектов межхозяйственного землеустройства с соответствующим технико-экономическим обоснованием. Таким образом, при внесении изменений в существующую организацию территории сельскохозяйственных предприятий, приватизации и переделов их земли землеустройство обеспечивает социальную справедливость при предоставлении и изъятии земель, устройстве всей территории, а также грамотное оформление технических и юридических документов при отводе земли с экономическим обоснованием и организацией ее рационального и эффективного использования в границах существующих хозяйств. 5.3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ИХ РЕОРГАНИЗАЦИИ (РЕФОРМИРОВАНИИ) В соответствии с законодательством Российской Федерации реформирование может быть осуществлено любым предприятием, чьи земли и имущество находятся в общей совместной или обше-долевой собственности, за исключением хозяйств, при проведении приватизации и реорганизации которых требуется особое разрешение или для которых эти действия невозможны вообще. В создании новых предприятий на базе реформируемого могут принимать участие крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные предприятия иных форм хозяйствования, выделившиеся до принятия решения о реформировании данного хозяйства. Организацию новых и упорядочение землевладений существующих сельскохозяйственных предприятий при их реформировании проводят на осноге проектов межхозяйственного землеустройства. В современной практике землеустроительного производства данные проекты называют проектами перераспределении земель. Целью разработки проекта перераспределения земель являются формирование рациональной и устойчивой системы землевладений (землепользовании) на их территории; создание условий для консолидации земельных долей, улучшение использования и охраны земель, организация производства и территории; рациональное использование имеющихся объектов производственной и социальной инфраструктуры, обоснование необходимости кооперации и развития межхозяйствепных связей. Проекты перераспределения земель разрабатывают: при реорганизации сельскохозяйственного предприятия (организации) и приватизации его земель; разграничении земель по формам собственности (муниципальная, коллективная общая или долевая, частная), если они имеются в границах территории хозяйства и не разграничены; выходе членов сельскохозяйственной организации из ее состава после приватизации земель с целью организации крестьянского (фермерскою) хозяйства или иных форм хозяйствования; выделении земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств за счет земельных долей. В проекте межхозяйственного землеустройства, связанном с перераспределением земель: уточняют состав и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих перераспределению, а при необходимости проводят их инвентаризацию, рассчитывают размер земельной доли в гектарах с учетом среднерайонной нормы бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан или вносят уточнения в размеры земельных долей при изменении площадей сельскохозяйственных угодий; устанавливают площади и размещают сельскохозяйственные угодья, передаваемые в общую долевую собственность и в фонд перераспределения земель; определяют состав, площади и месторасположение сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам; определяю) состав, площади и месторасположение несельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую совместную собственность сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам; устанавливают границы и площади земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, передаваемыми физическим и юридическим лицам в счет имущественных паев, с объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передающимся на баланс органов местного самоуправления; устанавливают особый режим и условия использования земель, определяют месторасположение и границы земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лип; размешают объекты производственной и социальной инфраструктуры (дороги, зерновые токи, полевые станы и др.), имеющие межхозяйственное назначение, проводят инженерное обустройство территории (мелиоративные сети, насосные станции, гидротехнические противо-лрозионные сооружения); подготавливаю! информацию о плошали, качестве и месторасположении земель для определения цены земли, установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения землевладельцам (землепользователям) убытков и потерь сель- скохозяйс! венного и лесохозяйствешюго производства мри изъятии земель; разрабатывают предложения по реализации правовою и экономического механизмов регулирования земельных отношений. Дополнительно к составлению проекта межхозяйешейного землеустройства по формированию новых землевладений и землепользовании, создаваемых на базе реформируемого предприятия, в состав землеустроительных работ можно включать инвентаризацию земель с уточнением экспликации земельных угодий предприятия на момент реформирования, если указанную работу нельзя выполнить при подготовительных работах к проекту; экономическую оценку земель и составление земельно-кадастровой карты предприятия; составление карты лотов при формировании земельных массивов на основе аукционов. При разработке проекта перераспределения земель с целью проведения приватизации земель возможны два основных варианта: сельскохозяйственные угодья распределяю! на земельные доли, которые затем использует реорганизованная сельскохозяйственная организация на различном праве; собственники земельных долей формируют новые самостоятельные структуры. При формировании членами сельскохозяйственной организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иной производственной структуры устанавливаю!: число земельных долей, испрашиваемых для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного образования, их общую площадь и оценку в баллах; месторасположение земельного участка, выделяемого для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного образования, фактические состав и площади выделяемых сельскохозяйственных угодий; границы и площади земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями, выделяемыми крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию в счет имущественных паев; границы и площади несельскохозяйственных угодий, выделяемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию; границы и площади земельных угодий, выбывших из сельскохозяйственного оборота, передаваемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию с целью их освоения; границы и площади земельных участков с особым режимом использования и обремененных правами иных лиц. выделяемых крестьянскому (фермерскому) хозяйству или иному образованию с указанием режимообразующих объектов и режимов использования земель. При выделении земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств ш счет земельных долей необходимы: наличие правовой основы для расширения личных подсобных хозяйств; расчет площадей земельных участков, выделяемых для расширения личных подсобных хозяйств; установление месторасположения земельных участков, выделяемых для расширения личных подсобных хозяйств; размещение земельных участков, выделяемых для каждого лично! о подсобного хозяйства; установление ограничений и обременении в использовании земель, выделяемых для расширения личных подсобных хозяйств. При составлении проектов перераспределения земель руководствуются следующими основными принципами: организационно-территориальные условия, обеспечивающие рациональную организацию и повышение эффективности производства, неуклонный рост плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей природной среды и ландшафтов, должны создаваться на основе преимуществ крупного производства перед мелким; условия для развития всех форм землевладения, землепользования и хозяйствования на различных но качеству и месторасположению землях должны быть равными; объединение земельных долей собственников в новые производственные структуры и распоряжение своими земельными долями должны быть добровольными; интересы всех затрагиваемых землевладельцев и землепользователей должны быть учтены; сложившиеся элементы организации территории приватизируемой сельскохозяйственной организации должны быть максимально сохранены. Проект перераспределения земель реформируемого предприятия состоит из следующих частей: межхозяйствеиной реорганизации территории и перераспределения земель; обоснования правовою режима землепользования и правового механизма регулирования земельных отношений; разработки экономического механизма регулирования земельных отношений; составления схемы внутрихозяйственной организации территории. Проектирование начинают с уточнения площадей, находящихся в ведении или передаваемых в распоряжение сельской (поселковой) администрации, а также входящих в специальные фонды перераспределения, находящиеся в ведении администрации района. При этом устанавливают площадь приусадебных участков, определяют перспективы развития личного подсобного хозяйства, пересчитывают площади, выделяемые в черте населенных пунктов, уточняют размеры земельных долей. При необходимости устанавливают новую черту населенных пунктов, изменяют площади и размещение земель специальных фондов, проводят обмен участков, ранее отнесенных к различным категориям, землевладельцам и землепользователям. При образовании новых землевладении и землепользовании сельскохозяйственною назначения: устанавливают число и месторасположение новых землевладений и землепользовании па территории реформируемого предприятия; рассчитывают их плошали; составляют список граждан и коллективов, которым намечают передать в собственность (пользование) земельные участки, запятые зданиями, строениями, сооружениями в счет имущественных паев, определяют месторасположение и границы этих участков; устанавливают площади и границы новых землевладений и землепользовании; определяют месторасположение, площади и границы земельных участков, намечаемых для передачи гражданам при расширении личного подсобного хозяйства и для индивидуального жилищного строительства: разрабатывают предложения по использованию невостребованных земельных долей; рассчитывают площади земель с особым режимом использования и обремененные правами других лиц с указанием конкретных ограничений и обременении; разрабатывают предложения по размещению производственных центров, возрождению малых селений, размещению дорожной сети. Землевладения и землепользования новых хозяйственных формирований размещают вблизи мест проживания большинства их членов, пунктов переработки продукции, основных дорог либо приурочивают к заброшенным селениям с целью их возрождения. Границы землевладений и землепользовании устанавливают с учетом обеспечения их компактности, правильной конфигурации, требований рациональной организации территории, по возможности совмещают с границами существующих севооборотов, полей, рабочих участков, естественными и искусственными рубежами: живыми урочищами, реками, ручьями, балками, каналами, дорогами, лесополосами и др. Орошаемые земли выделяют целыми севооборотными массивами либо площадями, кратными сезонной производительности дождевальных машин и установок. Орошаемые земли выделяют на условиях, обеспечивающих функционирование осушительной сети в нормальном рабочем режиме. В новые землевладения и землепользования включают также земли, занятые несельскохозяйственными угодьями (лесом, кустарником, дорогами, болотами, водоемами), как вкрапленные в сельскохозяйственные угодья, так и примыкающие к ним. Площади конкретных земельных участков, предоставляемых гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств и другим землевладельцам в собственность бесплатно, в счет ири- г- читающихся им земельных долей, определяют, умножая размер земельном доли на число членов коллектива, набирая отдельные контуры сельскохозяйственных угодий с учетом данных экономической оценки земель. Земельные участки невостребованных земельных долей включают в состав земельных массивов землевладельцев, изъявивших согласие принять их с учетом вероятного востребования. Во избежание нарушения организации территории при востребовании земельных долей в дальнейшем эти участки разметают на крайних частях землевладений обособленно. Распределяют несельскохозяйственные угодья, а также арендованные земли между новыми землевладельцами и землепользователями с учетом их пожеланий, специализации, качества земель и их месторасположения, пропорционально площадям закрепленных за ними земельных угодий. Определяют плошали, размешают участки и границы земель с особым режимом использования и обремененных нравами других лиц по материалам земельно-кадастровых или дежурных районных карт, проектов их образования, на основании документов по предоставлению земельных участков, чертежей исполнительной съемки, планов прохождения трасс и линий, которыми располагают местные органы и организации, осущестяпяющие техническое обслуживание и эксплуатацию указанных объектов и сооружений, а при отсутствии необходимой информации — в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами. Рассмотрим результаты землеустроительных работ на примере реформируемого плодоовощеводческого совхоза «Калининский» (рис. 13), проведенных институтом «КубаньНИИгипрозем» (г. Краснодар). На базе данного совхоза образовано четыре юридически самостоятельных специализированных сельскохозяйственных предприятия; «Росток» (специализация — производство молока). «Овощевод» и «Российское» (специализация — овощеводство), «Капитал» (специализация — плодоводство). На территории совхоза организованы также крестьянские хозяйства, размещенные на четырех обособленных земельных массивах, и зарегистрированы предприятия «Финансист» (расчетно-финансовый центр), «Строитель», «Ремонтные мастерские». Все предприятия и крестьянские хозяйства объединились в ассоциацию крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий «Возрождение». При определении размеров, месторасположения и границ предприятий исходили из намечаемого производственного направления, размещения орошаемых земель, существующей специализации производственных подразделений бывшею совхоза, пожеланий рабочих, каждый из которых имеет в новом предприятии свой.шцевой счет, земельную долю и Свидетельство на право соб- Рис. 13. Землеустройство реформируемого плодоовошеводческого совхоза «Калининский», г. Краснодар: ? — ф.пнша сет.скчхсхяистт-пн'чо 11рслпрмя1Л1> 1. 2 фаниш пол»;.' - чееоншосы', 4 зем-ля поселковой администрации; К(Ф)Х - крестьянские (фермерские) мшисш; МФ - молочная ферма; к индекс кормового еснообором, о И НДС КС ошчшкчн сешюГюрога ственности на землю с указанием размера земельной доли, но без ее выделения в натуре. Земельные доли работников обслуживающих предприятий в основном переданы в аренду сельскохозяйственным предприятиям, что закреплено договором аренды. Предприятие «Овощевод» организовано на базе овощеводческой бригады в пос. «Победитель» на орошаемых землях. Предприятие «Российское» создано на базе овощеводческого отделения центральной усадьбы также на орошаемых землях. Предприятие «Росток» включает молочный комплекс и богарные земли. Исходя из специализации предприятий были проведены организация угодий и устройство территории севооборотов, сущность которых заключается в следующем. В предприятиях «Овощевод» и «Российское» в соответствии с намеченной специ& пизацией определены объемы производства овощей и структура посевных площадей. Исходя из этого проведена организация территории севооборотов. При этом при определении числа и границ полей учитывали также размещение оросительной сети, с тем чтобы территория, обслуживаемая одной дождевальной установкой, не попала в разные поля. Исходя из вышеизложенного в сельскохозяйственных предприятиях запроектированы овощные севообороты со следующим чередованием культур: Сельскохозяйственное предприятие
В сельскохозяйственном предприятии «Росток» была рассчитана потребность в кормах и определена структура посевных площадей. На определение числа севооборотов и числа полей оказали влияние следующие факторы: однородность почвенного покрова и рельефа территории, наличие одного производственного центра, места размещения сельскохозяйственной техники и пункты потребления и хранения продукции. Отмеченные факторы снимали необходимость дифференциации севооборотов, поэтому в хозяйстве был организован единый севооборот. Число полей определилось структурой посевных площадей и размерами обособленных рабочих участков, не допуская излишнего их дробления. Предложена следующая схема чередования культур: 1...3-е ноля — многолетние травы, 4...5-е— озимые зерновые, 6-е — кукуруза на зерно, 7-е—однолетние травы, 8-е — кукуруза на силос и зеленый корм, 9-е — озимые зерновые. 10-е — кормовые корнеплоды, 11-е поле— яровые зерновые. Проект межхозяйственного землеустройства (перераспределения земель) на территории реорганизуемого сельскохозяйственного предприятия включает графическую и текстовую части. Графическую часть проекта готовят на качественно выполненном плане землепользования реорганизуемого хозяйства в масштабе 1: 10 000 или 1: 25 000. На плане показывают: земли, переданные хозяйству сельской (местной) администрацией; переданные хозяйству сельской администрацией в порядке обмена; приусадебные, личных подсобных хозяйств; огороды; пастбища и сенокосы, находящиеся во временном пользовании граждан; земли, предназначенные для расширения личного подсобного хозяйства; предназначенные для индивидуального жилищного строительства; находящиеся в собственности работников хозяйства (паевой фонд); % крестья! 1ски х хозя Йств; фонда перераспределения; переданные в аренду; предназначенные для внутрихозяйственного строительства; ограниченного хозяйственного использования; прибрежные полосы; водоохранные зоны; охранные зоны вдоль трасс магистральных газопроводов; санитарно-защитные зоны вдоль автомобильных и железных дорог; телефонные и телеграфные линии; линии электропередачи; подземную кабельную сеть; загрязненные и зараженные земли; земли природоохранного назначения; лесные насаждения, реликтовые рощи, родники, ключи; историко-культурного назначения; лесоохранные зоны; запретные и нерестоохранные зоны вдоль и вокруг рыбохозяй-ственных водоемов; зоны отдыха граждан; санитарно-зашитные зоны объектов сельскохозяйственного назначения (ферм, птицефабрик, предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции); другие земли в соответствии с содержанием проекта. Пример графической части проекта перераспределения земель показан на рисунке 14. Текстовая часть проекта состоит: из пояснительной записки с указанием принятых форм собственности на землю и организационно-правовых форм хозяйствования, обоснованием предложений по разграничению земель, передаваемых в частную и коллективно-долевую собственность, применяемых нормативов по оценке земель, среднерайонной земельной доли и т. д.; экспликаций земель по всем землевладениям и землепользова-ниям, создаваемым и остающимся на территории реорганизуемого хозяйства; копий протоколов общих собраний коллективов реорганизуемых хозяйств, справок о числе членов коллектива, имеющих право на земельный пай, расчетов среднего земельного пая по хозяйству с учетом качества земли, выписок из нормативных документов местных органов власти, материалов землеустроительных комиссий; других справочных и табличных данных, используемых в проекте. 7 - 706.4 Рис. 14. Проект перераспределения земель колхоза: /— границы хозяйств существующие; 2 — границы хозяйств проектируемые; 3 — месторасположение сельской администрации; 4 — усадьба хозяйства; 5 —земли населенных пунктов, переданные в веление сельской администрации (ранее переданные, резерв); 6— земли, передаваемые н собственность бесплатно. 7—фонд перераспределения; 8— специальный фонд, созданный в 1991 г.; 9 — существующие крестьянские хозяйства (собственность, аренда с правом выкупа); 10— фонд первоочередного выделения паев. //- санитарные зоны; 12 — границы водоохранных зон. 13— охранные зоны вдоль линии электропередачи; 14 — номер контура (числитель) и его площадь, га (знаменатель); 15 — дороги Контрольные вопросы и задания- I. Что такое недостатки землевладения и землепользовании и на что они влияют? 2. Назовите виды недостатков землевладения и землепользования 3. Каково содержание проекта устранения недостатков землевладения и землепользования? 4. Какие способы устранения недостатков землевладения и землепользования существуют? 5. В какие документы вносят исправления и дополнения на основании утвержденных проектов ликвидации недостатков землевладения и землепользования? 6. Какие землеустроительные работы проводят на землях реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий? Глава 6 ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ФОНДОВ РАЗЛИЧНОГО ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ 6.1. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ Земельные фонды, выделяемые в Российской Федерации в ходе земельной реформы, подразделяют: на специальный земельный фонд, сформированный из земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также земель, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья; фонд перераспределения земель; земельный фонд для расселения беженцев, вынужденных переселенцев; целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; земельный фонд для предоставления земельных участков в целях сельского хозяйства (коллективного садоводства и огородничества, животноводства, организации крестьянских хозяйств и т. д.); целевой земельный фонд для продажи земельных участков на торгах (конкурсах и аукционах); прочие целевые земельные фонды. Земельные фонды различного целевого назначения создаются, как правило, местными органами самоуправления и находятся в их ведении. Они предназначены для наделения землей граждан, предприятий, учреждений и организаций. Данные фонды создают для более рационального и эффективного использования земель; стимулирования земельного оборота; предоставления земель более эффективным собственникам и нуждающимся гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств; обеспечения землей беженцев и вынужденных переселенцев, бывших военнослужащих и их семей; для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; образования сельскохозяйственных кооперативов, коллективною садоводства, огородничества, животноводства; расширения землевладения сельскохозяйственных организаций, испытывающих недостаток в земельных угодьях; выделения земельных участков руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; передачи в аренду, продажи по нормативной цене или на аукционах гражданам и юридическим лицам для расширения крестьянских (фер- т мерских) хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства, строительства жилых домов, дач, гаражей; размещения промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных объектов. Порядок формирования целевых земельных фондов определяют следующие нормативные правовые акты: Положение о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.93 г.; Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.95 г.; Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.96 г.; Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.98 г.; Указ Президента Российской Федерации от 07.03.96 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю»; другие нормативные правовые акты, связанные с образованием крестьянских (фермерских) хозяйств, проведением торгов, конкурсов и аукционов и т. п. В соответствии с этими нормативными правовыми документами земельные фонды различного целевого назначения создают: за счет других земельных фондов (специального, перераспределения, переселения и др.); земель запаса; передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности; приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц; земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; передачи земель всех категорий, не используемых по целевому назначению, в состав земель запаса; сельскохозяйственных угодий, выбывших из сельскохозяйственного использования вследствие залесенности, закустаренности, вторичного заболачивания и засоления, опустынивания, развития эрозионных процессов, загрязнения и др. В состав земель целевых фондов могут также включать: сельскохозяйственные угодья, оставшиеся при приватизации земель сельскохозяйственных организаций, после бесплатной передачи земельных долей гражданам, имеющим на это права, и не переданные в аренду вновь сформированным структурам; земельные доли, переданные в дар органам местного самоуправления; невостребованные земельные доли по истечении срока востребования; земельные участки сельскохозяйственных угодий, восстановленных после консервации или реабилитации, передаваемые в земли запаса. Формируют целевые земельные фонды в порядке разработки схем землеустройства или схем формирования целевых земельных фондов. При разработке схемы формирования целевых земельных фондов учитывают: наличие площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства граждан, организации личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов; свободные территории в границах городов, поселков и сельских поселений; земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также заросшие кустарником, малоценными породами леса, расположенные за пределами природных земельных зон и других охраняемых территорий; наличие и возможности восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и деградированных земель; возможность обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или земли сельскохозяйственного назначения с нарушенным почвенным покровом; нецелесообразность расселения в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями и экологической обстановкой (Крайний Север, сейсмоопасные районы, районы, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, и др.), а также в сложившихся курортных зонах и регионах с высокой плотностью населения; степень занятости населения в данном регионе; возможность возрождения сельских поселений и создания вновь организуемых компактных поселений. При установлении режима использования земель целевого фонда предусматривают: возможность предоставления этих земель —до востребования их для целевого использования—другим гражданам и юридическим лицам во временное пользование или краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости; соблюдение ранее установленных режимов использования земель, ограничений и обременении. Земельные участки из состава земель целевого земельного фонда предоставляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Схему создания целевого земельного фонда разрабатывают но инициативе органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами на период не менее чем 10 лет. Разрабатывают схему по каждому административному району субъекта Российской Федерации, после чего их обобщают в целом по субъектам Российской Федерации и представляют на государственную экономическую экспертизу. Разработанные схемы по районам субъектов Российской Федерации рассматривают и угверждают органы местного самоуправления, по области — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Документация по составлению схем создания целевого земельного фонда включает текстовую и графическую части. Текстовая часть содержит пояснительную записку с необходимыми расчетами и обоснованием принятых решений. Графическая часть содержит схематическую районную карту и карту субъекта Российской Федерации. Масштабы карт определяют в зависимости от площадей территорий районов и субъекта Российской Федерации. 6.2. МЕТОДЫ И ОПЫТ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ФОНДОВ Специальный фонд формировался в административных районах Российской Федерации на первом этапе земельной реформы. Впоследствии основой его создания стали землеустроительные работы по инвентаризации земель. Согласно земельному законодательству инвентаризацию и выявление земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, проводят систематически. К землям, используемым не по целевому назначению, относятся участки, на которых собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы самовольно изменили вид хозяйственной деятельности, используя земли не в тех целях, для которых они были предоставлены. К неэффективно используемым землям относят: сельскохозяйственные угодья всех категорий земель, на которых фактическая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность естественных кормовых угодий (исключая годы с неблагоприятными климатическими условиями) за последние пять лет меньше нормальной, установленной по кадастровой оценке, на 20%, а также высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья, используемые в качестве менее ценных: земли, на которых н результате неправильной хозяйственной деятельности, несоблюдения установленного проектами землеустройства режима и условий использования происходит снижение плодородия и ухудшение других свойств, уничтожение плодородного слоя, загрязнение отходами производства, химическими веществами, ухудшение экологической обстановки, вторичное засоление, уплотнение, иссушение, ухудшение культуртехнического состояния и др.; мелиоративный земельный фонд, предусмотренный к сельскохозяйственному освоению схемами и проектами землеустройства, материалами инвентаризации земель; пригодные для сельскохозяйственного использования земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда или не покрытые лесом и кустарниками, занятые малоценными лесными породами и пригодные по почвенным и другим условиям для освоения в сельскохозяйственные угодья. К выбывшим из оборота или переведенным в менее цепные угодья относят: сельскохозяйственные угодья, не используемые в сельскохозяйственном производстве вследствие их зарастания лесом и кустарником, заболачивания, подтопления, вгоричного засоления, развития процессов -эрозии почв, опустынивания и других причин, если полное или частичное восстановление их технически и экономически невозможно; земли, предоставленные для сельскохозяйственного производства, но не использованные в течение одного года, за исключением периодов стихийных бедствий (затопления, подтопления и т. д.); земли, предоставленные для несельскохозяйственного производства, если в течение двух лет не осуществлено их целевое освоение. Анализ использования земель по продуктивности проводят, сопоставляя нормативную (нормальную) урожайность сельскохозяйственных культур и кормовых угодий, рассчитанную по данным экономической оценки земель, с соответствующими фактическими показателями за последние пять лет, исключая резко аномальные по урожайности годы, по формуле у 2 К, 77, где А', —относительное использование пашни по основным сельскохозяйственным культурам; У^., Уц~ соответственно фактический и нормативный совокупный сбор сельскохозяйственных культур в переводе на кормовые единицы; А — относительное использование земель в среднем по хозяйству; //, —площадь сельскохозяйственных культур, га. Конкретные участки неэффективно используемых земель выявляют расчетом значения относительного использования участка по формуле
*у = Ф ЦНБ где Цн — средневзвешенная иена балла по нормативной урожайности культур, т; Я—балл оценки земель поля севооборота (рабочего участка). Все остальные участки, относительный уровень использования которых меньше 0, 8 (или другой величины, устанавливаемой в зависимости от местных условий), считают неэффективно используемыми. При этом в областях и районах с общим высоким относительным использованием земель, где земельные участки, использование которых менее 0, 8, занимают значительные площади, этот показатель увеличивают до 0, 85...0, 95, а в областях и районах с низким общим использованием земель снижают до 0, 70...0, 75. Далее дан анализ использования пахотных земель по продуктивности в совхозе «40 лет Октября» Рязанской области. Нормативную (нормальную) урожайность зерновых и зернобобовых культур рассчитывали по следующей производственной функиии, полученной по данным экономической оценки земель: Уп = 0, 006*, + 3, 509*2 + 0, 455*з + 0, 097*4 + 3, 71 Хь - 9, 972, где Х\ — стоимость силовых и рабочих машин на I га культивируемой плошали, р., Х\ = 158; Д? —доза вносимых органических, т, и минеральных удобрений, кгд. в.. в расчете на I га пашни, Х2 = 2, 5; А'? — число работников растениеводства на 100 га культивируемой плошали" Л\ = 2, 54;.^ — совокупный почвенный балл, характеризующий качество почв. Х+ = 77; Х$ — гидротермический коэффициент за апрель—июнь, ^5= 1, 62. Результаты расчетов занесены в таблицу 10.
|