![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности обеспечения земельными участками
ПРИ РАССЕЛЕНИИ БЕЖЕНЦЕВ, ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС В целях реализации законодательства Российской Федерации, утвержденных программ по расселению, обустройству и организации производственно-хозяйственной деятельности беженцев, вынужденных переселенцев, военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных сил, и других категорий граждан, переселяющихся на постоянное место жительства в сельскую местность, увязки их интересов с интересами местных образований проводят землеустроительные работы но выявлению земель для обеспечения ими данной категории граждан. Так, за время реформы (1991 —1999 гг.) были предоставлены земли: для расселения беженцев и вынужденных переселенцев III (70 тыс. семей получили 48 тыс. га); для военнослужащих, уволенных в запас (27 тыс. семей имеют 50 тыс. га); для казачьих обществ (244 тыс. га). В ходе землеустроительных работ разрабатывают схемы обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных сил, составляемые на основе одноименных рекомендаций, утвержденных Роскомземом и Федеральной миграционной службой России 19 мая 1993 г. Основные задачи схемы — выявление необходимых территорий; формирование целевого земельного фонда; отбор конкретных участков, пригодных для расселения переселенцев; разработка проектных предложений по размещению поселений на новых местах, индивидуальному жилищному строительству в существующих населенных пунктах, строительству объектов производственной и социальной инфраструктуры, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других предприятий. Порядок создания фонда перераспределения регламентируется Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.95 г. Учитывая то, что данные вопросы затрагивают территорию административно-территориальных образований, различных землевладений и землепользовании, они являются межхозяйственными и решают их в системе землеустройства. Схемы обеспечения переселенцев земельными участками разрабатывают в качестве самостоятельных работ по заказам комитетов по земельным ресурсам и змлеустройству субъектов Российской Федерации или муниципальных административно-территориальных образований. Схемы составляют в первую очередь по тем административным районам, где имеются явно выраженный дефицит рабочей силы в сельском хозяйстве и земли фонда перераспределения, пригодные для расселения и обустройства переселенцев. Основанием для составления схемы является задание, разрабатываемое заказчиком при участии подрядной организации но землеустройству и территориальной миграционной службы. В задании установлены предполагаемая численность переселенцев, ориентировочные площади и состав земель, намеченных для передачи переселенцам, форма расселения, другие вопоосел, решаемые при составлении схемы, состав и содержание передаваемой заказчику документации. Составление схемы включает: подготовительные работы, полевое обследование территории и разработку схемы. В подготовительные работы входят: 1. Сбор, изучение, систематизация и анализ: федеральных, межрегиональных и других миграционных программ, программ обустройства военнослужащих, уволенных в запас, граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, мероприятий по их реализации, текущих и долговременных прогнозов внутренней и внешней миграции, учетных данных о переселенцах, их этнической и социальной принадлежности, пожелания по формам расселения и организации производственно-хозяйственной деятельности, результатов научных исследований по проблемам миграции; сведений и материалов о наличии фонда перераспределения земель, а также земель, находящихся в ведении местной администрации, о высвобождающихся земельных участках при ликвидации военных объектов, о возможности выкупа земель, месторасположении, площадях, качественной характеристике, санитар-но-экологическом состоянии, режиме и условиях использования этих земель, об инженерном обустройстве территории, о демографическом составе населения, размещении объекюв первичной переработки и хранения сельскохозяйствен ной продукции, производственной инфраструктуры, необходимых данных о состоянии сельскохозяйственного производства, сведений и материалов об утраченных населенных пунктах и площадях ранее обрабатываемых при них сельскохозяйственных угодий; решений местных органов исполнительной власти по вопросам возрождения сел и деревень и формирования фонда земель для размещающихся переселенцев; схем землеустройства (проектов иерерасп редел синя земель), проектов внутрихозяйственного землеустройства, проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов, схем и проектов мелиорации земель, дорожного строительства; материалов почвенных, геоботапических и других обследований и изысканий, данных инвентаризации земель. 2. Подбор, тиражирование и изготовление необходимых пла установление соответствия имеющихся площадей фонда перераспределения земель прогнозируемой миграции и возможности удовлетворения пожеланий переселенцев по формам их расселения и организации производственно-хозяйственной деятельности; установление необходимости полевых обследований земельных участков, намечаемых для расселения переселенцев. В процессе нолевого обследования уточняют границы участков и их площади по видам угодий, фактическое использование и культуртехническое состояние, определяют состав и объемы мероприятий по повышению эффективности использования земель, но обеспечению охраны природы, предварительно выбирают участки для жилищного и производственного строительства в суще- 8 - 7063 II? ствуюших населенных пунктах, для размещения новых поселений, производственных центров или объектов, устанавливают возможность возрождения утраченных населенных пунктов, санитарно-эко-логическое состояние отобранных участков, возможности подъезда, обеспечения водой, электроэнергией и связью, очередность передачи земельных участков для размещения переселенцев. При полевом обследовании составляют чертеж отобранных участков, на котором показывают их границы, номера и площади, размещение новых поселений или кварталов при существующих селениях; производственные центры, ближайшие населенные пункты, автомобильные дороги, линии связи и электропередачи; намечаемые трассы подъездных дорог, линии связи и электросети, а также отражают фактическое состояние и использование земель, мероприятия по их улучшению и другие результаты обследования земель. Отбор участков согласовывают с территориальными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, органами архитектуры и градостроительства, миграционной службы, охраны природы, санитарного надзора и землепользователями. При разработке схемы: определяют систему расселения и организации произволен вешю-хозяйственной деятельности переселенцев с учетом наличия земель; устанавливают число, размеры, размещение и специализацию крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом принятых предельных и оптимальных размеров; определяют месторасположение вновь создаваемых поселений, отдельных кварталов или индивидуального жилищного строительства в существующих селениях; рассчитывают объемы работ но мелиорации земель и строительству подземных дорог; разрабатывают предложения но охране окружающей среды и устанавливают обязательные для собственников земли, землевладельцев и землепользователей режим и условия пользования землей. При разработке схемы необходимо: учитывать сложившуюся этническую принадлежность местного населения; делать по возможности компактными вновь организуемые поселения или кварталы в черте существующих населенных пунктов; учитывать, что расселение переселенцев в условиях повышенного риска по природным условиям, а также в районах с неблагоприятной природной обстановкой и со сложной социальной ситуацией нецелесообразно; соблюдать требования охраны природной среды; создавать благоприятные условия для труда и жизни переселенцев; экономить материальные и трудовые ресурсы. Выбирают оптимальные решения по расселению и обустройству переселенцев, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов на основе проработки различных вариантов и сопоставления технико-экономических показателей. Схема обеспечения земельными участками переселенцев включает текстовые и графические материалы. В текстовую часть входят задание на составление схемы, пояснительная записка с необходимыми расчетными таблицами и технико-экономическими показателями, экспликация земель, материалы согласования утверждения схемы. В пояснительной записке дают характеристику выделяемых для переселенцев земельных участков, их пригодности для расселения и производственной деятельности, соответствия режиму и условиям пользования земель: обосновывают принятые проектные решения по расселению переселенцев, организации новых поселений и кварталов, по установлению числа, размеров и специализации организуемых крестьянских (фермерских) хозяйств, инженерному обустройству территорий; приводят необходимые расчеты и технико-экономические показатели. В записке дают предложения по привлечению специализированных организаций к осуществлению намеченных мероприятий по обустройству территории и источникам их финансирования, а также по использованию земельных участков, отобранных для размещения переселенцев, до момента их передачи. Экспликацию земель составляют: по земельным участкам, отобранным для расселения переселенцев, в том числе в первую очередь; землям, предоставляемым для крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе по каждому хозяйству; землям, намечаемым для размещения новых поселений, а также для индивидуальною жилищного строительства в существующих населенных пунктах; землям, намечаемым для производственного строительства; землям. На которых намечают проведение работ по их освоению. Графические материалы включают районную карту масштаба 1: 50 000 или 1: 100 000 и планы (фрагменты) землевладений (землепользовании) сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий масштаба 1: 100 000 или 1: 25 000. на территории которых расположены земельные участки, отобранные для размещения переселенцев (рис. 16). На планово-картографических материалах показывают: границы территорий с особым правовым режимом использования земель; границы и площади земельных участков, отобранных для переселенцев, в том числе в первую очередь: организуемых крестьян- X' Рис. 16. Схема обеспечения земельными участками переселенцев Ллексеевского района Самарской области: /—земли фонда перераспределения. 2 — территории, благоприятные для организации хп-шйсгн переселенцев; д— земельные массивы, намечаемые дня организации хозяйств переселенцев; •/— плошаль фонда перераспределения по хозяйствам, га ских (фермерских) хозяйств; вновь создаваемых для переселенцев поселений и отдельных микрорайонов при существующих населенных пунктах; хозяйственных центров крестьянских (фермерских) сельскохозяйственных кооперативов; отдельно расположенные объекты жилищного и производственного строительства, подъездные дороги, линии связи, источники водоснабжения и другие элементы проектирования, связанные с обустройством территории. В случаях, когда проектные предложения не могут быть отражены в принятом масштабе по районной карте, их показывают соответствующими условными знаками. Схему обеспечения переселенцев земельными участками согласовывают с землевладельцами и землепользователями, на территории которых намечено размещение переселенцев, сельской администрацией, с территориальными органами миграционной службы, охраны природы, санитарного надзора, архитектуры и градостроительства и по представлению районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству утверждает районная администрация. Утвержденная схема служит основанием для предоставления земель переселенцам, а также для разработки проектов их расселения и обустройства. Материалы схемы изготавливают в трех экземплярах: по одному для районного и областного (краевого, республиканского в составе Российской Федерации) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и для территориального органа миграционной службы. Текстовую и графическую документацию оформляют в соответствии с действующими условными знаками и стандартами, принятыми в землеустройстве. Схема обеспечения земельными участками переселенцев служит основанием для разработки конкретных проектов межхозяйственного землеустройства по перераспределению земель на территориях конкретных сельскохозяйственных предприятий и для отводов земель вновь образуемым хозяйствам. Рассмотрим пример. В результате земельных преобразований в Алексеевском районе Самарской области в фонде перераспределения на момент разработки проекта предоставления земель переселенцам по программе «Воин-фермер» числилось 16800 га, в том числе пашни — 1442 га, сенокосов — 48, пастбищ — 2310 га. Из этого фонда по решению районной администрации переселенцам выделено 4832, 6 га земель, из них 4719 га пашни и 62, 6 га пастбищ. Данные земли размещены в трех массивах. Рассмотрим проект межхозяйственного землеустройства по образованию крестьянских (фермерских) хозяйств военнослужащих, уволенных в запас, на одном из массивов при пос. Дальнем (рис. 17). При этом поселке по проекту выделен земельный участок площадью 39 га для строительства 22 одноквартирных, трех-, четырехкомнатных домов с приусадебными участками крестьянских (фермерских) хозяйств. Дома и приусадебные участки будут обеспечены системами водообеспечения, газа, канализации, электроснабжения.
I — крестьянские хозяйства ни проижплепи молока; 2 - но вырашиси-ИИЮ Порося г. ^—1К1 ОШ*рМ) скнпей. ^—усадьбы крестьянских хо-аяйетв, площадь, га; 5—помер крестьянскок) шчяйсгна. участка и его площадь, г.!. о — проектируем ыс иодомборные сооружения;? — ируек- ТЙр\ОМЫЙ 1.1 к'Ирсч'оЛ Земельные участки фермеров расположены на расстоянии примерно 2, 5 км от пос. Дальнего к востоку, северо-западу и северу от него. Всего будет образовано 222 отрубных фермерских участка, которые составят 15 крестьянских (фермерских) хозяйств по производству молока, 2 по выращиванию поросят, 3 по откорму свиней. 2 по откорму молодняка крупного рогатого скота. Общая площадь пашни для хозяйств по производству молока 1787 га; для выращивания поросят — 153 га; для откорма молодняка крупного рогатого скота — 358 га: для хозяйств по откорму свиней выделено 322 га пашни и 62, 6 га пастбищ. Для крестьянских хозяйств различной специализации в проекте землеустройства разработана структура посевов и чередования культур в севооборотах. Так, рекомендуемая схема севооборотов для хозяйств по производству молока и откорму бычков следующая: 1. Однолетние травы. 2. Озимая пшеница. 3. Кормовая свекла. 4. Яровые зерновые. 5. Многолетние травы (выводное иоле). Размещение полей показано в 8-м крестьянском хозяйстве (см. рис. 17). В хозяйствах по выращиванию поросят концентраты в структуре кормов составляют 70 %, но откорму свиней — 75 %. На долю сочных, зеленых кормов и травяной муки и сена приходится 20...30% севооборотов площади. Севообороты в этих хозяйствах максимально насыщены зерновыми культурами — 65...75 % севооборотной площади. Наличие в структуре посевов гороха позволяет более рационально использовать концентраты. Севообороты в хозяйствах, специализирующихся по свиноводству следующие: 1. Горох. 2. Озимая пшеница. 3. Овес, кормовые корнеплоды. 4. Ячмень. 5. Многолетние травы (выводное поле). Для связи усадеб с участками фермеров, размещаемых в пос. Дальнем, проектом предусмотрено использование существующих полевых дорог и их улучшение, а также строительство новых дорог с грунтовым покрытием, укрепленным добавками, протяженностью 7, 6 км. Таким образом, проектом межхозяйств-нного землеустройства для вынужденных переселенцев будут созданы нормальные производственные и социально-бытовые условия. 6.4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ НА РАЗЛИЧНОМ ПРАВЕ Проведенные в 199]—2000 гг. мероприятия по реорганизации сельскохозяйственных предприятий и перераспределению земель в сельской местности, а также отсутствие нормального проектного землеустроительного обеспечения выделения в натуре земельных долей, свертывание в этот период землеустроительных работ вне- ! 1ч ели путаницу в земельные отношения на территории бывших колхозов и совхозов. Это привело к тому, что многие сельскохозяйственные организации и граждане до сих пор не знают точных границ своих земельных участков и во многих случаях распоряжаются ими незаконно, что затрудняет ведение сельскохозяйственного производства и цивилизованный оборот земель. До настоящего времени не определены месторасположение и площади земельных участков различных форм собственности, не решены вопросы передачи в собственность сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам несельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель в границах земельных участков, предоставленных им в собственность, а также земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности зданиями, строениями и сооружениями. Такое состояние приводит к неустойчивости землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятий, к неиспользованию части фонда перераспределения земель и невостребованных земельных долей, а также к нарушению прав собственников земельных долей. Поэтому основой наведения порядка в использовании земель сельскохозяйственного назначения должны служить землеустроительные работы по инвентаризации и упорядочению (определению) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве. Утвержденных землеустроительных нормативных документов, регламентирующих порядок проведения лих работ, на начало 2001 т. не имелось, в связи с чем в землеустроительном производстве использовали только разработанные Российским научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом земельных ресурсов (РосНИИземпроект) проекты следующих материалов, выпущенных в 2000 г.: Рекомендации по выполнению землеустроительных работ по инвентаризации и упорядочению (определению) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве (М.: РосНИИземпроект, 2000. — 32с); Рекомендации по проведению землеустроительных работ, связанных с выделением земельных участков под личные подсобные хозяйства за счет земельных долей (М.: РосНИИземпроект, 2000.- 19с); Основные положения о порядке внесения уточнений в размеры земельных долей при изменении площадей сельскохозяйственных угодий (М.: РосНИИземпроект, 2000. — 8 с); Положение о порядке передачи в собственность гражданам и юридическим лицам несельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель (М.: РосНИИземпроект, 2000.-6 с): Порядок проведения землеустроительных работ, связанных с передачей в собственность гражданам и юридическим липам земельных участков под объектами недвижимости и сельской местности (М.: Рос I \ И И зе м п рое кт, 2000. — 8с). В разработке этих документов принимали участие А. 3. Родин. В. Ф. Спиридонов. Ю. И. Казьмин, А. М. Середин, О. II. Орлова. Основой проведения всех названных землеустроительных цей ствий является инвентаризация границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами на различном праве. Главная проблема инвентаризации — установление месторасположения границ земельных массивов, соответствующих по площади различным земельным долям. В ходе земельной реформы земельные доли находились в земельном обороте. Они были: частично выкуплены сельскохозяйственными организациями (юридическими лицами) и перешли в их собственность: в ряде случаев внесены в качестве вклада в уставный (складочный) капитал или паевой фонд сельскохозяйственных организаций с правом и без права последующего возврата гражданам при их выходе из состава этих организаций; переданы сельскохозяйственным организациям на праве аренды или другого вида пользования; частично не востребованы и не зарегистрированы, находились или не находились в фонде перераспределения или в составе земель сельскохозяйственных организаций (часть собственников зарегистрированных земельных долей даже не распорядилась ими): предоставлены для расширения площадей земельных участков личных подсобных хозяйств; выкуплены органами местного самоуправления. Работы по инвентаризации границ земельных участков проводят, как правило, в границах территорий бывших колхозов и совхозов или групп этих хозяйств, в которых проведены их реорганизация и приватизация земель. При необходимости работы можно проводить в границах территорий муниципальных образований. В этих случаях одновременно проводят работы по уточнению границ и площадей земельных участков, находящихся в ведении сельских (поселковых) администрации. Инвентаризацию границ земельных участков, используемых сельскохозяйственной организацией, проводят по инициативе (ходатайству) сельскохозяйственных организаций, территориальных органов Федеральной службы земельною кадастра России, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выполняют ее подрядчики землеустроительных работ. Финансируют работы за счет средств заказчиков, которые возбудили ходатайства и (или) приняли решение о проведении инвентаризации. Инвентаризация границ названных земельных участков может проходить как самостоятельный вид землеустроительных работ или в составе совместных действий по инвентаризации и упорядочению (определению) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве. В последнем случае землеустроительные действия включают: подготовительные работы; инвентаризацию сельскохозяйственных угодий и уточнение границ земельных участков; разработку проектных предложений но упорядочению землепользовании сельскохозяйственных организаций; согласование и утверждение документации; изготовление и выдачу землеустроительной документации. В процессе подготовительных работ подбирают и анализируют следующие материалы: планово-картографические масштаба 1: 10 000 или 1: 25 000; вычисления площадей угодий: по передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций и закреплению их в натуре, а также все имеющиеся документы по последующей передаче этих земель гражданам и юридическим лицам (индивидуальное жилищное строительство, личные подсобные хозяйства, выпас скота и сенокошение, огородничество и т.д.); но реорганизации и приватизации земель сельскохозяйственными организациями; проекты по перераспределению земель, передаче в фонд перераспределения; материалы по передаче земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам; по реализации собственниками земельных долей своих прав по их распоряжению, в том числе организации крестьянских хозяйств, расширению личных подсобных хозяйств и т.д.: документы, удостоверяющие право владения земельными участками сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; материалы, на основании которых устанавливают ограничения в использовании земель и обременения правами иных лиц; межевания земель, выполненного в процессе реорганизации и приватизации земель сельскохозяйственных организаций, перераспределения земель, расширения личных подсобных хозяйств, других отчуждений земельных участков; списки граждан, получивших право на земельную долю, с указанием работающих пенсионеров и лиц социальной сферы, получивших Свидетельство на право пользования земельной долей и реализовавших свои права по распоряжению земельными долями; материалы почвенных, геоботанических обследовании, государственного кадастра и опенки земель; выявления деградированных земель и предложения по их консервации. Инвентаризации сельскохозяйственных угодий и определение границ земельных участков включают: уточнение границ контуров и состава сельскохозяйственных угодий (корректировку планово-картографической основы), а так-же границ земельных участком, занятых производственными зданиями, строениями и сооружениями; уточнение границ земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование и аренду гражданам и юридическим лицам, а также включенных в фонд перераспределения земель; вычисление площадей земельных угодий; уточнение правового статуса земель, находящихся в фактическом пользовании и собственности сельскохозяйственных организаций и граждан; выявление неиспользуемых земель; установление границ зон с особым правовым режимом использования земель; составление акта и плана инвентаризации сельскохозяйственных угодий и границ земельных участков. Планово-картографические основы корректируют наиболее доступными в конкретных условиях способами с ведением необходимых журналов, абрисов и записей. Точность проведения работ устанавливает заказчик по согласованию с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. В ходе корректировки планово-картографической основы определяют точные границы контуров и площади всех видов земельных угодий, расположенных на территории, и составляют покон-турную ведомость. Затем уточняют Гранины земель, которые были переданы в ведение сельских (поселковых) администраций с целью развития личных подсобных хозяйств, огородничества и животноводства. Одновременное этим уточняют границы земельных участков, переданных для расширения личных подсобных хозяйств в счет земельных долей. Уста на впивают факты изменения границ и причины этих изменений (прирезка, передача земель, захват земель и т.д.). Определяю! наличие, площади и границы сельскохозяйственных угодий, которые на основе решений районной администрации были зачислены в фонд перераспределения и которые передавали сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам в пользование, аренду или собственность. На основе анализа всей этой документации получают иредва- рительную характеристику произошедших изменений в составе землепользовании сельскохозяйственной организации. Окончательные Гранины земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование и аренду сельскохозяйственной организации и фактически ею используемых, уста наш! ива ют по результатам полевого обследования. Вычисляют площади в соответствии с требованиями действующих технических указаний по вычислению площадей земельных угодий При уточнении правового статуса земель устанавливают: площади земельных угодий, переданных в счет земельных долей сельскохозяйственной организации в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, в аренду, па условиях передачи права пользования земельными долями: число граждан, имеющих право на земельную долю, получивших свидетельства, из них реализовавших свое право по распоряжению земельной долей: размер земельной доли; площадь сельскохозяйственных угодий, распределенных на земельные доли; движение земельных долей, число и площади земельных долей, используемых сельскохозяйственной организацией на различном праве, а также без оформления соответствующей документации на использование земельных долей. В ходе инвентаризации выявляют также неиспользуемые, деградированные и загрязненные земли. К неиспользуемым относятся сельскохозяйственные угодья, не используемые в сельскохозяйственном производстве вследствие их перевода в залежь, зарастания лесом, кустарником, заболачивания, развития ярко выраженных процессов эрозии и других причин. Кроме того, выявляют земли, подлежащие консервации. Вилы используемых, деградированных и загрязненных сельскохозяйственных угодий и их площади, а также предложения по консервации деградированных земель отражают в акте инвентаризации земель. Отражение границ земельных участков с особым правовым режимом па землях, переданных в собственность и пользование сельскохозяйственных организаций, направлено на соблюдение режима использования этих земель, обеспечение нормального функционирования различных объектов и коммуникаций, сохранение особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечение безопасности населения. Работы по установлению границ земельных участков с особым правовым режимом использования предусматривают установление наличия, месторасположения и характеристик режимообразуюших объектов и зон с особым режимом использования земель на всех землях, используемых сельскохозяйственной организацией; сер-витутов и ограничений в использовании земель. При этом должна быть оценена полнота отображения месторасположения режимообразуюших объектов и границ зон особого режима использования земель на территории сельскохозяйственной организации к моменту выполнения работ и при необходимости на изготовленную с карты выкопировку и в реестр внесены дополнения, изменения и уточнения не только района в целом, но и каждого собственника и пользователя земельных участков. При наличии карты ограничений и обременении в использовании земель административного района с нее делают выкопировку на соответствующие землепользования и выписку из реестра режимообразующи х объектов. При отсутствии карты ограничений и обременении всю необходимую информацию об ограничениях и обременениях в использовании земель собирают и отражают на плане инвентаризации земель или на отдельном чертеже (в зависимости от нагрузки). По результатам инвентаризации сельскохозяйственных угодий и уточнению границ земельных участков составляют план и акт инвентаризации сельскохозяйственных угодий и уточняют границы земельных участков. Акт инвентаризации состаатнют для земельных участков независимо от права собственное! и на земли сельскохозяйственной организации. На тане инвентаризации земе./ь показывают границы: землепользования сельскохозяйственной организации (организаций) до их приватизации; земельных участков, используемых сельскохозяйственной организацией на различном праве на момент производства работ; населенных пунктов и земельных участков, находящихся в ведении сельских (поселковых) администраций; земельных участков, переданных в фонд перераспределения земель; земельных участков, предоставленных для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, расширении земельных участков для ведения личного подсобною хозяйства, других землепользовании, организованных после реорганизации (реформирования) сельскохозяйственных организаций; контуров (части контуров) сельскохозяйственных угодий, выведенных из сельскохозяйственного оборота вследствие их зарастания, заболачивания и др., с указанием возможности или целесообразности их вовлечения в сельскохозяйственный оборот и их плошали; земельных участков, изъятых после приватизации земель для государственных и общегосударственных нужд путем выкупа земельных долей; границы, площади и номера контуров всех земельных угодий. Если вычисляли площади но планшетам, а нумерацию и площади контуров на кальке контуров давали по частям, то на плане инвентаризации нумерация контуров должна быть единой по землепользованию или по чересполосным массивам с указанием всей площади каждого контура; земельных участков, выделенных в счет земельных долей, собственники которых не получили свидетельства или не подали заявление на их получение, а также которые не реализовали свои права по распоряжению земельными участками, и их площадью; земельных участков, занятых объектами недвижимости, а также их номера и площади: неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, их номера и площади; земельных участков (зон) с особым правовым режимом использования земель с указанием их номеров, параметров и площадей; земельных участков, находящихся в собственности, владении и пользовании граждан и юридических лиц и используемых ими для несельскохозяйственных нужд. К акту и плану инвентаризации земель прикладывают краткую пояснительную записку, отражающую ироизошедщие изменения в землепользовании сельскохозяйственных организаций и составе земельных угодий, их причины, фактическое состояние использования земель, изменения правового статуса используемых земельных угодий и другие сведения, полученные в резуль-1аге инвентаризации. Результаты инвентаризации согласовывают и утверждают органы местного самоуправления до разработки проектных предложений. План и акт инвентаризации согласовывают с сельскими администрациями, собственниками земельных долей, сельскохозяйственной организацией и другими правообладателями земельных участков, расположенных на территории бывших колхозов (совхозов), комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. 6.5. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА УПОРЯДОЧЕНИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ) ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА РАЗЛИЧНОМ ПРАВЕ Составляют проект на основе согласованных и утвержденных в установленном порядке результатов инвентаризации земель, в результате которой уточняют размер земельных долей, формируют и размещают массивы земель, являющиеся собственностью юридического липа, размещают земельные участки, находящиеся в собственности граждан. Уточняют размеры земельных долей в соответствии с действующи м за ко11одательством. Земельные массивы, являющиеся собственностью юридического.ища, формируют и размещают следующим образом. На основании проведенного анализа фактического использования земельных долей устанавливают площадь сельскохозяйственных угодий, являющихся собственностью сельскохозяйственной организации как юридического лица, т. с. площадь земельных долей, внесенных в уставный (складочный) капитал или паевой фонд и выкупленных в собственность сельскохозяй-ственной организацией, подаренных сельскохозяйственной организации. Указанные площади сельскохозяйственных угодий включают в неделимый фонд, который не подлежит разделу на земельные доли. Эти земельные участки целесообразно сформировать и разместить единым массивом с учетом экономической и хозяйственной целесообразности (расположение животноводческих ферм, производственных центров, мест проживания членов (участников) сельскохозяйственной организации, рынков сбыта, транспортных магистралей и т.».). В этот массив желательно включить земли, использование которых имеет определяющее значение в обеспечении основных направлений его производственной деятельности. Чтобы не ущемлять интересы других собственников земельных долей, площадь отводимого земельного массива необходимо увязать с учетом качественной оценки земель, а именно: количество баллов отводимого земельного массива должно быть не больше общего количества, указанного в Свидетельстве о праве собственности на землю, переданных земельных долей. Границы земельного массива устанавливают с учетом его компактного размещения, по возможности совмещая с существующими границами севооборотных массивов, полей и рабочих участков, с четко выраженными на местности естественными и искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, дорогами, лесополосами и т. п.). На основании данных формирования земельного массива, являющегося собственностью сельскохозяйственной организации как юридического лица и включенного в неделимый фонд, составляют реестр земельных участков (контуров) сельскохозяйственных угодий. Одновременно указывают площади несельскохозяйственных угодий, рекомендуемых к передаче сельскохозяйственной организации. Земельные массивы, находящиеся в собственности граждан, размещают с учетом сложившихся форм правовых взаимоотношений собственников земельных долей с сельскохозяйственной организацией, площади земельных угодий, переданных для использования сельскохозяйственной организации на том или ином праве, местожительства граждан, обеспечивая создание компактных массивов сельскохозяйственных угодий. Земельные участки, соответствующие земельным долям, право пользования которыми внесено в уставный (складочный) капитал организации, целесообразно формировать единым массивом. Размещают их компактно с земельным массивом сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности сельскохозяйственной организации. Сельскохозяйственные уголья, используемые сельскохозяйственной организацией на условиях аренды, следует размещать с учетом сроков аренды. При наличии в составе землепользования сельскохозяйственных угодий, переданных при приватизации земель органами местного самоуправления в пользование иди аренду сельскохозяйственной организации, необходимо определить месторасположение этих земельных участков. При наличии в составе землепользования фонда перераспределения земель также необходимо определить ею площадь и месторасположение с учетом целевого назначения фонда. Номера земельных участков и их площади, переданные сельскохозяйственной организации в пользование или аренду органами местного самоуправления, а также земель, включенных в фонд перераспределения, заносят в специальный реестр. При разработке проектных предложений необходимо также предусмотреть пожелания собственников земельных долей по распоряжению ими после окончания срока правовых взаимоотношении с сельскохозяйственной организацией. Р.сли к моменту разработки проектных предложений по упорядочению землепользовании сельскохозяйственных организаций возникает необходимость выделения земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств или расширения личных подсобных хозяйств собственников земельных долей, то > ти вопросы также рассматривают, а их соответствующее решение отражают в проекте землеустройства. Передают в собственность несельскохозяйственные угодья в соответствии с Указом Президент Российской Федерации «О реализации конституционных нрав граждан на землю». В соответствии с л им указом при передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим липам бесплатно передают в их собственность также и земельные участки. занятые кустарником, мелколесьем, и другие несельскохозяйственные угодья, расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого им земельного массива. Конкретные виды и площади несельскохозяйственных угодий, которые могут-быть переданы в собственность граждан, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Несельскохозяйственные угодья передают в собственность с учетом: пожеланий граждан и юридических дин; размещения их продуктивных земель; пожеланий смежных землепользователей; природно-экологического значения и целесообразного хозяйственного использования этих земель; создания территориальных условий для формирования комплексного и рационального землепользования. Границы передаваемых в собственность сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий целесообразно совмещать с четко выраженными на местности естественными и искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, дорогами, лесополосами и т. п.). Вкрапленные в участки продуктивных земель контуры несельскохозяйственных угодий, как правило, передают целиком собственникам сельскохозяйственных угодий, внутри которых они находятся. Если на смежные несельскохозяйственные угодья претендуют несколько граждан и юридических лиц, то их распределяют между ними пропорционально площади сельскохозяйственных угодий, переданных в собственность, с учетом хозяйственной целесообразности и взаимной договоренности. Если граждане и юридические лица не пожелали получить в собственность несельскохозяйственные угодья, разрабатывают предложения о включении их в земли запаса, земли лесного или водного фонда, земли других категорий. Несельскохозяйственные угодья (леса, реки, водоемы, межсе-лениые дороги, земельные участки под объектами истории и культуры, территории общего пользования и др.), которые по своим природно-экологическим условиям или правовому статусу не могут быть переданы в собственность гражданам и юридическим лицам, включают в земли соответствующих категорий. При рассмотрении вопросов о передаче земель, занимаемых межхозяйствениыми и внутрихозяйственными дорогами, устанавливают их принадлежность, правовой статус, состав обслуживаемых ими объектов. Значительную часть дорог, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий, используют преимущественно садоводческие товарищества и другие организации, не оформившие земельный отвод и права на их прокладку. На основе проведенного анализа устанавливают их принадлежность и правовой статус (передают в собственность сельскохозяйственным организациям, оформляют отвод земли соответствующим организациям и т.д.). При разработке предложений, связанных с освоением несельскохозяйственных угодий для производства сельскохозяйственной продукции, по укрупненным показателям определяют виды, объемы и стоимость культуртехнических работ по освоению этих земель в различные виды продуктивных земель с указанием доли 9 - 7063 финансирования за счет средств гражданина (юридического лица) и органов местного самоуправления. Результаты проведенных работ по передаче несельскохозяйственных угодий в собственность отражают: на чертеже проекта упорядочения землепользования; в реестре участков (контуров) несельскохозяйственных угодий, передаваемых гражданам и юридическим лицам в собственность или включаемых в земли других категорий; в ведомости мероприятий по освоению земельных угодий, ранее выбывших из сельскохозяйственного оборота, передаваемых гражданам и юридическим лицам в собственность; в пояснительной записке к проекту. Материалы по передаче несельскохозяйственных угодий согласовывают с юридическими лицами и собственниками земельных долей, которым передают в собственность эти угодья, заинтересованными предприятиями и органами местного самоуправления, которым намечают передать несельскохозяйственные угодья, имеющие природно-экологическое или общественно-хозяйственное значение, а также с районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Земельные участки иод объектами недвижимости передают в собственность гражданам и юридическим лицам (собственникам объектов недвижимости) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О нраве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности». Границы и площади земельных участков под объектами недвижимости устанавливают на основе материалов инвентаризации земель с учетом фактического функционального назначения объектов, утвержденной проектно-технической и строительно-планировочной документации или норм отвода земель. При установлении фактических границ и площадей земельных участков под соответствующими объектами недвижимости в границы этого земельного участка включают земли, занятые непосредственно объектом недвижимости и прилегающие к этому объекту недвижимости территории, необходимые для обеспечения его функционирования с учетом соблюдения технологических требований по их эксплуатации, противопожарной безопасности, санитарных и иных норм. При установлении площади земельных участков под объектами недвижимости можно использовать нормативы. СНиПы, нормы отвода, проектно-техническуюдокументацию и т.д. При соответствии фактических размеров земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, действующим нормативам его границы принимают по фактическому пользованию. Если же фактическая площадь земельного участка превышает установленную или меньшее, то с согласия собственника недвижи- мости или закрепления за мим земельного участка по фактическому пользованию. При несогласии собственника объекта недвижимости ему переланп земельный участок площадью, соответствующей нормам отвода земель либо проектно-технической документации и обеспечивающей функционирование объекга недвижимости. По материалам установления границ и площади участков составляют реестр земельных участков, на которых расположены соответствующие объекты недвижимости, с указанием функционального назначения конкретного объекта недвижимосги. его номера и площади (фактической и по установленным нормам и формам передачи (бесплатно, за плату)}. Месторасположение и согласованные с собственником объектов недвижимости площади земельных участков отражают на проектном чертеже. По результатам проектирования составляют сводную экспликацию земель, в которой отражают проектные площади земельных угодий всего, в том числе по формам собственности: в собственности юридического лица; граждан, используемых сельскохозяйственной организацией на условиях аренды и права пользования; органа местного самоуправления, переданных сельскохозяйственной организации в пользование или аренду; граждан, не использовавших свои права по реализации земельных долей; неоформленные в собственность —не Еюстребова иные земельные доли; в собственности граждан, увеличивших личные подсобные хозяйства; переданные в фонд перераспределения земель. Согласование и утверждение документации. Проектные предложения рассматривают уполномоченные органы управления сельскохозяйственной организации, собственники земельных долей, в том числе не использовавшие свои права, согласовывают с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и, если необходимо, то с органами архитектуры и градостроительства, охраны природы, другими заинтересованными органами исполнительной власти, а также с третьими лицами, интересы которых затрагивает проект упорядочения землепользования, и утверждает орган местного самоуправления. Изготовление и выдача документации. В соответствии с техническими требованиями по результатам выполненных работ изготавливают и представляют заказчику: материалы инвентаризации земель, включающие план инвентаризации, акт инвентаризации, кальку контуров земельных угодий, поконтурную и сводную ведомости земельных угодий, пояснительную записку к материалам инвентаризации, поста- г новление (распоряжение) органа местного самоуправления об утверждении материалов инвентаризации; проект упорядочения землепользования сельскохозяйственной организации, включающий графические материалы, пояснительную записку к проекту. В качестве основы для графической части проекта упорядочения землепользования сельскохозяйственной организации используют те же планово-картографические материалы, что и для плана инвентаризации земель. На проектном чертеже показывают: границы бывшей сельскохозяйственной организации, в пределах которых разрабатывали проектные предложения; земель, переданных в ведение сельских администраций; земельных участков предприятий и организаций разных форм собственности, созданных на базе сельскохозяйственной организации; границы, номера и площади участков (контуров) сельскохозяйственных угодий, выделяемых в собственность сельскохозяйственной организации как юридического лица; земельных участков (контуров) сельскохозяйственных угодий, выделяемых собственникам земельных долей; земельных участков (контуров) сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственной организации в пользование или аренду органов местного самоуправления; земельных участков, включенных в фонд перераспределения земель; земельных участков (контуров) несельскохозяйственных угодий, передаваемых в собственность сельскохозяйственной организации и собственникам земельных долей и переводимых в земли других категорий; контуров земельных угодий, ранее выбывших из сельскохозяйственного оборота, передаваемых гражданам и сельскохозяйственной организации в собственность с целью освоения; земельных участков, занятых объектами недвижимости, передаваемых в собственность сельскохозяйственной организации; границы, номера и параметры (ширина) зон с особым правовым режимом использования земель. Пояснительная записка должна отражать основные вопросы и особенности выполнения работ. В тексте записки указывают: основание для выполнения работ, их цель и задачи; использованные нормативно-методические документы: планово-картографическую основу, ее полноту и качество; источники и методы получения информации об изменениях в составе земельных угодий. В состав пояснительной записки входят все требуемые рекомендациями реестры и таблицы. Текстовое содержание должно освещать и обосновывать: результаты приватизации и распределения земель по формам собственности; процессы, произошедшие после приватизации земель, в правовом статусе земель и организационно-правовых формах хозяйствования, тенденции в развитии земельных отношений; цутй реализации собственниками земельных долей своих прав по распоряжению земельными долями к моменту составления проекта; изменения в размерах земельной доли, их причины и принятые решения; наличие невостребованных и нереализованных земельных долей, полноту их использования; принятые предложения по передаче несельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам, а также по включению их в земли других категорий; виды земельных угодий, ранее выбывших из сельскохозяйственного оборота, для вовлечения их в продуктивные земли и обоснования намечаемых видов, объемов и стоимости мероприятий по освоению земель; оценку природно-экологического и хозяйственного значения несельскохозяйственных угодий; принятые предложения по передаче в собственность земельных участков, занятых объектами недвижимости, материалы и нормативные документы, использованные при определении границ земельных участков; принятые предложения по установлению ограничений и обременении в использовании земель, источники получения информации о режимообразуюших объектах, используемые проектные и нормативные документы, плошали земель, включенные в зоны с особым режимом их использования; принципы формирования и размещения земельных массивов сельскохозяйственных и других угодий, переданных для использования сельскохозяйственной организации на различном праве: особенности и результат рассмотрения, согласования и утверждения материалов инвентаризации земель и проектных предложений. К пояснительной записке прикладывают материалы (протоколы) рассмотрения, согласования и утверждения документации. Утвержденные в установленном порядке материалы инвентаризации земель и упорядочения землепользования сельскохозяйственной организации изготавливают в трех экземплярах: 1-й экземпляр выдают комитету по земельным ресурсам и землеустройству, 2-й — сельскохозяйственному предприятию, 3-й (подлинник) сдают в архив подрядной организации, выполняющей указанные работы. По требованию заказчика дополнительно предоставляют материалы инвентаризации и проектные предложения по улорядоче- нию (определению) границ земельных участков, используемых гражданами и юридическими лицами на различном праве. Такие материалы имеются по каждому из земельных участков, по которым предполагается внести изменения в государственный земельный учет и зарегистрировать в установленном порядке право собственности, пользования или аренды. В этих случаях кроме проектного чертежа, содержащего предложения по упорядочению землепользования в целом по сельскохозяйственной организации, изготавливают планы (чертежи) по каждому земельному участку, используемому гражданами и юридическими лицами на различном праве, а также пояснительную записку, включающую все необходимые обоснования по установлению границ земельного участка, табличный материал, материалы согласования и утверждения. Утвержденные в установленном порядке проектные предложения по упорядочению землепользования сельскохозяйственных организаций, других земельных участков, используемых на различном праве, являются основанием для установления (при необходимости) их границ в натуре (на местности), а также для внесения уточнений в государственный земельный учет и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Контрольные вопросы I Какие пилы земельных фондов имеются в Российской Федерации? 2. Какие норматив! иле правовые акты определяют порядок формирования целевых земельных фондов? 3. За счет каких земель создают нелепые земельные фонды'? 4. Что учитывают при рачрабоясе схемы формировании нелепых земельных фондов? 5. Какова методика формирования специального земельного фонда, фонда перераспределения земель, земельного <)юнда перечисления, земельною фонда для предоставления участков в целях сельского хозяйства, земелькою фонда для продажи земельных участков на торгах (конкурсах и аукционах)? 6. Какие требования соблюдают при образовании земельных фондов различного целевого назначения? 7. В чем заключаются особенности обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас? Н. Какие землеустроительные действия проводят при инвентаризации и упорядочении границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве0 9. Какие требования соблюдают при формировании и размещении массивов земель, являющихся собственностью юридического лица' Раздел III ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
|