![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Iiых угодий прингмп.
нес г о Из земель песохознй-етиенных прелнрий тий. всего
Промышленности, транспорта, связи и др. Под гидротехнические и водохозяйственные сооружения Лесохозяйственным предприятиям Поя населенные пункты Природоохранным организациям В том числе под заповедники, национальные парки Для других нужд Всего
26.9
79.9
4- Большие площади земель, предоставляемых для несельскохозяйственных целей, требуют соблюдения определенных землеустроительных принципов и требований, выполняя которые можно обеспечить рациональное использование земли и предотвратить негативные последствия изъятия земельных участков для несельскохозяйственных нужд. 7.3. ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Исходя из опыта образования землепользовании несельскохозяйственного назначения и оценки влияния несельскохозяйственных объектов землеустройства на использование земель, руководствуются следующими принципами. 1. Обеспечение интересов народною хозяйства страны в целом. 2. Приоритет сельскохозяйственного использования земли. 3. Абсолютная экономия земли, минимальное расходование территории для несельскохозяйственных нужд. 4. Полный учет влияния несельскохозяйственного землепользования и размещаемого на нем объекта на территорию и окружающую природную среду. Во всех случаях при межхозяйсгвенном землеустройстве надо соблюдать интересы народною хозяйства страны в целом, т.е. государственные интересы, в области землепользования. Только на этой основе можно провести в жизнь антимонопольную политику, рационально распорядиться землей в интересах всех отраслей народного хозяйства, отдельных землевладельцев и землепользователей, а также граждан, проживающих на землеуст-раиваемой территории. При образовании землепользовании несельскохозяйственного назначения необходимо соблюдать и осуществлять принцип приоритета сельскохозяйственного землепользования. Суть этого принципа состоит в предпочтении сельскохозяйственного использования земель всем другим. Именно поэтому площадь и состояние земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, не должны уменьшаться и ухудшаться. Экономическая основа этого принципа выражается в том, что производство продуктов питания является первым условием жизни населения и всякого производства вообще. Выражается он в строгой экономии продуктивных земельных угодий. Для соблюдения этого принципа учитывают следующие требования: земли, пригодные для сельского хозяйства, предоставляют в первую очередь для сельскохозяйственных целей; земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные
земельные участки предоставляются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами и землепользователями; на ценных сельскохозяйственных угодьях несельскохозяйственные объекты (изъятие земель) размещают только в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможною размещения этих объектов; потери сельскохозяйственного производства, связанные с предоставлением сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей, возмещают предприятия, учреждения и организации, которым предоставляют эти земли или чья деятельность приводит к ухудшению качества сельскохозяйственных угодий; плодородный слой почвы при предоставлении сельскохозяйственных угодий для иных целей должен быть снят, сохранен и использован в последующем; сельскохозяйственные угодья, предоставленные во временное пользование, необходимо привести в пригодное для использования состояние, т. е. рекультивировать. Таким образом, при образовании землепользовании несельскохозяйственного назначения задача межхозяйственного землеустройства заключается не только в рациональном перераспределении земель между отраслями народного хозяйства и создании нормальных территориальных условий для функционирования размещаемого объекта, но и в недопущении необоснованных потерь продуктивных земель, охране земельных богатств и окружающей среды, а также в соблюдении всех правил, установленных законодательством. Проектное решение должно быть приемлемым для несельскохозяйственного землепользователя, а потери сельскохозяйственного производства — минимальными. Для защиты всех земель от нерационального использования принцип абсолютной экономии территории не только обязательный, но и один из основных. В целях защиты окружающей природной среды и выполнения природоохранных требований при проектировании необходимы более полный учет влияния несельскохозяйственного объекта землеустройства на последующее использование земли, оценка этого влияния и предотвращение негативных последствий образования и функционирования несельскохозяйственного землепользования. Рассмотренные принципы определяют и требования, предъявляемые к образованию землепользовании несельскохозяйственного назначения, которые необходимо выполнять в процессе землеустроительного проектирования. 1. Предоставляемый участок размещают с учетом интересов всех отраслей, землешищельцсв (землепользователей), расположенных на данной территории, при соблюдении приоритета сельскохозяйственною землепользования. 2. Предоставляемый участок разметают там, где территориальные условия позволяют выполнить специальные задачи землепользования с учетом социальных условии. 3. Площадь, конфигурация и природные условия участка должны соответствовать тем целям, для которых его предоставляют, а также параметрам производства. 4. Затраты, вложенные ранее в улучшение земель, ценные угодья, сложившаяся внутрихозяйственная организация территории, целостность землепользования должны быть по возможности сохранены. 5. Охрана природы, предотвращение загрязнения земель, водоемов, воздушного бассейна и т. п. должны быть обеспечены. Тщательное и квалифицированное проектирование — надежный путь, обеспечивающий рациональную организацию использования и охраны земельных ресурсов в целом и правильное использование продуктивных земель, а также соблюдение всех действующих правовых норм. Контрольны? «им/хны || издания. \ Каково содержание (форма) межхозийствен-иого землеустройства при образовании землепользовании несельскохозяйственного назначения'' 2. Каноны последствия (отрицательные и положительные) размещения несельскохозяйственных объектов на землеустраиваемой территории? 3 Объясните необходимость разработки проектов образований землепользовании несельскохозяйственных объектов. 4. Как можно разделить несельскохозяйственные землепользования по их влиянию на окружающую среду и организацию территории" ' 5. Какие принципы соблюдают при размещении несельскохозяйственных объектом землеустройства? 6. В чем заключается и как соблюдается принцип приоритета сельского хозяйства при образовании несельскохозяйственных землепользовании? 7 Какие требования должны быть выполнены при образовании несельскохозяйственного землепользования'' Глава 8 ОБРАЗОВАНИЕ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 8.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (СТАДИИ) ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Проект- межхозяйственного землеустройства, но которому предоставляю! и отводят земельный участок для несельскохозяйственных целей, разрабатывают в определенных порядке и последовательности. В проекте рассматривают и вопросы, предусмотренные земельным законодательством, отвечающие закономерностям использования земли и позволяющие решить эту задачу в интересах землевладельцев, землепользователей, отраслей и народного хозяйства в целом. Стадии образования несельскохозяйственных землепользовании (предоставление участка) следующие. 1. Оформление ходатайства (заявления) о выделении земельного участка и обоснование размера требуемой площади. 2. Предварительное согласование места размещения объекта1. 3. Изъятие и предоставление земельного участка. 4. Оформление земельного участка. Ходатайство о предоставлении земельного участка для строительства различных несельскохозяйственных объектов оформляют на основании решений о строительстве объекта орган государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправлении, руководящие органы юридических лиц в зависимости от того, в чьих интересах будут строить объект. Предложения о строительстве рассматривают и утверждают законодательные органы соответствующего уровня: федеральные, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Расходы на строительство включают в бюджет. При недостатке собственных средств рассматривают возможность использования дополнительных источников финансирования. Решение о строительстве объекта юридическим лицом принимает высший орган управления или иной уполномоченный орган в соответствии с учредительными документами и уставом. Для оформления ходатайства (заявления) о выделении земельного участка необходимы следующие документы: сведения о заявителе; обоснование необходимости строительства объекта с указанием сроков начала и окончания строительства; расчет испрашиваемой площади для размещения объекта; расчет испрашиваемой площади для установления охранных зон объекта; справки о наличии средств для финансирования строительства, для возмещения потерь и убытков, о рекультивации и сдаче ранее предоставленных земель. Затем с этими документами предприятия, учреждения, организации или граждане (инвесторы), которым требуется земля, до начала проектирования объекта обращаются в компетентные органы, обладающие правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места размещения объекта. К ходатайству прилагают: схему размещения объекта (варианты); схему генерального плана (проекта планировки) участка пред- 1 Земельный кодекс Российской Федерации (см. ст. 30) предусматривает также иредостанлеиие участков дли строительства из земель, находящихся и государственной или муниципальной собственности без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах в соответствии со статьей 38. 10 - 7(№? приятия. Орган местной администрации поручает землеустроительным органам выбор участка. Проектно-изыскательские работы, как правило, выполняют подразделения проектных институтов по землеустройству. При лом требуется участие представителей районного комитета но земельным ресурсам и землеустройству, архитектурно-строительных органов, органов здравоохранения, охраны природы, пожарного надзора, других заинтересованных организаций, а также собственников земли и землепользователей, земли которых затрагивают. На этой стадии выполняют подготовительные работы; составляют проект образования землепользования с разработкой всех его составных частей и вопросов; согласовывают и рассматривают проект, утверждают его, и администрация принимает решение о согласовании места размещения объекта. Подготовительные работы включают: изучение ходатайства о предоставлении земельного участка, его обоснованности и приложения к нему; сбор и подготовку планово-картографических материалов на территорию, охватываемую проектом, в требуемом масштабе; сбор земельно-учетных, оценочных данных и других материалов, характеризующих состояние и ценность земель в районе раз-м е ще н и я объе кта; сбор и изучение материалов о ранее предоставляемых данному предприятию землях и выполнение им требований, предусмотренных законодательством. На основании этих данных разрабатывают в полном составе проект образования землепользования несельскохозяйственного объекта. Полную и правильную разработку всех составных частей проекта межхозяйсгвенного землеустройства выполняют на этой стадии, так как в последующем изменения и дополнения будут невозможны или связаны с большими расходами. Эта стадия образования землепользования несельскохозяйственного объекта завершается принятием решения компетентными органами о согласовании места размещения объекта, что служит основанием для выполнения проектно-изыскательских работ на самом объекте. Проектно-изыскательские работы на строительство самого объекта включают разработку и утверждение проектно-сметной документации и состоят из проведения специальных изысканий, разработки генерального плана строительства, проекта рекультивации земель, согласования, государственной экологической экспертизы, утверждения проекта. После составления и утверждения проекта строительства объекта и включения его в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в тот же административный орган с ходатайством о предоставлении ранее предварительно согласованного участка для строительства объекта. К ходатайству прилагают: проект образования землепользования, составленный на предыдущей стадии; документы о финансировании строительства; копию генерального плана размещения всех объектов на участке; рабочие проекты рекультивации земель и снятия плодородного слоя почвенного покрова и другие данные. Районная (городская) администрация с привлечением районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству подготавливает необходимые материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) и предоставлении земельного участка для заявленных целей. В решении указывают площади отводимых земельных угодий, условия предоставления земельного участка и другие данные. На этой стадии землеустроительный проект, включающий размещение и установление площади участка, могут уточнять, что дополнительно согласовывают с собственниками земли и землепользователями. При предоставлении участка для государственных и муниципальных нужд, находящихся в собственности, администрация его выкупает, в том числе и принудительно. Эти средства ей компенсирует предприятие, получающее участок в пользование. Эта стадия образования землепользования несельскохозяйственного объекта завершается принятием решения государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка. После принятия компетентным органом решения о предоставлении земельного участка его оформляют, после чего можно приступить к использованию земельного участка (строительству объекта). В процессе оформления земельного участка устанавливают и закрепляют границы земельного участка в натуре (на местности); изготовляют документы о праве на землю; совершают сделки с землей (заключение договоров); оплачивают стоимость потерь и убытков, земельного участка и права аренды или компенсируют величину доплаты при обмене земельных участков; оформляют государственную регистрацию прав на земельный участок: вносят земельный участок в реестры государственного учета земель и объектов недвижимости; получают лесорубочный билет; получают лицензию и заключают договор водопользования и водосбора; получают и регистрируют разрешение на строительство объекта. Строительство нового или расширение (реконструкция) существующего объекта недвижимости и последующая государственная регистрация прав на него невозможны без оформления права па земельный участок с указанием целевого назначения и условия использования которого соответствует целям строительства; без разрешения на строительство объекта. ! «• В свою очередь, использование земельною участка и строительство объекта должны удовлетворять санитарным, природоохранным и другим требованиям, установленным ограничениям и обременениям, градостроительным и Строительным нормам и правилам. В случае нарушения и несоблюдения указанных условий юридические лина и их должностные лица и граждане мо|ут быть подвергнуты различным штрафам и наказаниям. Изымают и предоставляют земельные участки для строительства в соответствии с Земельным кодексом, другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разрешение на строительство объекта выдают в, соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 07.05.98. Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.1 Ь95, Правилами выдачи разрешений па строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.00, Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, СНиП 11-01—95 {Минстрой, Москва, 1995) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вышеуказанными нормативными правовыми актами установлены порядок возбуждения ходатайств о предоставлении земельных участков и получении разрешения на строительство объектов. Поскольку все земли земельного фонда на территории Российской Федерации находятся в собствениости, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании или аренде, т.е. закреплены за субъектами прав на землю, поэтому прежде чем предоставить земельный участок для строительства, необходимо решить вопросы, связанные с изъятием земельного участка у обладателя прав на него. В целях изъятия и предоставления земельных участков, формирования и совершенствования землепользования, обеспечения точности и бесспорности границ, урегулирования правовых и материальных отношений с обладателями прав на землю, предотвращения негативною воздействия объекта на природную среду, здоровье людей, учета экологических, санитарных, градостроительных и иных требований и ограничений разрабатываю! проект образования землепользования несельскохозяйственного назначения в два этапа: предварительное согласование места размещения объекта, изъятие и предоставление земельного участка. На первом этапе проект разрабатывают полностью и, если необходимо, уточняют на стадии предоставления земельного участ- ка. В зависимости от разновидности межхозяйствепного землеустройства содержание проектов образовании землепользовании несельскохозяйственного назначения может быть различным. Однако во всех случаях эти проекты имеют общие вопросы, подлежащие обязательному решению. 8.2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ При территориальном (межхозяйственном) землеустройстве с учетом вида и площади несельскохозяйственного объекта должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие размещение землепользования, рациональное использование и охрану земель. В этой связи проект подразделяют на составные части. 1. Установление и обоснование площади предоставляемого участка (образуемого землепользования). 2. Размещение земельного участка на территории. 3. Определение состава и ценности земель в границах землепользования, выявление отрицательных последствий изъятия и размещения объекта, установление мер по их предотвращению. 4. Установление потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. 5. Определение видов и размеров убытков землевладельцев и землепользователей, включая упущенную выгоду. 6. Подготовка технических условий снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы с изымаемого участка. 7. Подготовка технических условий рекультивации нарушаемых земель. 8. Подготовка предложений по условиям предоставления земельного участка. 9. Предложения по установлению сервитутов. 10. Разработка предложений по реорганизации нарушаемых Установление и обоснование площади предоставляемого участка образуемого землепользования. Для установления и проверки правильности определения площади образуемого землепользования необходимо иметь схему размещения объекта (варианты) и схему генерального плана (планировки) объекта. В разных случаях используют различные способы расчета площади участка. По первому способу расчет ведут на основании норм отвода земель в зависимости от целей. Например, в Нормах отвода земель для автомобильных дорог указана ширина полос отвода для дорог различных категорий, размещаемых в различных условиях рельефа и на разных землях. Поэтому общая площадь таких объектов зависит прежде всего от протяженности дорог. В Нормах отвода земель для аэропортов1 указана общая площадь земельного участка в зависимости от класса аэропорта. Нормы отвода земель приведены также в Строительных нормах и правилах. Например, есть нормы отвода земель для учреждений отдыха. В них указывают площадь земель на одного отдыхающего, м2: дома отдыха, пансионаты — 200, туристические базы — 100, молодежные лагеря отдыха — 150, пионерские лагеря — 250. По второму способу расчет ведут по показателям минимальной плотности застройки промышленных предприятий2. Этот способ применяют при расчетах площади землепользовании промышленных предприятий различного профиля (специализации). В этих показателях указывают вид производства и в зависимости от этого минимальную плотность застройки. Минимальная плотность застройки Мп выражают в процентах площади застройки Я, от общей площади всего участка /7(), занимаемого промышленным предприятием. Площадь застройки определяют как сумму плошадей, которые занимают здания и сооружения данного объекта: .. 100/7, п Ю0/7, »в= Чем больше процент Л/,,, тем лучше и полнее используют территорию. Пример. Для предприятия азотной промышленности М„ = 33 %, площадь застройки Я, = 2 га, тогда „ 100/7., 100-2 С{., т. е. площадь предоставляемого участка будет составлять 6, 06 га. Площади участков, рассчитанные по нормам, в отличие от линейных объектов, как правило, не зависят от их размещения. 'Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. — М-: Стройизлат. 1976. 2СМи11 «Генеральный план промышленности предприятий. Нормы проектировании». — М.: Строй итдат, 1976 Третий способ предполагает использование аналогов, т. е. действующих, существующих объектов равной мощности. Этот способ применяют в том случае, если нет иных возможностей и норм. При этом за основу проекта берут площади участков объектов, аналогичных рассчитываемым. Могут быть и другие способы расчетов. Все последующие составные части проекта разрабатывают по каждому варианту размещения объекта (участка). Размещение земельного участка на территорий. Для нахождения лучшего решения рассматривают несколько вариантов размещения земельных участков, приемлемых для заинтересованных в их предоставлении организаций и предприятий. В интересах максимального сохранения пенных сельскохозяйственных и лесных угодий, существующей организации территории, предотвращения ухудшения состояния и качества земель при размещении несельскохозяйственных объектов (землепользовании) следует: размещать несельскохозяйственные землепользования в первую очередь на землях запаса, несельскохозяйственного назначения, непригодных для сельского хозяйства или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества (по кадастровой оценке), а также на землях лесного фонда, не покрытых лесом, занятых малоценными насаждениями и кустарником; не нарушать существующие землевладения и землепользования, особенно сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, и внутрихозяйственную организацию их территории или вносить в них наименьшие изменения, прямо или косвенно вызывающие снижение продуктивности и эффективности использования этих и прилегающих земель: предусматривать предотвращение процессов эрозии, заболачивания, подтопления и других видов деградации и нарушения земель; не допускать неблагоприятных последствий, ухудшающих условия хозяйственной деятельности сельскохозяйственных и других предприятий, причиняющих им убытки и потери. Границы проектируемых земельных участков — несельскохозяйственных землепользовании и других объектов (отвалы, участки землевания и др.) наносят на проектный план (план затрагиваемого землепользования) в масштабе 1: 10 000. Площадь земельных участков в этих границах должна соответствовать расчетной и не превышать се. Если образуемое землепользование имеет большие площадь или протяженность и затрагивает несколько землевладений и землепользовании сельскохозяйственных и других предприятий, то подготавливают обзорный план в масштабе I: 25 000 или мельче. При отводах земель в городах используют масштабы 1: 2000, 1: 1000 и крупнее. Варианты размещения землепользовагшя несельскохозяйственного объекта и его отдельных частей разрабатывают также с со- блюдением нормативных актов по охране природы и использованию природных ресурсов, действующих санитарно-гигиенических, архитектурно-планировочных и других норм, правил и указаний по размещению и строительству конкретных объектов. С точки зрения соблюдения принципа приоритета сельскохозяйственного землепользования лучшим будет тот вариант размещения несельскохозяйственного объекта, который предусматривает минимальное расходование и наиболее полную охрану сельскохозяйственных угодий, наименьшее нарушение сельскохозяйственных землевладений, землепользования и приемлем для функционирования объекта. Определение состава и ценности земель в границах землепользования, выявление отрицательных последствий изъятия и размещения объекта, установление мер по их предотвращению В границах, установленных в каждом варианте проекта земельных участков, вычисляют их общую площадь, определяют состав и площади угодий в нем. Эти площади вычисляют с требуемой точностью. Составляют проектную экспликацию земель. Устанавливают площади земель по формам собственности и срокам использования участков по годам осуществления проекта. Качество земель, расположенных в границах проектируемого землепользования (в каждом варианте размещения), определяют по имеющимся на эту территорию материалам почвенных и других обследований и качественной оценки земель. По этим данным устанавливают потери сельскохозяйственного и лесохозяйетвенного производства и сравнивают варианты размещения участка. Одновременно выявляют отрицательные последствия (экологические, территориальные, экономические и др.), вызываемые изъятием сельскохозяйственных земель, размещением несельскохозяйственного объекта и влияния его на окружающую территорию и природу. Такими последствиями могут быть: нарушение существующих землевладений И землепользовании и внутрихозяйственной организации территории сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, ухудшение транспортных связей; снижение качества земель, прилегающих к образуемому землепользованию, в связи с их возможным временным или постоянным загрязнением, нарушением, затоплением, подтоплением, переувлажнением, иссушением, возникновением эрозии: загрязнение водных источников, атмосферы и т.п. Кроме того, возможны отрицательное воздействие на существующие населенные пункты; необходимость сноса и перенесения зданий и сооружений, расположенных на предоставляемом участке или в определенной зоне, возникающей возле него, и т. п. Определяют мероприятия, необходимые для предотвращения или сокращения процессов, связанных с изъятием земли и размещением объекта, и затраты па эти мероприятия. Установление потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий вследствие размещения на них землепользовании несельскохозяйственных предприятий, выражаются в безвозвратной утрате и сокращении площадей используемых сельскохозяйственных угодий, а следовательно, и в уменьшении возможностей производства сельскохозяйственной продукции. Снижается потенциал сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства. Поэтому потери возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного, лесохозяйственного производств путем восстановления этого потенциала (площадей сельскохозяйственных и лесных угодий). Потери сельскохозяйственного производства как отрасли народного хозяйства возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой плошали новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия (по кадастровой оценке) изъятых земель. Под освоением новых земель в данном случае понимают выполнение комплекса следующих мероприятий: организация новых хозяйств; вовлечение в сельскохозяйственное использование земель, занятых несельскохозяйственными угодьями (кустарником, малоценными лесами, вырубками и др.); проведение мелиоративных работ (осушение, орошение, куль-туртехнические и другие мероприятия). Стоимость освоения новых земель определяют по нормативам, которые обеспечивают на осваиваемых землях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изъятых участках. Порядок возмещения потерь и нормативы стоимости освоения новых земель установлены Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.93 г., а также постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.95 г., в приложении к которому даны нормативы, введенные с 1 января 1996 г. Нормативы установлены следующим образом. Территория России разделена на 13 зон, в каждую из которых включены полностью несколько областей, краев, республик (табл. 12). В каждой зоне нормативы стоимости освоения зависят от типа и подтипа почв. Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд (с 01.01.96 г.) по двум зонам приведены в таблице 12. 12. Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий
Норматив стоимости освоения новых земель взамен изымае- м ых сел ьскохозн йетве н н ых угодий, млн р/гл Iзона (республики Карелия И Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецким национальный округ) Дерново-карбонатные, торфяные окультуренные 165 Дерновые и дерново-оподзоленные етаропоименные 139 Дерново-подзолистые легкосуглинистые и супесчаные 112 Дерново-подзолистые тяжело- и срелнесуглинистые 77 Дерново-ползолистые эродированные 53 Дерново- подзол не тые глеевые, иловато-болотные. 260 .17// мча (Московская область и Москва) Черноземы оподзолепные. темно-серые лесные и 351 Серые лесные 307 Дерново-ползолистые и суглинистые 286 Дерново-подзолистые супесчаные и песчаные 270 Серые лесные смытые 250 Дерново-ползолистые оглеенные и смытые 223 Дерново-подзолистые и песчаные смытые 166 Взаимные платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда осуществляются на основании Постановления Правительства РФ от 29.04.2002 г. «О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 г.». При изъятии земель городов — центров субъектов Федерации и с населением более 100 тыс. жителей, их пригородных зон и особых территорий, имеющих уникальные условия для производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции, для привеченных нормативов принимают повышающие коэффициенты (до 3 раз). Потери, вызванные ухудшением качества угодий, определяют в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий. Нормативы берут с расчетом на то. чтобы при предоставлении участка экономически было менее выгодно получить более продуктивные земли, а наиболее выгодно — несельскохозяйственные угодья. Необходимо, чтобы лучшим считали такой вариант размеще- ния участка, который влечет за собой наименьшие потери сельскохозяйственного производства. При нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья (земдевание) потери возмещают в размере 50 % норматива. Потери сельскохозяйственного производства не возмещают при предоставлении участков: для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения; естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников и т. п.; индивидуального жилишного строительства в границах населенных пунктов; природоохранных, природно-заповедных. оздоровительных, рекреационных и историко-культурных целей; консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами, если виновные не установлены, а также если они выполнили необходимые мероприятия по восстановлению земель. Потери сельскохозяйственного производства не являются только потерями землепользователей и собственников земли, сельскохозяйственных предприятий. Это потери отрасли сельского хозяйства, т. е. государства, поэтому возмещают их не отдельным хозяйствам, а сельскому хозяйству как отрасли в целом для использования на охрану, освоение и улучшение сельскохозяйственных угодий. Возмещают их соответствующим органам местного самоуправления целевым направлением. Потери лесного хозяйства возмещают при изъятии земель лесного фонда, при переводе лесных земель в нелесные земли для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом. В настоящее время это проработано в меньшей степени, чем возмещение потерь сельскохозяйственного производства, но имеются нормативы, прошедшие производственную проверку, показавшую возможность их практического использования. При изъятии участков в пригородных зонах вокруг крупных городов применяют повышающие коэффициенты: при численности населения городов от 500 тыс. до 1 млн человек — 1, 9; 1...3 млн человек — 2, 2, более 3 млн человек — 2, 5. Повышающие коэффициенты применяют гакже в курортных районах и зонах отдыха: зона отдыха Москвы — 3, 5 (2, 5...4, 0), Черноморское побережье Кавказа (Краснодарский край) — 6.0 (4, 0...8, 0); зона отдыха Санкт-Петербурга — 3, 5 (2, 5...4, 0) и др. Определение видов и размеров убытков землевладельцев, землепользователей, включая упущенную выгоду. Убытки собственников и пользователей земли, причиненные размещением несельскохозяйственных землепользовании, определяют в соответ- ствии с упомянутым положением по каждому варианту размещения объекта. Их возмещают землепользователям и собственникам земли, понесшим эти убытки, в полном объеме, включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства. При выкупе земельных участков убытки собственников учитывают в иене выкупаемого участка. Возмещают стоимость: жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и других зданий и сооружений или затрат по их переносу на новое место: плодово-ягодных, защитных и других многолетних насаждений: незавершенного производства; затрат, вызываемых возникающими неудобствами (недостатками) землепользования; затрат, необходимых для восстановления ухудшенного качества земель; затрат, связанных с ограничением права пользователя земли; упущенной выгоды. Здания и сооружения оценивают по сметной стоимости строительства новых объектов равного качества. Многолетние насаждения оценивают по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание до начала плодоношения или смыкания крон. Незавершенное производство оценивают по фактическим объемам работ и затратам. Убытки, вызванные возникшими неудобствами, оценивают суммой единовременных затрат на строительство дорог, мостов, дамб и других сооружений, а также на приобретение лодок, паромов и других транспортных средств. Убытки по восстановлению качества ухудшенных земель определены в проектной документации и включают специальные обследования и изыскания, а также мероприятия по восстановлению качества земли. Упущенная выгода возникает из-за прекращения получения ежегодного дохода с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства. Возмещают упущенную выгоду в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления нарушенного производства. Ежегодный доход исчисляют по фактическим объемам производства в натуральном выражении и ценам, действующим на момент изъятия земель, а упущенную выгоду получают, умножая ежегодный доход на коэффициент, зависящий от продолжительности периода восстановления. Коэффициент О, *) 1, 7 2.5 3.2 3, 8... 10 Продолжительность периода 12 3 4 5 31 восстановления, годы Расчеты убытков и потерь согласовывают с заинтересованными сторонами. Спор разрешают в суде. Подготовка технических условий снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы с изымаемого участка. На участках, на которых размещают несельскохозяйственные объекты, плодородный слой снимают, сохраняют и используют для улучшения угодий. Для выполнения этой работы необходимо составление рабочего проекта. Задание на его составление в виде технических условий снятия, сохранения и использования должно быть разработано в составе землеустроительного проекта на стадии предварительного согласования места размещения землепользования. В технических условиях (заданиях на проектирование) указывают: месторасположение и площади участков, с которых снимают плодородный слой; толщину снимаемого слоя па каждом участке или почвенной разновидности; назначение использования плодородного слоя; расположение временных отвалов; месторасположение и площади участков, улучшаемых земле-ванием; толщину наносимого слоя; основные требования к освоению земель с нанесенным плодородным слоем (сроки освоения, агротехника, культуры и т. п.). К техническим условиям прилагают чертежи. На основании этого задания к моменту предоставления земельного участка составляют рабочий проект, без которого участок не может быть предоставлен в пользование или собственность. Подготовка технических условий рекультивации нарушаемых земель. На землевладения и землепользования, предоставляемые во временное пользование и связанные с нарушением земель, в составе землеустроительного проекта разрабатывают технические условия рекультивации земель, которые будут нарушены в процессе их использования несельскохозяйственным объектом. В технических условиях, являющихся заданием на составление рабочего проекта, указывают: месторасположение нарушаемых земель, подлежащих рекультивации; направление использования земель после рекультивации; плошадь участков, с которых снимают плодородный слой, и его толщину: плодородный состав поверхностного слоя, на который наносят плодородный слой, и его толщину; основные параметры рельефа после рекультивации (форму, ук- они др.); требования к биологическому этапу рекультивации; сроки выполнения рекультивации. К техническим условиям прилагают чертежи. Подготовка предложений по условиям предоставления земельного чаетка. Условия предоставления земельного участка указывают в ■ сшении об его изъятии (выкупе), их подготавливают при состав-енни землеустроительного проекта образования несельскохозяй-твеипого землепользования. Это те условия, которые должны быть выполнены до начала и в фоцесее использования участка новым землепользователем. Соблюдение этих условий является основанием для получе-1ия согласия на изъятие и предоставление участка. Условия разматывают взаимосогласованно с землевладельцами, чьи земли пымают, и с теми, кому эти земли предоставляют. К предложениям по условиям предоставления земельных участ-ов относятся мероприятия; по охране природы и окружающей среды, охране сельскохозяйственных угодий, защите земель от эрозии, заболачивания, загряз-геиия, засоления, иссушения; охране растительности, водных ис-очников, атмосферы; охране памятников культуры, истории; восстановлению нарушаемого производства; восстановлению нарушаемых транспортных связей (дорог, мос-ов, переездов, переправ и других сооружений); ограничению прав землепользователей или собственника, ко-орому предоставляется земельный участок, в интересах других.емлепользователей или государства (сервитуты, обременения) на > сновании нормативных актов. Предложения по установлению сервитутов. Сервитутом называют 1раво ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитуты можно устанавливать для обеспечения прохода и фоезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуа-■ ации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и других потребностей, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (Гражданский кодекс Российской Федерации, гл. 17). При проектировании землепользовании несельскохозяйствен-1ых объектов намечают и устанавливают следующие постоянные и частично временные) сервитуты: проходы или проезды через земельный участок; использование земельного участка для ремонта коммунальных или индивидуальных инженерных, электрических и других тиннй и сетей; размещение на участке межевых и геодезических знаков и зодъездов к ним; проведение дренажных работ на земельном участке: забор воды и водопой скота; прогон скота через земельный участок; сенокошение или пастьба скота на земельном участке в периоды, соответствующие местным условиям и обычаям, за исключением земель лесного фонда; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе; другие сервитуты. Сервитут устанавливают по соглашению между сторонами, и он подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на земельный участок. При составлении проекта образования землепользования несельскохозяйственного объекта нужно выявить внешние связи объекта (транспортные и др.) и наметить сферу действия и содержание сервитутов, показав их на проектном плане. Разработка предложений по реорганизации нарушаемых землевладений и землепользовании, их территории, производства и расселения. В определенных случаях, когда проектируемое землепользование несельскохозяйственного объекта имеет большую площадь, протяженность, сложную конфигурацию, а из существующих землевладений и землепользователей изымают значительные площади, то появляются неудобно расположенные участки и другие недостатки, что требует внесения существенных изменений в сложившуюся организацию территории. В таких случаях разрабатывают предложения по межхозяйственному землеустройству существующих хозяйств в целях упорядочения их землевладений и землепользовании, нарушенных при размещении несельскохозяйственного объекта. Эти предложения имеют вид схемы (иногда — проекта) реорганизации землепользовании на прилегающей территории (или в районе в целом). Одновременно разрабатывают предложения по внутрихозяйственному землеустройству сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в новых границах. Вместе с этим, если необходимо, намечают предложения о внесении изменений в организацию производства и расселения. При проектировании землепользования несельскохозяйственных объектов рассматривают и оценивают различное их размещение. Лучший проектный вариант выбирают на основании сравнения технико-экономических показателей, которые рассчитывают при разработке составных частей проекта. При этом учитывают экономические, социальные, экологические и другие последствия размещения образуемого землепользования и перспективы использования данной территории. Технико-экономические показатели сравнения вариантов проекта размещения землепользования несельскохозяйственного объекта делят на основные и дополнительные. К основным показателям относят: 1. Плошадь землепользования (предоставляемого участка) — 1Сего, втом числе: пашни и многолетних насаждений, пастбищ,.енокоеов. 2. Типы и подтипы почв по площади на пашне, под многолет-1ими насаждениями, на кормовых угодьях. 3. Балл качественной опенки земель предоставляемых участков. 4. Потери сельскохозяйственного производства, пашни, кормовых угодий. 5. Нормальная урожайность сельскохозяйственных культур •1 садов. 6. Ежегодные потери валовой продукции, чистого дохода. 7. Затраты на возмещение убытков землевладельцев и землепользователей. 8. У пушен пая выгода (ежегодно теряемый доход, продолжительность периода восстановления, коэффициент перерасчета, об-ций размер). 9. Число затрагиваемых земле& чадений и землепользовании (сель- 10. Площадь, на которой требуется внесение изменений в су-цествуюшие землевладения и землепользования (межхозяйствен-юе землеустройство). 11. Число хозяйств и площадь, на которой требуется внут-р и хозяй ст ве н ное зе млсустро и етво. 12. Затраты на землеустройство. 13. Шшщадь, с которой снимают плодородный слой почвы. 14. Площадь земель, подлежащих рекультивации (для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве и др.). 15. Площадь, улучшаемая землеванием, 16. Снижение потерь за счет землевания. 17. Всего потерь и затрат (пп. 4 + 7 + 8+ 12- 16). 18. Затраты на предотвращение отрицательных последствий раз-метения участка и объекта. 19. Затраты на снятие и сохранение плодородного слоя почвы. 20. Затраты на землевание. 21. Затраты на рекультивацию. 22.Затраты на выполнение условий предоставления земельного участка. 23. Цена выкупаемой земли.
24. Размер земельного налога. 25. Размер арендной плиты. 26. Другие затраты предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляются земли. 27. Всего затрат. На основании расчетов, анализа и сравнения технико-экономических показателей вариантов проекта выбирают лучший из них. Основным критерием, определяющим выбор лучшего проекта, варианта, следует считать наименьшие: общую площадь предоставляемых земель, площадь продуктивных угодий, воздействие на территорию и окружающую среду. Проект образовании землепользования несельскохозяйственного назначения состоит из графической части и пояснительной записки. Графическая часть включает проектный план, на котором показывают: существующую ситуацию и организацию территории; варианты размещения объекта и другие проектируемые элементы; схему генерального плана промышленного предприятия: схему реорганизации существующих землевладений и землепользовании (если необходимо); схему внутрихозяйственного землеустройства хозяйств в новых границах (если они изменены). В пояснительной записке к проекту освещают: сведения об объекте, для которого организуют землепользование; сведения о составе и качестве земель, экспликацию земель по вариантам; отрицательные последствия размещения объекта; проектные решения но составным частям проекта; технико-экономические показатели вариантов размещения и обоснования выбранного варианта; материалы правового обоснования проекта. 8.3. ПРОЦЕДУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА, ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА1 Процедура предварительного согласования места размещения несельскохозяйственного объекта, изъятия и предоставления земельного участка установлена действующим законодательством и зависит от целевого назначения земель, определяемого исходя из принадлежности к существующим и планируемым категориям земель и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. В обобщенном виде процедура предварительного согласования места размещения объекта показана на рисунке 18. 1 Более подробно см. н книге «Предоставление земельных участков лля строи тельстна объектом нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий свяли и электропередачи/Практическое пособие для разработки землеустроительной документации*. —М.: Юни-пресс. 200!.—618с. II - 7063 изучение и оценка их достоверности, полноты и пригодности для составления проекта; выбор очередности и видов агромелиоративных мероприятий; разработка и согласование задания на проектирование. Подготовительные работы подразделяют на камеральную подготовку и полевое агролесомелиоративное обследование. Особое внимание обращают на подбор материалов по внутрихозяйственному землеустройству сельскохозяйственного предприятия, на территории которого разрабатывают рабочий проект, изучают характер проявления эрозии почв, анализируют материалы почвенно-эрозионных обследований, вредоносных ветров, рекомендации зональных институтов, передовой опыт. Полевое обследование заключается в изучении состояния существующих лесных полос и необходимости их ремонта и реконструкции, изучении участков, подлежащих облесению. По результатам полевых работ составляют журнал агролесомелиоративного обследования, в котором характеризуют существующие лесные полосы и дают рекомендации по улучшению их конструкции и участки, отобранные для их создания. Таким образом, на основании подготовительных работ определяют виды и объемы агролесомелиоративных мероприятий, а также другие показатели, которые отражают в задании на разработку рабочего проекта. Разрабатывает задание проектная организация совместно с представителями сельскохозяйственного предприятия и подрядной организацией, и утверждает ее администрация района. Основой для разработки проекта агролесомелиоративных мероприятий является ранее составленный проект внутрихозяйственного землеустройства. Поэтому графической частью рабочего проекта служит чертеж проекта внутрихозяйственного землеустройства (проектный план размещения лесных полос), на котором в условных обозначениях показывают месторасположение, номер и ширину каждого вида лесных насаждений на территории хозяйства. За границами землепользования на чертеже показывают розу ветров, условные обозначения элементов внутрихозяйственного землеустройства и другие сведения. При одностадийном проектировании важнейшим разделом в составе рабочего проекта является проектно-тсхнологическая часть, отражающая технологию производства агролесомелиоративных работ. Правильно установленная последовательность технологических операций, определение способов проведения работ и потребности в посадочном и других материалах позволяют в дальнейшем выполнить сметные расчеты и, следовательно, объективно оценить экономическую эффективность проекта. Проектно-технологические работы заключаются: в выборе типовых схем создания лесных полос (размещение дре-весно-кустарниковых порол в лесных полосах); составлении расчетно-технологических карг или вспомогательной сметной документации — сметных расчетов; определении потребности в посадочном материале; определении необходимых затрат механизированного и ручною труда. В практике разработки рабочих проектов используют десятки типовых схем размещения древесно-кустарниковых породили различных видов лесных полос. В них указывают: ширину лесных полос; число рядов и расстояние между ними; число деревьев и протяженность лесной полосы в расчете на 1 га; расстояние между деревьями в рядах; основные породы деревьев и потребность в посадочном материале. Выбор конкретной схемы создания лесных полос обусловлен принятыми землеустроительными решениями в проекте внутрихозяйственного землеустройства. Составляют или подбирают расчетно-технологические карты с целью создания подробной технологии лесных полос и определения денежных, трудовых и механизированных ресурсов в расчете на единицу работ (га или км). Под технологией выращивания защитных лесных насаждений понимают совокупность последовательных процессов, обеспечивающих выращивание защитных лесных насаждений. Технология производства лесопосадочных работ заключается в разработке операции, элементов по видам работ по годам создания лесных полос и включает: подготовку почв для посадки лесонасаждений; уход за посадками; механизированную обработку междурядий; агрохимическую обработку деревьев. С целью создания максимально благоприятных условий для роста и развития древесно-кустарниковых насаждений подготовку почв под посадку лесных полос рекомендуется проводить по системе зяблевой вспашки в течение 2...3 лет. В первый год проводят следующие работы: лущение стерни (если лесные полосы создают на пашне); двукратное дискование (если создают на кормовых угодьях); безотвальную вспашку с почвоуглублением на 30...40 см. На второй год подготовки почвы предусматривают такие работы, как боронование и культивация почвы. В случае трехгодичной подготовки возможно проведение повторной вспашки — повторное боронование и предпосадочная культивация с одновременным боронованием. В технологию непосредственно лесопосадочных работ, осуществляемых механизированным способом, входит посадка деревьев параллельными рядами с шириной междурядий 3 м: в первый год обозначают направления рядов посадки деревьев; прикапывают и подготавливают саженцы к посадке; высаживают саженцы; ухаживают за междурядьями; на второй год прикапывают и дополняют посадки саженцев при гибели 10... 15%; в последующие годы (третий и четвертый) ухаживают за междурядьями и посадками. Основная цель ухода за лесопосадками — сохранение влаги в почве и борьба с сорняками. Поэтому на первые 4...5 лет вегетации деревьев составляют расчетно-технологические карты (РТК) по механизированной обработке почвы междурядий в расчете на 1 км лесополос. Работы по уходу заключаются в периодическом рыхлении почвы в междурядьях; культивации почвы для уничтожения сорняхов; безотвальной вспашке на глубину 20 см в целях влагонакопления — в 1-й год, а в последующие — дисковании на глубину 12...15 см; обрезке нижних ветвей четырех-пятилетних посадок.
Подробный перечень всех операций и элементов работ, ихповторя-емость и кратность приводят в сметных расчетах и локальных сметах. Исходя из конструкции, плотность посадки деревьев на 1 га зависит от числа рядов, ширины между ними, расстояния межлу деревьями. В рабочем проекте рассчитывают общую потребность в посадочном материале, В зависимости от природной зоны и вида лесных полос используют различные породы деревьев. Фрагменты технологической схемы создания четырехрядной полезащитной лесной полосы показаны на рисунке 34.
Сметно-финансовые расчеты включают следующую документацию: сметы по отдельным видам работ: калькуляцию стоимости посадочного материала и транспортных издержек; локальные сметы; сводный сметный расчет. К документации прилагают краткую пояснительную записку, в которой указывают:
район и тарифный пояс проведения работ; год, к которому относятся используемые в расчетах цены и нормативы; размеры сметной прибыли; наименование организаций, которым поручают осуществление проектных решений; размеры накладных расходов, установленные для исполнителей работ, и их обоснование; Рис. 34. Технологическая схема создания
|