Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фактическая и нормативная урожайностьсельскохозяйственных культур
Культура Урожайность, тс I га фактическая (п с ремнем».» 7 лет) Коэффициент перевода в кормовые ели нниы Урожайность, Шс корм. ел. с I га фактическая (н орел нем эа 7 лет)
Зерновые и зернобобовые Сахарная свекла Картофель Кукуруза на силос и зеленый корм
Продолжение
Соотношение фактической урожайности (в среднем за 7 лет) к нормативной свидетельствует о высоком относительном использовании земель и составляет 2, 0: 1, 93= 1, 05, т. е. земли используются эффективно. Однако отдельные участки на территории совхоза используют ниже производственного потенциала. При фактической продуктивности на этих землях 1550 корм, ед., средневзвешенной цене балла 25 корм. ед. и балле участка 80 относительное использование участка г = т в 0, 78. > 25-80 Эти участки площадью 2521а были включены в состав специального фонда земель и в дальнейшем изъяты. Фонд перераспределения земель первоначально формировался следующим образом. Сначала определяли земельную площадь, передаваемую в собственность прежним землепользователям бесплатно. Для этого установили среднерайонную норму бесплатной передачи земель в собственность, которую дифференцировали по каждому сельскохозяйственному предприятию в зависимости от качества закрепленных за ним земель. Одновременно определяли среднюю расчетную площадь земельного пая (доли) сельскохозяйственных угодий хозяйства и численности лиц, имеющих право на его получение. К числу этих лиц относили постоянных работников предприятия; пенсионеров, ранее работавших в хозяйстве и продолжающих проживать в сельской местности; работников социальной сферы, работающих и проживающих на территории хозяйства. Было установлено, что полученная расчетная площадь земельного пая не должна превышать среднерайонную норму, продифференцированную по хозяйствам в зависимости от оценки их сельскохозяйственных угодий по продуктивности. Если полученный земельный пай по хозяйству превышал средний районный, то его принимали равным ему (среднерайонному значению). В другом случае (если хозяйственный пай был меньше среднерайонного) в качестве земельного пая по хозяйству принимали полученное расчетное значение по хозяйству. На основании установленной площади земельного пая и числа граждан, имеющих право на его получение, определяли обшие площади сельскохозяйственных угодий, передаваемых в собственность бесплатно (либо для совместного ведения хозяйства, либо для организации крестьянского хозяйства). Земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель в собственность гражданам, коллективам сельскохозяйственных предприятий разных форм хозяйствования, включали в фонд перераспределения земель. Земли данного фонда отмечали в планово-картографическом материале. Рассмотрим, как формировался фонд перераспределения земель в административных районах Краснодарского края. В первую очередь определяли земельную площадь, передаваемую в собственность прежним землепользователям бесплатно. Важным моментом являлся учет качества земель конкретных участков и земельных массивов. При этом рассчитанная физическая площадь среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность соответствовала среднерайонному почвенному плодородию. Физическую площадь пашни в соизмеримые (кадастровые) гектары переводили с помощью баллов по группам почв пашни. Другие виды сельскохозяйственных угодий в соизмеримые (кадастровые) гектары переводили по соотношению продуктивности этих видов угодий с пашней с учетом соответствующих коэффициентов. Например, для выражения средней земельной доли пашни по Белоглинскому району Краснодарского края, равной 8, 9 га в соизмеримой (кадастровой) площади, необходимо умножить ее на среднерайонный балл, который составляет 72, и разделить на 100; в результате получим 6, 4 га. В колхозе им. Ленина того же района при балле почв 76 фактическая земельная доля пашни составила, га, 6, 4- 100: 76 = 8, 4, а в колхозе «Россия» 6, 4- 100: 7] =9, 0. В хозяйствах Отрадненского района Краснодарского края дифференциация средней земельной доли пашни была еще больше. При средней земельной доле, равной 2, 5 га пашни, и качестве почв 83 балла соизмеримая (кадастровая) площадь пашни составила, га, 2, 5-83: 100 = 2, 1. В колхозе им. Мичурина этого района при балле почвы 56 фактическая площадь надела составила, га, 2, 2- 100: 56 = 3.8. а в колхозе «Красное Знамя» 2, 1 • 100: 94 = 2, 2. При выделении земельных долей на участках многолетних насаждений применяли тот же подход, что и для пахотных земель. При наличии немелиорированпых или улучшенных кормовых угодий использовали коэффициенты, учитывающие соотношение продуктивности этих видов угодий и пашни. Так, в среднем для Отраднснского района эти коэффициенты соответственно составляют 0, 1 и 0, 21. В Отрадненском районе кроме пашни среднюю районную долю по сельскохозяйственным угодьям дополняют кормовые угодья площадью 2 га. Эта площадь состоит из 1 га немелиорированных кормовых угодий и 1 га улучшенных. Кормовые угодья площадью 2 га можно выразить в соизмеримой площади земельной доли пашни в среднем по району, га: (1 -83: 100-0, 10) + (1 83: 100 ■ 0, 21) = 0, 26. Таким образом, средняя земельная доля сельскохозяйственных угодий, выраженная в соизмеримой площади, в Отрадненском районе составила, га, 2, 1 +0, 26 = 2, 36. Исходя из установленной по району (хозяйству) соизмеримой площади, а также качества предоставляемых пахотных земель или видов угодий возникали различные варианты перераспределения земель. Например, предоставляемый земельный участок состоял полностью из пахотных земель с баллом почвы 48. Тогда физическая площадь земельного участка, которую должны предоставлять в собственность, составит, га, 2, 36- 100: 48 = 4, 9. Земельный участок состоял из Зга пашни с баллом почвы 48. остальная площадь дополнялась немелиорированмыми кормовыми угодьями. Последовательность расчетов была следующей: 3-48: 100= 1, 44; оставшаяся площадь, га, 2, 36-1, 44 = 0.92 была восполнена кормовыми угодьями с коэффициентом соотношения продуктивности 0, 1. Физическая площадь кормовых угодий, га, 0, 92: 0, 1=9, 2. В результате в натуре был отведен земельный участок площадью, га, 3 + 9, 2= 12, 2. Так рассчитывают физическую площадь земельного участка при различных качестве земель и видах угодий. При расчете земельной площади, передаваемой в собственность бесплатно, для обеспечения равновыгодных условий физические размеры конкретных земельных участков выражали в соизмеримых (кадастровых) гектарах. Для этого число лиц, имеющих право на получение бесплатной земельной доли, умножали на размер этой доли, выраженной в баллах. Далее методом набора по контурам (полям, массивам, рабочим участкам), площадь которых переводили в балло-гектары, доводили общую площадь до требуемого значения и фиксировали физические границы земель. Всю площадь, оставшуюся вне этих границ, включали в фонд перераспределения земель. Важно было правильно определить площадь и месторасположение земель, передаваемых в собственность прежним землевладельцам и землепользователям. Следует максимально учитывать их интересы, чтобы использование земель при минимальных издержках производства было рациональным. В собственность выделяют земли, прилегающие к перспективным производственным центрам, обслуживающим данные массивы. Пример формирования фонда перераспределения земель на территории бывшего колхоза «Красная Звезда» Краснодарского края показан на рисунке 15. В 2000 г. фонд перераспределения земель в Российской Федерации, куда отошли и земли созданного на первом этапе земельной реформы специального фонда, составил 37.2 млн га, в том числе 25 млн га сельскохозяйственных угодий.
•л ■ м — О Ее III гч 5 1ё Е II Земельный фонд переселения имеет различное целевое назначение, которое определяется категорией переселяющихся или расселяющихся граждан или их объединений. Земли этого фонда в зависимости от его назначения предоставляют беженцам и вынужденным переселенцам; военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей; гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера; гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС; другим переселенцам (российские немцы, депортированные граждане и др.), а также казачьим обществам. Земли фонда переселения формируют за счет земельных участков других фондов, нового освоения земель; земель сельскохозяйственных и других предприятий, организаций и учреждений, включаемых в фонд (невостребованных земельных долей, неиспользуемых массивов и др.); земель запаса. Основой для формирования фонда переселения являются схемы обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас, составляемые землеустроительными организациями, а также другая прсдпроектная землеустроительная документация в виде целевых или комплексных схем землеустройства административно-территориальных образований. Земельный фонд для предоставления земельных участков в целях сельского хозяйства формируется также на основе специально разработанных схем землеустройства. В Московской области, например, в 1991 г. была разработана Схема размещения коллективных садов Московской области на перспективу до 2005 г., согласно которой предлагалось дополнительно освоить 56, 3 тыс. га резервных земель и организовать 938, 3 тыс. садовых участков. Эти участки были расположены в пределах транспортной доступности (0, 7... 1, 7 ч езды от городской черты), и удельные затраты на их освоение и организацию инженерной инфраструктуры (строительство дорог, электрификацию, водоснабжение) были невысокие. В ходе земельной реформы в ряде районов страны разрабатывали и другие целевые схемы землеустройства, связанные с выделением земель для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, расширением и увеличением числа личных подсобных хозяйств, упорядочением использования земель в черте сельских населенных пунктов с выделением земельных участков гражданам для огородничества, пастьбы скота, сенокошения и т. п. Земельный фонд для продажи земельных участков на торгах (конкурсах и аукционах) формируется из земель государственной и муниципальной собственности. Он включает в себя как территориально не связанные между собой земельные участки, так и земельные участки, расположенные в одном земельном массиве и предназначенные, например, под застройку. На все выставляемые на продажу земельные участки готовят необходимую землеустроительную документацию (план участ- Ие ка, сведения по целевому использованию, ограничениям и об-ременениям. цена и т.д.). При совершении сделки купли-продажи земельного участка его оформляют в собственность и отводят на местности в установленном порядке. При образовании земельных фондов различного целевого назначения соблюдают следующие требования: земельные массивы с целью обеспечения компактности располагают в одном месте или на небольшом расстоянии друг от друга; земельные участки выделяют целыми массивами (контурами). совмещая их границы с живыми урочищами (балками, оврагами, опушками леса, ручьями и др.) или линейными элементами организации территории (дорогами, каналами, лесополосами и др.); земельные участки в специальные фонды изымают при условии минимального ущерба существующей организации территории сельскохозяйственных предприятий, чтобы сохранить севообороты, мелиоративную сеть, организацию производства, труда и управления; земельные фонды размещают вблизи дорог, обеспечивая транспортную доступность участков и их рациональное использование; специальные фонды в целях последующего быстрого вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот и использования имеющихся -элементов производственной и социальной инфраструктуры размещают вблизи вымирающих или бывших хуторов, ферм, полевых станов, неперспективных для реорганизуемых предприятий, с тем чтобы на базе имеющейся, пусть и незначительной, инфраструктуры добиться с меньшими затратами улучшения использования земель.
|