Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности обмена земельных участков
Показатели До землеустройства 1-е хозяйство 2-е хозяйство По проекту землеустройства 1-е хозяйство 2-е хозяйство
полевых механизированных работ, руб. Чистый доход со всей площади, руб. При расчетах экономической эффективности землеустройства урожайность культур по проекту берется равной средней фактической величине в целом по хозяйству, а до землеустройства принимается равной конкретному значению урожая на участке. Аналогичным образом определяется и величина себестоимости продукции. Расчет эффективности ликвидации чересполосицы путем безвозмездного изъятия у хозяйств удаленных кормовых угодий и образования на их базе самостоятельного кормопроизводящего хозяйства рассмотрим на примере землеустроительных работ, проведенных нами совместно с Н. М. Матасовой в 1982—1984 гг. в Луховицком районе Московской области. Общая площадь заливных сенокосов в районе составляет 7, 6 тыс. га, из них 2, 4 тыс. га расположено на 16 чересполосных участках, находящихся в пользовании 9 хозяйств. Размер участков колеблется от 11 до 680 га, среднее расстояние от них до хозяйств составляет 17, 5км. Урожайность сенокосов на пойменных землях невысока, что объясняется несвоевременным выполнением работ, низкой культурой земледелия. Было рассмотрено два возможных варианта использования кормовых угодий: в составе существующих землепользовании и в самостоятельном предприятии. По варианту I предполагается иметь 16 чересполосных участков средней площадью 237 га с длиной сенокосооборотного участка 924 м. Всего организуется 16 се-нокосооборотов, площадь под дорогами составляет 16, 8 га. Вариант II предусматривает создание предприятия по производству кормов на площади 6, 3 тыс. га с введением первой очереди на площади 3, 9 тыс. га и организацией 4 сенокосооборотных массивов средней длиной 1340 м. Площадь под дорогами в этом случае равна 11, 8 га. Для эффективного использования кормовых угодий в обоих вариантах предусматривается перевести в сенокосы 1, 3 тыс. га пастбищ, провести культуртехнические работы на площади 3, 9 тыс. га и реконструкцию существующей осушительной сети на площади 1, 5 тыс. га. Для поддержания нормального водного режима рек, охраны водоплавающей птицы предусмотрено сохранить 18 га болот и защитно-кустарникового пояса вокруг озер на площади Юга. С целью предупреждения русловой эрозии, заноса песком пойменных земель и регулирования водного режима территории на площади 32 га запроектирована система защитных лесонасаждений. При сравнении вариантов принято, что на одних и тех же участках сенокосов, но в составе разных землепользователей можно достичь одинаковой продуктивности угодий. Структура себестоимости продукции по элементам затрат приведена в табл. 118. 118. Себестоимость возделывания красного клевера на сено и гранулы, руб. на 1 га*
* Выход сена 1-го укоса — 4 т с I га, 2-го укоса — 3 т с 1 га. Расчеты велись по перспективным технологическим картам возделывания сеяных культур на сено и гранулы; основные элементы затрат дифференцировались по вариантам в зависимости от нормы сменной выработки агрегатов, обусловленной неодинаковой организацией территории. Из полученных данных видно, что даже при одинаковой доле общепроизводственных и общехозяйственных расходов себестоимость продукции в отдельном предприятии ниже. Анализ технологических карт показывает, что в предприятии по производству кормов сокращаются затраты труда на производство продукции. Так, в варианте ] они составляют 21, 9 чел.-ч на 1 га клевера на сено, в варианте II — 18, 6 чел.-ч. Если на 100 га посева клевера при использовании земель в составе многих землепользовании для выполнения 24 производственных операций требуется 19, 5 условного агрегата, то в одном предприятии — только 16, 5. Тем самым уменьшаются капитальные затраты на приобретение сельскохозяйственной техники, а также соответствующие амортизационные и эксплуатационные расходы. При организации самостоятельного хозяйства по производству кормов может возникнуть необходимость сопоставить характер использования кормовых угодий при различных способах заготовки кормов (сено, травяная мука, брикеты и т.д.). В этом случае к рассмотренным ранее добавляются показатели, учитывающие специфику производства кормов, их биологические особенности и др. Так, например, при брикетировании кормов за счет усложнения технологии производства и применения более дорогой системы машин растет себестоимость единицы продукции. Вместе с тем увеличиваются питательность кормов и, как следствие, доход от продукции животноводства. При производстве брикетированных кормов сокращаются затраты на их транспортировку в хозяй- Основные экономические показатели вариантов проекта землеустройства
Общая площадь участка, га 3908, 0 3908, 0 3908, 0 3908, 0 Количество обособленных участков 9 9 11 Площадь под дорогами, га 16, 8 16, 8 11, 8 11, 8 Общая площадь кормовых угодий, 3891, 2 3891, 2 3896, 2 3896, 2 га Капитальные затраты, тыс. руб. 1306, 7 3136, 7 1290, 3 3120, 3 Выход валовой продукции, т 27, 24 27, 24 27, 27 27, 27 Стоимость 1 т продукции, руб. 45 155 45 155 Стоимость валовой продукции, 1225, 73 4221, 95 1227, 30 4227, 37 тыс. руб. Затраты на производство кормов, 121, 65 422, 50 120, 22 414, 34 руб. на 1 га Издержки производства, тыс. руб. 473, 36 1644, 03 468, 40 1514, 35 Чистый доход, тыс. руб. 752, 87 2577, 92 758, 90 2613, 02 ства, покупающие корма; ввиду лучшей фактуры брикетов уменьшается стоимость строительства складских помещений. При брикетировании объем сеносоломистых кормов уменьшается в 10— 15 раз, что облегчает их транспортировку и снижает стоимость перевозок. Для хранения брикетов требуется в 3 раза меньше складских помещений, чем для кормов I группы. Общий экономический эффект организации межхозяйственного предприятия по производству кормов рассчитан в табл. 119. Чистый доход при передаче земель новому предприятию по производству сена и брикетов будет выше, чем при использовании их в составе отдельных землепользовании. 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ Изъятие и отвод земель для несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, упорядочение их землепользовании проводятся на основе проекта межхозяйственного землеустройства. При подготовке материалов на изъятие земель для строительства крупных объектов до начала их проектирования разрабатывается технико-экономическое обоснование целесообразности отвода земель с учетом экономических и экологических факторов, выбора места размещения объектов и размеров отвода. Проект изъятия и предоставления земель для несельскохозяйственных целей включает: обоснование размещения, размеров и границ предоставляемого земельного участка; определение состава и ценности изымаемых земель; выбор мероприятий по устранению отрицательных последствий отвода земель на развитие производства, расселение, организацию территории, охрану земель и природной среды; расчет и обоснование размеров убытков, возмещаемых землевладельцам и землепользователям, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, указание способов их возмещения; технические условия рекультивации земель, подлежащих нарушению, а также снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы с изымаемого участка; установление охранных зон создаваемых предприятий; предложения по режиму и условиям пользования землей; исходные данные для установления размеров земельного налога; очередность осуществления мероприятий, намеченных проектом, порядок перехода к пользованию предоставленными участками. При изъятии для несельскохозяйственных целей значительных площадей в составе проекта разрабатывают предложения по реорганизации существующих землевладений и землепользовании. Утвержденный проект переносится в натуру. На его основе подготавливают и выдают документы, подтверждающие право пользования землей. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (2001 г.) возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытки, причиненные: 1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; 3) временным занятием земельных участков; 4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земельных участков. Убытки возмещаются: 1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 57 Земельного кодекса; 2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 ст. 57 Земельного кодекса. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооруже- ний, расположенных на изымаемом или временно занимаемом земельном участке, а также находящихся за пределами этого участка, если дальнейшее их использование окажется невозможным, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади, вместимости, емкости и уровню механизации (по типовым проектам). Предприятия, учреждения и организации, которым отведены изымаемые земельные участки, по согласованию с заинтересованными пользователями земли вместо возмещения стоимости расположенных на этих участках зданий, объектов и сооружений могут осуществлять своими силами и средствами (а также силами привлекаемых организаций) перенос их на новое место либо строительство новых зданий и сооружений. В случае, если при строительстве новых зданий, объектов и сооружений предусматриваются их модернизация или расширение, дополнительные затраты оплачиваются пользователем земли, для которого ведется строительство. Стоимость мелиоративных объектов, построенных за счет бюджетных средств до 1 января 1992 г. и не переданных в собственность юридических лиц, на землях которых они расположены, при изъятии или временном занятии земельных участков возмещается новыми пользователями земли органам местного самоуправления, на территории которых расположены эти объекты, по действующим на момент изъятия земель расценкам на мелиоративное строительство. Стоимость указанных объектов, построенных после 1 января 1992 г. за счет бюджетных средств, возмещается соответствующим органам самоуправления, за счет средств которых они были построены. В случае, если пользователи земли в процессе эксплуатации мелиоративных объектов несли затраты на их реконструкцию или расширение, при изъятии или временном занятии участков указанные затраты подлежат возмещению понесшим убытки пользователям. При изъятии земли или временном ее занятии, в результате которого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, противоэрозионных и противоселевых объектов и сооружений (систем), убытки определяют, исходя из сметной стоимости работ на строительство новых или реконструкцию существующих объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ, по нормам, расценкам и ценам, действующим на момент изъятия. Оценка водных источников (колодцев, прудов, скважин и т. п.) производится по сметной стоимости работ на строительство новых водных источников равного дебита и качества воды, включая стоимость проектно-изыскательских работ. Оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель). Незавершенное строительство и плодово-ягодные неплодоносящие насаждения оцениваются исходя из фактически произведенных пользователем земли работ и осуществленных затрат в ценах на момент изъятия земель. Убытки (затраты), вызванные возникшими неудобствами в использовании земли (образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т. п.), определяют по сумме единовременных затрат на строительство дамб, мостов, дорог, подъездов, других сооружений, а также на приобретение лодок, катеров, паромов и других транспортных средств. Убытки, связанные с ухудшением качества земли, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земли, и определяются по проектной документации. Убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователей земли, включают затраты на выполнение строительных, мелиоративных и иных работ, приобретение материалов и оборудования, необходимых для восстановления снизившегося объема производства. Упущенная выгода является частью убытков пользователей земли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Она связана с прекращением ежегодных доходов, получаемых пользователями с изымаемых участков за период, необходимый для восстановления нарушенного производства. Возмещение упущенной выгоды производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены изымаемые участки, в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления нарушенного производства. Ежегодный доход исчисляется по фактическим объемам производства в натуральном выражении в среднем за 5 лет по ценам, действовавшим на момент изъятия земель. Размер ежегодного дохода рассчитывается с привлечением данных налоговых инспекций и в необходимых случаях корректируется в расчете на предстоящий период в соответствии со сложившимися темпами инфляции. Упущенная выгода в настоящее время исчисляется путем умножения величины ежегодного дохода на коэффициент, соответствующий периоду восстановления нарушенного производства. Продолжительность периода восстановления Коэффициент пересчета теряемого нарушенного производства ежегодного дохода 1 год 0, 9 2 года 1, 7 3 года 2, 5 4 года 3, 2 6—7 лет 4, 6 8-10 лет 5, 6 11 —15лет 7, 0 16—20 лет 8, 2 21-25 лет 8, 9 26-30 лет 9, 3 31 год и более 10, 0 Периоды восстановления нарушенного производства устанавливают при землеустроительном проектировании по каждому виду нарушаемого и восстанавливаемого производства. Приведенный порядок расчета упущенной выгоды используется также и для ее исчисления в случаях ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества их земель, если данные ограничения (ухудшение качества) приводят к снижению ежегодного дохода за период, после которого права пользователей и качество земель восстанавливаются. В случаях, когда изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными насаждениями, упущенная выгода возмещается за весь срок, включая год изъятия земель и год получения урожая плодово-ягодных насаждений на новых землях, равного достигнутому на изымаемых землях. Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в использовании земель (образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т. п.), исчисляется как десятикратная разница ежегодных затрат на эксплуатацию транспортных средств после изъятия земель (с образованием неудобств) и до их изъятия. Потери сельскохозяйственного производства — это потери, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также ограничением их использования в результате деятельности предприятий, организаций и учреждений. Они выражаются в выводе из оборота продуктивных угодий или снижении их продуктивности и возмещаются в целях сохранения сельскохозяйственного потенциала отдельных территорий, регионов, страны в целом. Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения об: 1) изъятии сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются: 1) лицами, которым предоставляются земли сельскохозяйственного назначения, оленьи пастбища для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в случаях, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бесплатно. В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость земельных участков или учитываются при установлении арендной платы. При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики. Разрабатываются они применительно к различным зонам страны с учетом типов и подтипов почв на изымаемых участках (всего выделено 13 таких зон). Федеральной службе земельного кадастра (ранее — Госкомзе-му) предоставлено право уточнять по мере необходимости утвержденные нормативы с использованием данных государственной поквартальной индексации цен на оборудование, материалы и строительно-монтажные работы, применяемые при освоении новых земель. Кроме того, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставлено право по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству устанавливать повышающие коэффициенты (но не более чем в 3 раза) к нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд при изъятии, временном занятии или ухудшении качества земель городов, являющихся центрами краев, областей, автономных образований, а также городов с населением более 100 тыс. человек, их пригородных зон и особых территорий (районов), имеющих уникальные почвенно-климатические условия для производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Границы зон и территорий, на которые распространяются указанные коэффициенты, утверждаются в порядке, установленном для пригородных зеленых зон и территорий с особым правовым режимом. Органам местной исполнительной власти также предоставлено право устанавливать повышающие или понижающие коэффициенты к нормативам в зависимости от качества земель конкретного участка, его размеров, местоположения и значимости для производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, но при этом в среднем должен быть выдержан установленный для данного региона норматив. Потери, вызванные ограничением использования или ухудше- нием качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяют в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используют планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель. Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются в случаях: предоставления земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения; предоставления естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выро-стных хозяйств и рыбоводных предприятий; отвода земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов; изъятия земель при отнесении их в установленном порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. Средства, поступающие в бюджет в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, могут использоваться на проведение следующих видов работ: освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья; засыпка и выполаживание оврагов, освоение крутых склонов; строительство дорог к осваиваемым земельным участкам; коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, восстановление плодородия почв деградированных и загрязненных сельскохозяйственных угодий; строительство и реконструкция оросительных и осушительных систем; создание защитных лесных насаждений; заготовка и использование торфа на удобрение; проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других работ, связанных с изучением земельных ресурсов, освоением новых земель и повышением их плодородия, улучшением используемых сельскохозяйственных угодий. Выявление отрицательных последствий строительства и эксплуатации несельскохозяйственного объекта для сельскохозяйственного производства — один из самых сложных вопросов при межхозяйственном землеустройстве. Прежде всего это связано с многообразием типов отводов. Земли в бессрочное или временное пользование могут отводиться для размещения самых различных объектов и технологических участ- ков — промышленных площадок, скважин различного назначения, линейных сооружений (электросетей, трубопроводов, автодорог, железных дорог и т. п.), объектов водного транспорта, аэродромов и взлетно-посадочных полос, объектов добывающей промышленности (отвалов, карьеров, насыпей, шахт), шлаконакопи-телей и золоотвалов, свалок и захоронений, атомных и тепловых электростанций, водохранилищ и т. д. Названные объекты могут размещаться в различных регионах и зонах со специфическими природными условиями и направленностью сельскохозяйственного производства. Кроме того, любой отвод земель для несельскохозяйственных нужд следует рассматривать как постоянно изменяющийся в пространстве и во времени процесс воздействия на агроланд-шафт, имея в виду, что масштабы техногенных нарушений могут в десятки раз превышать площади отводов, а сам процесс растягиваться на многие годы и протекать с разной степенью интенсивности. Так, отвод земель под водохранилища фактически завершается его наполнением до нормального подпорного уровня, а процессы берегопереработки, подтопления и засоления земель с этого момента лишь начинаются и постепенно усиливаются. Загрязнение почвенного покрова промышленными выбросами в атмосферу имеет своим началом срок ввода в эксплуатацию несельскохозяйственного объекта, а затем может продолжаться с разной степенью интенсивности в течение всего срока службы объекта или прекратиться после внедрения безотходных технологий. Таким образом, под отрицательными последствиями предоставления земель для несельскохозяйственных нужд следует понимать все последствия, в результате которых происходят неблагоприятные количественные и качественные изменения в условиях сельскохозяйственного использования земель, начиная с изыскательских работ и кончая периодом эксплуатации объекта. В настоящее время такой комплексный учет практически не ведется, хотя проблема эта уже давно назрела. Законодательством России предусмотрена организация земельного мониторинга. Такой мониторинг должен представлять четко функционирующую систему наблюдений, выявления и оценки изменений в состоянии земельного фонда под влиянием антропогенных воздействий. На базе этих данных будут разрабатываться соответствующие прогнозы и практические рекомендации по размещению несельскохозяйственных объектов. Организации мониторинга должна предшествовать разработка так называемого «дерева последствий» воздействия каждого типа отводов на агроландшафт применительно к конкретным природ-но-сельскохозяйственным зонам. 7. ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СЕРВИТУТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И КОММУНИКАЦИЙ Сервитут — это экономическое отношение между владельцем земли и другими субъектами по поводу одновременного использования различных свойств принадлежащего ему участка, в том числе в качестве средства производства, пространственного базиса, рекреационного ресурса и др. Поскольку владелец земли обременен различными издержками, связанными с сохранением почвенного плодородия, осуществлением своего права собственности на землю, несет затраты в виде земельного налога, страховых и экологических платежей и т. п., часть этих затрат должна быть переложена на сервитутного пользователя, что и делается в зарубежных странах с хорошо отработанным земельным законодательством (Франция, Швеция, Германия, США). В нашей стране в соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, также вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование данным участком. Однако в настоящее время плата за сервитуты практически не взимается, что наносит землевладельцам большой ущерб — прежде всего сельскохозяйственным предприятиям, земли которых обременены различными ограничениями. К ним относятся, в частности, ограничения по использованию земель в охранных зонах вдоль высоковольтных линий электропередач, линий связи, защитных зонах магистральных трубопроводов, санитарно-защитных и других зонах вдоль автомобильных дорог, на территориях, прилегающих к промышленным предприятиям, в прибрежных полосах и водоохранных зонах рек, которые размещены на землях сельских товаропроизводителей. Рассечение земель сельскохозяйственных предприятий линейными объектами, имеющими, кроме того, охранные зоны, приводит к удорожанию стоимости продукции, дополнительным неудобствам и затратам на холостые переезды сельскохозяйственной техники с участка на участок, повороты и заезды агрегатов при выполнении полевых механизированных работ, росту транспортных затрат вследствие разобщенности и расчлененности массивов, снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции на землях, имеющих различного рода ограничения. По данным проведенных нами обследований, доля земель сельскохозяйственных предприятий, имеющих обременения и ограничения в использовании, находится в пределах от 15 до 60 % их площади и более. В 2000 г. Госкомземом и Федеральным земельно-кадастровым центром «Земля» выпущено пособие «Ограничения (обременения) прав на использование земельных участков» (М.: Госкомзем, 2000). Землеустроительными организациями в 1995 г. в административных районах начали разрабатываться «Дежурные карты ограничений и обременении в использовании земель». Всего в 1995— 1996 гг. было разработано 338 таких карт. С 1996 г. в районах стали разрабатываться «Дежурные земельно-кадастровые карты и планы». На них отображаются границы земельных участков, их кадастровые номера, объекты недвижимости, границы сервитутов, обременении и ограничений. Эти материалы могут быть использованы при введении ежегодных платежей предприятиями промышленности, транспорта, связи, энергетики, водного хозяйства и других отраслей, объекты которых размещаются на землях сельскохозяйственного назначения и определяют ограничения, обременения и неудобства в использовании земель, в пользу сельскохозяйственных предприятий, то есть при введении платы за сервитуты. Потери (убытки) и упущенная выгода землевладельцев, через территории которых проходят различные трубопроводы, дороги, сети и другие линейные объекты, огромны, так как протяженность их очень велика. В Российской Федерации только протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 215 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопроводы, — 151 тыс. км, нефтепровод-ные магистрали — 48, 5 тыс., нефтепродуктовые магистрали — 15, 5 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100 % добываемого газа, около 99 % добываемой нефти, более 50 % производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55, 4%, нефти —40, 3, нефтепродуктов — 43 %. Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Только на газовых промыслах, магистральных газопроводах и подземных хранилищах Единой системы газоснабжения эксплуатируются 642 компрессорных цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата общей установленной мощностью более 42 млн кВт. Подачу газа потребителям обеспечивают более 3300 газораспределительных станций. В состав сооружений магистральных нефтепроводов входят 395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по строительному номиналу 12, 7 млн. м3. Состояние транспортных магистральных трубопроводов нефтегазового комплекса характеризуется такими показателями: 85 % газопроводов и 59 % нефтепроводов имеют срок эксплуатации от 10 до 30 лет, менее Шлет эксплуатируются около 1 % газопроводов и около 1 % нефтепроводов; 40 тыс. км га- зопроводов выработали свой ресурс; 40 % нефтепроводов к 2000 г. превысили нормативный срок эксплуатации. В ряде густонаселенных субъектов РФ (Московская, Ленинградская, Воронежская обл., Краснодарский край и т. п.) плотность линейных объектов на 1 га площади гораздо выше, чем в целом по стране. Так, по территории только пригородной зоны Воронежа проходит 390, 4 км железных дорог, в том числе 239, 4 км общего пользования и 151км остальных; 2, 8 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (159 км федерального значения, 1601км территориальных и 97 км ведомственных); 246 км нефтепродуктопроводов и 204, 1км отводов от них; 77, 0 км высоковольтных линий на 110 кВ, 214 км — на 220 кВ, 30 км — на 330 — 500 кВ; 165 км магистральных газопроводов и 49 км отводов от них; 510 км линий связи и др. Площади земель, обремененных различными ограничениями в пригородной зоне Воронежа, показаны в табл. 120 (данные ЦЧОНИИГипрозема). Площадь земель, обремененных ограничениями только в пользу предприятий, имеющих линейные объекты (трубопроводы, ЛЭП, линии связи и т.п.), составляет 199, 5тыс. га, в том числе федерального значения — 132, 5 тыс. га, или 5, 1% площади земель сельскохозяйственного назначения. Тем не менее сельхозпредприятия, имеющие из-за этого неудобства в использовании земель, не получают никаких компенсационных платежей. Основанием для определения платы за сервитута могут служить землеустроительные дела, оформляемые на основании проектов межхозяйственного землеустройства при отводах. Размер оплаты может быть достаточно большим. Например, Н. Н. Болку-нова, используя применяемую во Франции методику расчета ущерба, наносимого сельскохозяйственным производителям размещением опор высоковольтных линий электропередач, приводит следующие данные (табл. 121). Этот ущерб включает в себя дополнительные затраты на агротехнические работы, стоимость потерь урожая, издержки на борьбу с сорняками. В США величина ущерба на одну опору ЛЭП в зависимости от ее размещения на поле составляет: в середине поля 31, 48 долл., на краю поля 36, 74 долл. Н. Н. Болкунова и И. Б. Загайтов рекомендуют в состав платы за сервитута сельскохозяйственным предприятиям от пользователей инженерных сетей и коммуникаций включать: арендную (сервитутную) плату в пользу предприятия — собственника земли; компенсационные платежи сервитутопользователя за потери и убытки сельскохозяйственного производства от функционирования инженерных сетей и коммуникаций. (О о
|