Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача № 5. Проверить условие сдвигоустойчивости грунта земляного полотна или дополнительного слоя основания.
Исходные данные: 1. Угол внутреннего трения грунта (слоя основания) – 40о 2. Сила внутреннего сцепления – 0.005 МПа 3. Коэффициенты К1=3.0, К2=0.9 4. Расчетная нагрузка – А2 5. Значения модулей упругости и конструкцию дорожной одежды принять по рис. 4.6.
Рис.4.6 - Конструкция дорожной одежды
Решение: Для решения задачи преподаватель выдает номограммы (рис.1.7.8, 1.11.2, 1.11.3, 1.11.4). Условие сдвигоустойчивости несвязных материалов имеет вид (1.11.6): К пртр ≤ Т пр/ Т а, где Кпртр – требуемый коэффициент прочности дорожной одежды; Т пр – предельная величина активного напряжения сдвига в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции, определяемая, МПа; Т а – расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения, не погашенное внутренним трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от действующего временного нагружения, МПа. Предельное активное напряжение сдвига Тпр в грунте рабочего слоя (или в дополнительном слое основания) определяют по формуле (1.11.7): Тпр=С·k1·k 2, где С – сцепление в грунте земляного полотна (или в песчаном слое), МПа; k1 – коэффициент учета особенностей работы рассчитываемого слоя (грунта) на границе с вышележащим слоем дорожной одежды. k 2 – коэффициент запаса на неоднородность условий работы дорожной одежды. В нашем случае: Тпр =0.005*3*0.9 =0.0135 МПа
Расчетное активное напряжение сдвига Та (МПа), возникающее в грунте или в неукрепленных материалах, определяют по формуле (1.11.9): , где - активное напряжение сдвига от действия единичного нагружения, определяемое по номограммам на рисунках 1.11.2 и 1.11.3, МПа; tв – напряжение от веса дорожной одежды, определяемое по номограмме на рисунке 1.11.4, МПа. Многослойную дорожную конструкцию приводим к двухслойной расчетной модели в соответствии с рис. 4.7.
Рис.4.7 - Расчетная схема
Определяем средневзвешенный модуль пакета слоев, , где n – количество слоев дорожной одежды, шт.; Ei - модуль упругости i -го слоя, МПа; hi - толщина і -го слоя, м. В нашем случае: Ев =(400*10+200*20+30*100)/(10+20+30) =183 МПа
Суммарная толщина слоев составит: Н = 60 см Н/Д = 60/39= 1.5 Ев/Ео =183/50 = 3.7 По номограмме (рис. 1.11.2) найдем: tа =0, 021 По номограмме на рисунке 1.11.4 получим, что tв =-0.0042 МПа Подставляя все полученные значения в формулу (1.11.9) получим Та=0, 021·0, 6 - 0, 0042= - 0, 0294 МПа
Условие выполняется. При проверке сдвигоустойчивости дополнительного слоя основания вместо Е0 подставляется эквивалентный модуль Еэi. Соответственно, при определении суммарной толщины слоев и среднего модуля упругости будут рассматриваться два верхних слоя.
|