Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача № 6. Проверить условие устойчивости монолитного слоя к усталостным деформациям.
Исходные данные: 1. Нормативное значение прочности на изгиб 2.9 МПа 2. Суммарная интенсивность движения расчетных автомобилей 200 000. 3. Коэффициенты: t= 1.32, Км = 1.0, КТ = 0.9, m= 4.5, α = 6.1. 4. Коэффициент запаса прочности – 1.15. 5. Значения модулей упругости и конструкцию дорожной одежды принять по рис. 4.8 Рис. 4.8 - Конструкция дорожной одежды
Решение: Для решения задачи преподаватель выдает номограммы (рис.1.7.8, 1.12.1, 1.12.2). Условие устойчивости монолитного слоя усталостным деформациям имеет вид (1.12.2): k пртр R доп/σ r, где k пртр – требуемый коэффициент прочности с учетом заданного коэффициента надежности; R доп – предельно допустимое напряжение изгиба материала слоя с учетом усталости, определяемое расчетом, МПа; σ r – наибольшее напряжение растяжения, определяемое расчетом, МПа. Значение допустимого напряжения определим по условию (1.12.3): Rдоп = Ru·(1 – 0, 1·t)· kM · kкн · kT, где Ru – прочность асфальтобетона на растяжение при изгибе с учетом повторности действия напряжений. t - коэффициент нормированного отклонения; kM – коэффициент учета снижения прочности во времени от действия природно-климатических факторов; kT – коэффициент учета снижения прочности материала в конструкции в результате температурных воздействий; Ккн – коэффициент учета кратковременности и повторности нагружения на дорогу, определяемый по формуле (1.12.4): Ккн = α ·∑ Nр , где α – коэффициент, учитывающий повторность нагружения в нерасчетный период года; m – показатель усталости материала; ∑ Nр – суммарное расчетное число приложения приведенной расчетной нагрузки к расчетной точке на поверхности дорожной конструкции за расчетный срок службы, осей. В нашем случае: Ккн = 6.1*200000-1/4.5 =0.42 Тогда: Rдоп = 2.9 (1-0.1*1.32)1.0*0.42*0.9 = 0.95 МПа
Полное растягивающее напряжение σ r (МПа) определяют по формуле 1.12.6: σ r = · р · К б, где - растягивающее напряжение в рассматриваемом слое, МПа; К б - коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния покрытия под колесом автомобиля со спаренными баллонами (Кб = 0, 85) и однобаллонными колесами (К б = 1, 0). Принимаем Кб = 0.85. - определим по номограмме 1.12.1. Расчетную схему представим в виде (рис.4.9):
Рис.4.9 - Расчетная схема
Определяем значение ЕэI Определяем EэI. К2=h1/D= 40/39=1.03, К1=Eо /Е1=50/100=0, 5 По номограмме (рис.1.7.8) найдем отношение EэI/ Е1 (К3), которое составит К3=0, 77 EэI= Е1* К3=100*0, 77=77 МПа Определяем эквивалентный модуль на поверхности верхнего слоя основания EэII K2= h2/D= 30/39=0.77, K1=EэI/Е2=77/400=0, 19 По номограмме (рис.1.7.8) найдем отношение EэI1/ Е2 (К3), которое составит К3=0, 43 EэII= Е2* К3=400*0, 43=172 МПа
Определяем отношение Е3/ Eэ II =2000/172 =11.6 Н/Д =10/39 =0.26 По номограмме 1.12.1 найдем = 1.78 МПа Тогда σ r = 1.78*0.85*0.6 = 0.91МПа Проверяем условие 1.12.6 1.15 0.95/0.91 = 1.04 Условие не выполняется. При невыполнении условия необходимо повысить эквивалентный модуль упругости подстилающего основания (Eэ II) за счет увеличения толщины наиболее дешевых слоев, либо понизить σ r за счет увеличения толщины слоев асфальтобетона. Решение принимается на основе технико-экономического сравнения.
|