Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нравственность ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
144. Будьте аккуратны с соблюдением правил поведения. Нравственность — это чувство стыда. Если мы сомневаемся в чём-то, то не стоит этого говорить или делать. Это нравственность. Чистота — это выход за пределы всех сомнений. 145. Есть два уровня практики. Первый уровень выстраивается на фундаменте — развитии нравственности, на правилах поведения. Это приносит счастье и гармонию среди людей. Второй уровень — это практика Дхаммы, целью которой является освобождение ума. Это освобождение — источник мудрости и сострадания, и это подлинное основание учения Будды. Понимание этих двух уровней — это базис правильной практики. 146. Мораль и нравственность — это отец и мать Дхаммы, растущей в нас. Они правильно подпитывают и направляют её. 147. Нравственность — это источник гармонии в мире. Благодаря этому люди могут жить, как настоящие человеческие существа, а не как животные. Соблюдайте обеты. Развивайте сострадание и уважение ко всему живому. Следите за своими поступками и речью. С помощью нравственности сделайте свою жизнь простой и чистой. Нравственность во всех делах сделает ваш ум добрым, чистым, спокойным. В таких условиях медитация будет развиваться легко. 148. Cледите за своим нравственным поведением, как садовник следит за своими растениями. Не цепляйтесь за большое или малое, за важное или незначительное. Некоторые люди хотят срезать путь. Они говорят: «Забудьте о сосредоточении, мы будем практиковать сразу прозрение; забудьте о нравственности, мы начнём с сосредоточения». У нас так много оправданий нашим привязанностям. 149. Правильное усилие и нравственность не касаются вашей внешней деятельности. Это постоянная внутренняя осознанность и контроль. Если благотворительные дела делаются с добрым намерением, это может принести счастье себе и другим. Но чтобы эта щедрость была чистой, она должна основываться на нравственности. 150. Будда учил воздерживаться от плохого, делать хорошее и очищать ум. Поэтому наша практика в том, чтобы избавиться от бесполезного и сохранить ценное. Есть ли в вашем сердце что-нибудь плохое и неумелое? Есть! Так почему бы не почистить жилище? Но подлинная практика — это не только избавление от плохого и развитие хорошего. Это только часть. В конечном счёте мы должны выйти за пределы хорошего и плохого. В конце пути нас ожидает свобода, которая всё включает в себя, как и беспристрастность, из которой естественным образом произрастают любовь и мудрость. 151. Мы должны начать прямо там, где мы есть, вот так прямо и просто. Когда сделаны первые два шага — нравственность и правильные воззрения — то естественным образом, без каких-либо раздумываний, последует третий шаг искоренения загрязнений. Когда появится свет — то нам не нужно будет волноваться о том, чтобы избавиться от тьмы; не будет нас волновать и вопрос того, куда делась темнота. Мы просто знаем, что здесь есть свет. 152. Соблюдение обетов имеет три уровня. Первый — это принять их у наших учителей в качестве правил тренеровки. Второй возникает, когда мы принимаем и выполняем их по собственной инициативе. Но на высшем уровне — уровне Благородных — нет смысла говорить о правилах поведения, о том что правильно, а что неправильно. Эта подлинная нравственность проистекает из мудрости, которая знает Четыре Благородные Истины в самом сердце, и действует, исходя из этого понимания. 153. Некоторые монахи расстригаются и идут на войну, где каждый день над ними свистят пули. Им так нравится. Они на самом деле хотят пойти. Опасность поджидает их со всех сторон, и всё равно они готовы отправиться туда. Почему они не видят опасности? Они готовы умереть от пули, но никто не хочет умереть от развития нравственности. Это поразительно, не правда ли? Разное 154. У одного из учеников Аджана Ча была проблема с коленом, и это можно было решить только с помощью операции. После операции врачи уверили его, что с коленом всё будет впорядке через пару недель, но прошло уже несколько месяцев, а колено так полностью и не выздоровело. Когда ученик увидел Аджана Ча, он пожаловался: «Они сказали, что всё заживёт быстрее. Так как сейчас не должно было быть». Аджан Ча рассмеялся и сказал: «Если бы так не должно было быть, то так бы и не было». 155. Если бы кто-нибудь предложил вам отличный сочный жёлтый сладкий и ароматный, но ядовитый банан — вы бы стали есть его? Конечно нет! И хотя мы знаем, что желания — это яд, мы всё равно набрасываемся и «едим»! 156. Научитесь видеть свои загрязнения; знайте их, как знаете, что кобра ядовита. Вы не схватите кобру, потому что вы знаете, что она может убить вас. Знайте вред во вредных вещах и пользу в полезных. 157. Мы всегда не удовлетворены. В сладком нам не хватает кислого; в кислом нам не хватает сладкого. 158. Если у вас в кармане лежит что-то плохо пахнущее, то куда бы вы не пошли, оно везде будет плохо пахнуть. Не надо говорить, что плохо пахнет само помещение. 159. Буддизм на Востоке подобен огромному дереву, которое может и выглядит величаво, но даёт только маленькие и безвкусные плоды. Буддизм на Западе похож на молодой росток, что ещё не способен плодоносить, но у которого есть потенциал принести большие сладкие плоды. 160. В наше время люди слишком много думают. Их могут заинтересовать многочисленные вещи, но ни одна из них не приведёт к подлинному удовлетворению. 161. Если назвать алкоголь «ароматом», то это ещё не делает его таковым. Но вы, когда хотите выпить алкоголь, говорите что это «ароматно», и пьёте. Вы, должно быть, спятили! 162. Люди всегда смотрят вовне, на окружающих людей и на вещи. Они смотрят на этот зал и, например, говорят: «Ох, он такой большой!». На самом деле не такой уж и большой. Большой он или нет — это зависит от вашего восприятия. На самом деле он такого размера, какого есть, ни большой, ни маленький. Но люди постоянно бегают за своими ощущениями. Они так заняты смотрением вокруг да около и составлением мнений о том, что видят, что у них не остаётся времени посмотреть на самих себя. 163. Некоторые устают от практики, она им наскучивает, и они ленятся. Похоже, они не способны держать в уме Дхамму. А ещё — если ты пойдёшь и поругаешь их — они никогда этого не забудут. Некоторые запомнят это на остаток своих дней и никогда тебе этого не простят. Но если учения Будды говорят нам довольствоваться малым, сдерживать себя, добросовестно практиковать, почему они постоянно забывают об этом? Почему бы не принять эти вещи близко к сердцу? 164. Видеть себя лучше других — неправильно. Видеть себя таким же, как другие — неправильно. Видеть себя хуже других — неправильно. Если мы думаем, что мы лучше других, то вырастает гордыня. Если мы думаем, что мы такие же, как и все остальные, то мы не можем выразить уважение и смирение в нужный момент. Если мы думаем, что мы хуже других, то мы впадаем из-за этого в депрессию, виним себя за то, что родились под плохим знаком и так далее. Просто отбростьте всё это! 165. Мы должны научиться отпускать состояния, а не пытаться сопротивляться или противостоять им. А ещё мы защищаем их, чтобы сделать уступку нашим желаниям. Мы всеми правдами и неправдами стараемся всё сделать так, чтобы нам это было угодно. Если тело заболевает или болит, мы не хотим, чтобы так было, а потому ищем различные защитные сутты для декламаций. Мы не хотим за этим следить. Эти сутты становятся некими мистическими церемониями, запутывая нас ещё больше в цеплянии. Мы хотим прочесть их, чтобы устранить болезнь, продлить жизнь и так далее. На самом деле Будда дал нам эти учения, чтобы мы узнали истину о теле, так чтобы мы могли отпустить и отбросить то, что мы считаем своим. Но мы декламируем эти сутты, лишь чтобы увеличить собственное невежество. 166. Знайте своё тело, сердце и ум. Довольствуйтесь малым. Не цепляйтесь к учениям. Не ставьте эмоции выше всего. 167. Некоторые люди боятся щедрости. Они думают, что ими воспользуются или начнут притеснять. В развитии щедрости мы притесняем только собственную жажду и цепляние. Это позволяет нашей истинной природе выразить себя, нам становится легче, мы чувствуем себя свободнее. 168. Если вы проберётесь в соседний дом и схватите там огонь, то обожжётесь. Если схватите огонь в собственном доме, то тоже обожжётесь. Не хватайте то, что может обжечь вас, вне зависимости от того, где это находится. 169. Люди снаружи могут назвать нас сумасшедшими, что мы вот так живём в лесу и сидим как статуи. Но как живут они? Они смеются, они рыдают, они пойманы в жажде и ненависти. Иногда они убивают сами себя или друг друга. И теперь, кто из нас сумасшедший? 170. Аджан Ча не просто учил, но ещё создавал общие условия и отдельные ситуации, в которых ученик мог научиться видеть себя самого. Он говорил, например: «То, чему я вас учу, вы понимаете, быть может, на пятнадцать процентов» или «Он монах уже пять лет, но понимает всего пять процентов». Один молодой монах ответил на это — «Тогда я, должно быть, понимаю на один процент, потому что я всего год в монашестве». «Нет» — ответил Аджан — «В первые четыре года процентов нет вообще, а на пятый появляется пять». 171. Одного из учеников Аджана Ча спросили, выйдет ли он когда-нибудь из монашества, или же умрёт в жёлтых одеяниях. Ученик ответил, что об этом сложно рассуждать, и хотя у него нет планов на расстрижение, он не мог однозначно сказать, что он никогда не расстрижётся. Когда он подумал, то сказал, что его мысли об этом кажутся ему бессмысленными. Аджан Ча тогда отметил: «То, что они бессмысленные — это и есть подлинная Дхамма». 172. Когда Аджана Ча спросили, почему в Тайланде так много преступности, и это-то в буддийской стране, или почему в Индокитае такой бардак, он ответил: «Те, кто делают неблагие вещи не являются буддистами. Это не буддизм. Будда никогда не учил подобному. Но люди делают эти вещи!» 173. Однажды посетитель монастыря спросил Аджана Ча, является ли он архатом. Тот ответил: «Я как дерево в лесу. Птицы прилетают на дерево; они сидят на ветвях и едят плоды. Для птиц дерево может быть сладким или кислым или каким-либо другим. Но дерево не знает обо всём этом. Птицы говорят о том, что оно сладкое, или что оно кислое, но с точки зрения дерева, это просто всего лишь болтовня птиц». 174. Аджана спросили: «Я могу наблюдать желание и отвращение в своём уме, но мне трудно наблюдать невежество». «Вы едете на лошади и спрашиваете где лошадь?» — ответил Аджан Ча. 175. Некоторые люди становятся монахами из-за веры, но затем растаптывают учение Будды. Они не узнают себя лучше. В наши дни мало тех, кто на самом деле практикует, поскольку нужно преодолеть слишком много трудностей. Но если это не благотворно, то позвольте этому умереть. Если это не умирает, сделайте это благотворным. 176. Вы говорите, что любите свою девушку на сто процентов. Ну что ж, выверните её наизнанку и посмотрите на сколько процентов вы её всё ещё любите. Или если вы скучаете по своей возлюбленной слишком сильно, когда её нет рядом с вами — попросите её прислать вам колбу с её фекалиями. Когда будете скучать по ней, можете открыть колбу и понюхать. Противно? Так что это, что вы любите? Что заставляет ваше сердце трепетать каждый раз, когда девушка с привлекательной фигурой проходит рядом, или когда вы ощущаете запах её духов? Что это? Что это за силы? Они тянут и засасывают вас, но вы и не сопротивляетесь, не так ли? А в конце концов за всё это потом приходится заплатить. 177. Однажды Аджан Ча подошёл к большой тяжёлой ветке, что упала на тропинку, и захотел её убрать. Он сказал одному из учеников взять ветку за один конец, а сам взялся за другой. Затем, когда они готовились бросить её в лес, Аджан посмотрел на ученика и спросил: «Тяжело?». Потом, когда они выбросили ветку, он спросил ещё раз: «А теперь, тяжело?». Подобным образом Аджан Ча учил своих учеников видеть Дхамму во всём, что они говорили или делали. В этом случае он показал пользу «отпускания». 178. Один из учеников Аджана Ча отключал магнитофон и случайно задел металлический провод. Его тут же ударило током и отбросило. Аджан Ча сказал: «О, как легко тебе удалось отпустить. Кто тебе посоветовал?» 179. Наступило Рождество, и западные монахи решили его отметить. Они пригласили мирян и Аджана Ча. Миряне были смущены и настроены скептически. Они спрашивали зачем буддистам отмечать Рождество. Аджан Ча рассказал о религиях и отметил: «Насколько я понимаю, христианство учит людей делать добро и избегать зла, как и буддизм. Так в чём проблема? Но если люди смущены идеей отмечания Рождества, то это можно легко вылечить. Мы не будем называть это Рождеством. Назовём это «Рождество Будды». Всё, что вдохновляет нас увидеть истину и делать добро, является правильным. Вы можете называть это любым именем». 180. В Тайланд устремлялись беженцы из Лаоса и Камбоджи, многие благотворительные организации помогали им. Из-за этого некоторые западные монахи подумали, что буддийские монахи и монахини не должны сидеть в лесу, когда другие религиозные организации так активно участвуют в помощи беженцам. Они подошли к Аджану Ча, чтобы выразить озабоченность этим. Он сказал: «Помогать беженцам — хорошо. Это действительно наш естественный человеческий долг — помогать друг другу. Но единственным спасением является преодоление собственного безумия, так чтобы потом мы смогли вывести из него и остальных. Кто угодно может пойти раздавать палатки и вещи, но сколько людей готовы пойти в лес, чтобы познать собственный ум? Пока мы не узнаем как «одевать» и «кормить» умы людей, где-нибудь в мире всегда будет проблема беженцев». 181. Аджан Ча услышал, как один из его учеников читает Сутру Сердца. Когда он закончил, Аджан Ча сказал: «Пустоты тоже нет, и бодхисаттвы». А затем спросил: «Откуда взялась эта сутра?». «Говорят, что её произнёс Будда» — ответил ученик. «Будды тоже нет» — возразил Аджан, и добавил: «Это повествование о глубокой мудрости за пределами всяких условностей. Как мы можем учить без них? Нам нужно давать вещам наименования, не так ли?» 182. Чтобы стать Благородным, мы должны постоянно претерпевать изменения, покуда не останется только тело. Ум изменяется полностью, но тело всё ещё существует. Как обычно — есть жар, холод, боль, болезни. Но ум изменился и теперь видит рождение, старость, болезни и смерть в свете истины. 183. Однажды Аджана Ча спросили о просветлении — может ли он описать собственное просветление? Все напряжённо ждали его ответа, и он сказал: «Опыт просветления понять не сложно. Возьмите в рот банан и вы узнаете его вкус. Вы должны практиковать, чтобы пережить просветление, и вы должны делать это упорно. Если бы просветлеть было так просто, то каждый был бы просветлённым. Я начал ходить в храм, когда мне было восемь лет, а в монашестве я более сорока лет. Но вы хотите помедитировать одну или две ночи и достичь ниббаны. Едва сели и — бац! — вот и всё. Вы не можете сделать так, чтобы кто-то стукнул вас по голове, и вы бы сразу прозрели». 184. Мирской путь — делать что-то ради получения чего-либо взамен. Но в буддизме мы не делаем дела с мыслью что-то получить. Но если мы вовсе ничего не хотим, то что получим? Мы ничего не получим! Всё, что мы получаем, создаёт страдания — а потому мы практикуем так, чтобы ничего не получать. Сделайте ум спокойным и покончите с этим. 185. Будда учил отбрасывать все вещи, в которых нет какой-либо реальной внутренней сущности. Если вы всё отбросите, то увидите истину. Если нет — то не увидите. Всё именно так. И когда мудрость пробудится в вас, вы будете видеть Истину, куда бы ни посмотрели. Истина будет единственным, что вы будете видеть. 186. «Пустое» сердце не означает, что там внутри ничего нет вообще. Там нет плохого, но оно наполнено мудростью. 187. Люди не размышляют над старостью, болезнями и смертью. Они любят говорить только о не-старении, не-болезни, не-смерти, а потому они никогда не развивают правильного ощущения для практики Дхаммы. 188. Счастье большинства людей зависит от владения вещами, которые им нравятся. Они хотят, чтобы каждый в этом мире говорил только приятное. Вы так ищите счастье? Возможно ли, чтобы каждый в этом мире говорил только приятные вещи? Если так, то найдёте ли вы счастье когда-нибудь? 189. Деревья, горы, лоза — всё живёт в соответствии со своей собственной истиной. Согласно природе они появляются и умирают. Они остаются бесстрастными. Но с людьми всё иначе. Мы возражаем против всего. А тело всё равно идёт своей дорогой: оно рождается, стареет и со временем умирает. Оно существует в согласии с природой. Тот, кто хочет, чтобы всё было иначе, просто будет страдать. 190. Не думайте, что много изучая и много зная, вы увидите Дхамму. Это подобно тому, как если говорить, что вы уже всё увидели, только потому что у вас есть глаза; или вы уже всё услышали, только потому что у вас есть уши. Вы можете видеть, но вы не видите полностью. Вы видите только '«внешним глазом», но не «внутренним». Вы слышите только «внешним ухом», но не «внутренним». 191. Будда учил нас отбросить все формы зла и развивать добродетели. Это правильный путь. Это учение подобно тому, как если бы Будда подобрал нас и поставил в начале пути. Когда мы достигли пути, мы можем либо пойти по нему, либо нет — это уже личное дело каждого. Работа Будды окончена прямо на этом самом месте. Он показывает нам путь: что правильно, а что неправильно. Этого достаточно. Остальное зависит от нас. 192. Вы должны узнать Дхамму сами. Это означает, что вы должны сами практиковать. Вы можете зависеть от учителя только на 50% пути. Даже то учение, что я вам дал, полностью бесполезно само по себе, даже если это стоило услышать. Но если вы поверили просто потому, что я так сказал, то вы не используете учение правильным образом. Если вы полностью поверили мне, то вы глупы. Услышать учение, осознать его пользу, применить это на практике самостоятельно, увидеть это внутри себя... это куда полезнее. 193. Однажды во время медитации при ходьбе начался небольшой дождь, и я хотел всё бросить и зайти в хижину. Но затем я вспомнил о тех временах, когда я работал на рисовых полях. Мои штаны были мокрыми ещё с прошлого дня, но мне нужно было вставать до рассвета и надевать их опять. Затем мне нужно было спуститься и вывести буйвола из загона. А там было так грязно. Я хватал верёвку, а она была испачкана в бычьем навозе. А потом буйвол махал хвостом, забрызгивая меня своими экскрементами. Мои ноги болели, а я шёл и думал: " Ну почему жизнь такая жалкая? ". И теперь я хотел прекратить медитацию ходьбы... из-за слабого дождика. Размышляя подобным образом, я черпал силы для практики. 194. Я не знаю как об этом сказать. Мы говорим о вещах, которые нужно развить, и о том, что нужно отбросить... но на самом деле нечего развивать и нечего отбрасывать.
Источник: www.dharmaweb.org. © 2010 Издание " Буддийского Просветительского Содружества", сайт " Колесо Дхаммы". Условия использования: Только для бесплатного некоммерческого распространения. Разрешается копирование и размещение единичных материалов в Интернете в неизменном виде при условии, что все копии должны содержать это примечание, копирайты и ссылку на этот источник. В остальном все права сохранены. Как сослаться на этот источник (предлагаемый вариант): Аджан Ча: " Нет Аджана Ча". Колесо Дхаммы, 2010, https://dhamma.ru/lib/authors/chah/reflections.html.
|