Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регулирование процентных ставок при кредитовании реального сектора, государственная поддержка.
1) Необходимо поэтапное снижение ставок межбанковского рынка, кредитов, предоставляемых юридическим лицам – снижение ключевой ставки ЦБ – до 8% в течение 5-ти лет. Вспомните кризис 2008-2009 годов, и как с ним боролись. Ровно наоборот, снижением ставки! Фактически, при наличии предпосылок, ключевая ставка ЦБ может быть снижена гораздо быстрее на уровень 6-8%. Повышение ставки с 5, 5% до 17% произошло за 14 месяцев[9] (с 13 сентября 2013 г. по 16 декабря 2014 г.), а снижение с 17% до 11% - чуть менее чем за 8 месяцев (с 16 декабря 2014 года по 3 августа 2015 года).
2) Предлагаем рассмотреть возможность введения двух ключевых ставок – для кредитования производственных инвестиций, и для всех других целей. В настоящее время процентная ставка рефинансирования (учетная ставка) Центрального Банка - ставка процента при предоставлении ЦБ кредитов коммерческим банкам, а также используемая ставка в целях налогообложения и расчета пеней и штрафов. После введения ключевой ставки и до 1 января 2016 года учетная ставка не имела значения как индикатор денежно-кредитной политики. ЦБ уравнял учетную и ключевую ставки, и с 1 января 2016 года не устанавливается самостоятельное значение учетной ставки Банка России, используется понятие ключевой ставки. Адресной преференцией в кредитовании реального сектора экономики может стать отдельное введение Центральным Банком ключевой ставки для кредитования именно отраслей промышленности. Дешевые кредиты позволят оживить рост промышленного производства и инвестиции в модернизацию предприятий. В этом случае необходимо определить агента по целевому кредитованию, приоритеты отраслей промышленности, критерии отбора промышленных предприятий, условия кредитования. Обязательным условием получения целевых кредитов является российская юрисдикция заёмщика (деофшоризация). ЦБ необходимо ввести пониженные нормативы создания резерва под указанные кредиты.
3) Необходимо интенсифицировать использование механизма предоставления государственных гарантий в рамках предлагаемого механизма льготного финансирования промышленных предприятий. Это позволит решить проблему залога при кредитовании промышленных предприятий, при кредитовании производственных инвестиций.
4) Помимо механизма льготного финансирования, предлагается предусмотреть возможность рефинансирования текущих займов промышленных предприятий. Следствием реализации данного предложения будет являться снижение стоимости заимствования для предприятия и перенос гарантийных обязательств с регионального на федеральный уровень (гарантия субъекта РФ аннулируется, так как долг рефинансирован, а государственная гарантия федерального уровня возникает в соответствии с программой льготного кредитования, предложенной выше).
5) Агентом по кредитованию может быть как Госкорпорация Банк Развития, так и ПАО «Сбербанк», либо пул банков. В кризис 2008-2009 годов Центральным Банком России использовалась практика предоставления кредитов на 10 лет за счет международных резервов. Предлагаем обновить указанную практику и предоставлять Банком России агентам по кредитованию субординированного кредита (либо взноса в уставный капитал) до конца 2026 года за счет международных резервов для последующего кредитования, либо рефинансирования ранее выданных кредитов, работающих на рынке не менее 7 лет промышленных предприятий под 6-8% годовых, с одновременным внесением изменений в законодательство в части не обложения налогом на прибыль возникшей выгоды из-за разницы между процентом, под который был выдан кредит и ставкой рефинансирования ЦБ (до 28 млрд. долларов). Аналогичную меру предлагаем распространить и на сельхозпредприятия через, например, Россельхозбанк.
Наконец, одним из основополагающих принципов предоставления льготных кредитов должна стать расстановка приоритетов по тем отраслям, развитие которых является необходимым. В части реального сектора вообще и промышленности в частности, представляется целесообразным сосредоточиться на тех отраслях, в которых Россия имеет естественные конкурентные преимущества, и развивать их – это даст наибольший результат при наименьших вложениях с точки зрения эффективности. 6) Для этого предлагаем зафиксировать в федеральном законе ключевые условия предоставления льготных кредитов предприятиям промышленности и сельского хозяйства: 1) непрерывное ведение хозяйственной деятельности (не менее 7 лет); 2) размер средней зарплаты работников предприятия за последние 7 лет непрерывного ведения хозяйственной деятельности должен составлять не менее средней зарплаты по отрасли, в которой ведет хозяйственную деятельность предприятие; 3) Ежегодная 100%-ая оплата страховых взносов во внебюджетные фонды с ФОТ работников предприятия на протяжении последних 7 лет непрерывного ведения хозяйственной деятельности; 4) Ведение хозяйственной деятельности в одной или нескольких следующих отраслях: § Двигателестроение; § Сельхозмашиностроение; § Радиоэлектронная промышленность; § Транспортное машиностроение; § Станкостроение; § Промышленность строительных материалов; § Лесопромышленный комплекс; § Аптечные сети; § Фармацевтическая промышленность; § Пищевая промышленность и агропромышленный комплекс; § Жилищное строительство; § IT; § Атомная промышленность.
7) Для проведения масштабной модернизации необходимы дополнительные источники средств. Этими средствами могут стать возвращенные в страну активы государства, размещенные за рубежом, в том числе в ценных бумагах иностранных государств (речь идет в первую очередь о Резервном фонде и части Фонда национального благосостояния). 8) Дополнительными мерами поддержки промышленных предприятий могут стать снижение ввозных таможенных пошлин на производственное оборудование, не производимое в России (сейчас освобождается от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, ввозимых для исключительного использования в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - члена Евразийского экономического союза»). А при модернизации – дать возможность предприятию уменьшить на эту сумму налогооблагаемую прибыль. 9) Денежная политика Банка России должна быть направлена не столько на борьбу с инфляцией, сколько на решение задач развития и таргетирование экономического роста. Необходимо повысить уровень монетизации экономики, расширить денежное предложение и освободить отечественных производителей от зарубежных источников кредитования. Центральный Банк России должен вернуться к своим конституционным обязанностям - обеспечение стабильности реального курса рубля, с учетом фактической инфляции: насколько изменились цены, настолько же плавно изменить курс рубля. Необходимо недопущение резких колебаний курса рубля.
В любом случае, при оказании господдержки крупнейшим собственникам, должна быть предусмотрена частичная национализация предприятий.
Развитие промышленности не приведет к взрывному росту рабочих мест – современная промышленность автоматизирована и роботизирована, высококвалифицированная рабочая сила – да, инвестиции для увеличения производительности труда – да, массовое создание рабочих мест – невозможно. Ввиду этого необходимо перестать закручивать гайки в сфере малого и среднего предпринимательства. Необходимо создать условия для четких сигналов государства: малое предпринимательство – это хорошо, это престижно, и это поддерживается на уровне государственной политики. Не нужно пытаться контролировать каждый шаг в этой сфере, в первую очередь с использованием репрессивного аппарата государства. Необходимы действенные сигналы по поддержке малого предпринимательства.
|