Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе
Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека, привело к отчуждению его от природы, науки, культуры. На смену потребительскому взгляду на мир природы приходят общечеловеческие, гуманистические ценности. Прежде всего они рождают культуру диалога человека с природой и взаимодействие с ней. В создании новой системы ценностей, экологической культуры, адекватной природе, особая роль отводится работе с детьми, проявляющими интерес к природе, методам естественнонаучного познания. Культуру России невозможно себе представить без русского народного искусства, которое должно широко включаться в содержание естественнонаучного и экологического образования детей. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале различных видов творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития у Них художественно-творческих способностей, понимания прекрасного в природе, усвоения эталонов ее красоты и эмоциональных переживаний. Все это способствует формированию ответственности у детей за жизнь растений, животных и всего живого на планете, так как все, в конечном счете, зависит от каждого человека. В период детства идет интенсивное накопление знаний об окружающем мире, о состоянии природной и социальной среды, что является основанием для осуществления экологического образования. Непрерывное экологическое образование требует развивать научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельностное отношение детей к окружающей среде. Каждому нужны знания по экологии, особенно те, которые касаются близких человеку региональных проблем. Ставрополье - давно обжитый человеком регион и за сотни лет его территория испытывала не только положительное воздействие человеческой деятельности, но и накопило его неблагоприятные последствия. Пребывание в лагере поможет детям и подросткам разобраться во многих экологических проблемах региона. Это позволит правильно оценивать действия людей в природных условиях, выработать свое отношение к негативным воздействиям на природу. Суть программы - это многостороннее. Не носящее состязательного характера программа добровольной деятельности для детей и подростков, поощряющая раскрытие индивидуальности, развития личности, уверенности в себе, упорства, ответственности перед собой и обществом. Направления: - организация активного отдыха и физического оздоровления детей и подростков; - развитие творческих способностей детей и подростков, расширение их кругозора; - организация информационно-деятельностного обмена опытом работы; - проведение различных культурно-досуговых и физических мероприятий; - создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребенка на положительное действия и поступки; - обеспечение гарантий социальной защищенности, построение гуманных отношений в коллективе, создание условий свободного развития, раскованности в своих действиях; - организация социально-значимой деятельности, включение ребенка в различные сферы деятельности. Создание условий для поиска полезных дел; - развитие ценностных ориентации, превращение обобщенного социального опыта во внутреннюю силу, мотив, побуждающий ребенка к социально-ценностной деятельности.
Девиз лагеря: " Природу любить и всегда охранять, в обиду ее никому не давать ". 1. Цель программы: - содействие развитию детского движения «Юный эколог» посредством приключенческой педагогики на базе живой природы; изучение возможности полезного проведения досуга и участия различного рода деятельности на добровольных началах; формирование представлений о системе социальных взаимоотношений между людьми по охране окружающей среды; стимулирование процесса саморазвития личности; развитие гражданской позиции; - раскрытие творческих и физических способностей детей и подростков; - обучение детей общению с природой, жизни в гармонии с окружающим миром; - привитие навыков бережного отношения к родной земле, формирование умения по ее защите; - обеспечение преемственности старших и младших в природо-охранной деятельности. 2. Задачи программы: - воспитание экологической ответственности, экологической культуры мышления; - привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности каждой конкретной личности в среде своего обитания; - ознакомление с природными процессами и результатами деятельности человека в экосистемах; - развитие географического кругозора, ознакомление детей и подростков с природно-экономическими различиями районов России; - укрепление духовного и физического здоровья детей и подростков; - формирование интересов участников к установлению деловых отношений со сверстниками на заданную тему; - поиск новых методов и форм организации совместной каникулярной жизнедеятельности детей, подростков и взрослых в условиях лагеря; - организация научно-исследовательской деятельности с использованием экологических знаний, полученных в школе; - формирование положительных ценностей у подростков с девиантным поведением; - формирование осознания ценностей человеческих отношений, необходимость гуманного отношения к окружающей среде и окружающим людям. Компоненты, обеспечивающие осуществление целей и задач лагеря «Юный эколог» - Единое место проживания в новой пространственной среде. - Наличие слаженной команды педагогов во главе с руководителем. - Создание условий для разнообразной активной деятельности, творческого взаимодействия всех участников. - Наличие содержательного материала для предстоящей совместной деятельности. - Ежедневная перегруппировка участников во временные творческие объединения. - Проведение тинтенсивных занятий с педагогами параллельно с самостоятельной работой детей и подростков. Концептуальные основы построения деятельности лагеря «Юный эколог» - Создание атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками. - Взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских и других технологий, носителями которых являются участники. - Обеспечение условий для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей. - Критерии выбора содержание деятельности – духовное и физическое оздоровление детей и подростков. Содержание программы Лагерь «Юный эколог» - это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитание гражданской активности, трудолюбия, здорового образа жизни. Главная цель – развитие в каждом ребенке жизнестойкости и жизнеспособности. Дети и взрослые решают вместе чем им заниматься, какие при этом символы и ритуалы использовать. Разнообразие форм, методов и содержание деятельности «Юных экологов» залажено в следующих блоках: 1. Современное состояние окружающей среды России. 2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. 3. Взаимодействие природы и общества в Ставропольском крае. 1 блок. Современное состояние окружающей среды России · Современное состояние атмосферного воздуха и гидросферы: - антропогенное воздействие на атмосферу; - качество воздушной среды; - экологическое состояние поверхностных вод; · Современное состояние растительного и животного мира, почвенного - состояние почвенного покрова; - эрозия почвы; - состояние растительного и животного мира. · Глобальные проблемы экологии: - экологические последствия глобального загрязнения атмосферы: парниковый эффект, нарушение озонового слоя, кислотные дожди. · Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды: - охрана окружающей природной среды; - нерациональное и рациональное природопользование; - экологическая безопасность. · Понятие мониторинга окружающей среды: - экологический мониторинг; - ступени мониторинга; - общегосударственная служба наблюдения. · Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах: - основные источники загрязнения в природных средах; - группы загрязнения веществ в природных средах; - главные загрязнители вод; - поллютанты атмосферы. 2 блок. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды · Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды: - малоотходная и безотходная технология; - оборотное водоснабжение; - биотехнологические процессы. · Правовые и социальные вопросы экологического безопасности. Основы экологического права: - источники экологического права; - государственные органы охраны окружающей среды; - юридическая ответственность за экологические правонарушения. · Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: - гармонизация международных экологических отношений; - международные объекты охраны окружающей среды; - участие России в Международном экологическом сотрудничестве. 3 блок. Взаимодействие природы и общества в Ставропольском крае. · Региональная экология: - эколого-географическое положение Ставропольского края; - рельеф, климат, внутренние воды Ставропольского края; - природные ресурсы Ставропольского края; - классификация природных ресурсов. · Природные ресурсы Ставропольского края: - минерально-сырьевые ресурсы; - рекреационные ресурсы; - водные ресурсы. · Ископаемые ресурсы края. Проблема их использования. - ископаемые ресурсы края; - экологические проблемы извлечения минеральных ресурсов; - способы добычи минерального сырья; - меры, принимаемые для сохранения окружающей среды; - полезные ископаемые Ставропольского края; - экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых края. · Влияние сельского хозяйства на экологическую обстановку в регионе: - общая характеристика сельского хозяйства в крае; - проблема эрозии почв; - проблема опустынивания и засоления почв; - проблема химического загрязнения почвы. · Состав и экологические особенности атмосферы: - атмосферный воздух и его состав; - антропогенные воздействия на атмосферный воздух; - основные загрязнители атмосферного воздуха; - типы загрязнения атмосферного воздуха; - факторы, стимулирующие распространение загрязнителей в атмосфере. · Водные ресурсы края: - общая характеристика водных ресурсов; - поверхностные воды края; - подземные воды края; - основные загрязнители водных объектов; - действия загрязняющих веществ на водные экосистемы; - водоотведение. · Состояние земельных ресурсов края: - общеземельный фонд; - деградация земель, ее причины; - земельные ресурсы Ставропольского края; - деградация почв, почвенная эрозия. · Растительный покров края и его состояние: - общая характеристика растительного покрова Ставропольского края; - основные фитоценозы Ставропольского края; - эндемические растения Ставропольского края. · Проблем охраны растительного мира: - флора Ставропольского края; - процесс исчезновения видов; · Красная книга; - пути сохранения фиторазнообразия. · Использование ресурсов животного мира: - охотничье-промысловые виды животных Ставропольского края; - особенности биологии охотничье-промысловых видов животных. · Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека: - роль человека в преобразовании природы; - рекреационная нагрузка на биотопы. · Состояние природных комплексов Ставропольского края: - определение природного комплекса; - воздействие человека на природные комплексы; - природные комплексы Ставропольского края; - ландшафты Ставропольского края; - сезонная динамика ландшафтов; - фенология и ее задачи; - фенологические сезоны года; - сезоны года в Ставропольском крае. · Экология и здоровье человека в крае: - факты, определяющие здоровье человека в Ставропольском крае; - демографическая ситуация и здоровье населения в крае; - заболевания и эпидемия. Природные этапы заболевания на Северном Кавказе; - инфекционные заболевания; - аллергические заболевания.
|