![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение понятия, основные научные школы и классификация организацийСтр 1 из 72Следующая ⇒
Миротин Л.Б., Чубуков А.Б., Ташбаев Ы.Э. М 64 Логистическое администрирование: Учебное пособие / Л.Б. Миротин, А.Б. Чубуков, Ы.Э. Ташбаев. —М.: Издательство «Экзамен», 2003.—480с. Рецензенты: И.Н. Омельченко — доктор технических наук, профессор, Е.В. Павлова — кандидат экономических наук. ISBN 5-94692-213-0 Как создаются и развиваются организации, почему и как изменяются, почему их участники действуют так, а не иначе — ответы на эти вопросы дает теория организации. Именно организационный аспект является наиболее важным моментом в логистическом администрировании. Настоящее учебное пособие содержит исчерпывающий материал по теории организации, приводятся практические рекомендации по организации логистики в компании. Для студентов и преподавателей, менеджеров, предпринимателей. УДК 65.01(075.8) ББК 75.40я73 ISBN 5-94692-213-0 © Миротин Л.Б., Чубуков А.Б., Ташбаев Ы.Э., 2003 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.............................................................................................................................................................................................................. 2 Введение..................................................................................................................................................................................................................... 3 ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ............................................................................................. 8 Глава 1. Понятие и сущность организации...................................................................................................................................................... 8 Глава 2. Организационные структуры в компании..................................................................................................................................... 32 Глава 3. Механизмы координации................................................................................................................................................................... 69 Глава 4. Организационное развитие................................................................................................................................................................ 75 Глава 5. Организация логистического обслуживания потребителей в компании.............................................................................. 87 Глава 6. Управление персоналом подразделения логистики................................................................................................................... 89 Глава 7. Должностные инструкции................................................................................................................................................................ 107 Глава 8. Взаимодействие организаций......................................................................................................................................................... 126 Глава 9. Основные задачи и принципы проектирования организации............................................................................................... 132 ЧАСТЬ II. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЛОГИСТИКИ.................................................................................................................................................... 161 Глава 1. Сетевые организации........................................................................................................................................................................ 161 Глава 2. Структуризация работ и делегирование полномочий............................................................................................................. 166 Глава 3. Организационная структура и распределение полномочий................................................................................................. 174 Глава 4. Определение функций и эффективность управления............................................................................................................... 185 Глава 5. Формирование структуры решения.............................................................................................................................................. 192 Глава 6. Проектирование коммуникационных каналов (информационных потоков).................................................................... 198 Глава 7. Развитие организационно-структурных форм управления.................................................................................................... 205 Глава 8. Современные формы интеграции организаций......................................................................................................................... 222 Глава 9. Структурная перестройка организации...................................................................................................................................... 227 Глава 10. Межгрупповое поведение.............................................................................................................................................................. 231 Список рекомендуемой литературы.............................................................................................................................................................. 235
Предисловие Учебное пособие соответствует курсам «Основы теории организации» и «Логистическое администрирование», программа которых разработана авторами пособия. Курсы по современной теории организации и логистическому администрированию читаются во многих высших учебных заведениях страны. На основе анализа и обобщения отечественных и зарубежных исследовании авторы изложили основные теоретические положения теории организации и основные требования к организации логистики в компаниях. Учебное пособие содержит две части. В части I раскрываются основные понятия и сущность организации, их классификации, особенности каждого типа организационных систем и пр. Представлены основные научные школы, как отечественные, так и зарубежные. В части II авторы рассматривают отдельные проблемы логистического администрирования, знакомят с тенденциями управленческих процессов, современными формами интеграции организации. Авторы учебного пособия: Миротин Леонид Борисович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и логистики Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета), председатель Координационного совет по логистике, директор Учебно-методического центра «Логистика», декан факультета логистики Московского транспортного института. Чубуков Александр Бежанович, кандидат технических наук, декан факультета Управления Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета), директор Московского транспортного института. Ташбаев Ырысбек Эгембердиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры Менеджмента и логистики Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета, заместитель председателя Координационного совета по логистике, заместитель директора Учебно-методического центра «Логистика» Московского транспортного института. Авторы благодарят Сергея Кузнецова, Надежду Тихонову и Евгения Хорошилова за помощь в подготовке рукописи книги. Авторы будут благодарны читателям за обнаруженные ошибки, неточности и недочеты в книге, признательны за замечания и пожелания. Просим присылать их по адресу: 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64, офис 217нд. Координационному совету по логистике, или по электронной почте ccl@logistics.madi.ru. Введение Рынок достаточно быстро оценивает и отбирает наиболее выгодные формы и методы ведения бизнеса. Наибольшую практическую ценность имеют теоретические разработки, отражающие изменившиеся условия функционирования организаций. Логистика является прежде всего частью общей теории управления. Как самостоятельная дисциплина логистика имеет свою область деятельности — управление различными потоковыми процессами, к которым относятся материальные, товарные, транспортные, финансово-кредитные, информационные процессы. Кроме того логистика обеспечивает организацию рационального управления процессами, т.е. осуществляет оптимизацию организационных структур, форм и методов управления потоковыми процессами. И, конечно же, логистика является научно-практическим инструментом взаимодействия между бизнес-организациями. Для большинства российских компаний логистическая концепция сегодня воплощена в отдельные функциональные виды деятельности. Логистику можно понимать как системный подход к организации всего производства и распределения готовой продукции. Логистический цикл начинается с поступления заявки на поставку и заканчивается доставкой продукции потребителям. Логистика распространяется не только на материальные или товарные потоки. Она также учитывает и человеческие ресурсы, охватывая персонал организации, ее клиентов и поставщиков, согласовывает интересы этих сторон. Конечно, очень важно формирование четко работающего механизма реализации логистического подхода внутри организации, но при этом нельзя пренебрегать интересами клиента. Логистика призвана сопрягать функциональные сферы (маркетинг, производство, транспорт, финансы, управление), учитывать их взаимовлияние и взаимодействие в организации, должна поддерживать баланс между функциями, согласовывать цели структурных подразделений, чтобы в конечном счете все работало на общую цель. Однако без четко сформулированных целей совершенствовать разные стороны деятельности организации и сложить их в стройно работающую систему невозможно. Нередко в процессе решения локальной задачи совершенствования склада обнаруживается, что необходимо пересматривать всю организационную структуру, а иногда и всю систему поставок и сбыта организации. После того как рационализированы бизнес-процессы внутри организации, можно думать о перестройке всех процессов взаимодействия с поставщиками и клиентами. Назначение логистики заключается в размещении запасов там и тогда, где и когда они нужны для поддержки эффективных продаж. Такая поддержка должна осуществляться своевременно и, как правило, по всей гамме операций, а это означает, что логистика является интегральной частью всех бизнес-процессов. Идеальной формой организации является такая организационная структура, в рамках которой все ключевые работы выполняются как составная часть поддерживаемых ими процессов. Поскольку логистические операции отличаются значительной географической разобщенностью и типичная организация, как правило, состоит из множества различных бизнес-единиц, отсутствует универсальная логистическая организационная структура. В каждом конкретном случае должны быть разработаны методы улучшения и координации логистических операций, а также установления всеобъемлющего контроля над логистической деятельностью организации в целом на основе использования информационных сетей. Роль специалистов по логистике организации в создании добавленной стоимости для потребителя весьма значительна. Логистические системы организации должны функционировать под продуманным и грамотным руководством менеджеров по логистике. Менеджеры среднего звена становятся активными исполнителями, наделенных значительными полномочиями и имеющими доступ фактически ко всем данным. Вследствие постоянно осуществляемых организационньк перестроек и реинжиниринга операционных процессов иерархические организационные структуры изменяются, приспосабливаясь к функционированию в условиях информационных сетей и самоуправляемых межфункциональных команд. Вертикальные бюрократические структуры уступают место горизонтальным моделям, ориентированным на управление ключевыми процессами. В условиях конкуренции организации должны быстро перестраиваться, приспосабливаясь к новым рыночным возможностям. Организация — сложный организм. В ней переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают эффективно работать. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не познав сущности организаций и не поняв закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо общества, ни переходить в их деятельности на современные технологии. Зачем нужны организации, как они создаются и развиваются, на каких принципах формируются, почему и как изменяются, какие возможности для прогресса открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы дает теория организаций. Трудно переоценить значение научного обоснования аспектов формирования и эффективного функционирования логистических систем. Организационная деятельность испытывает влияние нарастающих темпов и масштабов изменений в логистической инфраструктуре. Переход к эффективной организации логистики, построенной на научных принципах, становится одним из главных условий успешного осуществления реорганизации компании. Конкуренция продуктов и услуг стала конкуренцией организации, используемых форм, методов и мастерства управления ими. Тяжелое наследство централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних связи и отношений, несвободы нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породило стереотип консервативного мышления и организационной скованности. Это затрудняет как восприятие научных принципов, так и их применение для создания современных организаций или приспособления существующих к современным требованиям. Изучение теории организаций призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них логистических процессов. Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения свойства, понимаемого как деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое истолкование близко к понятию «организовывать». В других случаях термин «организация» рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация является самоорганизующейся системой на всех этапах своего жизненного цикла. Такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят, описан и всесторонне изучен только с позиций его формальной структуры и разложения на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий угол зрения, нацеленный на выявление динамики организации, ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и к достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди складывают свои способности и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности. Таким образом, основополагающей задачей теории организаций является изучение влияния индивидуумов и групп людей на функционирование организации и происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организаций использует подходы и достижения других научных дисциплин — психологии, социологии, социальной психологии, антропологии — для решения этих задач. Вклад психологии в теорию организаций проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, измерение и выявление возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширяется база психологических исследований, непосредственно связанных с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и разработке методов мотивации, степени удовлетворенности работой, психологических аспектах процессов принятия решений, об оценке поступков. Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организаций за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Важными являются изучение группового поведения (особенно в формальных и сложных организациях) и социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, организационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен исследованием природы социальных конфликтов и прежде всего конфликтов межличностных, между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организаций большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и логистических системах, факторов социальной активности, моделирование социальной значимости деятельности человека, его социальные возможности, ожидания, ограничения, социальные перемещения, мобильность, идентификация. На возникающие в процессе функционирования организации вопросы, как и почему индивидуумы ведут себя в групповой деятельности так, а не иначе, ответы дает социальная психология. При изучении межличностного поведения главный ориентир — как происходят изменения, в каких формах они осуществляются, как преодолеваются барьеры их восприятия. Ценность для организаций представляют исследования, посвященные измерению, пониманию и изменению позиций, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности. Вклад антропологии в теорию организаций обусловлен тем, что эта наука занимается поведением и деятельностью людей в широком контексте жизни общества, распознаванием того, как люди себя ведут, т.е. занимается функцией культуры всего общества. Культура— механизм, отбирающий из имевшихся в прошлом ценностей и норм те, которые могут служить настоящему и проявляться в поведении людей в организациях. Культура обновляет унаследованные из прошлого ценности и нормы с учетом происходящих в обществе изменений, транслирует их живущим поколениям, вооружает людей определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различии фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения, проявляющихся в деятельности организации. В теории организаций учитывается характер и степень влияния указанных факторов на поведение людей, их приоритеты, на их поступки в процессе работы. Связь теории организаций с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для их построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий в соответствии с избранным курсом. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение ко всем аспектам деятельности организаций. Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. В работах по теории управления, формулируются основные категории, закономерности, принципы и типологии организационных систем. Имеется большое количество работ, выделяющих проблемы организации в относительно самостоятельную область знаний и целиком им посвященных. Исходная позиция авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения управления. Такая позиция позволяет глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, их взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. При таком подходе сохраняется объективно существующая связь и неизменное взаимовлияние организации и управления в рамках единого процесса целенаправленной логистической деятельности. В состав элементов организации входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую структуру организации (индивидуумы с их способностями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие логистическую инфраструктуру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологические правила и нормативы). Особое значение в этой связи приобретает роль современных информационных систем, связывающих воедино логистические процессы организаций и собственно управленческой деятельности. Организации должны быть структурированы так, чтобы максимизировать способности системы управления справиться с объемами информации, добиться требуемой скорости и реактивности при принятии, реализации и контроле управленческих решений. Организации должны обеспечить получение требуемой информации в определенной форме и в нужное время теми, кому она необходима. Изменения в этой области протекают в настоящее время быстрее, чем когда-либо за счет расширения масштабов и повышения роли информационных технологий, компьютерных сетей и телекоммуникаций. В перспективе значение этого фактора будет нарастать. Современная теория рассматривает организацию как координируемое социальное образование с решающей ролью индивидуального и группового поведения. Поэтому в проектах и программах преобразования организаций важно возвышать значимость человека с его интересами, мотивами, стимулами, компетентностью, степенью удовлетворенности. Организационное поведение как научная дисциплина имеет своим объектом поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. Теория организаций и организационное поведение близко соприкасаются, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, дисциплина организационного поведения сосредоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организаций, связан преимущественно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми, в другом — как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организаций и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организации. Теория организации и теория систем тесно взаимосвязаны, причем теория организации является самостоятельным элементом общей теории систем. Как и теория систем, теория организации изучает общие свойства организации как единого целого. Теория организации рассматривает в различных аспектах как каждую подсистему отдельно, так и их взаимоотношения. При этом основное внимание уделяется иерархии работ и задач, подчеркиваются вертикальные связи в этой иерархической лестнице. Не остаются без внимания и горизонтальные связи. В теории организации наиболее важными считаются именно эти горизонтальные связи. Функция горизонтальных связей состоит в упрощении решения логистических задач, возникающих вследствие функционального разделения труда. Их природа и особенности определяются членами организации, имеющими различные организационные подцели, но взаимозависимая деятельность которых требует взаимодействия. Основные, характерные особенности и выводы по изучению теории организаций последовательно изложены в части I пособия. Рассматриваются понятие и сущность организаций, их классификации, особенности каждого типа организационных систем. Понимание сущности организаций расширяется благодаря ознакомлению с их внутренней и внешней средой, с миссией и системой целей, с концепцией жизненного цикла, включая стадии развития. Для читателя представят интерес ролевые функции, служащие основой динамизма организаций, — межличностные, информационные и связанные с принятием и реализацией управленческих решений. Представлены основные теоретические исследования, научные принципы и модели организационной работы Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера, Р. Лайкерта, современные теории системного подхода, социальных систем, бихевиористские концепции. При изложении рассматриваемых теорий основной упор делается на их научную и практическую значимость в совершенствовании логистических систем. Выделены формальные построения и система неформальных связей, вертикальное и горизонтальное разделение труда и формы их взаимодействия, объемы контроля и его модели, различные виды деления организаций на части и звенья. Овладение такими знаниями позволяет обоснованно подходить к определению степени централизации и децентрализации функций и механизмов принятия решений в организациях, соотношений между ними, направлений и методов делегирования полномочий и ответственности. Особое внимание уделяется формированию горизонтальных связей в организациях, разбираются контакты между руководителями, взаимосвязи между подразделениями, методы работы целевых групп и органов по организации, различные условия эффективных взаимодействий, практика разрешения конфликтных ситуаций. Анализируются как условия и формы построения, так и преимущества и недостатки различных видов структур (линейно-функциональных, дивизиональных, продуктовых, проектных и матричных), варианты их сосуществования и взаимного дополнения. Приводятся основные характеристики возникших в последнее время сетевых организаций с обоснованиями использования внутренних, стабильных и динамичных сетей. Даются представления об основных рычагах и организационных механизмах, приводящих в действие субъекты хозяйствования и обеспечивающих их устойчивую и сбалансированную работу. Прежде всего, это организация деятельности высшего звена и механизм принятия управленческих решений — стратегических и оперативных, простых и сложных. С этих же позиций рассматриваются деятельность по координации и ее основные виды — превентивная, устраняющая, регулирующая и стимулирующая. По мере усложнения организаций трудно переоценить значение межгруппового поведения. Важное место отводится формам проявления межгрупповых отношений, моделям поведения групп, путям преодоления межгрупповых конфликтов. В условиях перехода к новым формам организации рассматривается влияние форм собственности на организацию управления применительно к разным видам хозяйствующих субъектов, соответствующие типы структур управления. Изучаются современные формы интеграции предприятий — финансово-промышленные группы, корпорации, холдинги, консорциумы, конгломераты, совместные предприятия. С учетом мировых тенденций в книге рассмотрены перспективные формы организации управления, а также условия их использования в долгосрочном плане. В главе «Проектирование организаций» анализируется системному подход к формированию структур организаций, сопоставляются основные методологические принципы, процессы и методы проектирования организации, используемые критерии для оценки организационных решений, основные условия и направления корректировки структур. Дана характеристика возможных этапов реализации, программ реорганизации и методов решения задач каждого этапа (подготовки, сбора информации,. определения и понимания проблем, организационно-технического проектирования. социального проектирования, проведения преобразовании). Учебное пособие завершается постановкой и решением задач по определению эффективности организационных изменений на основе критериев. В части II рассматриваются отдельные проблемы логистического администрирования: развитие организационно-структурных форм управления, современные формы интеграции организаций, управленческих процессов и деятельности структурных подразделений. Особое внимание уделено проблемам структурной перестройки, проектированию коммуникационных каналов. Многие теоретические положения даны в виде схем, рисунков, что придает наглядность и способствует пониманию сложных связей. Приводятся примеры логистического администрирования по зарубежным и отечественным компаниям. ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ Глава 1. Понятие и сущность организации Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организации действуют именно так, а не иначе. Владение этими знаниями позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию организаций, пониманию и регулированию протекающих в них процессов, определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей в области логистики. Каждая организация имеет свое предназначение — миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей. Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает предлагаемые продукты или услуги: место и роль в системе рыночных отношений; цели организации (выживание, рост, доходность); технологию (процессы, инновации); философию (базовые взгляды, ценности, мотивации); внутреннюю концепцию (источники силы, степень конкурентоспособности, факторы выживания); внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом). Определение понятия, основные научные школы и классификация организаций Организация — это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой. Взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, войдя в состав коллектива, может более эффективно достичь своих целей, чем индивидуально. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Термин «организация» употребляется в двух значениях: как название компаний, учреждений и других объектов и как обозначение процесса организовывания. Организация — это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики, что необходимо учитывать при рассмотрении организаций как объектов управления. Для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников. Под термином «организация» обычно понимают схемы административной подчиненности, должностные инструкции и другие структурные факторы организации. Однако теоретическое изучение организации охватывает более широкий круг явлений, хотя структура, повторим, занимает центральное место. Так, Д. Пью пишет: «Более конкретно теория организации может быть определена как изучение структуры, функционирования и эффективности организаций, а также поведения групп и отдельных лиц внутри них». Любая организация может быть описана с помощью ряда параметров. Это— целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. Задача организации состоит в том, чтобы отношения между отдельными видами деятельности на предприятии, лицами и материальными ресурсами обеспечивали оптимальное достижение цели. Для этого используются организационные формы; организационные модели. При их выборе ориентируются на цель, а также учитывают влияние внешней среды. Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организации. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса РФ). С учетом сложившихся традиций понятия «организация» и «предприятие» применяются как тождественные. Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых организаций (поставщиков, заказчиков), объединяемых информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые способствуют объединению и осуществлению гибкого партнерства на основе «электронных» связей. Развитие сетевых связей между организациями, входящими в виртуальную корпорацию, может иметь своим следствием пересмотр традиционных границ организаций, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания. Рассмотрим несколько основных школ по теории организаций. 1. Классический подход акцентирует внимание на структурных факторах, функциях или видах деятельности, необходимых для достижения целей. По мере определения задач и их последующей группировки формируются рабочие места, отделы и другие подразделения с целью эффективной специализации и координации деятельности в рамках физически нормальной загрузки руководителей. Далее формируется система координации путем установления соподчиненности работников и границ их ответственности в иерархии управления. Для классического подхода характерны попытки разработать правила (принципы организации), рассматриваемые как критерии построения организации. 2. Представители школы человеческих отношений наряду со сторонниками бихевиорального подхода исследуют проблемы мотивации поведения людей, руководства, группового и внутригруппового поведения. Такие исследования оценивают социально-психологические последствия различных организационных изменений и дают рекомендации по улучшению управленческих процедур, политики, по созданию такого организационного климата и такой структуры, которые стимулируют совместные усилия работников для достижения целей организации. Координация деятельности людей не может быть эффективной, если они не желают сотрудничать, и такая кооперация не возникает автоматически, но ее возникновению может способствовать организация. 3. При системном подходе главное внимание уделяется отношениям взаимозависимости и изучению организации как целостной системы. Однако единый системный подход еще не сформировался. Те или иные авторы изучают различные функциональные подсистемы организации. В данной книге мы рассматриваем логистические подсистемы в соответствии с решениями, необходимыми для достижения целей; организация, таким образом, создается для облегчения принятия решений. В процессе принятия решений формируется политика, обеспечивающая будущее организации. Но поскольку решения требуют информации, а информацию необходимо передавать, то при этом подходе изучается не только процесс принятия решений, но также потребность в информации и каналы коммуникаций. Без передачи информации не может быть ни сотрудничества, ни координации. Это относительно узкий подход, и многие представители системных теорий доказывают необходимость более широкого взгляда на организацию. Однако он позволяет понять значение информации и коммуникационных каналов для эффективной деятельности организации. 4. Различные ситуационные теории организации, характеризуясь в целом системной ориентацией, делают акцент на различные факторы: приспособление организации к требованиям технологии, необходимость инноваций; требования, вытекающие из неопределенности внешней среды и процессов принятия решений.
|