Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационные правила и политика
Успех организации приносит не строгое соблюдение правил или тщательная их разработка, а создание такого организационного климата, в котором каждый проявляет инициативу в осуществлении действий, совпадающих с общими целями. Термин «политика» обозначает общие правила, направляющие работу персонала на достижение основных целей в рамках принятой стратегии, которые на более низком уровне иерархии организации принимают форму инструкций. Однако разработка правил на все случаи является неразрешимой задачей и подчиненные должны иметь определенную свободу действий, чтобы компенсировать неполноту стратегии. Необходимо различать формально завершенную и практически завершенную систему правил. Система правил является формально завершенной, если правила направляют всю деятельность подчиненных таким образом, что каждое действие согласуется с духом правил. С другой стороны, практическая законченность требует, чтобы правила давали конкретные рекомендации о том, что нужно делать в каждом случае. Полный смысл правил можно разъяснить только в процессе их применения. Если деятельность не регулируется правилами, то она подвержена влиянию сиюминутных личных интересов и давлению текущих обстоятельств. Правила необходимы для контроля и регулирования любой сложной системы. Только с помощью правил можно сделать выбор. Осуществление всех важных решений требует распределения ограниченных ресурсов, которое может быть осуществлено только с помощью правил. Правила ограничивают вмешательство со стороны. Руководитель может выбирать только между А и Б, когда правила дают ему полномочия распределять ресурсы, он должен знать свои полномочия в каждой ситуации. Правила, которые дают свободу в одном направлении, ограничивают ее в другом. Однако достижение общего положительного баланса в регламентации зависит не от того, есть или отсутствуют правила, а от взвешивания вероятных последствий их введения. Правила стабилизируют конфликт, поскольку конкуренция, не регулируемая правилами, может выродиться в разрушительный конфликт. Если человек знает, что, как и когда нужно делать, он не нуждается в разъяснениях и приказах. Упор на обезличенные правила снижает потребность в приказах. Приказы, подчеркивая различия в статусе, могут вызывать обиды. Ни один здравомыслящий человек не одобрит бессмысленного повиновения правилам. В юридической сфере такое слепое следование правилам называется «механической юриспруденцией»: выводы делаются на основе концепций без учета условий, в которых данное правило не может больше применяться. В законе важно допустить некоторую свободу действий, но в определенных границах, которые лучше определить эмпирически. Нельзя отказываться от правил в пользу рассмотрения каждого случая «по его особенностям». М.Кнокс замечает: «Возьмем другой пример — распределение благотворительного фонда среди нуждающихся. Некоторые члены попечительского совета склонны считать, что каждый случай должен рассматриваться «по его особенностям». Но как эти «особенности» оценить без помощи какого-либо правила? Если пытаться рассматривать каждый случай «по его особенностям» и давать каждому просителю по $50, то вскоре окажется, что это несправедливо по отношению к другим, которые либо получат меньше, либо ничего не получат. Управлять фондом для «общей» выгоды нуждающихся становится невозможным без использования правил и принципов. Принятое особое правило или принцип могут критиковаться на основании того, что они слишком запутанные и поэтому не годятся, но управление с помощью правил все же лучше, чем попытки рассматривать каждый отдельный случай «по его особенностям». Цель правил — достичь большей определенности. Целью ограничения числа правил является достижение большей гибкости. Проблема заключается в исчислении затрат и выгод. В некоторых случаях решения слишком тривиальны и правила не нужны. В другом же крайнем случае решения могут быть слишком важны, чтобы можно было полагаться на правила. Правила используются для случаев, находящихся между этими крайностями, с целью экономии времени и ускорения процесса принятия решения. Правила особенно необходимы на низших уровнях иерархии, где взаимосвязи между деятельностью и целями часто просматриваются не очень четко. Здесь должна быть обеспечена согласованность действий всех работников организации. Если при этом не использовать правила, тогда на каждое действие нужно будет испрашивать разрешения, что взваливает непосильное бремя на руководителей, отвечающих за координацию. Легко создавать правила выполнения рутинных функций, так как их проще понять и легче уравновесить исключениями. Влиятельность на низшем уровне иерархии меньше подвержена изменениям, поскольку при изменениях политики организации чаще ориентируются на использование «имеющихся трудовых навыков, чем на осуществление программ, требующих постоянной переподготовки». Инструкции имеют большую ценность, если основываются на анализе всего диапазона ситуаций, в которых они будут применяться. Следовательно у более старого подразделения правила разработаны более тщательно. С течением времени люди вырабатывают более адекватные ответы на повторяющиеся проблемы. Эти ответы воплощены в правилах, которые создаются для большей предсказуемости результатов и лучшей координации. Но вместе с правилами появляется опасность слепого следования им и организационной негибкости. Управление по целям (МБО) Управление по целям (МБО) можно определить как процесс совместного определения членами организации целей для каждой должности и координации усилий по их достижению. В свете целей высшего уровня работники совместно со своим руководителем устанавливают те конкретные результаты (цели), которые они планируют достичь за конкретный промежуток времени. Хотя работникам предоставлена некоторая степень свободы в разработке планов достижения поставленных целей, эти планы также обсуждаются с руководителем с точки зрения их желательности, выполнимости и обоснованности. Руководитель регулярно анализирует успехи каждого работника в достижении поставленных целей. В конце планового периода производится окончательный анализ, в ходе которого полученные результаты соотносятся с намеченными целями. Затем устанавливаются новые цели на следующий период (обычно на год). МБО используется как подход к оценке производительности работников и как основа для вознаграждения руководителей и планирования рабочей силы. Правда, сторонники МБО доказывают, что оно должно быть подходом к управлению организацией в целом и что такой подход позволяет уменьшить число неудач. Управление по целям целесообразно при определении цели, поскольку повышает уровень исполнения, особенно когда задание трудное. Установление ясных целей и проведение частых обзоров хода работы всегда дают положительные результаты. Обратная связь улучшает исполнение при условии постановки целей, с которыми сравниваются результаты. Внедрение МБО включает подготовительную фазу, во время которой менеджеров обучают МБО и методам его приспособления к конкретной организации. В частности, менеджеры изучают концепцию целей и процесс постановки целей. Практическое применение МБО в различных организациях имеет свою специфику. Так, в компании «Хониуэлл» президент в начале года устанавливает основные цели корпорации на три следующих года и указывает границы вклада в достижение этих целей, ожидаемого от каждого отделения. Затем менеджеры отделений разрабатывают соответствующие планы: устанавливаются конкретные цели для отделения в целом и для каждой из основных функциональных сфер; посредством перекрестных ссылок показывают, как цели одной функции способствуют достижению целей других функций. В компании «Генеско» в первую очередь устанавливаются основные обязанности каждого менеджера. По каждой основной обязанности выделяются ключевые факторы ее выполнения, и именно в соответствии с ними менеджер и его руководитель совместно устанавливают цели. Затем этим целям придаются соответствующие веса. В других организациях каждый менеджер указывает степень необходимого участия вышестоящего руководителя и других менеджеров в достижении его целей. В высокоинтегрированных действиях достижение целей зависит от общих усилий нескольких менеджеров одного уровня. В этих случаях цели могут устанавливаться для групп, что предполагает коллективную ответственность за результаты. Установленные цели служат стандартами, по отношению к которым менеджеры могут периодически оценивать результаты своей работы. Периодичность таких оценок увязывается со сроками выполнения определенных законченных этапов работы. Если цели оказываются не достигнутыми, то проводится анализ причин срыва с целью выработки корректирующих мероприятий или для того, чтобы избежать таких ошибок в будущем. Хотя недовыполнение целей обычно вызывает наибольшую тревогу, перевыполнение одних целей (например, количества принятых заказов) может вызвать трудности в достижении целей других функциональных подразделений (например, перегрузку производства). Обычно рекомендуется разграничивать периодическую проверку исполнения по системе МБО как инструмента планирования и применение МБО в качестве метода оценки руководителей или для определения уровня заработной платы, так как в последних случаях нужно учитывать дополнительные факторы, например способность к сотрудничеству, профессиональный рост. При использовании МБО повышается эффективность управления, совершенствуется планирование. МБО является инструментом, заставляющим больше думать о предстоящей работе, чем о тех результатах, которые должны быть достигнуты. МБО способствует самоконтролю и периодической проверке результатов. При этом типе управления улучшаются взаимоотношения между подчиненными и руководителями. Снижается потребность в строгом контроле: подчиненные имеют больше возможностей участвовать в процессе планирования, а руководитель получает хорошую основу для обсуждения с подчиненными результатов их работы. Расширяются возможности подготовки руководителей. Применяя МБО, высшие руководители уделяют больше внимания инструктированию и обучению менеджеров нижних уровней. Обеспечиваются стандарты и критерии для оценки исполнения. Без стандартов нет руководства как бы велики ни были трудности в определении этих стандартов. Облегчается делегирование. Так, в компании «Хониуэлл» МБО было введено для того, чтобы осуществить желаемую степень децентрализации без ослабления централизованного контроля. Способы применения МБО на практике подверглись критике. Так, менеджеры выражают недовольство чрезмерным объемом бумажной работы или тем, что руководитель ставит перед ними новые цели, а спрашивает с них за старые. В свою очередь, сами менеджеры часто уделяют основное внимание только тому, что непосредственно связано с достижением поставленных целей, и игнорируют все другие обязанности. Кроме того, существуют трудности в точном количественном определении целей. Прежде всего не все цели поддаются количественному измерению (например, взаимоотношения между людьми), поэтому некоторые цели можно сформулировать только в терминах деятельности, которую нужно осуществить за определенный период времени, а не в терминах конечных результатов. В тех случаях, когда настаивают на необходимости количественной оценки, может случиться так, что критерии, отражающие существо проблемы, будут подменены теми критериями, которыми легче пользоваться. Поскольку менеджеры должны выработать необходимые навыки, обычно считается, что для полного внедрения системы МБО требуется два года. Еще одной причиной, оправдывающей эту временную оценку, является необходимость интеграции МБО с другими системами, такими как распределение бюджета и прогнозирование. Иногда для этого требуется изменить сложившуюся практику работы. Так, может потребоваться усилить децентрализацию или изменить системы обработки данных и контроля.
|