Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитический обзор






Целевое назначение аналитического обзора (АО), в соответствии с требованиями (п.1.6):

Ÿ математическое и информационное обеспечение целевых комплексных научно-технических программ и/или программ по решению важнейших научно-технических и социально-экономических проблем;

Ÿ оценка важнейших достижений и тенденций развития в основных областях математики и информатики, информационных технологиях, применении теоретических достижений в обработке информационных потоков социально-экономической области народного хозяйства РК в сравнении с результатами, достигнутыми за рубежом;

Ÿ повышение математической и информационной культуры (см.п.1.2) специалистов всех отраслей народного хозяйства РК.

Задача АО - информировать о передовых, прогрессивных научно-технических, экономических, производственных и других достижениях, способствующих дальнейшему подъему и развитию отрасли (отраслей) народного хозяйства РК.

Структура АО: введение; аналитическая часть; выводы; [рекомендации – при необходимости].

Во введении требуется обосновать целесообразность АО; охарактеризовать его тему и круг рассматриваемых вопросов; указать целевое назначение; определить период времени, охватываемый обозрением; обосновать выбор и дать характеристику использованных источников (по видам документов, их содержанию, полноте охвата и т.п.); отметить специфику данного АО в сравнении с другими, относящимися к теме, и ранее вышедшими (выпускные работы прошлых лет, периодика, Интернет); объяснить подходы к анализу и синтезу информации; обратить внимание на композиционные, стилистические и терминологические особенности.

Аналитическая часть содержит обобщенные и систематизированные сведения, которые достаточно полно и доказательно, комплексно во взаимосвязи и единстве характеризуют достигнутый уровень, основные тенденции, направления и перспективы развития предмета обозрения (проблемы отрасли, области науки, техники и т.п.). Круг вопросов, отражаемых в аналитической части, их содержание определяется предметом обозрения, а также профилем компетенций специальностей 010240, 050602, 050601 [2, 3, приложение М].

Конкретное содержание АО определяется, прежде всего, темой, задачами, объемом и рядом других факторов, которые зависят от ситуации, в частности, от временной привязки АО (приложение Р, приложение Д*).

Выводы должны быть конкретными и содержать оценку достигнутого уровня, фактического состояния проанализированной проблемы, указание на нерешенные задачи, сведения о выявленных направлениях и перспективах дальнейшего развития проблемы (отрасли, предмета). Если даются рекомендации, они должны обоснованно вытекать из выводов и содержать четкие предложения по практическому использованию отечественных и зарубежных научных, технических и производственных достижений.

Критерии оценки фактического материала АО, т.е. характеристик или показателей, выражаемых в численной форме, а также научных теорий, гипотез, установленных закономерностей, взглядов, концепций, содержащихся в анализируемых документах, приведены в приложении Р. Надо отметить, что задача оценки достоверности фактического материала может быть весьма сложной, и научный руководитель несет ответственность за решение о возможности (способности, готовности) написания дипломником АО с обозначенными в техническом задании характеристиками.

По мнению авторов, в качестве выпускных квалификационных работ интересны АО, содержащие сведения о результатах незаконченных научных исследований. Несмотря на очевидную сложность задач дипломной работы, т.к. незаконченные результаты считают предварительными и должны быть подвергнуты особо тщательному анализу и оценке, работы подобного типа позволят не только дипломнику продемонстрировать наличие квалификационных характеристик, но и кафедре (например, в рамках виртуальной лаборатории математического моделирования социально-экономических процессов) получить материалы для перспективных исследований.

АО всегда отражает несколько точек зрения на одинаковые предметы, принадлежащих разным авторам первичных документов, а также собственную позицию дипломника. С мировоззрением, взглядами, методологическими подходами дипломника связаны содержательная интерпретация идей, фактов, почерпнутых из анализируемых документов, построение и трактовка этой интерпретации. Задача руководителя дипломного проекта оценить, насколько подходы к получению выводов, научная и идейная суть, обоснованность выводов соответствуют ключевым компетенциям и уровню образованности (приложение М) специалистов ПМ и бакалавров специальностей Ин(е) и М(е). При этом надо учесть, что в АО не только предполагается показать состояние предмета обозрения (систематизировать факты в соответствии с целью, зафиксировать, констатировать достигнутый уровень), но и необходимо выявить закономерности развития предмета с экстраполяцией на перспективу.

Степень детализации и уровень обобщения фактического материала обусловлены целевым и потребительским (читательским) назначением АО.

Методологическое требование при составлении АО: рассматривать предмет обозрения, обращая внимание на его появление, эволюцию, происходящие в нем изменения; во взаимосвязи его существенных сторон и в связи с другими предметами; с учетом общих тенденций и конкретных условий научно-технического прогресса. В обзоре может быть освещена история вопроса, прослежено развитие теорий, идей, концепций от прошлого к настоящему.

Цитирование является непременным условием разработки АО. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д.; служат необходимой опорой в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления и для формирования выводов. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает составитель обзора, а также для обоснования вероятностных заключений.

Число используемых цитат определяется потребностями разработки темы обзора. Уместность цитирования в конкретном контексте (отсутствие смысловой неточности) подтверждается руководителем дипломной работы. Ответственность за содержательное и формальное (пословное и побуквенное) соответствие первоисточнику несет дипломник.

Что еще полезно помнить:

Ÿ рассуждения автора АО должны были логически правильными, материал следует излагать в логической последовательности от прошлого к настоящему с экстраполяцией на будущее;

Ÿ недочетом в содержании АО является излишняя компилятивность, чрезмерная описательность, отсутствие оценок дипломника, указаний на достоинства и недостатки рассматриваемых предметов;

Ÿ содержательный уровень АО снижается, если он строится на анализе только отечественного опыта, если в нем не дается сравнительная оценка отечественных и зарубежных научно-технических достижений;

Ÿ если противоречивые сведения (информация о разных точках зрения – что подчеркивает проблемность ситуации) останутся в обзоре без оценки дипломника, это рассматривается как серьезная логическая ошибка;

Ÿ необходимо соблюдать «закон тождества», т.е. использовать единую, преимущественно отечественную терминологию, применяемую в соответствующей отрасли науки, техники и производства; употреблять стандартные сокращения, единицы измерения, обозначения;

Ÿ необходимо устранять избыточность информации (сведения, выходящие за рамки темы АО, устаревшие и маловажные, продублированные, не способствующие обоснованию выводов и рекомендаций);

Ÿ АО в композиционном отношении представляет собой цельное литературное произведение, хотя строится на множестве источников;

Ÿ необходимо четко разграничивать суждения из первоисточников и дипломника.

Примерная структура содержательной части АО[†††] – приложение С, приложение Е*.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал