![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реферат или Аналитический Обзор⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Тема: ПЕРЕХОД К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ Структура содержательной части: Е*.1 Информатизация общества Е*.2 Информационный потенциал общества Е*.3 Информатика – предмет и задачи Во Введении отражено: Актуальность (кратко). Информатизация обеспечит переход общества от индустриального этапа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого мнения относительно выбора путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п. Поскольку информатика –метадисциплина, – является обязательной компонентной блока общеобразовательных дисциплин ГОСО, актуально рассмотрение вопросов, которые обеспечат понимание места и роли информатики в том обществе, в котором предстоит трудиться выпускникам СКГУ им.М.Козыбаева. Цель: сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг, объяснить роль и назначение информатики. Задачи – осветить вопросы: Особенности информационных революций. Модели информационного общества. Сущность и цели процесса информатизации общества. Причины актуализации категории «информационная культура». Определение понятий: и информационные ресурсы, продукты, услуги. Основные виды информационных услуг. Структуру рынка информационных продуктов и услуг. Сектора информационного рынка. Правовое регулирование на информационном рынке. Особенности представления информатики как отрасли народного хозяйства, как фундаментальной науки, как прикладной дисциплины. Содержательная часть. Е*.1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Е*.1.1 Представление об информационном обществе. Е*.1.1.1 Роль и значение информационных революций. Е*.1.1.2 Как понимают ученые информационное общество. Е*.1.2 Роль информатизации в развитии общества. Е*.1.2.1 Что такое процесс информатизации общества. Е*.1.2.2. Опыт информатизации и перспективные идеи. Е*.1.2.3 Роль средств массовой информации. Е*.1.3 Об информационной культуре. ……………………………………………………………………… Е*.1.1.1 Роль и значение информационных революций. Истории развития цивилизации ® четыре информационных революций (преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации) ® приобретение человеческим обществом нового качества. I революция - изобретение письменность ® возможность передачи знаний от поколения к поколениям. II (середина XVI в.) - изобретение книгопечатание ® радикальные изменения индустриального общества, культуры, организации деятельности. III (конец XIX в.) - изобретение электричества ® телеграф, телефон, радио ® оперативная передача и накопление информации в любом объеме. IV (70-е гг. XX в.) - изобретение микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера ® информационные коммуникации ® фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов. Справка о смене пяти поколений ЭВМ. Сопоставление сведений о динамике поколений ЭВМ с этапами в области обработки и передачи информации. Последствия последней информационной революции ® новая отрасль – информационная индустрия, связанная с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Составляющие информационной индустрии – все виды информационных технологий. Определение Информационной Технологии (ИТ). Возможен подробный анализ видов ИТ в приложении. Определение Телекоммуникации как одной из ИТ. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека ® а) рост потребностей в знаниях; б) создание новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Вывод: бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Е*.1.1.2 Как понимают ученые информационное общество. Представления зарубежных и отечественных ученых о следствиях процесса компьютеризации не только в производство, но и во всем укладе жизни, системе ценностей. Сравнение индустриального общества (производство и потребление товаров) с информационным (производство и потребление интеллекта, знания), смена парадигм развития и смещение акцентов в структуре видов деятельности человека. Составляющие материальной и технологической базы информационного общества. Определение информационного общества. Систематизация характерных черт информационного общества (отмечены положительные и отрицательные моменты). Краткий обзор результатов реальной практики развития науки и техники передовых стран в конце XXв., иллюстрирующих постепенное приобретение зримых очертаний картины информационного общества, созданнойтеоретиками. Прогноз: превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Обзор публикаций ряда фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего. Примеры (данные социологических исследований о количестве людей, осуществляющих свою деятельность, не выходя из дома; электронные магазины, Интернет-бизнес и т.д.). Информационное общество ® новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий. Критерий степени информатизации общества: одно из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. Позиционирование Казахстана, соседних стран, стран, с которыми у РК установлены политические и экономические связи по критерию информатизации общества. Е*.1.2.1 Что такое процесс информатизации общества. Лавинообразное увеличение объемов информации ® привлечение специальных технических средств и математического обеспечения ® степень информированности и способность эффективно использовать имеющуюся информацию ® уровень эффективности деятельности отдельных людей, групп, коллективов и организаций. Причины образования больших потоков информации. Определение и проявления информационногокризиса. Выход из парадоксальной ситуации – эволюционный процесс информатизация в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Определение процесса информатизации общества. История развития информатизации, как одной из закономерностей современного социального прогресса. Различие понятий «компьютеризация общества» (развитие и внедрение технической базы компьютеров) и «информатизации общества» (развитие комплекса мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности). Примеры (возможно в приложении) реакции общества Казахстана и за рубежом на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства (например, результаты анализа влияния внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой промышленной продукции, а значит, и на производительность труда в отдельных отраслях народного хозяйства). Е*.1.2.2. Опыт информатизации и перспективные идеи. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность ® существенные, а подчас драматические, изменения во всех сферах жизни страны. Сравнительный анализ результатов информатизации в разных странах (например, справочные данные о динамике среднегодового процента доли экспорта США в Японию в торговле телекоммуникациями ® проблемы в экономике США ® меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества). Результаты опыта разных стран важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны. Например: для сопоставления и оценки возможностей страны интерес могут представлять концепция и основная идея программы информатизации в Японии[‡‡‡‡]: связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно (общий кабель, создание терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом и т.д.). Неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества ® национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий (возможно в приложении – фрагменты программы информатизации в РК). Общие для всего мирового сообщества принципы информатизации. Выводы: а) результат процесса информатизации - создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями; б) для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества. Е*.1.2.3 Роль средств массовой информации. Развитие средств массовой информации (СМИ: газеты, журналы, кино, телевидение, радио, корпоративные и глобальная сеть Интернет) – отличительная особенность жизни в современном обществе. Информатизации общества ® стимуляция развитию СМИ ® новые технические средства, информационные технологии, телекоммуникации и др. ® своевременный сбор, накопление, оперативная обработка и передача информации в любую точку мирового пространства ® принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество Þ одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Последствия внедрения и развития СМИ (например, отрицательные: влияние на психологию громадной массы людей во всем мире; манипулирование общественным мнением). Примеры (позитивные, негативные – например, разрушение веками создаваемых социальных коммуникационных связей) влияния информатизации общества на СМИ. Примеры влияния СМИ на процесс информатизации общества (например, реклама новых информационных продуктов и услуг, формирование общественного мнения о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества и т.д.). Е*.1.3 Об информационной культуре Необходимость подготовки человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. О зависимости информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми ® необходимость научению технологии подготовки и принятия решения на основе коллективного знания ® человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Определение термина информационная культура. Сравнение определений в широком (п.1.2) и узком смысле: «Информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего». Связь информационной культуры с социальной природой человека. Аспекты проявления: конкретные навыки по использованию устройств; в способности использовать в своей деятельности компьютерную ИТ; в умении извлекать информацию из различных источников; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Основа развития и приспособления к конкретному виду деятельности информационной культуры (обосновать: кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и т.д.). Опыт США, Японии, Англии, Германии, Франции по пересмотру системы подготовки специалистов на современных технологических принципах. Когда начинать овладевать информационной культурой в информационном обществе? Выводы: а) образование – это «объект» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры; б) качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности. ………………………………………………………………………. Логика оформления остальных структурных элементов аналогична. Внимание: не забывайте организовывать ссылки на первоисточники.
[*] Этапы написания (собственно разработки) более подробно обсуждаются в [5]. ** Элементы, выделенные квадратными скобками [], являются необязательными. [†] Допускается (для целостности изложения) обоснование применения того или иного теоретического положения в конкретном исследовании. Например, недопустимо изложение метода наименьших квадратов, но приемлемо обоснование использования этого метода для параметризации модели исследуемого объекта. [‡] Имеется в материалах электронного сопровождения. [§] Обратите внимание: четкая формулировка цели и, соответственно, постановка задач дипломной работы не обязательно должны быть выполнены руководителем дипломной работы, а могут являться частью работы дипломника. [**] С.И.Ожегов Словарь русского языка. – М., 1986 г., С.22 [††] Эффект – действие, производимое чем-нибудь, следствие чего-нибудь. Эффективный – действенный, дающий эффект. [‡‡] С.И.Ожегов Словарь русского языка. – М., 1986 г., С.443 [§§] Отметим условность классификации направлений выпускной работы. ** Отметим: «очертания» содержания достаточно условны, поэтому желательно ознакомиться с положениями всех направлений с тем, чтобы «сконструировать» содержание «под себя». [***] Избыточность - одно из свойств информации, которое в общем случае и прежде всего связывают с новизной и старением. Понятие избыточности является относительным, т.е. зависимым от уровня подготовленности потребителя (читателя) к восприятию информации, от его эрудиции, от того, как давно написан источник информации.
[†††] Различие содержаний реферата и АО с одинаковым оглавлением обусловлено различной методологией составления реферата и АО. [‡‡‡] Электронные ресурсы преподавателей в режиме доступа https://is.nkzu.edu/*** [§§§] Рекомендации по созданию электронных материалов, кейсов и т.п. имеются в материалах электронного сопровождения. [****] Более подробно см.нормативные инструкции [††††] Обратите внимание на разнообразие тематики используемой литературы, и при этом реальное использование полного списка. [‡‡‡‡] Данная страна выбрана в качестве примера как занимающая лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий.
|