Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка пластуна




Подготовка молодых бойцов является одним из важных элементов любого воинского сообщества. Не составляли исключение из правила и уникальные сечевые традиции обучения, напрямую связанные с основным занятием запорожцев – военным делом.
Необходимо отметить, что не каждый желающий принимался в сечевое товарищество. В Запорожье существовала довольно строгая система отбора, и для молодыков (кандидатов в казаки) устраивались различные испытания. Само название «молодык» (молодь) связано с древнерусским термином, обозначающим княжескую «молодшую» дружину. Рассказывают, что испытания молодыков происходили в ущелье на острове Хортица, которое назыли Сичевыми Воротами. И вот как это было. Между скалами устанавливали жердь и, выпивший для пущей устойчивости крепкой горилки, испытуемый должен был пройти по ней с завязанными глазами. У кого это не получалось – приходил на будущий год. Требовалось и умение обращаться с конем. Исследователь запорожского быта писал: «Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернется здоровым, тот и казак!» Необходимым было и умение хорошо плавать. Сидит, бывало, старый запорожец над кручей, дымит люлькой (трубкой), да походы вспоминает, учит молодыков уму-разуму. Вдруг люлька, будто бы случайно, выпадает из его рук и исчезает под водой. Того, кто не раздумывая бросался за ней и находил в водах Днепра, казаки охотно принимали в свой круг, зачисляя в отряд пластунов-разведчиков. «Бисови собачата» - так молодых пластунов называли любя старые запорожцы.
Сам процесс приема в сечевое товарищество носил форму обрядовых инициаций, присущих мужским воинским союзам с глубокой древности. Смысл инициаций состоял в обрядовом превращении молодыка в воина- волка, а затем обратно в человека. Обычно выделяют три фазы обрядовых инициаций. Первая фаза – отделение от семьи, привычного сообщества и проводы будущего запорожца «на тот свет». Инициируемый «умирал» для прошлой жизни. По прибытии на Сечь молодыка приводили в курень (иной свет), показывали место длиной в три, а шириной в два аршина и говорили: «Ось тоби домовына (гроб), а як умрэш, то зробым ще коротшу». Начиналась вторая, пограничная между двумя мирами фаза инициации – учеба и молодечество. В этот период всячески подчеркивалась приниженность положения испытуемого, его высмеивали и всячески издевались. Молодыки выполняли всю грязную работу и прислуживали старейшим казакам. Причем «старейший» не обязательно был старше по возрасту испытуемого, важен был не возраст, а заслуженность казака и срок его пребывания в Войске.
У всех на слуху поговорка: «Терпи казак – атаманом будешь». Существует и несколько иная, развернутая форма этой поговорки: «Терпи, хлопче, козаком будеш, а з козака попадеш и в отаманы; з посмиху (насмешек) и люде бувають (в люди выходят)».
Поневоле задумаешься, а не в обрядовых ли инициациях лежат корни армейской дедовщины? В чем смысл, где рациональное зерно обрядовых унижений и издевательств над новичком?
Смысл в том, что результатом такого психологического давления была тренировка выдержки и спокойствия, усиливалась внимательность и осторожность, убыстрялась реакция, развивалось предчувствие опасности. Другими словами, будущего бойца тренировали, закаляли его психику.
Будущего казака обучали «Богу добре молиться, на коне «рыпьяхом» сидеть, шаблею рубать, из рушницы зорко стрелять и списою добре колоть». После успешного освоения «науки» молодыка допускали к участию в военном походе. Приходила пора показать молодому казаку удаль и отвагу – свое «молодечество». Молодык должен был молодечествовать, чтобы стать лыцарем и получить статус полноправного сечевика.
Автор «Анналов» Гай Корнелий Тацит, рассказывая о соседях славян, германском племени хаттов, писал, что у них юноша мог считаться воином только после победы над противником. При этом сообщал интересные детали: молодые хатты поздно познают женщин и считается, что таким образом сохраняется нерастраченной их мужская сила, а еще юноши этого племени не стригли волосы, пока не убьют врага. Добавлю, что Тацит не видел особой разницы между племенами славян и германцев, считая их родственными народами. Обычаи, подобные описанным в начале нашей эры Тацитом, бытовали и среди запорожцев, которым «было стыдно и бесчестно думать о женщине и любви, не отведав битвы». Бывалые сечевики говорили: «То не кума, что под кумом не была, тот не козак, кто пороху не нюхал».
На Сечи были популярны разного рода соревнования на силу, ловкость, владение оружием. Большинство запорожцев использовали свое свободное время для физической подготовки, упражнялись в стрельбе и фехтовании. Широко было распространено закаливание водой. По словам Дмитрия Яворницкого: «Казаки вставали на ноги с восходом солнца, сразу же умывались холодной, родниковой или речной водой». Подобную информацию сообщает исследователь казачества Адриан Кащенко: «Все запорожцы вставали до восхода солнца и шли на реку умываться или купаться. Купались запорожцы не только летом, но и осенью, а кто - так и всю зиму». Далее Кащенко сообщал, что: «…казаки, взяв из военного косяка своих лошадей, часто выезжали за сечевые окопы на поединок. Наиболее охочей ко всякого рода соревнованиям была сечевая молодежь. Молодые казаки вытворяли на лошадях всевозможные трюки: разогнав коня, становились ногами на седло, подбрасывали вверх шапку и попадали в нее пулей из винтовки, перепрыгивали лошадьми рвы и заборы, выбегали лошадьми на крутые могилы и т.д., а дальше сводились друг с другом рубиться саблями «до первой крови».Смотреть на поединки выходили из Сечи почти все свободные казаки, и как только увидят у одного из дерущихся на поединке, кровь, то сейчас же разводили тех бойцов - как бы в пылу они друг друга не убили.
Период молодечества, второй фазы инициаций, мог быть довольно продолжительным. Молодык мог несколько лет состоять джурой (помощником, слугой) при значительном казаке. Но это были не просто слуги при кошевом атамане или других старшинах, они были и помощниками, и учениками, и оруженосцами. Джуры ходили в походы, осваивали оружие, обучались воинским премудростям. Арабский путешественник Павел Халебский, побывавший в Украине в 1654 году, писал: «Эти юноши с детства учатся верховой езде, стрельбе из ружей и луков. Выучившись у опытных воинов военному делу, джуры, дождавшись юношеских лет, становились самым ярыми запорожскими казаками».
Для пластуна завершающей, третьей фазой обрядовых инициаций и получения статуса сечевого лыцаря, становился прием в Пластуновский курень, сопровождавшийся переменой имени и внешнего вида. Теперь на запрос правительства, нет ли в Сечи некоего Иванова или Войновича, запорожский Кош уведомлял, что таких лиц в Сечи нет, а есть Пивторакожуха или Задерыхвист, прибывшие около того времени, о котором запрашивали чиновники. Новоявленый сечевик брился наголо, оставляя на макушке небольшой клок волос – чупрыну, осэлэдэць. В народе говорили: «Дивчата косы отращивают, а запорожцы чупрыны». Кстати сказать, ритуальный обычай пострижен сохранился в Украине до наших дней.
Добавлю, что обычай ритуальных издевательств распространялся не только на новобранцев-молодыков. Избрание сечевых атаманов тоже сопровождалось отнюдь не величанием, а натуральным ритуальным уничижением. Упирающегося избранника выталкивали на площадь со словами: «Иди, скурвий сыну, бо тэбэ нам трэба, ты теперь наш батько, ты будешь у нас паном». И чубатую макушку новоиспеченного батька мазали вовсе не святым миром, а площадной грязью.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал