![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности социометрической теории Я.МореноСтр 1 из 15Следующая ⇒
Тема 1 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе. Методика социометрии Цель занятия – изучение структуры взаимоотношений в группе с помощью методики социометрии. Задачи: 1. Рассмотреть особенности социометрического метода исследования структуры взаимоотношений в группе. 2. Ознакомиться с методикой социометрии. 3. Провести диагностику структуры взаимоотношений в группе. 4. Интерпретировать полученные данные, построить социограммы. Основные теоретические положения Социометрия (социометрический тест) – метод исследования субъективных взаимоотношений – выборов в малой группе. Это вид испытаний для выявления степени определенных психологических реакций человека на окружающих людей в различных ситуациях, выявление взаимных чувств, симпатии и неприязни в группе. Критерий выбора – основание для определения наиболее желательных параметров (совместный труд, отдых, общение, дружба и т.д.) Социоматрица – отражение данных социометрического опроса в виде таблицы. Социограмма – способ представления межличностных отношений в виде графо-схемы, отражающей системы связей между членами группы. Микрогруппа – группа взаимного расположения, основанная на взаимных выборах. Социометрический статус – положение учащегося в системе межличностных отношений, отражающее степень его признания членами группы, меру приязни, личного предпочтения. Роль – социальная функция человека в группе или добровольно выбранная человеком модель поведения. Особенности социометрической теории Я.Морено Социометрический метод представляет особый вид испытаний для выявления степени определенных психологических реакций человека на окружающих людей в различных ситуациях. Социометрический тест имеет своей целью измерить чувство симпатии или антипатии между членами группы, проявляющиеся в межличностных отношениях. Тест представляет собой специальную технику измерения эмоциональных отношений в группе, выражающуюся в различных оценках и суждениях одних членов группы относительно других в плане желания или нежелания взаимодействовать друг с другом. С помощью данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений (статус), выявить микрогруппировки, лидерство, психологический климат. Тест позволяет дать количественную характеристику выборов индивидов в отношении друг друга, но не объясняет причин сложившихся предпочтений и отвержений. Я. Морено предложил 6 правил, которые, как он считал, должны быть использованы при проведении социометрического исследования: 1. Границы группы, в которой проводится тест, должны быть четко обозначены. 2. Индивиды должны делать неограниченное число выборов. 3. Индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выборов в терминах определенного критерия. 4. Результаты социометрического теста должны быть использованы для того, чтобы реконструировать группу. 5. Выборы должны делать самостоятельно. 6. Вопросы должны быть понятны всем членам группы. В настоящее время эти правила в классической традиционной форме не используются. Отклонения чаще наблюдаются во 2-м и 4-м пунктах. Тест применяется к изучению в малых группах (13 – 15 человек). Степень надежности теста повышается, если: а) критерии значимы для группы; б) группа имеет опыт совместной деятельности.
|