![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Измерение межличностных отношений
Процедура измерения 1. Определение вариантов выборов, т.е. величины социометрического ограничения.(сколько выборов может сделать опрашиваемый, отвечая на предложенные вопросы) 2. Выбор наиболее эффективных критериев опроса членов группы. В качестве критерия выступает вопрос, на который предлагается ответить испытуемому. Виды критериев: · деловой (" С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если она будет переформирована? "); · эмоциональный (" К кому бы из своих товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту? "); · коммуникативный (" С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести каникулы? "); · функционально-ролевой (" Кто из членов группы, по Вашему мнению, может руководить? "). 3. Организация и проведение социометрического опроса. Данный этап включает в себя следующие компоненты: · мотивирование испытуемых (необходимо убедительно раскрыть цель обследования, сделать ее личностно значимой для учащихся) · предъявление участникам социометрических карточек, в которых помещены предлагаемые им вопросы и подготовлено место для ответа; Задача опрашиваемых – ответить на вопросы, делая выборы, отражающие их личностные предпочтения. 4. Интерпретация полученных данных с помощью графических и количественных методов. Ответы испытуемых из социометрических карточек переносится в социометрическую матрицу (табл. 1). Таблица 1 Социометрическая матрица
Принцип подсчета баллов: 1 место – 3 балла; 2 место – 2 балла; 3 место – 1 балл. Взаимные выборы отражают психологическую комфортность в группе. Количество полученных баллов позволяет определить статус члена группы.
|