![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные теоретические положения
Сплоченность группы – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Сплоченность – термин, характеризующий единство группы, групповую и индивидуальную защиту группы в целом и каждого его члена в частности, взаимопомощь и взаимоподдержку, обеспечивающую " чувство локтя" членов группы. Это важнейший показатель межличностных отношений и уровня развития группы. Сплоченность группы означает, что достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. В то же время нужно отметить, что сплоченность имеет не только положительные характеристики, но и отрицательные (табл. 3). Таблица 3 Характеристики сплоченности
Исходным в определении сплоченности считается стремление человека сохранить членство в данной группе, сопровождаемое удовлетворенностью своим пребыванием в ней. Данную тенденцию обуславливает множество факторов, которые, в свою очередь, можно рассматривать как компоненты сплоченности: · степень привлекательности членов группы; · полезность группы; · совместимость и срабатываемость с другими членами группы; · взаимопонимание и сопереживание; · ценностно-ориентационное единство. Групповая сплоченность определяется тремя компонентами: 1) эмоционально-личностной сплоченностью – количество устанавливаемых эмоциональных контактов; 2) предметно-ориентационным единством – проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности; 3) ценностно-ориентационным единством – это степень совпадений мнений, оценок, установок и позиций членов в группе к объектам, целям деятельности, лицам, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Учебная группа в процессе своего формирования и развития проходит через следующие этапы. 1. Диффузная группа. Отношения между ее членами устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от содержания, целей, значимости целей групповой деятельности. В ней отсутствует психологическое единство группы и характерно появление микрогруппировок. Взаимоотношения между членами группы складываются на основе таких факторов, как привлекательность, частота контактов и т.д. Наряду с лидерами – организаторами в такой группе присутствуют лидеры – дезорганизаторы (группа абитуриентов, отряд в пионерском лагере в начале смены). 2. Группа-ассоциация. Межличностные отношения в ней уже опосредованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого члена группы. Это достаточно организованная группа со средним уровнем сплоченности, проявляющая активность в собственных индивидуальных интересах, присутствует групповой эгоизм. Отношения в ней чаще всего строятся на основе соперничества, избегания и приспособления (учебные группы школ, вузов, кружки и клубы по интересам). 3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредуются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но я для всего общества. В нем гармонично сочетаются общественные интересы с интересами личными. Отношения строятся на уважении и доверии. Из предложенных характеристик групп следует, что в диффузных группах сплоченность очень низкая, а в коллективах – высокая. В отечественной психологии в качестве основного показателя сплоченности рассматривается ценностно-ориентационное единство группы.
Методики изучения сплоченности группы Методика " Что важнее? " Цель методики – определение уровня ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы.
|