Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания 2 страница
– изменилась чистая масса изделия с Мч1 до Мч2; – изменился объем производства продукции с N1 до N2; – осуществлен ввод (вывод) технологического оборудования стоимостью К; – для повышения качества продукции в технологический процесс введена дополнительно операция контроля качества, трудоемкость которой tк = 0, 3 нормо-ч/шт., что привело к снижению потерь от брака на сумму Убр. В расчетах принять: норму амортизации вводимого (выводимого) оборудования На = 15%; транспортно-заготовительные расходы Птр-з = 2, 7%; проценты доплат к тарифу, дополнительной зарплаты и отчислений на социальные нужды соответственно равными Пд = 40%, Пдоп = 12%, Потч = 37%. Стоимость технологического оборудования К, цену материала Цм, часовую тарифную ставку контролера Сч, сумму снижения потерь от брака Убр, а также сумму условно-постоянных расходов в себестоимости годового выпуска продукции Руп задает преподаватель. Прочие исходные данные для решения задачи приведены в табл. 6.6. Литература: [4, с. 161 – 185], [5, с. 90 – 97], [6, с. 416 – 423], [9, с. 211 – 227], [11 с. 67 – 80], [14, с. 329 – 340], [15].
Методические указания При выполнении расчетов следует учесть, что общее изменение затрат на производство равно алгебраической сумме изменений отдельных Рекомендуется следующий порядок решения задачи: – расчет изменения (рост, уменьшение) нормы расхода материала; – рост (экономия) материальных затрат; – рост (экономия) амортизационных отчислений; – относительная экономия (рост затрат) на условно-постоянных расходах в себестоимости продукции; – дополнительные издержки на заработную плату контролера; – изменение себестоимости годового выпуска продукции. Таблица 6.6 – Факторы, влияющие на себестоимость продукции
Задача 6.4. Предприниматель создает малое предприятие – клуб атлетической гимнастики. 1. Определить себестоимость и цену месячного абонемента, а также потребность предпринимателя в капитале, если известно: – площадь спортзала выбирается из расчета 10 м2 на человека; – стоимость тренажеров Ктр по вариантам задана в таблице 6.7; – нормы амортизации: здания На1 = 5%, тренажеров На2 = 15%; – мощность осветительных приборов Р = 0, 5 кВт/чел; цена электроэнергии Цэ = 0, 25 грн/кВт·ч; – холодная вода и канализация: норматив расхода воды Нв=24, 2 м3/чел. в месяц. Стоимость воды – Св, грн/м3; тариф с одного человека на горячую воду – Нг, грн/мес; тариф отопления за метр площади – Тот, грн/мес. задается преподавателем либо выбирается согласно действующим нормативам; – персонал малого предприятия и оплата труда: менеджер со средним окладом 400 грн/мес.; тренер с окладом 300 грн/мес., уборщица с окладом 150 грн/мес.; отчисления на социальные нужды Потч = 37%; – данные по ожидаемому потоку клиентов по вариантам представлены в таблице 6.7; – желаемая годовая норма прибыли на капитал – р, % (табл. 6.7); – предприниматель – плательщик единого налога по ставке Н = 6% от валового дохода; – цена аналогичного месячного абонемента у фирмы-конкурента Цкон, задана в табл. 6.7. Предусмотрено получение авансовых платежей за абонемент за месяц вперед. 2. Определить изменение себестоимости и расчетной цены абонемента, если взять площади в аренду. Арендные платежи АП1, грн/м2 принять по данным преподавателя либо по действующим в городе рыночным ценам. 3. Исследовать влияние потока клиентов на себестоимость абонемента и его цену. 4. Определить точку безубыточности малого бизнеса. 5. Определить доход предпринимателя и эффективность капиталовложений. Литература [6], [9], [11 – 13], [15].
Методические указания При определении площади спортзала необходимо учесть количество человек (Ч), посещающих спортзал в смену. Затраты на холодную, горячую воду и отопление находятся пропорционально потоку клиентов.
Поток клиентов спортзала:
где Ч – количество человек, посещающих спортзал в течение смены; n – количество смен. Расход электроэнергии находят с учетом потока клиентов и действительного фонда времени работы спортзала. Упомянутые затраты представляют собой переменные расходы по оказанию услуги. Суммарная себестоимость услуг за месяц (Сусл) складывается из переменных, условно-постоянных расходов, а также амортизации. В качестве условно-постоянных выступают: амортизация основных фондов и заработная плата персонала спортзала с учетом отчислений. Себестоимость абонемента при соответствующем потоке клиентов составит: . Цена абонемента определяется методом целевой прибыли на капитал. Суммарный капитал равен основному, так как авансовые сборы с клиента удовлетворяют потребность в оборотном капитале. Путем сравнения полученной цены абонемента (Цаб) с аналогичной ценой фирмы-конкурента (Цкон) решается вопрос о необходимости снижения цены. В случае, если Цаб > Цкон, рассматривается, как одна из мер по снижению себестоимости и расчетной цены, взятие площадей в аренду. Изменением потока клиентов в большую и меньшую сторону, исследуется изменение себестоимости абонемента и его цены (за счет изменения условно-постоянных расходов). Полученная зависимость отражается на графике:
Саб = f(Пкл), Цаб = f(Пкл).
При расчете точки безубыточности предприятия (Nт. б) рекомендуется вначале затраты на оказание услуги разделить на переменные и условно-постоянные. , где Ру.п – условно-постоянные расходы по оказанию услуг; Зпер1 – переменные затраты, приходящиеся на один абонемент. Доход предпринимателя равен разности между выручкой от реализации абонементов за вычетом единого налога, затрат на содержание зала Экономическая эффективность основного капитала, расходуемого на приобретение площадей и тренажеров, определяется сопоставлением суммарного дисконтированного дохода предпринимателя за расчетный период (Т = 7 лет) с требуемыми капиталовложениями.
Таблица 6.7 – Информация для решения задачи
Тема 7. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Задача 7.1. Используя положения действующего механизма налогообложения прибыли, оценить влияние организационно-технических решений (ОТР) на ее изменение. В процессе функционирования предприятия наблюдалось: 1) рост объема реализации и цены на реализуемую продукцию (информация по каждому из изделий представлена в таблице 7.1).
Таблица 7.1 – Влияние ОТР на объем реализации продукции
В расчетах принять ставку НДС Сндс = 20%. Показатели предприятия до внедрения ОТР представлены в таблице 7.2; 2) внедрение ОТР потребовало дополнительных капиталовложений в оборудование Кдоп (норма амортизации На = 15%) и сопровождалось дополнительными расходами по содержанию и эксплуатации введенного оборудования РСЭОдоп (табл. 7.2); 3) трудоемкость изделия изменилась (см. табл. 7.2). При этом часовая тарифная ставка Сч = 1, 5 грн/ч, доплаты к тарифу Д = 40%, дополнительная зарплата Здоп = 12%, отчисления на социальные нужды Оотч = 37%.
Таблица 7.2 – Исходные данные для расчета
Литература: [4], [5, с. 98 – 115], [6 – 8], [9, с. 245 – 250], [11, с. 86 –99], [12 –15]. Методические указания Определение влияния факторов (ОТР) на прибыль предприятия начинают с расчета объема реализованной продукции по каждому из изделий в стоимостном выражении как в отчетном, так и в плановом периодах, т. е. валового дохода предприятия (ВД). Затем определяется прибыль предприятия как в отчетном, так и в плановом периоде. Чистая прибыль предприятия до внедрения ОТР:
где ВД1 – валовый доход предприятия за вычетом налога на добавленную стоимость в отчетном периоде; ВЗ1 – валовые затраты в отчетном периоде; А1 – амортизационные отчисления в отчетном периоде; Снал – ставка налога на прибыль. Аналогично определяется чистая прибыль в плановом периоде (Прч2), но прежде чем ее рассчитать, необходимо учесть влияние ОТР на валовые затраты предприятия. Сравнивая Прч1 и Прч2, выявляют относительное (%) изменение чистой прибыли предприятия после осуществления ОТР и фактор, оказавший наибольшее влияние на прирост чистой прибыли. По результатам расчетов делают обоснованные выводы.
Тема 8. САМООКУПАЕМОСТЬ И САМОФИНАНСИРОВАНИЕ
Задача 8.1. Проанализировать возможность самофинансирования предприятия, для чего: 1) построить график изменения затрат и результатов и определить точку безубыточности производства, если известны (табл. 8.1): – отпускная цена изделия (с учетом НДС) Ц1, грн/шт.; – себестоимость изделия С1, грн/шт., в том числе переменные затраты в себестоимости изделия Зпер1, грн/шт.; – сумма условно-постоянных расходов в затратах на производство продукции Ру. п = 800 тыс. грн; 2) определить, на сколько процентов изменится объем производства, соответствующий точке безубыточности, если при заданных условиях увеличить цену изделия на 30%; 3) определить объем реализации продукции, достаточной для самофинансирования, если: – предприятие планирует на самофинансирование средства в размере ФЭСпл; – ставка налога на прибыль предприятия Снал = 30%.
Литература: [6 – 8], [9, с. 250 – 275], [10 – 15].
Методические указания Принцип самоокупаемости производства состоит в производстве такого минимального объема продукции, при котором возмещаются понесенные затраты. Этот объем называется точкой безубыточности (Nт. б) и в однономенклатурном производстве определяется расчетом:
.
Самофинансирование предполагает не только возврат израсходованных на производство денежных ресурсов, но и получение чистой прибыли, достаточной для развития предприятия. Из чистой прибыли формируют фонды экономического стимулирования (ФЭС). Условие самофинансирования состоит в получении необходимого (планируемого) фонда:
Прч ≥ ФЭСпл. В выводах по задаче следует установить минимальный объем производства и реализации продукции и объем продаж, обеспечивающий самофинансирование. Таблица 8.1 – Информация для решения задачи
Задача 8.2. Акционерное предприятие с уставным фондом К, тыс. грн планирует в расчетном году произвести N, шт./год изделий. Обеспечит ли самофинансирование эта программа производства, если: – средства, планируемые на техническое развитие производства из прибыли расчетного года, равны ФРП, тыс. грн; – планируемый процент дивидендов на привилегированные акции Пдив = 12%; – сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции Ру. п, переменные затраты в себестоимости изделия Зпер1;
|