Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безбородый поп






Жил когда-то безбородый поп. Была у него семья — жена и дочь. А бороды у него не было просто потому, что не росла.

Среди людей он вел себя благочестиво и от других требовал того же, а дома благочестием не отличался, нарушал каноны и тайно ел мясо во время поста. Жена ругала его за это, а он обращал все в шутку.

Однажды попадья заболела. Ей становилось все хуже и хуже, и она, когда поняла, что не поправится, позвала мужа и сказала:

— Мои дни сочтены. Оставляю тебе свое свадебное платье и серебряный пояс. Когда будешь жениться второй раз, женись только на той, кому они подойдут.

Жена умерла, ее похоронили, а поп стал таскать с собой повсюду платье и пояс, но они никому не подходили: одна была слишком толста, другая слишком худа, платье было кому длинно, кому коротко. Так он искал несколько лет и, наконец, это ему очень надоело. Пришел он как-то домой, сердито опустился в кресло, а платье и пояс зашвырнул на полку.

Его дочь взяла платье и пояс, примерила на себя, и они пришлись ей как раз впору, и такая она была в этом наряде красивая, что у попа заплясало сердце и помутился разум. Придя в себя, он сказал:

— Твоя мать завещала мне жениться на той, кому подойдут эти вещи. Найди такую девушку, иначе мне придется жениться на тебе.

— Хорошо, — ответила дочь. — Дай мне месяц срока на поиски. Но я, если не найду тебе невесту, не стану жить с тобой в доме, где жила моя мать. Построй новый дом!

Вот месяц кончается, а платье и пояс так никому и не подошли. Тем временем девушка пошла туда, где строился новый дом и сказала мастерам:

— Сделайте главный столб дома из широких досок, так, чтобы он был полый внутри. Эти доски подгоните и склейте так тщательно, чтобы никто не догадался, что они склеены. Когда придет время, закроете меня в этом столбе с запасом пищи, только никому не говорите об этом.

Мастера так и сделали. Девушка заплатила им в два раза больше, чем они просили, они закрыли ее в столбе и разошлись по домам.

Поп приготовился к свадьбе, пригласил гостей. Пришли гости, смотрят по сторонам — невесты нигде не видно.

Спрашивают попа:

— Где же невеста?

Стали повсюду искать, да где там!

Поп посылал к знахарям и колдуньям, сам ходил, и все они, словно сговорившись, отвечали:

— Твоя дочь никуда не ушла, она в твоем доме.

Обыскали весь дом — никого не нашли. Поп так рассвирепел, что стал ломать дом: разобрал потолок, пол, стены и, не найдя дочери, побросал все в реку, в том числе и столб.

Плывет по реке столб, а в нем девушка. Наконец, застрял столб на отмели как раз в том месте, куда пригоняли поить и купать царских коней.

Утром царские конюхи пригнали коней на водопой, а кони не идут к воде, тревожатся, бьют копытами землю. Так, не напившись, и вернулись.

Вечером опять пригнали коней, и снова они не стали пить воду. Конюхи побоялись сказать об этом царю, но сообщили царевичу.

Царевич на следующее утро поехал к реке вместе с конюхами, и опять кони не пошли к воде. Осмотрелся царевич, видит — лежит на отмели столб. «Может, в нем все дело», — подумал царевич и велел вытащить столб на берег. Вытащили столб, раскололи и нашли в нем девушку.

Глянули царевич и девушка друг на друга — и не смогли уже отвести глаз, так понравились они друг другу.

Пора уже царевичу обратно, но не несут его ноги, не может он оставить девушку, а домой отвести тоже не решается, боится отцовского гнева.

Неподалеку в лесу была пещера. Царевич отвел девушку туда, и она стала в этой пещере жить, а царевич тайно ходил к ней. Так прошел год. Как-то раз царь позвал сына и сказал ему:

— Я уже стар и хочу, чтобы ты женился, пока я жив. Поезжай по разным странам, посети царей и владетелей, и если чья-нибудь дочь тебе понравится, скажи мне об этом. А уж дальше я сам знаю, что делать.

. Вышел царевич от отца печальный и стал думать, что делать, но ничего придумать не смог.

Через два месяца царь опять позвал сына и спросил: — Сделал ли ты то, что я велел?

Что было делать царевичу! Упал он перед отцом на колени, стал просить прощения и рассказал, как нашел девушку, как тайно женился на ней, и что недавно у него родился сын. Царь затрясся от гнева и вскричал:

— С чьей кровью ты смешал наш род?! Как смел опозорить меня перед другими властителями! Да я повешу над костром и тебя, и твою жену!

И выгнал царевича из дому.

Пришел опечаленный царевич в пещеру, к жене.

— Не бойся, — сказала жена, — не так небо бьет, как грохочет. Это сказано сгоряча, не думаю, чтобы он исполнил свою угрозу.

Наутро она искупала ребенка, расчесала его золотые волосы и пошла с ним во дворец. Вскоре один из царских слуг принес мальчика к царю, положил перед ним и сказал:

— Твой сын и его жена просят передать: «Нас можешь убить, но пожалей эту безгрешную душу, найди ему кормилиц, пусть они вырастят его».

Царь, увидев золотоволосого мальчика, так обрадовался, что забыл свой гнев, велел позвать сына и невестку и простил их, а потом решил устроить одновременно и свадьбу, и пир в честь мальчика.

Разослал он в разные стороны гонцов с вестью: «Цари, алдары, владетельные князья, черные, благородные — всех, кого носят ноги, царь зовет на пир».

Собралось столько народу, что земле было тяжело. Среди гостей был и безбородый поп, который, долго не раздумывая, уселся на почетное место.

Целую неделю длился пир. Через неделю гости поблагодарили хозяев и отправились по домам. Остались только самые почетные —

цари, князья, другие известные люди; среди них затесался и безбородый поп.

Когда все уснули, поп встал, прокрался в комнату, где спала его дочь, и перерезал горло ребенку. Потом он положил окровавленный ноле в карман дочери и ушел обратно.

Царь целыми днями не расставался с внуком, только на ночь отпускал его к матери. Утром он послал за внуком, и мальчика нашли мертвым. Царь рыдал, бил себя по голове, назначил награду за голову убийцы, но никто ничего не знал.

Какой-то старик сказал:

— Надо обыскать всех, у кого есть что-нибудь режущее. На чьем кинжале будет кровь — тот это и сделал.

Обыскали всех, ничего не нашли. Тогда безбородый поп говорит:

— А у матери смотрели? Может, она сама и убила! Посмотрели у матери и нашли в ее кармане окровавленный нож. Она, увидев этот нож, потеряла сознание и до вечера не пришла в себя.

Царь потребовал к себе сына и приказал:

— Где ты взял эту дьяволицу, туда и уведи. Сделай так, чтобы я ее никогда больше не видел.

И царевич повел свою жену с мертвым младенцем на руках в лес. Долго они шли или недолго — кто знает. Но вот царевич остановился и говорит:

— Убивать тебя я не буду, а просто оставлю здесь, дальше идти с тобой не могу. Прощай.

И царевич ушел, а бедная женщина от горя совсем лишилась сил, так что руки и ноги ее не слушались. И тогда она подумала: «Пока еще могу двигаться, надо вырыть могилу для меня и для моего сына».

Стала она искать место для могилы и увидела родник, вытекавший из-под корней клена. Напилась она холодной воды из этого родника — и почувствовала, что сразу вернулись к ней силы, и голод исчез. И решила она обмыть тело ребенка, чтобы похоронить его чистым.

Но как только она опустила ребенка в воду, он потянулся и ожил. Мать застыла от изумления и радости, а потом поняла, что произошло великое чудо. Тогда она взмолилась:

— О Боже! Ты совершил чудо, оживил моего сына, но я молю еще об одном: пусть в этом месте поднимется трехъярусный дом выше самых высоких сосен, чтоб в потолке горела утренняя звезда, стены были из хрусталя, а пол — из перламутра.

И сейчас же появился чудесный дом.

Мальчик рос днем на вершок, ночью — на пядь. Не прошло и недели, а он вырос настолько, что стал ходить на охоту, добывать оленей и серн — тем они с матерью и жили.

Царь и царевич, понятно, тоже жили в своем дворце. Царь часто говорил сыну:

— Найди себе невесту и женись.

Но царевич под разными предлогами все откладывал женитьбу.

Так прошел год с той поры, как он оставил в лесу жену. И царевич решил: «Пойду на то место, где остались моя жена и мертвый сын. Может, удастся найти их кости и похоронить».

Собрался он и с пятнадцатью всадниками поехал в лес, будто бы на охоту. Долго ехали, коротко ли — это они сами знают, но вот, наконец, добрались до той самой темной чащи.

И вдруг они увидели необыкновенный дом. Войти внутрь не решились, но обошли его со всех сторон и осмотрели снаружи.

Царевич говорит:

— Я должен войти в этот дом, далее если меня ждет там несчастье!

Вошел внутрь, увидел собственную жену, но не узнал ее и, набравшись смелости, сказал:

— Счастья этому дому. Пятнадцать всадников вверяют себя вашему гостеприимству. Приютите нас на ночь.

— Конечно, приютим! Входите внутрь. Только вот хозяина пока нет дома, так что позаботьтесь о своих конях сами, а я позабочусь об ужине.

Тем временем и сын вернулся домой с охоты. В этот день ему сопутствовала удача: он убил белого, как снег, четырнадцатирого-го оленя, и нес его на плече так легко, словно это была сухая тростинка.

Мать бросила готовить, подошла к сыну и объяснила, что за гости к ним прибыли, а потом добавила:

— Если тебя спросят, расскажешь все так, как слышал от меня. Когда был готов ужин и накрыты столы, царевич сказал мальчику:

— И сам ты человек удивительный, и дом твой такой же. Не человеческие руки его возвели. Скажи мне, откуда появился среди дикого леса этот дворец, иначе я не притронусь к твоему угощению.

Мальчик рассказал от начала до конца все, что слышал от матери и видел сам.

Тут жена говорит царевичу:

— Ты не узнал меня, но я-то тебя узнала, хоть и молчала до сих пор — вдруг ты не поверил бы мне. Но, думаю, золотые волосы твоего сына и животворный источник убедят тебя. Если ты еще сомневаешься — вот моя рука: порежь ее, а потом полей водой из источника, и она станет в семь раз лучше прежнего, после этого не останется никаких сомнений.

Мальчик встал, вручил отцу оленье бедро:

— Вот тебе доля почетного гостя, а голову с четырнадцатью рогами передай своему отцу и моему деду.

На другой день царевич и его спутники отправились домой, а там в подробностях рассказали царю о своем удивительном путешествии и передали подарок мальчика — голову и шкуру оленя с четырнадцатью рогами.

Царь поверил их рассказу и послал за своей невесткой и ее сыном целое войско и свиту, чтобы с большим почетом препроводить их во дворец.

Еще он разослал глашатаев на все четыре стороны, чтобы пригласить всех, кто стоит на ногах и может ходить. Три недели длился пир, и все радовались тому, что золотоволосый мальчик оказался жив.

Вместе со всеми пришел туда и безбородый пои, но, видно, зря: к тому времени дочь уже успела рассказать обо всех его прегрешениях.

Попа поймали, обвинили перед всем народом и заставили признаться во всех грехах.

После этого его привязали к хвосту жеребца, трижды хлестнули жеребца плетью и пустили на волю. Жеребец размазал попа по дороге.

Царь вскоре после этого умер, и престол достался царевичу, а дочь безбородого попа стала царицей, и они жили счастливо до глубокой старости.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал