![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел I
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: ТЕОРИЯ, ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЯ Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ Психологическая наука — сложная область знаний о внутреннем мире человеческой личности. Предметом психологии является механизм и закономерности психики как определенной реальности, поведение человека, реализующего и отражающего эти закономерности. Психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Великие цивилизации, сложившиеся за несколько тысячелетий до нашей эры, оставили нам прекрасные подтверждения стремлениям и потребностям человека познать себя и окружающий мир. Примером тому может служить описание механизма психической деятельности в египетском " Памятнике мемфисской теологии" (конец IV тысячелетия до н.э.). Согласно этому произведению, устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах. Что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами, языком ведает он. Считалось также, что боги " создали зрение, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу". Что касается сердца, то оно " всякому сознанию дает восходить". Иначе говоря, уже в древности существовала идея о том, что условием " всякого сознания" является деятельность центрального телесного органа (см. Ярошевский М.Г. История психологии. М, 1976. С. 18—19). Через несколько тысячелетий великий русский физиолог И.М. Сеченов в " Рефлексах головного мозга" (1863) отметил, что " все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению суть рефлексы". Это положение стало психологической парадигмой понимания сути психики, психологическим предметом изучения живой материи через ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речевую деятельность, внимание, способности, темперамент и характер, эмоции и чувства, волевые побуждения, интернерсональные и трансперсональные связи. Основная задача психологии — изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний, свойств как отража7ельной деятельности мозга, изучение природы и условий формирования психических особенностей личности. Личности, которую П. Тейяр де Шарден, автор уникального исследования " Феномен человека", назвал " думающей материей, осознающей свою эволюцию". Знание основ психологической науки помогает перенести интегральный психологический опыт людей на поведение отдельного человека. Позволяет успешно решать практические вопросы в самых различных областях человеческой деятельности. МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ с®» Заполнить пробелы 1. Относительная роль.....и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии. 2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к.....признаков наиболее ......к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям. 3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными.....и открытием...... 4. Последовательность событий, в результате которых информация от.....передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется...... 5. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение.....и развитие способности к изготовлению первых...... 6. Главные особенности социальной организации человека —.....добывание пищи своими сородичами и образование постоянных...... с^= Верно или неверно? 1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки. 2. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволяющий выживать самым слабым. 3. В настоящее время основы эволюционной теории принимает большинство ученых. 4. У растений уже можно определить самые примитивные формы поведения. 5. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов у всех видов, обладающих инстинктивным поведением. 6. Способностью к научению обладают только высшие организмы. 7. Только у человека существует язык, позволяющий ему " переноситься" в прошлое и будущее. ф°» Выбрать правильный ответ 1. У человека врожденными формами поведения считаются: а) агрессивные действия, б) доминирование, в) половое поведение, г) все ответы неверны. 2. Инстинктивные формы поведения: а) запрограммированы от рождения, б) менее сложны, чем рефлексы, в) не могут изменяться в результате опыта, г) у человека более многочисленны, чем у других видов. 3. Инстинктивное поведение преобладает у: а) насекомых, б) рыб, в) рептилий, г) млекопитающих. 4. Наиболее прямые предки человека появились: а) 700 000 000 лет назад, б) 200 000 лет назад, в) 100 000 лет назад, г) 40 000 лет назад. 5. Человек — единственное существо, способное: а) передавать информацию в прошлых и будущих событиях, б) пользоваться орудиями, в) жить в сообществах, г) верны все ответы. 6. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность: а) получить очень хороший уход, б) воспринимать социальные и культурные обычаи, в) усваивать опыт предшествующих поколений, г) верны все ответы. ОТВЕТЫ \j Заполнить пробелы 1 - наследственности. 2 - отбору, приспособленных. 3 - генетики, ^подследственности. 4 - органов чувств, рефлексом. 5 - рук, орудий. 6 - разделение, групп. Ч] Верно или неверно 1_Н. 2- Н. 3-В. 4-В. 5-Н.6-Н. 7-В. \j Выбрать правильный ответ 1„г.2-а.3-а 4-B.5-a.6-r. ЛИТЕРАТУРА ГамезоМ.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. Рубинштейн С Л. Бытие и сознание. М/ Изд. АН СССР, 1957. Поршнев В.Ф, О начале человеческой истории М.: Мысль, 1974. Ярошевский М.Г. История психологии. Изд. 2-е, переработанное. Тема 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Методы психологического исследования позволяют изучить психологические особенности личности путем оценки ее развития в перцептивной, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах. Своеобразие психологической науки определяется сложностью и специфичностью проявления психики. В связи с предметом изучения каждый метод имеет свою специфику, значимость, эффективность, преимущество и недостаток. В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения, беседу, эксперимент. К вспомогательным — все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод текстов, метод самонаблюдения, метод интервью, анализ продуктов деятельности и т.д.). Такое деление методов имеет относительный характер, ибо в ситуациях конкретного исследования тех или иных проявлений психики, изучении ее закономерностей вспомогательные методы могут стать основными, а основные методы занять место вспомогательных. Для того чтобы объяснить эмпирические факты, их нужно сопоставить друг с другом и на основе сопоставления обобщить, найти закономерность, которой они подчиняются. Такая процедура исследования связана со статистическими методами обработки полученных данных. Бессмысленно сопоставлять сотни и тысячи единичных фактов. Их необходимо объединять в группы для обнаружения тенденции, выраженной закономерности. Нахождение средней арифметической величины, или, как говорят математики, математического ожидания, одно из важных правил применения методов в психологическом исследовании. Средняя арифметическая величина может быть либо более, либо менее представительной (репрезентативной), но она всегда надежнее единичного замера. Наблюдение. Один из основных эмпирических методов психологического исследования. Наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их изменений в определенных условиях. Наблюдение всегда предполагает наличие замысла, системы методических приемов, контроля и осмысления результатов. Психолога-исследователя всегда интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной задачей исследования. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью, которая может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий самого наблюдателя. Объективность наблюдения можно повысить, отказавшись от преждевременных обобщений и выводов, при многократном наблюдении изучаемого факта и контроле со стороны других методов.
|