![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лучше совершенно точно ошибаться, чем приблизительно верно утверждать правильный ответ.
Дж. Тьюки Эксперимент. Основное отличие и достоинство данного метода в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психичес-
кий процесс или свойство, проследить зависимость проявлений психики от внешних условий. Эксперимент может быть применен не ко всякой исследовательской задаче. Например, характер и сложные виды способностей экспериментальным методом изучить и познать трудно, а иногда и невозможно. Примером эксперимента может служить проба " Знаешь ли ты таблицу умножения? ", на основе которой изучаются закономерности распределения внимания. Пример: " Знаешь ли ты таблицу умножения? " Необходимо письменно перемножить два трехзначных числа и одновременно прослушать отрывок из художественного произведения. Задача испытуемого правильно произвести вычисления и близко к тексту пересказать услышанное. В результате такого эксперимента можно реально увидеть низкое качество выполнения заданий. Это связано с тем, что распределять внимание, когда виды деятельности не связаны между собой логически или один из видов деятельности частично (полностью) не автоматизирован, сложно или порой просто невыполнимо. Представленный эксперимент дает возможность наглядно понять само явление — распределение внимания и определить условия успешности и эффективности в познавательной деятельности. Результаты эксперимента можно экстраполировать на многие сенсорно-моторные действия, трудовые операции. Эксперимент от наблюдения всегда отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными. Метод беседы. Он применяется на разных стадиях исследования: как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методом наблюдения. Умелое применение метода беседы может дать весьма ценные результаты. Этот метод широко применяется в различных областях психологии: педагогической, медицинской, юридической, спортивной, военной, являясь основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования — от строгой инструкции в психофизиологическом исследовании до свободного общения в психотерапии. В качестве специфических видов беседы можно выделить следующие: " введение в эксперимент" — привлечение к сотрудничеству; " экспериментальная беседа", в ходе которой проверяются рабочие гипотезы; интервью. Беседа органично взаимосвязана с наблюдением. Методическое требование к беседе — " близость", контакт испытуемого с психологом, т.е. взаимность общения. Выделяют такие формы беседы: диалогическая; автобиографическая, в которой выясняется жизненный путь человека; клиническая, где исследуются патологические факторы. Метод тестов. Тесты — стандартизованные кратковременные испытания свойств личности. Хорошо обоснованный тест является результатом большой предварительной экспериментальной проверки. Тесты можно условно разделить на тесты достижений, критериально-ориентированные тесты, личностные тесты. Тесты достижений выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями, навыками. Иногда такие тесты называют тестами специальных способностей. Тесты достижений разделяют на три группы: тесты действия, тесты письма и тесты устные; тесты интеллекта — предназначены для выявления умственного потенциала индивида; тесты креативности — с их помощью изучают и оценивают творческие способности личности, способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Тесты критериально-ориентированные выявляют, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Тесты личностные — методики психодиагностики, с помощью которых исследуются различные стороны личности: мотивационные, эмоциональные и поведенческие. К личностным тестам относятся и так называемые проективные тесты. Изучение личности с их помощью основано на психологической интерпретации результатов проекции. Один из наиболее распространенных проективных тестов разработан Г. Роршахом. Он отобрал 10 стимулов — чернильных пятен, реакции на которые оказались наиболее характерными для лиц как с патологическим, так и с нормальным уровнем развития (мышление, воображение). Пятна одно за другим предъявляются испытуемому, который должен сказать, на что они похожи, что они ему напоминают. Исследователь проводит количественную и качественную оценку образов, увиденных в пятнах. Результаты могут свидетельствовать об интеллектуальном и возрастном развитии индивида. Тест " Кто я есть в этом мире? " иллюстрирует метод тестов: Перед вами 10 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и в конце каждой линии. Сосредоточьтесь, пожалуйста, и представьте, что на каждой из этих линий вы располагаете всех людей, живущих сейчас на земле. Люди, конечно, разные. Среди них есть больные и здоровые, робкие и смелые, умные и глупые, словом, обладающие множеством разных особенностей. Представленные вам линии условно изображают 10 наиболее важных черт-характеристик личности.
|