![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кинестетические представления.
Для получения кинестетических ощущений, через которые мы осознаем свое тело и его движения, представьте, что вьп — Идете, потом бежите вдоль берега по пляжу. — Управляете автомобилем: переключаете скорости, поворачиваете машину вправо, влево, тормозите и тд. — Плаваете, играете в теннис, баскетбол, другой любимый вид спорта. — Рубите дерево топором. 5. Вкусовые представления. Представьте вкус — Банана. — Кислого молока. — Ореха. — Взбитого крема. — Сладкой булочки. — Соленого огурца. Вообразите, что вы садитесь за стол и едите ваше любимое блюдо. Обратите внимание на вкус пищи. Оцените, как вы чувствовали себя, когда выполняли эти упражнения? Одно важное напоминание: не заставляйте себя излишне напрягаться. Один опытный фехтовальщик говорил: " Держите рапиру, будто птицу: не слишком крепко, иначе птичка погибнет, и не слишком свободно, иначе птичка упорхнет". Такое же правило подходит и для воспроизведения образов. Как только вы почувствовали напряжение — остановитесь. Вы убиваете птичку. Как только ваше сознание отклонится в сторону — стоп. Птичка улетела. 6. Слуховые представления. Вызов звуковых образов для некоторых людей в большей степени затруднителен, чем вызов образов других модальностей. Представленные упражнения повышают остроту нашего восприятия звуков. Закройте глаза и услышьте: — Голос, называющий ваше имя. ~ Шум транспорта. — Шум дождя. — Волны, набегающие на берег. — Колокол, очень медленно затихающий в тишине. — Играющих детей. — Скрипучую дверь. 15 ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ " ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ" Задача 1. Прочитайте 2 отрывка, в которых по-разному расставлены знаки препинания. Сравните их смысл. Убедитесь, что в них ни одно слово не меняет своего места, но в соответствии со знаками препинания изменяются паузы и интонационный строй фразы. Не думайте. Коль мы не угодим, Что может быть. У нас желанья мало Искусством скромным вас занять своим. Вот нашего конца сейчас начало. Мы не жалеем своего труда Вас оскорблять. Не входит в наши цели Вас развлекать. Явились мы сюда не с тем. Чтоб вы об этом пожалели, Актеры здесь. Их стоит показать, Чтоб вы узнали все, что надо знать. (Шекспир У. Сон в летнюю ночь) Не думайте, коль мы не угодим, Что может быть у нас желанья мало Искусством скромным вас занять своим. Вот нашего конца сейчас начало. Мы не жалеем своего труда Вас оскорблять не входит в наши цели, Вас развлекать явились мы сюда. Не с тем, чтоб вы об этом пожалели, Актеры здесь. Их стоит показать, Чтоб вы узнали все, что надо знать. В чем причина восприятия разных смыслов одинакового текста? Какое свойство восприятия иллюстрируют представленные тексты? Задача 2. В кино известен эффект Кулешова. Он отснял известного в свое время артиста немого кино Мозжухина с нейтральным выражением лица и смонтировал крупным планом снятое лицо с гробом, тарелкой супа на столе, играющим ребенком. Просмотр этих кадров показал, что зрители по-разному оценивают мимику и душевное состояние человека в последующем кадре в зависимости от предыдущего. Какие закономерности восприятия влияют на понимание смысла изображения? Роль представлений в решении мыслительных задач Задача 3. Из города А в город В вышел поезд по направлению к городу Б и шел без остановки со скоростью 30 км/ч. В то же самое время, как из города А вышел поезд, из города Б по направлению к городу А вылете- ла ласточка, летящая со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город Б. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу Б и тд. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город Б. Сколько километров пролетела ласточка? Задача 4. В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений. В первом томе 300 страниц, во втором — 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь и стал прогрызать книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц прогрызет книжный червь? МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ qg~ Заполнить пробелы 1. Восприятие как и его основа.....есть непосредственное познание и.....человеком внешнего мира. 2. В случае потери слуха у человека обостряется.....и деятельность других...... 3. Восприятие длится ровно столько, сколько.....материальный.....на соответствующий рецептор. 4. Восприятие нельзя сводить к.....ощущений. 5. Представление — это вторичный.....предмета или явления, сохраненный в памяти. 6. Представление — это.....памяти создавать образы, когда сам раздражитель непосредственно не действует на наши анализаторы. 7. Представление — это такое..... явление, в котором сознание отрывается от своего.....источника и существует как самостоятельное явление. Ф= Верно или неверно 1. Роза пахнет, даже если ее никто не нюхает. 2. Восприятие зависит от сенсорной организации индивида, воспитания, общественного уклада. ■ 3. Восприятие цвета есть образ, копия электромагнитной волны, вызвавшей это восприятие. 4. В процессе деятельности воспринимаются и закрепляются в представлениях те качества объектов (предметов, вещей), которые для нее имеют значение и важны для решения практической задачи. 5. Цир.человеческих представлений — это реальность, полностью определяемая состоянием нашего сознания. 6. В представлениях всегда отражаются сущностные признаки явлений и предметов. ОТВЕТЫ ^ Заполнить пробелы 1 — ощущение, отражение. 2— зрение, анализаторов. 3 — воздействует, объект. 4 — сумме. 5 — образ. 6 — способность. 7 — психическое, непосредственного. \| Верно или неверно 1 - Н. 2 — В. 3 — В. 4 — В. 5 — В. 6 - В. 2-зиз
Гема 4. ПАМЯТЬ Память — сложный познавательный психический процесс, заключающийся в отражении индивидом своего прошлого опыта. В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации), сохранение (удержание информации) и воспроизведение (выдача информации). Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатле-ние - импринтинг (см. словарь терминов), а может быть и протяженным по времени. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти), условии и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к Вытеснению в подсознательное. Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерений личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания. Узнавание опирается на образ восприятия. Зд^сь важно точно познать идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Следующим по степени трудности можно назвать воспроизведение в узком смысле слова, когда нет Опоры на образ восприятия, но материал воспринимается в соответствии с целью и без усилий со стороны человека Третья ступень воспроизведения — это припоминание — процесс воспроизведения, требующий усилий для того, чтобы воссоздать нужное. Лучшим вспомогательным средством припоминания является опора на узнавание. Великий физиолог И.П. Павлов, первый русский лауреат Нобелевской премии, считал, что физиологической основой памяти являются нервные связи, образующиеся ц коре головного мозга под действием раздражителей из внешнего ми^а или внутренней среды. Такие связи принято называть ассоциациями. — Какое сегодня число? _ спрашивает у своего друга его товарищ., — Не знаю, — отвечает тог. — Ну как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета. — А она — вчерашняя! На основе анализа ассоциаций можно определить проццшй опыт Ьеловека С помощью свободных ассоциаций 3. Фрейд нахо, *|ил причину психических заболеваний (неврозы, истерии и т.д.). Используя принцип свободных ассоциаций, американские инжене- Еы и психоаналитики создали машину " Детектор лжи", который четко шксирует и беспристрастно улавливает изменения в поведении, мыс-ительной и перцептивной деятельности личности. Психологически верно раскрыл возможности ассоциативного ме-■ года для криминалистики чешский писатель А. Чапек в рассказе " Эксперимент профессора Ррусса". Профессор заявляет подозреваемому в убийстве Суханеку. — Я не буду вас допрашивать. Я буду только произносить слова, а Ьы должны говорить первое слово, которое вам придет в Голову. По-|нятно? Итак, внимание! Стакан... — Стакан, — повторил профессор Роусс. — Пиво, — проворчал Суханек. — Вот это другое дело, — сказала знаменитость. — Теперь отлично. Суханек подозрительно покосился на него. Не ловушка, ли вся эта затея? — Улица, — продолжал профессор. — Телеги, — нехотя отозвался Суханек, — Надо побыстрей. Доми* — Поле. — Токарный станок. — Латунь. — Очень хорошо. Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой Чгры. Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на.игру в карты, и о чем только не вспомнить! —Дорога, — бросилемуЧ.Д. Россвстремительномтемце. — Шоссе. — Прага. — Бероун. — Спрятать. — Зарыть. — Чистка — Пятна — Тряпка — Мешок. — Лопата -Сад. — Яма — Забор. — Труп! Молчание. — Tpynl — настойчиво повторил профессор. — Вы зарыли его под забором. Так? — Ничего подобного я не говорил! — восклицает Суханек. — Вы зарыли его под забором у себя в саду, — решительно повторил Роусс. — Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине метком. Куда вы дели этот мешок? Преступник был разоблачен. ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПАМЯТИ Опыт 1 Определение объема кратковременной памяти Зачитывается первый числовой ряд. После его прочтения экспериментатор дает команду испытуемым " Записывайте". И те записывают запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. После этого повторяется процедура со вторым, третьим, четвертым и т.д. рядами. Числовые ряды. 3 7 4 8 9 5 72841 18541682776 69159372384596583618. Проверка результатов опыта: Вновь зачитываются ряды чисел и неправильно воспроизведенные числа зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к числу объемных характеристик Миллера (7 + 2). О п ыт 2 Определение уровня развития смысловой памяти Составляется рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и три числа, который зачитывается испытуемым. Задание предъявляется дважды. Используются аналогичные тексты. Второе задание отличается от первого предварительным эмоцио-генным инструктированием. Пример рассказа: " Корабль вошел в бухту (1). Несмотря на сильное гнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к истани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в /зей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К : черу собрались все вместе, зашли в городской парк, плотно поужи- [али, в 11 часов вечера все вернулись на корабль (11—14). К этому вре- тени оставшиеся моряки уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль травился в другой порт (16). Перед началом проведения первой части исследования испытуемым зачитывается следующая инструкция: " Вам будет зачитан рассказ, он очень короткий, в нем имеется ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они находятся в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3 минут запишите основное содержание (что запомнили). Предложения можно сокращать, не теряя смысл. Переспрашивать во время работы нельзя". Инструкция перед выполнением второго задания: " Выполняя аналогичное первому задание, постарайтесь запомнить |больше, чем в предшествующем рассказе. Это делается для проверки (ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если у вас достаточно самообладания и настойчивости, вы сможете улучшить свой результат". Проверка результатов отгыта: Оценка в условных баллах проводится по таблице результатов воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается. Оценка в баллах Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 32) 31 28-30 27-29 23-26 19-22 15-18 11-14 7-10 Отличная память: он всегда помнил, где что забыл. Из личных наблюдений О п ыт 3 Проверка зрительной памяти Карта Стерлинга для оценки сенсорной памяти (в данном случае зрительной памяти) представлена на следующей странице. Следует посмотреть на нее в течение 10 секунд и запомнить количество объектов, их расположение, последовательность.
|