Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Европейская модель конституционного контроля
АВСТРИЙСКАЯ («кельзеновская») – специализированный судебный орган – типа Конституционный Суд ФРАНЦУЗСКАЯ – специализированный квази-судебный орган – типа Конституционный Совет 27 вопрос Идеалы западного (классического) конституционализма. Сравнение их с социалистическим и исламским «конституционализмом». Классический конституционализм уходит своими корнями в историю правовой культуры Запада, западную традицию права и основывается на частной собственности, ограничении государственной власти в пользу гражданского общества и индивидуальной свободы. Считается, что европейская культура - это " прежде всего… личностная культура". Конституционное законодательство исламских стран в настоящее время содержит, так называемую, «конституционную триаду»: 1) За исламом на конституционном уровне закрепляется статус государственной религии. 2) Шариат признаётся в качестве источника законодательства (В Иране Конституция закрепила правило применения норм шариата за уголовные преступления – ст.156). 3) Глава государства принадлежит к исламской религии. Стоит отметить, что сейчас происходит процесс исламизации правовых систем исламских государств. Происходит «БИТВА ЗА КОНСТИТУЦИЮ», так как в процессе законотворчества сталкиваются различные мнения. Геополитическая ситуация требует некого компромисса. Например, классическое исламское право не признавало принципа разделения властей, но этот принцип всё же закреплён во многих исламских странах. То есть многие западные механизмы заимствуются, при этом приобретая свою специфику (глава государства в Египте избирается, но должен быть мусульманином). Социалистический конституционализм предполагает воплощение следующих идей: · утверждаются социальное равенство и справедливость. · уничтожение или ограничение частной собственности; · всеобщее равенство; · упразднение частной собственности при сохранении личной · замена капиталистических предприятий кооперативами · создание государственной системы социального обеспечения 28 вопрос Правовое государство. Принцип верховенства права. Содержание (составляющие) принципа верховенства права. Правовое государство – это государство с конституционным режимом правления, реальным разделением ветвей власти, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действительными механизмами социального контроля. ПРИМЕР: ч.3 ст.20 Конституции ФРГ «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом». Принципы конституционного строя превыше всего. ПРИЗНАКИ: ЦЕЛИ: · - ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства; · - формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права; · - охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. ► Некоторые правоведы (из естественно-правовых теорий) полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей; Сторонники естественно-правовых теорий утверждают, что никакие законы не должны покушаться на всеобщие права и свободы человека и гражданина. Однако фактически в разных странах понимание прав человека различается: в США смертная казнь не считается лишением права на жизнь, в Скандинавии высокие налоги не рассматриваются как нарушение права на частную собственность, во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки люди не видят противоречия между преследованием гомосексуалистов и принципами равноправия. Некоторые правоведы полагают, что законодательная защита прав человека эффективна только при условии, что эти права имеют ценность в местной культуре 29 вопрос Социальное государство. Содержание (составляющие) принципа социального государства. Социальное правовое государство в Германии. а)Социальное государство. Содержание (составляющие) принципа социального государства. Идея социального государства упоминается впервые в 1812 году в произведении Лоренца Фон Штайна «Социализм и коммунизм в современной Франции». Здесь понятие «социальное государство» как таковое еще не используется, однако государство, описанное Штайном и, более того, возведенное им в принцип, – государство социальных реформ – это не что иное, как то, что обозначается словом «социальное государство». Социальное государство нельзя отождествлять с общественным, т.к.это скорее государство социального обеспечения, социального вмешательства. Социальное государство появляется как противоположность государсвтва и индустриального общества, общества, которому необходимо государственное вмешательство, главным образом, социального характера. Признаки развитого индустриального общества, к которому применимо понятие социального государства: · это система экономики с высокоразвитой концентрацией капитала, с высочайшим уровнем технического развития, с рационализированным процессом труда и стандартизированными общественными потребностями; · это общественная система, в которой место прежней сословной иерархии заступили классовые противоречия, причем класс неимущих, борьбе политического равноправия с классом собственников; · это культурная система с всеобщим образованием, с равным для всех, в том числе и для неимущих, правом доступа к культурным ценностям и к достижениям цивилизации, система, в которой культура превращается в производство и соответственно организуется; · это государственная система, с административным аппаратом, направленным на экономические, социальные и культурные потребности населения; в-пятых, это такая государственная система, которая в своей деятельности отказалась от принципа невмешательства, чтобы защитить социально слабые общественные слои. Основные ценности социального государства отражают интересы широких масс населения, работающего по найму – это обеспеченность существлвания, обеспеченность полноценными рабочими местами и обеспеченность физической возможности работать по найму. Поскольку индустриальному обществу присущи классовые противоречия, то смысл социальной государственности состоит в социальной интеграции как способе разрешения таких противоречий при помощи возможности социального подъема, социального партнерства, социального обеспечения существования. Главный принцип социальной государственность – социальная ответственность, который заключается в том, что каждый член общества ответственнен за общество в целом и наоборот путем уважения прав и социальных интересов других лиц, поддержки социальными группами своих членов, помощи со стороны имущего населения более славым социальным слоям. Идея социального государства, допускает государственное вмешательство в свободу, равенство и собственность, если этого требует социальный долг (так, частная собственность носит характер социальног долга и при необходимости может быть обращены в пользу государства при соответствующем возмещении). Социальное государство обеспечивает так называемые позитивные права, т.е. социальные права на позитивные действия государства, которые выражаются в его социальных обязанностях. Социальные обязанности государства включают в себя три составных момента: обязанность политики социального обеспечения, обязанность политики социального страхования и обязанность политики по обеспечению социального мира. Главным инструментом социального государства должно являться социальное законодательство, которое обеспечивает защиту труда, максимальную и минимальную величину рабочего времени, социальное обеспечение, социальные услуги, социальное страхование, организацию производственной жизни, порядок тарифных договоров и, наконец, порядок урегулирования конфликтов между наемными работниками и работодателями. При помощи социального законодательства реализуется конституционный принцип социального государства. Но нередко принцип социального государства, провозглашённый в конституции, имеет лишь декларативный харакер в виде нормы-цели, поскольку государство не всегда обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы обеспечить населению необходимый уровень социального обеспечения и защиты (дело Собрамоней против министра здравоохранения. ЮАР). б) Социальное правовое государство в Германии. Основной закон ФРГ гарантирует не просто социальное государство, а социальное правовое государство. Таким образом, в конституции принцип социального государства неразрывно связан с принципом государства правового. Чтобы понять, почему ОЗ соединяет эти 2 существенно разных понятия, необходимо указать на их существенные различия.
Таким образом, правовое и социальное государство – это не просто различные системы, это, до определенной степени, противоположные друг другу системы. И тем не менее Основной Закон провозглашает соединение правового государства и социального государства в нечто единое. Подобное единство не является конституционно-правовым парадоксом, т.к. вряд ли можно разработать эффективную конституцию, беря в качестве основы только одну модель общественного развития, то есть ориентируясь лишь на один структурный принцип. Еще Аристотель указывал, что из всех форм государства наилучшими являются те смешанные формы, которые составлены из противоположных элементов. Из самой специфики общественного развития, которая предполагает одновременное существование буржуазного и индустриального обществ следует, что и конституция должна сочетать в себе принцип правового и принцип социального государства. Структуры формальной правовой государственности – принципа разделения властей, законности, правовой защиты – очевидно, уже не в состоянии с достаточной силой защитить свободное развитие личности в условия опасностей индустриального века, поэтому на помощь правовому государству приходит социальное, решающее такие задачи как социальное обеспечение, превентивная социальная забота и социальный мир. При этом социальное государство без правового порождает коллективное государство, вся деятельность которого направлена на обеспечение существования всего общества, а не свободы личности. Таким образом, социальное правовое государство – единство социального и личного, баланс между коллективизмом, который проявляется при господстве социальности без личной свободы, и анархией, порождаемой свободой личности, не дополненной социалными аспектами.
30 вопрос Трансформация понятия государственного суверенитета в связи с интеграционными процессами. Понятие объединённого суверенитета. Суверенитет – свойство государственной власти, в силу которого она является высшей и независимой. Суверенитет определяется исключительно внутренним правом, а не правом другого государства и не международным правом. Дюги Леон сформулировал 4 признака суверенитета: 1) Единство (на одной и той же территории может сущетвовать только один суверенитет) 2) Неделимость (никакая часть народа или территории не может обладать суверенитетом) 3) Неотчуждаемость 4) Непогашаемость
! Однако в настоящее время возникают новые подходы к суверенитету в связи с активными процессами глобализации и развития международного сотрудничества в форме объединений. (Решение КС Чехии о государственном суверенитете) Согласно современному подходу, делегирование отдельных полномочий органов власти государства не затрагивает его суверенитет и не противоречат его сущности. Продполагается, что добровольное ограничение собственных полномочий государства – это непосредственное проявления суверенитета, к тому же, согласно договорам, на которых основана та или иная международная организация, государство может в любой момент выйти из сообщества, скинув с себя обязательства договора. На основе международного договора о создании ЕС появляется объединенный суверенитет этого Союза, надогосударственный суверенитет. Однако КС Чехии справедливо полагает, что это приводит не к потере национального суверенитета, а, напротив, к его укреплению в рамках целого, так как цель объединения – обеспечение безопасности и общественная выгода.
31 вопрос Экономически-открытые и экономически закрытые Конституции. Теория экономической Конституции. Трактовки понятия «ЭК» 1) В социологическом смысле: акцент на соц составляющей ЭК, взаимоотношениях различных групп общества, правилах их взаимодействия, формах обеспечении интересов этих групп и т.д. 2) В экон смысле: несколько явлений – 1-текущее состояние экон системы, 2-экон модель рыночной или плановой экономики, 3-нормы, кот издает законодатель для поддержания экон порядка, и нормы, кот издают для этой цели сами хозяйствующие субъекты. 3) В пр смысле 1-правовые нормы, обеспечивающие д-ть и управление в экон сфере (ЭК в шир смысле) = правовые положения об экономике, включенные в текст К (ЭК в узком смысле) 2) В конст-пр смысле (в КП): понятие ЭК в узком смысле, охватывающее конст нормы об экономике. В зарубежных научных исследованиях выделяют следующие определения ЭК = Дескриптивные (описательные) – перечисление составляющих ЭК - Л. Константинеско: 1-глобальные цели, кот стремится достичь каждая экономика, 2-инструменты, кот используются для достижения глобальных целей, 3-принципы, определяющие нормально е функционирование этих элементов = Функциональные – охват системообразующих характеристик + определения, в центре внимания кот конст установленные границы регулирования экономики (Испания и страны Латинской Америки) + определения, акцентирующие внимание на экон порядке (Германия) + определения, отражающие феномен социализации и вмешательства гос-ва в экономику + децизионистские определения (властное решение главнее нормы) + в нормативном аспекте Концепция ЭК = идея связанности, целостности конституционных положений об экономике и опр характер их воздействия на текущее законодательство и экономику. Она не подразумевает разделения конституции на экон и полит части, напротив, конст нормы об экономике рассматриваются в контексте и взаимосвязи со всеми другими нормами К. Теория ЭК = разветвленное, детализированное и логически выстроенное знание о конст регулировании экон отношений, являющееся р-том исследования данной материи юристами стран Европы и других регионов мира на примере своих стран и ЕС. Она интерпретирует содержащиеся в конституциях и относящиеся к экономике нормы и принципы с точки зрения конституционного баланса трех элементов: 1-обеспечения прав человека, 2-соблюдения принципов социального правового государства и 3-ограничения государственного вмешательства. По сути, эта теория представляет собой приложение теории социального правового государства к экономической сфере. Основы современной концепции " ЭК" были сформулированы исследователями фрайбургской школы ордолиберализма. В качестве исходного определения ЭК значительная часть европейских авторов называет дефиницию, предложенную известным немецким экономистом Э. фон Беккератом в статье " Политическая и экономическая конституция"
Конституции с точки зрения выбранного типа экономики: Экономически-закрытая (определенная) – прямо закрепляет конкретный вид экономики, принципы экономической системы, экономические цели государства, собственность, основы финансовой, налоговой, банковской системы, принуждая законодателя придерживаться одной конкретной экономической политики (Китай, Куба). Экономически-открытая (нейтральная) – прямо не закрепляет конкретный вид экономики, оставляя законодателю выбор экономической политики. Регулируется лишь право собственности. Косвенно регулируются компоненты экономической системы: степень экономической свободы индивида, кто может быть субъектом права собственности каковы его обязанности, роль и функции государства в экономике, полномочия и обязанности (США, Япония) Дело об инвестиционной помощи. Решение ФКС Германии 1954: «Основной закон не гарантирует ни рыночную, не соц ориентированную рын экономику. Нейтральность Основного закона в экон вопросах основывается на том простом факте, что учредительная власть не определила конкретный вид экон системы. Это позволяет законодат власти приспосабливать экон политику к конкретным обстоятельствам»
32 вопрос Основные модели прав человека (цивилизационный подход) и их отражение в конституциях. Концепция воинствующей демократии призвана не допустить ситуацию, при которой, пользуясь демократическими силами, к власти могут прийти силы, чья политика в дальнейшем будет направлена на разрушение демократических и конституционных основ государства. Ø Впервые этот термин употребил Карл Левенштайн, еще в 1937 году охарактеризовав в своей статье проблему распространения фашизма в Европе и пути ее преодоления. Конституционное правление - принцип верховенства права, обеспечивает разумность и предсказуемость администрации. При авторитарных режимах принцип конституционного правления заменяется легализованным оппортунизмом. § Фашизм является способом получения и удержания власти ради власти, без какого-либо метафизического обоснования, проистекающего только из абсолютных ценностей. § Демократия, если она еще не выполнила свое предназначение, должна бороться со способами получения власти ради власти. Она должна быть воинствующей. Фашизм может разрушить демократию с помощью ее учреждений. Под прикрытием основных прав и принципа верховенства права, законным образом может быть выстроена и запущена антидемократическая машина. Демократию можно ликвидировать ее же механизмами. Осознание этого позволяет демократии защищаться и не допустить своего уничтожения. v Не существует общей правовой или надлежащей нормативной теории воинствующей демократии, которая могла бы разрешить проблему, часто называемую «демократический парадокс» либо «дилемма демократии», - возможность демократии разрушить себя в процессе самозащиты. Несколько базовых моментов в дискуссии относительно воинствующей демократии являются точными: 1. Во-первых, нет смысла в том, чтобы категорично разделять воинствующую и невоинствующую демократии: при некоторых обстоятельствах любая демократия может принять меры по своей защите; это вопрос, скорее, политической воли, нежели заранее установленных норм. 2. Во-вторых, невозможно спасти демократию в отсутствие достаточного количества граждан с прочными демократическими убеждениями. 3. В третьих, практически все правоведы и политологи в настоящее время высказываются в пользу дополнения правовых мер образовательными, а также уделения внимания правомерным интересам избирателей, делающих выбор в пользу популистских или экстремистских партий. 4. В-четвертых, все меры воинствующей демократии рискуют стать предметом злоупотребления в политических целях (или в целях чисто символической демонстрации, ради неэффективной политики «лишь бы что-то было сделано!»). ВЫВОД: воинствующая демократия – это всегда лишь политика, осуществляемая иными (правовыми) средствами; но нужно уделять очень много внимания тому, чтобы не допустить этих рисков. 33 вопрос Принцип достоинства личности. В основе данного принципа лежат положения Конституции, определяющие, что достоинство личности охраняется государством и что никакие обстоятельства не могут быть основанием для его умаления. Там же безоговорочно определено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Положения такого же рода закреплены в ряде международных актов: в Международном пакте о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. На них многократно ссылался и ссылается в своих решениях ЕСПЧ. Достоинство · присуще человеку в силу его существования и принадлежности к человеческому роду · человек ценен сам по себе · человек не может рассматриваться как объект гос. действий · человек, наоборот, является равноценным государству субъектом, способным оспорить и защищать свои права · достоинство - высшая ценность в объективном порядке конституционных ценностей · оно абсолютно, нерушимо и не ограничиваемо 34 вопрос Принцип равноправия. Формальное и материальное равенство. Позитивная дискриминация. Равноправие – это юридическое равенство в обладании правами и несении обязанностей, равенство перед законом и судом. Конституции различно формулируют принцип равноправия – иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равноправие женщин и мужчин, а также равноправие независимо от тех или иных других конкретных обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи, происхождения и т.п.). (ст. 3 германского Основного закона: «Все люди равны перед законом», что означает формальное равенство прав, которое требует осуществления действующего права без исключений».) Равноправие – это всегда равенство в основном, т.е. в тех правах, свободах и обязанностях, которые существенно важны для жизни человека и гражданина и потому получают свою гарантию в конституции. Равенство бывает фактическим (социальным). Оно гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (группе лиц), и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права. Такие различия, однако, не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Государство не вправе вводить неоправданные льготы или преференции либо неравный правовой режим функционирования в одинаковых отношениях и ситуациях. Если условия, в которых находятся субъекты права, не равны, законодатель вправе установить для них различный правовой статус. Формальное равенство – это равенство людей в свободе независимо от их фактических, биологических и социальных (в том числе имущественных) различий. Оно противостоит произвольности действий, вводя определённые правила поведения и создавая основу для внесения в деятельность индивида некой безусловной последовательности. Исторически представление о формальном равенстве нашло выражение в нормативном принципе талиона, которое прямо направлено против неравной трактовки одинаковых ситуаций: «око за око, зуб за зуб», т.е. всякий ущерб требует непременного возмездия, и это возмездие должно быть равным для случаев одинакового ущерба. Материальное равенство – это ликвидация государством барьеров, стоящих на пути достижения равных возможностей путем перераспределения государством всеобщего богатства. Позитивная дискриминация («компенсационное неравенство») – это предоставление преимуществ и льгот определённой категории лиц с целью выравнивания их фактического (материального, реального) положения по сравнению с другими категориями лиц. Например, в форме выплат, льгот, квотирования. 35 вопрос Двойное гражданство. Ограничение политических прав лица, обладающего двойным гражданством. Принцип лояльности к государству и способы её обеспечения. Гражданин – это физическое лицо, официально принадлежащее (имеющее документальное подтверждение) к данному государству и обладающее его гражданством. У гражданина возникает постоянная связь с государством. В силу этого он обладает полным объёмом прав, свобод, обязанностей, предусмотренных конституцией, законами и иными НПА. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства личности, основных прав и свобод человека. В федеративных государствах, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации (Республики). Наиболее частым случаем многогражданства является двугражданство (бипатризм), то есть принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. В демократическом государстве иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными указанными в законе изъятиями. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не пользуются избирательными правами, не могут осуществлять некоторые занятия, занимать некоторые должности, иногда приобретать некоторые объекты собственности и т. д. Пример: Мексика. Ребёнок, родившийся на мексиканской территории от родителей-австрийцев будет мексиканским гражданином по Конституции Мексики и австрийским гражданином по австрийскому закону. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей. Пример: Болгария. В качестве другого примера можно привести положения Болгарской Конституции. Согласно ч.2 ст. 26 «иностранцы, пребывающие в Республике Болгарии, имеют все права и обязанности по настоящей Конституции, за исключением прав и обязанностей, для осуществления которых Конституцией и законами требуется болгарское гражданство». Пример: Финляндия. В частности, Аландским островам, представляющим собой одну из губерний Финляндии, гарантирована их территориальная целостность, они имеют свой парламент и свое правительство с гарантированной компетенцией, свое гражданство (граждане Аландов автоматически состоят в финском гражданстве, но не наоборот: прочие финские граждане, даже поселившись на Аландах, гражданства аландского автоматически не приобретают). Пример: Россия-Таджикистан. Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, постоянно проживающее на территории одной из Сторон, в полном объёме пользуется правами и свободами, а также несёт обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Без ущерба для положений настоящего Договора лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих Сторон. Пример: США. Соглашений о двойном гражданстве Соединенные Штаты не заключали ни с одним государством мира. Это значит, что гражданин США может стать гражданином какой угодно страны, но американские власти этого не признают, рассматривая его только как гражданина США. Вообще, американский закон двойное гражданство не приветствует, но и не запрещает. Некоторые получают его автоматически — если родились за рубежом от родителей, являющихся гражданами США, или от граждан другой страны, но на территории США. При этом граждане США могут сохранять полюбившиеся им гражданства, но на территории США пользоваться им не могут. Если человек обладает двойным гражданством, одно из которых американское, он пользуется всеми правами и обязанностями американского гражданина — имеет право участвовать в выборах, обязан платить налоги в американскую казну. Те, кто становится гражданином США, помимо прочих продолжительных и непростых процедур должны дать клятву верности Соединенным Штатам. Эта клятва означает, что принесший ее уже отказался хранить верность другому государству, даже если продолжает оставаться его гражданином, и налагает ряд запретов. В частности, закон требует от американских граждан использовать при поездках за границу только американский паспорт. Демонстрация другого паспорта может быть расценена как нарушение клятвы верности с соответствующими последствиями. 36 вопрос Ограниченная (частичная) дееспособность лица и реализация им конституционных прав: на примере избирательного права в решении по делу «Киш против Венгрии». Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В основе правового статуса личности лежит конституционно-правовой статус, т.е. положение личности в обществе и государстве, определенное конституцией и иными актами конституционного законодательства. Поскольку конституционно-правовые нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, то конституционно-правовой статус личности можно рассматривать как категорию, предопределяющую объем, содержание прав, свобод и обязанностей, а также правовые возможности их приобретения, реализации и защиты. Отсюда конституционно-правовой статус личности составляет ядро ее правового статуса. Дело «Киш против Венгрии» рассматривалось в ЕСПЧ в 2010 году. - В 2006 году гр. Киш пришёл на избирательный участок, а в списках его не было. 37 вопрос Юридические лица как носители основных прав и обязанностей. Субъектами(носителями) кп-прав, свобод и обязанностей являются: 1. Физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства 2. Субъекты, принадлежащие к конкретной социальной группе: родители, дети, трудящиеся, работодатель, нетрудоспособные 3. Юридические лица: общественные объединения, политические партии, религиозные организации, профсоюзы Какие права в кп распространяются на юридических лиц: · Неприкосновенность жилища (офиса) · Право на судебную защиту · Право на защиту чести, деловой репутации · Обязанность соблюдать конституцию и законы · Обязанность платить налоги Критерии распространения прав и обязанностей на юридических лиц: ü Существо и предназначение права, свободы и обязанности ü Природа юридического лица, на которого хотят распространить данное право, свободу и обязанность. Теория: Современные механизмы защиты основных прав открыты не только для граждан, но и для юридических лиц. Безусловно, доступ юридических лиц к механизмам защиты основных прав является одним из элементов в системе гарантий защиты прав человека и гражданина. Ø НО можно выдвинуть тезис о том, что юридические лица при определенных условиях могут быть признаны носителями основных прав. В отечественной литературе отдельные правоведы высказываются в пользу наделения юридических лиц основными правами. Можно выделить несколько оснований, позволяющих рассматривать юридические лица в качестве носителей основных прав: 1. Признание основных прав юридического лица необходимо для защиты прав и свобод физических лиц, стоящих за этим юридическим лицом 2. Юридические лица могут оказаться в ситуации, когда государство способно нанести существенный ущерб их правам и интересам, подобно тому, как оно может угрожать правам, свободам и интересам физического лица 3. Вмешательство в деятельность юридического лица со стороны государства может затруднить реализацию прав и свобод неопределенного круга лиц. Здесь мы рассматриваем ситуацию, когда конституционные права граждан не могут быть эффективно осуществлены, если будет ущемлена свобода юридических лиц, участвующих в механизме реализации этих прав. 4. Вмешательство в деятельность юридического лица может нанести ущерб конституционным принципам и ценностям, и поэтому защита юридического лица при помощи основных прав направлена на обеспечение публичного интереса 38 вопрос Ограничительная оговорка и ее основные элементы. В некоторых случаях возможно ограничение конституционных прав граждан. На законодательном уровне это выражается в наличии особой ограничительной оговорки. Пределы VS Ограничения: Пределами ограничиваются конституционно защищаемые интересы (свободы, положения, обычные правовые позиции) и диспозиции, охраняемые конституционными правами. => эти две категории тесно взаимосвязаны. Ограничение охраняемого интереса всегда, является ограничением диспозиции, установленной конституционным принципом. Значит пределами конституционных прав являются нормы, ограничивающие диспозицию этих конституционных прав
Маунц выделяет несколько элементов ограничительной оговорки: генеральная конституционная оговорка (данный вид ограничения присущ конституции и уже содержится в ней как имманентные пределы ограничения прав. В качестве таких пределов называются права других лиц, конституционный порядок и нравственный закон. В рамках этих имманентных ограничений законодатель не создает новых ограничений права, а наполняет новым содержанием уже имеющиеся нормы путем толкования) оговорка о специальном законе (законодатель оставляет обычному закону, принятому на основе К, установление предела ограничения прав и свобод. Законодатель возвышается над К, опасность произвола) Ограничительная оговорка ( Непосредственный конституционный предел) – это часть полной конституционной нормы, которая определяет, как можно ограничить нечто, диспозитивно гарантированное конституционным правом. Ограничительные оговорки могут быть писанными и неписанными.
Шустров: -оговорка о специальном законе содержится в тексте конституции, статье, закрепляющей основное право. Структура: - легальность(ограничение установлено в законе или акте имеющем силу закона) - целесообразность -пропорциональность Таким образом, на основе общей оговорки о законе, законодатель управомочен вторгаться в содержание любого основного права и актом законодательства устанавливать ограничение этого основного права.
Круг 1: Законодатель определяет посредством толкования, имеющего праворазъясняющее (декларативное) влияние, установленные конституцией, то есть заранее присущие основному праву (имманентные) пределы. Круг 2: Законодатель ограничивает содержание основного права посредством законов, издаваемых на основе оговорки о специальном законе и имеющих правообразующее (конститутивное) влияние. Эти законы издаются в пределах (разд. 1) и в границах (разд. 2) ст. 19 Основного закона. Круг 3: Законы, указанные под цифрой 2, не могут касаться существа содержания основного права.
39 вопрос Тест на пропорциональность при ограничении прав и свобод личности, его три подтеста.
|