Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Европейский подход, возник в Германии.
Всюду, где вводится тест на пропорциональность, он имеет одну и ту же основную двухэтапную структуру. На первом этапе следует установить, что действиями правительства оказалось ограничено некоторое право. На втором этапе правительство должно показать, что оно преследовало некоторую легитимную цель и что ограничение было пропорционально этой цели.
Тест на пропорциональность включает в себя три критерия: · средство, предназначенное для достижения цели правительства, должно подходить для достижения этой цели (уместность); · должно быть выбрано то средство, которое в наименьшей степени ограничивает право частного лица (необходимость); · ущерб частному лицу от ограничения его права должен быть пропорционален выгоде правительства в отношении достижения поставленной цели (пропорциональность в узком смысле).
Преимущества теста на пропорциональность:
40 вопрос Метод взвешивания интересов при ограничении прав и свобод личности. Идеи Роберта Алекси. Знать: - Закон взвешивания - Пример с табаком - Пример с “Титаником” и парализованным офицером Формула веса от Алекси 1. В применении права есть 2 основные операции: категоризация и взвешивание. Разберем взвешивание (также называется принципом сбалансированности, а в Германии принципом пропорциональности). Есть 3 проблемы во взвешивании: - структура - рациональность - легитимность взвешивания
Чем более рационально взвешивание, тем более оно легитимно.à Рациональность взвешивания определяется его структурой. è Суть проблемы взвешивания в праве, таким образом, выражается в проблеме структуры взвешивания 2. Закон взвешивания: “Чем больше степень несоответствия одному принципу или ущерба для него, тем больше должна быть важность соответствия другому принципу”. Пример 1. взвешивания (табачная продукция): 1) Чаша весов №1: полный запрет на табачную продукцию – здоровье граждан 2) Чаша весов №2: свобода профессиональной деят-ти производителей табака В итоге: здесь перевешивает чаша 2, т.к. полный запрет - это серьезное вмешательство в свободу проф. деят-ти. Но если: 1) Чаша №1: обязанность производителей размещать предупреждения о вреде курения 2) Чаша №2: та же свобода проф. деят-ти, В итоге: здесь перевешивает чаша 1, т.к. это незначительное вмешательство в проф. свободу. Так же мб среднее вмешательство. То есть всего 3 степени вмешательства в другие права. Они показывают рациональность сбалансированности. Однако у теории взвешивания есть оппоненты: ведь взвешивание субъективно, и эта система применима там, где, например, можно экономически посчитать потерянную выгоду (как в случае с табаком) Контраргумент в защиту “взвешивания”: другой пример, где нет экономической подоплеки: Пример 2. Решение Федерального конституционного суда в Германии: Истец (офицер – инвалид) подал иск на ответчика - сатирический журнал “Титаник”. В этом журнале этого офицера назвали “урожденным убийцей” и “калекой”. 1) Чаша 1: свобода слова (выражения) у журнала 2) Чаша 2: право офицера на уважение его личности Суд постановил, что понятие “калека” рассматривается как “уничижительное” и выражающее “недостаток уважения”. А вот выражение “урожденный убийца” суд не счел оскорбительным.
41 вопрос Соотношение принципов территориальной целостности и права народа на самоопределение. Сецессия. В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». В мире сейчас в составе 200 государств, проживает около 5000 народов, т.е. более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. Таким образом, большинство современных государств – полиэтничны. В данной связи встает важнейший вопрос о праве народа на самоопределение и как данное право соотносится с другим международным принципом о единстве и территориальной целостности государства. Современное международное право, с одной стороны, утверждает свободу самоопределения, как основополагающий принцип с другой – настаивает на территориальной целостности государств. Широко распространенно мнение, что существует некое противоречие между этими двумя принципами. Это не так. Декларация была принята ГА ООН в 1960 г. с совершенно другой, конкретной целью – деколонизации. Вопросы же самоопределения народов в уже существующем государстве она не затрагивала. На данный момент не существует конкретных, до конца оформленных международным правом, четких критериев, на основании которых новое государство может быть признано или не признано мировым сообществом. В итоге, в зависимости от политических интересов приоритетным выступает то принцип территориальной целостности, то право наций на самоопределение. В Декларации о принципах международного права сказано: «При толковании и применении изложенные принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен толковаться в контексте всех других принципов». Под этим углом зрения, рассматриваемые нами принципы должны не только не противоречить друг другу, но и находиться в определенной гармонии. «Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению и нарушению территориальной целостности государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов». Кочарян обозначил три условия, при наличии которых недопустимо самоопределение: 1. государство должно соблюдать в своих действиях принцип равноправия и самоопределения 2. государство должно иметь правительство, представляющее весь народ, проживающий на данной территории 3. не должно проявляться какой-либо дискриминации Только при соблюдении всех этих условий приоритет должен быть отдан сохранению единства государства, в противном случае оно может быть поставлено под сомнение. Современное право не сводит принцип права самоопределения только к сецессии, оно позволяет рассматривать его значительно шире. Одни государства использую политику мультикультурализма, такие как Австралия, Канада, другие идут по принципу федерализации и автономизации – Бельгия, Австрия и др. Сецессия —выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 гг.), или не признаваться (Конституция Югославии). Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено. Дело об отделении Квебека. Квебек не имеет конституционного права на одностороннюю сецессию. Но если явное большинство его граждан проголосует в пользу четко сформулированного предложения независимости, тогда Квебек и остальные провинции обязаны обсудить предлагаемую сецессию Квебека добросовестно и с учетом интересов друг друга. Необходимо сесть за стол переговоров. Существует множество вопросов для решения: разграничение собственности, долгов и тд.
42 вопрос Централизация и децентрализация как принципы государственного устройства.
Разновидности централизации:
Основные признаки централизации: · Концентрация властных полномочий и решений в едином центре управления (на верхних уровнях власти) · Концентрация ресурсов (финансовых, материальных и иных) · Координирование деятельности на всех уровнях власти из центра (надзор за местными властями) · Иерархичность связей Основные признаки децентрализации: · Максимальная приближенность публичных органов к объектам управления (к населению) · Самостоятельность принятия решений · Обеспеченность преимущественно собственными ресурсами · Выборность властей и доступность общественного участия и контроля · Саморегулирование – гарантированная самостоятельность решений и действий 43 вопрос Субсидиарность и пропорциональность как принципы государственного устройства. 1) Субсидиарность (дополнительность) – это принцип участия в делах и поддержки вышестоящим уровнем власти уровня нижестоящего, если последнему не хватает собственных сил и средств. То есть большинство полномочий за субъектами федерации, и только там, где субъекты своими силами справиться не могут – там вмешивается федерация. Пример: идея субсидиарности положена в основу гос. строя ФРГ 2) Пропорциональность – согласно этому принципу содержание и форма действий вышестоящего уровня власти не выходят за рами того, что необходимо для достижения его целей. Пример закрепления этих принципов: Договор о Европейском Союзе (ст. 5): 1. Принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза. Принципы субсидиарности и пропорциональности регулируют осуществление данной компетенции. 3. Согласно принципу субсидиарности Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут достаточным образом быть достигнуты государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, но, ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия, могут быть лучше достигнуты на уровне Союза. 4. Согласно принципу пропорциональности содержание и форма действий Союза не выходят за рамки того, что необходимо для достижения целей Договоров.
44 вопрос Региональное (регионалистское) государство, его отличие от унитарного и федеративного государства. В науке конституционного права выделяют третью форму государственного устройства – региональное государство. Ø Как отмечается в литературе, понятие «региональное государство» носит строго доктринальный характер, не используется в нормативно-правовых актах и призвано «показать, что регионализация – это процесс движения от унитаризма в направлении федерализма, который может протекать в различных формах». К числу региональных относят Италию и Испанию. · Эти государства состоят из территорий с широкой автономией · Статус территорий регулируется специальными актами · На территориях допускается создание особого уровня публичной власти. Критерий, позволяющий отделить федеративное государство от регионального → возможность последних участвовать в организации и функционировании общегосударственной власти + их влияние на решение вопроса об изменении конституции. v Возможности, которыми располагают в этой сфере субъекты федерации, как правило, гораздо шире. Ст. 137 Конституции определяет Испанию как унитарное государство, с автономными образованиями, и закрепляет за ними право на «автономное решение интересующих их вопросов». ü Другими словами, регионы вольны выбирать те полномочия, которые хотят осуществлять (например, создание своих собственных полицейских органов или государственного регионального телевидения). Отсюда следует, что система предусматривает асимметрию в автономии. Для предотвращения сбоев в работе разграничения полномочий, существует ряд принципов:
Центральные органы власти обладают значительным процессуальным преимуществом перед региональными органами: если глава центрального правительства подает в Конституционный суд жалобу на региональный закон, сам факт подачи жалобы автоматически предполагает приостановление действия этого закона. Таким образом, центральные органы власти могут добиться приостановления действия практически любого регионального закона. Отличия регионального государства от федеративного:
Отличия регионального государства от унитарного:
45 вопрос Основные теории федеративного государства В силу того, что отличительным признаком федеративных соединений является способ образования суверенной власти Основной критерий, положенный в основу теорий – ВОПРОС О СУВЕРЕНИТЕТЕ –КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СУВЕРЕНИТЕТ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ. 1. Теория делимости суверенитета; 2. Теории неделимости суверенитета: А. сепаративная теория, Б. унитарная теория; В. теория участия; 3. Дуалистическая теория; 4. Теория потенциального суверенитета; 5. Теория кооперативного федерализма.
46 вопрос Кооперативный федерализм и принцип верности федерации Для справки: Федерализм - принцип конституционного строя, характеризующий способ территориальной организации государственной власти. - наличие в государстве значительной децентрализации; - самостоятельность территориальных составляющих в осуществлении государственной власти; Кооперативный федерализм (далее –КФ) Доктринальное понимание КФ: В узком смысле - институционно оформленное сотрудничество федерации и земель, а также земель между собой; В широком смысле - вся деятельность федерации и земель, урегулированная позитивным правом (то есть правом, установленным и санкционированным государством); В более широком смысле - добровольное, допустимое с точки зрения КП сотрудничество обладателей властных полномочий в федеративном государстве; КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь! ----------------------------------------------------- Резюме: КФ - одна из форм нецентрализованной федерации; - взаимоотношения в КФ строятся на началах, исключающих иерархию ( подчинение друг другу); - К орни КФ базируются на идее создания общества на основе договора и соглашений; - в федерациях, созданных по типу КФ доминирует принцип разделения государственной власти и разделенной (солидарной) ответственности, при которой функции, когда-то признаваемые исключительными для каждой из сторон, становятся разделенными функциями. - кооперация федерации и ее субъектов базируется на переговорных (согласительных) процедурах, соблюдение которых обязательно в случае возникновения разногласий. - действует принцип " максимум согласия — минимум принуждения ".
1) ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ – Сотрудничество и взаимодействие между субъектами федерации: • Совместное осуществление задач, имеющих общий интерес, • Возможность заключения соглашений между субъектами, • Встречи и совместные институты представителей субъектов, [напр., ст. 48 Конституции Швейцарии 1999 г.] 2) ВЕРТИКАЛЬНЫЙ – Сотрудничество и взаимодействие между федерацией и субъектами: • Конкурирующее законодательство (вопросы совместного ведения), • Возможность заключения соглашений между федерацией и субъектами, • Создание федерацией и субъектами совместных комиссий, • Встречи представителей федерации и субъектов. [напр., ст.74, разд. VIII-a ОЗ ФРГ 1949 г.]
|