Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронный университет и постиндустриальное общество






В сегодняшнем постиндустриальном обществе концепции электронного университета и дистанционного обучения становятся стандартными составляющими системы образования по всему миру в свете растущей потребности в независимости учащегося и нехватке подходящих традиционных очных образовательных программ (Watkins, 1991). Ожидается, что в США к 2000 году взрослые учащиеся дистанционного отделения составят около 60% всего университетского приема ('On-Line Teaching", 1991). Взрослые учащиеся обычно имеют работу и потребность в повышении квалификации, они, как правило, не могут позволить себе бросить работу ради получения степени или сертификата как студенты-очники. Системы электронного университета и дистанционного обучения решают эту проблему, поскольку эти системы позволяют учащимся получать образование без отрыва от производства.

Однако растущая популярность электронных университетов и учреждений дистанционного образования не означает, что традиционные университеты устарели. Это явление указывает лишь на то, что традиционные университеты не всегда отвечают потребностям нетрадиционных учащихся и постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. Но возможно некоторые традиционные университеты будут развиваться и расширять свои возможности для обучения дистанционныхстудентов посредством электронных средств связи. Другие традиционные университеты могут продолжать свою деятельность, основываясь на традиционных очных методах обучения. Кроме того, компьютеры и телекоммуникационные технологии будут играть важную роль в расширении потенциала университета (например, обучение, доступ к библиотекам, исследование и менеджмент), что позволит дистанционным учащимся взаимодействовать со своими коллегами, учебными заведениями, библиотеками и другими необходимыми ресурсами (Lyman, 1991; Waterhouse, 1991).

Э-обучение можно трактовать, как слияние сфер образования, тренинга и информации. Понятие электронного университета (ЭУ) фактически отражают новую ступень в развитии дистанционных и онлайновых форм обучения. Особое значение электронное обучение приобретает для послевузовского образования и программ переподготовки. Наиболее востребованными в ближайшем будущем будут такие средства доставки электронного образования как видеопрограммы, интерактивное видео, Интернет. С началом использования цифровых коммуникаций и сотовых устройств современный мир приобретает богатство образовательных возможностей для каждого, в любое время и в любом месте.

Однако, как и во всяком реальном обучении, основным ключевым моментом является контент и тот материал, с которым знакомится студент. Без этого нет качества, а без качества нет смысла в университете виртуальном или физическом. Во всех проектах ЭУ явствует определенный постоянный спрос на контент учебных курсов. Грамотный учебный контент - ключевой момент в успехе ЭУ, в котором экономическая конкуренция играет большую роль.

На сегодня все проекты по созданию ЭУ идут сверху вниз, т.е. идея электронных курсов и дистанционного обучения широко «внедряется» в коллективах кафедр соответствующих ВУЗов администрацией или официальными государственными чиновниками. Успешные изменения в педагогике требуют начинаний снизу вверх, от профессоров, кто в действительности вовлечен в ежедневные вопросы использования обучающих технологии в реальных университетских занятиях. Это поможет содействию плавного перехода к окружению дистанционного обучения без потери качества образовательных курсов.

В настоящее время происходит переход от e-learning к Smart (англ. – умный, сообразительный, энергичный) e-learning и Smart Education (умное образование). Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности слушателя. Smart-образование должно быть легко управляемым, когда учебное заведение может обеспечивать гибкость учебного процесса, и интегрированным, то есть постоянно питающимся внешними источниками.

Цели Smart Education:

- создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень образования;

- повышение навыков и знаний студента в соответствии с его компетентностной моделью;

- разработка стратегии образования, которая поможет студентам адаптироваться к проблемам и трудностям постоянно меняющегося мира.

В настоящее время наблюдается смена парадигмы развития высшего образования во всем мире, которая связана с появлением массовых открытых онлайн курсов (Massive Open On-line Course (MOOC)). Данные курсы планировались и создавались как инструмент для демократизации высшего образования. Они представляют крупномасштабные интерактивные бесплатные образовательные курсы через открытый доступ в Интернет.

МООС планировался как сетевой проект ведущих вузов США, но оказался настолько востребованным, что ежемесячно вовлекает все большее количество вузов во всем мире, в том числе и в азиатском регионе.

В мае 2013 года запущен первый европейский MOOC. Проект должен предоставить 40 бесплатных курсов на 12 различных языках. Курсы создаются Европейской ассоциацией университетов дистанционного обучения (EADTU) (режим доступа https://www.eadtu.eu). В числе партнеров проекта Франция, Италия, Литва, Нидерланды, Португалия, Словакия, Испания, Великобритания, Россия, Турция и Израиль.

К основным признакам Smart education относятся: внедрение новых образовательных технологий с использованием ИКТ, формирование объединенного реального и виртуального пространства, единство профессорско-преподавательского состава, общая информационно-образовательная среда, индивидуализация образовательных траекторий и др.

MOOC соответствует вышеперечисленным критериям и проявлением Smart education в современной действительности. Наблюдается переход реальных образовательных структур к виртуальным.

В разрезе концепции Smart-университета вузы развивают новые технологические среды: виртуальный кампус; электронную библиотеку, которая позволяет осуществлять межвузовский обмен материалами и электронное обучение по индивидуальным программам. Одновременно с этим развивается Smart-информационно-технологическая (IT) среда: внедряется Service Desk, WaaS, частное облако.

Использование в учебном процессе идеологии Smart education требует серьезного педагогического осмысления, внедрения новых педагогических разработок, которые позволят интенсифицировать учебный процесс и повысить его качество. Необходим пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы: увеличение объема самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов, рост числа творческих и исследовательских проектов. Необходимо провести активное внедрение средств ИКТ в образовательную среду вуза по следующим направлениям:

- взаимодействие «студент – преподаватель», «тьютор –студент» и «тьютор – преподаватель» в электронной образовательной среде;

- организацию самостоятельной работы студентов с применением средств ИКТ;

- применение современных ИКТ как средство творческого развития личности учащихся в системе («школа – вуз»);

- использование средств ИКТ при формировании профессиональных компетенций студентов;

- формирование информационной компетентности выпускников вуза;

- использование средств ИКТ в развитии профессиональных компетенций специалистов в системе «вуз – повышение квалификации»;

- возможности электронной образовательной среды в духовно-нравственном развитии обучающихся;

- специфика межкультурной коммуникации в электронной образовательной среде;

- самореализацию студента в образовательном пространстве вуза с использованием средств ИКТ;

- проектирование электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов для использования вSmart education.

Таким образом, современный уровень развития ИКТ требует смены образовательной парадигмы: переход от традиционной модели обучения к электронному обучению (e-learning) и далее к смарт-образованию (Smart education) и Smart- университету. Наблюдается активное сотрудничество вузов, направленное на совместное создание виртуальной образовательной среды, использование современных средств ИКТ, регулярную актуализацию контента и мониторинг качества образования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал