Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы контроля в условиях Интернет






В условиях Интернет в сфере дистанционного образования чаще всего используются следующие формы контроля учебной деятельности.

Письменные отчеты и рефераты: обучающиеся получают задание провести самостоятельное исследование или изучить тему с опорой на представленные в Интернет или в традиционных изданиях первоисточники. По итогам самостоятельной работы обучающийся передает отчет по электронной почте в установленные сроки.

Существуют некоторые разновидности отчетов:

1. По количеству обучающихся, принимающих участие в написании отчетных работ:

индивидуальные (обучающийся готовит отчет самостоятельно и передает по электронной почте своему тьютору);

групповые ( обучающиеся обмениваясь по сети своими материалами составляют коллективный отчет – один на всю учебную группу).

2. По используемым средствам новых информационных технологий:

 отчеты, подготовленные без использования средств новых информационных технологий (без информационных ресурсов Интернет, обучающих программ на CD и пр., то есть, главным образом, на основе печатных материалов и учебных видеофильмов);

 отчеты, подготовленные с использованием средств новых информационных технологий (как при подготовке, так и для представления, презентации отчета).

Анкетирование – применяется для проведения оперативного промежуточного контроля при дистанционном обучении, проводится в установленные сроки по электронной почте.

Анкетирование - наиболее удобная форма составления личного досье обучающегося в управленческой структуре учебного заведения. С анкетирования обычно начинается взаимодействие с обучающимся. Его результаты, как и сама модель его проведения и контроля успеваемости, ложатся в базу данных информационной системы дистанционного обучения.

Тестирование: чаще всего проходит в режиме реального времени, т.е. в режиме прямого диалога с компьютерной программой удаленного сервера. Тесты включают вопросы и варианты ответов (один из которых, как правило, верный).

Тесты обязательно должны быть дополнены другими формами контроля учебной деятельности. Это связано с их спецификой. Так, без специальных мер защиты тест легко фальсифицировать. Поэтому тесты малоприменимы для выявления системы знаний обучающихся, они не могут показать, может ли обучающихся применить свои знания в новых условиях, логически обосновать свое решение и пр. Высокий тестовый балл не указывает, как правило, на степень умения самостоятельно и творчески мыслить.

Кроме очевидных удобств (например, скорость получения результата), сетевые тесты, как правило, дороги для пользователя (за время “раздумывания” над ответом пользователь Интернет тоже должен платить деньги). Кроме того, не всегда удается обеспечить хорошую пропускную способность каналов и линии, по которым пользователи подключаются к тесту, “виснут" из-за перегрузки. Опять же, возникает вопрос о достоверности результатов тестов. Любой пользователь может скопировать себе на диск, как сами задания теста, так и ключи к его выполнению.

Для защиты данных тестирования от фальсификаций должны быть предусмотрены следующие действия:

защита на техническом уровне (использование различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуск программ тестирования строго по паролям);

защита на организационном уровне (создание сети региональных (городских, районных и т.п.) центров тестирования, имеющих официальную лицензию на проведение тестирования обучающихся в регионах, обеспечивающих организованное прохождение тестирования под наблюдением методистов-тьюторов и технических консультантов);

защита на психологическом уровне (жесткое ограничение времени на ответ, постоянное случайное перемешивание вариантов ответов и заданий из обширного банка);

защита на статистическом уровне (степень правдоподобия полученных протоколов оценивается с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных, позволяющих обнаружить подлог, особенно в случае систематического и массового подлога).

Очень сложным вопросом является не только организация тестирования, формулировка вопросов и ответов, но и само тестирование, подсчет результатов. При оценивании ответов обучающихся используется бальная система утвержденная в кредитной технологии обучения.

Одними из основных преимуществ использования тестирования являются возможность автоматизации обработки результатов и быстрая проверка качества подготовки большого числа тестируемых по широкому кругу вопросов. Это позволяет определить разделы, которые представляют наибольшую сложность в изучении и, возможно, корректировать процесс обучения.

Процедура компьютерного тестирования намного легче других форм контроля поддается автоматизации, а многие преимущества (оперативность, легкость сбора статистики и пр.) проявляются именно в автоматизированных системах.

Естественно, тестирование не может полностью подменить все формы контроля знаний. Так, для проверки практических навыков возможность применения средств тестирования ограничена.

Тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения. При обучающем тестировании пользователю после прохождения теста предоставляются ссылки на те разделы учебного материала, на вопросы по которым он ответил неверно.

Подсистема тестирования может включать программы локального и сетевого тестирования.

Программа локального тестирования применяется в случае отсутствия или ограниченности доступа тестируемого к сети. Все необходимые обучающемуся тесты приходится устанавливать на его компьютер вместе с данной программой или добавлять при необходимости. Результаты прохождения тестов необходимо забирать вручную с каждого компьютера (закачивать по сети или переписывать на дискету).

При использовании программы сетевого тестирования база данных, содержащая тесты, хранится централизованно на сервере. Результаты теста по мере его прохождения автоматически пересылаются на данный сервер, что значительно упрощает их обработку. Если во время тестирования связь нарушается, то сервер на определенное время запоминает состояние тестируемого, и при повторной попытке пользователь продолжает тестирование с того вопроса, на котором он остановился.

 

Лекция 12. Педагогическая технология электронного обучения

Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа».

К электронному обучению относится:

· самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других;

· получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

· создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

· своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

· формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;

· освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

· возможность развивать учебные веб-ресурсы;

· возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

· доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

 

К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями. E-learning и сейчас не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.

В становлении электронного обучения можно выделить три этапа: [1]

1. курсы на носителях CD-ROM;

2. дистанционное обучение на расстоянии у преподавателей;

3. собственно электронное обучение с использованием специальных интерактивных программ, нередко на специальных носителях (электронные учебники).

В 2010 году появилась ещё одна форма обучения — массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют одновременно обучать сотни тысяч студентов[2].

Концепция электронного обучения современного образца развилась вместе с технологиями интернет-соединений и включает в себя возможность практически из любого места загрузить дополнительные материалы, подкрепляющие полученную с помощью электронных пособий теорию, передать выполненное задание, посоветоваться с преподавателем. Главное, чтобы все эти функции поддерживал носитель электронных программ. Сейчас развитие электронного обучения напрямую зависит от развития носителей, но электронные учебники, полностью раскрывающие его потенциал, пока находятся в стадии разработки.

Электронное образование имеет ряд преимуществ перед традиционным: [1]

1. Свобода доступа — учащийся имеет заниматься практически в любом месте. Далеко не все функции электронного образования реализуются через интернет. Взрослый учащийся может обучаться без отрыва от основной работы.

2. Снижение затрат на обучение — учащийся несёт затраты на носитель информации, но не несет на методическую литературу. Кроме того, экономия растет за счет зарплат, которые не нужно платить педагогам, содержание учебных заведений и так далее. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.

3. Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

4. Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

5. Потенциально равные возможности обучения — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.

6. Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Как считает доктор пед. наук, профессор Полат А.С. специфика дистанционного обучения предполагает замену традиционных педагогических технологий современными, отражающими тенденции развития мировой системы образования. На II Международном конгрессе ЮНЕСКО “Образование и информатика” в 1996 году обозначены цели развития и применения информационных технологий в образовании:

  • развитие технологий и средств для когнитивного обучения, интеллектуального сотрудничества обучаемых и обучающихся;
  • изменение ролей преподавателей и учащихся, способствующих переходу от распространения знаний к творческому сотрудничеству и сотворчеству, переходу к педагогу-наставнику, руководителю обучения, при этом распространение знаний перепоручается информационным технологиям;
  • содействие НИТ для индивидуализации и дифференциации обучения, контроля знаний, стимулируя активизацию деятельности участников учебного процесса;
  • развитие дистанционного обучения, создание “мегауниверситетов”, “открытого образования”;
  • исключение неравенства в доступе к информационным ресурсам и информационным технологиям;
  • стимулирование пилотных проектов для апробации новых методов преподавания в рамках использования НИТ в образовании, с проведением сравнительного анализа результатов применения традиционной педагогики и систем образования, основанных на НИТ, их влияния, положительного и отрицательного и последующей корректировкой учебных планов;
  • недопустимость информомании, т.е. использования информационных технологий только ради самого их использования.

Существуют разные модели дистанционного обучения и организация учебного процесса будет, естественно, меняться, в зависимости от той или иной модели. Однако, в любой модели дистанционного обучения используются современные педагогические технологии, отражающие принципы личностно-ориентированного подхода, конструктивизма:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • дискуссии;
  • “портфель ученика (портфолио)”.

В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах сотрудничества не только в системе очного, но и дистанционного обучения.

Учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). Если речь идет о школьниках, то соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве – разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется преподавателю по электронной почте. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу, обсуждая возможные варианты. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, учащиеся обращаются к педагогу.

Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений или в Форуме, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение.

На этапе формирования навыка в дистанционном обучении каждому студенту дается свое задание, но вместе эти задания составляют одно общее, групповое задание, которое и подлежит оценке. Обучающиеся могут по ходу выполнения своих заданий обсуждать возникающие затруднения друг с другом по электронной почте. Но они должны быть согласны с решением каждого выполненного задания и выполнить общее. Студенты могут пользоваться информационными источниками по указанным Вами адресам в Интернете. Эти адреса могут располагаться в самом курсе, либо в оперативном порядке на Доске объявлений.

Обучение в сотрудничестве в малых группах не означает уравнивания студентов. Эти группы служат для взаимодействия, взаимопомощи и взаимной ответственности. Одна оценка за выполненную работу позволяет добиться этого. Вместе с тем, у студентов есть много других возможностей проявить свою индивидуальность, свои способности и достижения через участие в телеконференциях, написание рефератов, выполнение практических работ, при работе над проектом. Надо сразу оговориться, что учебно-воспитательный процесс в любой форме обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения.

В первом случае студентам можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее проблемные ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу “мозговой атаки”, цель которой, выдвижение гипотез решения проблемы.

Во втором случае студентам дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста на любом носителе в зависимости от используемой модели обучения. Отличие от очной формы и здесь очевидно, поскольку слушать преподавателя в аудитории легче, чем читать текст с экрана. В этом отношении курс, размещенный на CD- диске предоставляет больше возможности именно в этом плане. Звуковые файлы компакт-дисков позволяют решать целый ряд дидактических задач. В сетевых курсах звуковое сопровождение используется пока только эпизодически. Психологи выявили определенную закономерность: внимание любого человека ослабевает через 10-12 минут объяснения педагога. Необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание студентов на должном уровне.

После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Необходимо формирование ориентировочной основы действий (ООД). В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки. Цель таких упражнений – проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Но такая работа, во-первых, позволяет сосредоточить внимание ученика на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, во-вторых, позволяет учащимся проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Надо только помнить, что это этап ориентировки, а не применения. Поэтому и задания должны быть направлены на проверку понимания вводимого понятия, грамматического явления, закона, пр. Следующий шаг в познании – формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). При любой форме обучения (очной или дистанционной) здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте. Задание дается на группу ОДНО, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется преподавателю и оценивается им ОДИНАКОВО для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Вот такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом.

Как правило, мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить ЗНАНИЯ, и не имея возможности обучаться очно.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления – применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для ученика и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная задача, поисковая, исследовательская деятельность, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Поэтому, какой бы путь не был выбран, важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью Доски объявлений, телеконференции (off-line), разумеется, не забывая предварительно их продумывать на своей веб-страничке. Именно здесь, на этом этапе весьма уместно провести телеконференцию в режиме on-line, которая бы объединила всю группу обучаемых для обсуждения общей проблемы, проекта, используя материалы офф-лайновой конференции, веб-страничек учащихся.

Модератором такой конференции выступает преподаватель. Там, где это возможно, уместно будет провести видеоконференцию. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта. Несколько слов о методе проектов, точнее о телекоммуникационных проектах. В каких случаях уместно использовать телекоммуникационные проекты и какие это могут быть проекты? Сразу оговоримся, что при работе над проектом используется более свободная групповая деятельность учащихся. Это тоже малые группы, но они могут быть по 4-5 человек. Все члены группы имеют собственную роль (часть работы) в общем проекте, за которую они отвечают перед всей группой. Все решения принимаются на основе компромисса, т.е. согласия всех участников группы.

Совместная деятельность учащихся так же структурирована, но свобода принятия решения действительно большая, чем при обучении в сотрудничестве. В данном случае группы формируются по “интересам”, т.е. в соответствии с тем, какую из предложенных на этапе “мозговой атаки” гипотез они разделяют и готовы исследовать. Очень важно определиться, какой именно проект планируется к реализации. Для этого необходимо ориентироваться в типологии проектов. Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

      • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
      • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;
      • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
      • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи:

чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, обсуждение инновационного метода в образовании, новой концепции, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);

      • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

В заключение хотелось бы предостеречь преподавателя от слишком оптимистичного, возможно, взгляда на дистанционное обучение. При всей перспективности его развития, демократичности его характера и действительно огромных возможностях, следует отдавать себе отчет в том, что для того, чтобы дистанционное обучение было эффективным, чтобы оно могло реализовать заложенный в нем уникальный потенциал, требуется очень большая работа. Это чрезвычайно трудоемкий процесс. Требуется четко продуманная программа учебного процесса, методическое его обеспечение, квалифицированные кадры. В противном случае, как это не раз уже встречалось в нашей практике, уникальные возможности, которые предоставляет нам Интернет, Интранет могут быть упущены. И мы вновь будем говорить о том, что наши надежды на дистанционное обучение не оправдались.

Основные принципы дистанционного обучения (ДО):

· установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи

· самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал