Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Картина девятая
За зеркалом (продолжение). Прошлое. Ольга и Гарольд. Ночь. Вспышка света. ОЛЬГА. Какое зеркало странное… Посмотри, какие мы…Наши отражения не успевают за нами. ГАРОЛЬД. Это одна из примет, по которой мы понимаем: Господь Бог ускорил время, чтобы люди не забывали, что они смертны. Время убыстрилось для нас, но не для наших отражений, вот они и не поспевают за своими хозяевами. ОЛЬГА. Стыдись, Гарольд! Это не ты. Это Сева Мейерхольд говорил нам в Москве двадцать лет назад. ГАРОЛЬД. Так времени нет, Оленька! (Вваливаются Мартин и Митя. Возможно, просто перешагивают через зеркальную раму и оказываются перед Ольгой и Гарольдом.Димитрий цепляется ногой за раму, спотыкается, налетает на Мартина, тот его поддерживает. Оба пьяны. Оба – голые по пояс. Оба – перемазаны сажей). ОЛЬГА. Ну и где вы были? ДИМИТРИЙ. Мы гуляли по городу, Лёлечка, и очень многое обсудили … ОЛЬГА. Помолчи, Митя… ДИМИТРИЙ. Может быть, мне, вообще, уйти? ОЛЬГА. Так где вы были? МАРТИН. В аду… (подходит к Ольге, рывком обнимает её) ДИМИТРИЙ. Я так и знал… так и знал… ГАРОЛЬД (Мите, отвлекая) Хочешь сигарету? (Протягивает ему пачку. Митя рассеянно мнёт сигарету в пальцах, рассматривает её так, как будто видит в первый раз. Гарольд подносит зажигалку) ДИМИТРИЙ. Я не курю, ты разве не знаешь? ГАРОЛЬД. А напрасно…Курение расслабляет…правда, ненадолго… ДИМИТРИЙ. Это ты мне, мне говоришь? (неожиданно печально, без суеты) Говорят, перед Великим Потопом люди ходили и угощали друг друга маленькими порциями воды, и тот, древний мир погиб в воде. А сейчас люди ходят и угощают друг друга огнём, из этого сам собой напрашивается вывод, что наш мир… (смотрит на Ольгу и Мартина) А малыш прав…Мы были в аду… МАРТИН (устало) Я же просил тебя… ДИМИТРИЙ. Там, на Опернплатцвовсю идёт протест против «негерманского духа…» - «WiderdenundeutschenGeist!». Двенадцать тезисов национал-социалистов о том, что есть – немецкий дух, а так же – их взгляды на литературу. ГАРОЛЬД. Всего двенадцать тезисов? Немного…У Лютера их было 95… ДИМИТРИЙ. В отличие от Лютера, национал-социалисты не любят долго говорить… Зато у них прекрасный нюх. Они очень хорошо знают, как должен пахнуть истинный немецкий дух. С их точки зрения, он пахнет серой и огнём… ГАРОЛЬД (мрачно) Как бы не потянуло горящей человеческой плотью… ОЛЬГА. Да что же происходит, наконец? МАРТИН. На Опернплатц – костры…Сжигают книги…Толпа беснуется. ОЛЬГА (Гарольду) Так ты знал? ГАРОЛЬД. Да. ОЛЬГА. Почему ты молчал? ГАРОЛЬД. Я не хотел, чтобы ты боялась… МАРТИН. Я не закончил университет… ДИМИТРИЙ. Мы знаем… ОЛЬГА. Митя, помолчи! ДИМИТРИЙ. А что мне ещё остаётся? (нервно) Говорят, тонущий, в последние секунды перед смертью от нехватки воздуха испытывает несказанное блаженство… Это – как последняя милость… Дождя бы сейчас! Эх, пролился бы над всеми алчущими! Гарольд, Гарольд… ГАРАЛЬД. Чего? ДИМИТРИЙ.А дай-ка мне всё-таки твою сигарету …(Оба курят. Димитрий кашляет, забивая кашлем иногда рассказ Мартина) МАРТИН. Я не закончил университет… Доучился только до третьего курса… у нас в университете был один профессор-поляк, специалист по немецкой литературе… по немецкому духу, как сейчас говорят…И, замечу, очень и очень хороший специалист. Это я, как немец, вам всем говорю…Вот помню до сих пор, как он на кафедре диктует списки литературы: Томас Манн, Генрих Манн, и этот мистик – Густав Майринг… А мы – молоды. У нас – очень много сил, мы просто пьяны от переизбытка наших сил и обещания грядущего счастья. Мы все марксисты, как и наш профессор-поляк…Мы непросто любим, мы боготворим его, потому что он может научить нас…Мы ловим его каждое слово… Он говорит: Густав Майринг–мистик, а рядом со мной сидит Ганс Хохензее, верный мой товарищ и собеседник… Слово «мистик» вызывает у него снисходительную улыбку.. Наш польский профессор говорит, что романтизм – это молодость культуры, что это – либо глупость, либо – жестокость, - – и мы жадно ему внимаем – он говорит, что романтизм прекрасен для искусства, но неприемлем для жизни, и что идеи Адольфа Гитлера сродни наивному слепому романтизму…– – но это только, как отступление во время лекции…– – мы аплодируем, особенно старается мой славный товарищ Хохензее, как ещё он может выразить свой молодой восторг? Но наш профессор поднимает руку, чтобы мы замолчали, и мы замолкаем… «Тухольский, – продолжает он, – Зигмунд Фрейд, Эрих Кестнер, Эрих Мария Ремарк…» А тут – на Опернплатц, – О, как быстро перековались наши студенты! – я многих помню в лицо…Прошло не так много времени…А тут на Опернплатц горят костры, и я первым делом узнаю славного своего товарища Хохензеа, у которого от ровных белоснежных зубов бойко отлетают огненные речёвки: «Долой… Томас Манн, Генрих Манн, Густав Майринг и Эрих Керстнер… Долой декадентство и моральное разложение! Прах- к праху… Я бросаю в огнь ваши сочинения… Нет — писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодежи. Пусть будут очищены дымом сочинения Эриха Марии Ремарка. Нет — наглости и самоуверенности. Да — уважению и почтительности к немецкому народному духу. И да поглотит пламя сочинения Тухольского…» Славный мой товарищ, Ганс Хохензее! Я не видел тебя Почти три года, И лучше бы я не увидел тебя никогда! Зачем мне знать, что люди способны на такие разительные перемены? Ведь не увидели же мы с тобой больше никогда нашего польского профессора, как мы его ни искали! Он увлёкся идеями русской революции и уехал в новое сильное и очень молодое государство, называвшееся когда-то Россией, и дальнейшие его следы теряются…Как сказал ты, мой верный товарищ Хохензее, бывший марксист, холодно и блестяще осмеявший романтизм и всю остальную бесполезность искусства: «…дальнейшие следы нашего профессора неразборчивы на прибрежном песке…» Я так и не закончил университет, Я слишком полюбил (Ольге) музыку… ОЛЬГА (подходит к окну) Одного не пойму: если город в огне, то зачем зажигают фонари? Чтобы убегать было светлее?
|