Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Катрина восьмая
Короткая вспышка. Наши дни. Мы видим, как в зазеркалье приоткрывается занавес, и из-за него выскальзывает Наташа. Подходит к зеркалу. Удивлённо останавливается.Оно – как препятствие на её пути. Она внимательно вглядывается в стеклянную поверхность, возможно, - проводит по ней рукой, как будто бы сейчас сделает шаг вперёд и шагнёт в «Остров Радости» 33-его года. Красноватые сумерки майского вечера. НАТАША (смеётся) Гарольд… Зачем ты так? Зачем ты вынес из подвала это старое зеркало и даже пыль с него не стёр? (пауза) … Ты делаешь так, чтобы мне было легко...Беззаботно, беспечально и легко без…Без чего, Гарольд, должно мне так легко дышаться? Я сказала вчера: я видела мельком на ходу, на бегу на Эберсвальдерштрассе – просто бежала к маленькому белому Христу за чугунной оградой. Очень хотелось Его повидать перед тем, как мы снова приступим, ну, ты понимаешь, о чём я… Я же жи- ву сейчас, ну, ты сам знаешь, чем и о чём я…но я сказала только: на Эберсвальдерштрассе показалась первая сирень – не слишком ли рано для ледяной весны? И ты сразу же наломал где-то гибких тёмно-фиолетовых веток – не две или три, а как будто принёс целый куст, как будто бы принёс сад, Гарольд, и он зацвёл в тепле комнаты, в тёплом её теле распустился упруго – – молодым цветением, как предчувствием жара, но я снова сказала: не слишком ли рано для сада? Но он страстно и властно пылал, как рана, которая не проходит… Гарольд, не слишком ли? …ты умён… я знаю, да, но ты так ловко научился прятать от меня свой ум – я знаю, да, – это чтобы я не скучала. И ты привык, что я не скучаю, и когда я говорю, ты часто шутишь, не дослушав… а жаль, что такие сильные люди, как ты часто – часто- часто шутят в ответ на слова, самые важные в жизни слова, чтобы только не принимать решения, Гарольд…ведь я права скажи: да, Гарольд…Я знаю, что ты согласишься, но, возможно, не дослушаешь и снова пошутишь, ведь, да? Но нет – теперь дослушай до…Сама не знаю до чего…Мне раньше снился сон как будто всё совсем как в жизни, но неуловимо не так: вроде бы зеркало на месте, стойка бара с немытой посудой, стулья так и оставлены на ночь – их забыли поднять на столы, и убрать свечки-таблетки тоже забыли, и даже веткам сирени в вазах не поменяли воду, а ведь они так быстро… И тут…слушай меня, потому что, ты раньше, Гарольд, только скучал или шутил… Но в этом сне, мы вдвоём, вручную раздвигали занавес, совсем как… обычно… когда тебе вдруг так хочется попилить твой контрабас, мы раздвигаем занавес – - две тёмно-бордовых бархатных шторы с кистями, купленных на «блошинке»…Но, Гарольд, там во сне всё было иначе: чёрные арапчата на белом снегу играли в снежки…И я всё думала: где же я видела, или откуда я помню, пока однажды….Так говорить тебе дальше? Почему ты молчишь? (пауза) Пока однажды не вспомнила, как в какой-то далёкой жизни – я была актрисой и стояла на сцене, а мейерхольдовы арапчата, точно так же, как мы с тобой, Гарольд, вручную, раздвигали занавес… Об этой жизни я не знала ничего…Мы же не знаем, почему мы дышим. Мейерхольдовы арапчата… Они не только раздвигали занавес – безымянные слуги-статисты, с лицами, вымазанными сажей, -они соединяли самые эфемерные мысли о театре с грубой физической жизнью. Маленькие опорные колёсики в огромном сложном механизме… в той жизни я очень любила любить…И ещё, вторая вспышка, ты слышишь меня, Гарольд? Только скажи, хотя бы кивни головой… (В это время Гарольд, неважно из прошлого или настоящего, подходит к зеркалу, с другой стороны и замирает перед Наташей). На последнем допросе – – он в чём-то там должен был им признаться – – признался или нет и в чём – неважно – на последнем допросе Мейерхольда были по ногам металлическими прутьями, так, что его ноги превратились в кровавое месиво, и он сам не мог идти к месту казни. Его волокли…А потом сбросили в общую яму и залили хлоркой, чтобы скорее разъело, чтобы месиво не смердело при первой весенней оттепели… Гарольд… ГАРОЛЬД. Да? НАТАША. Какое зеркало странное…Посмотри, какие мы…Кто смотрелся в него до нас? Такое чувство, что ты где-то совсем рядом. Очень близко. А сам, наверное, пьёшь на Розенталрплатц где-нибудь с Фергусоном… А я…ты знаешь, я скучаю по тебе… (пауза) Они что, такие же были? Такие, как мы? ГАРОЛЬД (тихо) Да… НАТАША. «Мейерхольдовы арапчата затевают опять возню»… (Неожиданно сверху срывается снегопад чёрно-серого пепла. На сцене – голые по пояс Димитрий и Мартин – как дети под первым снегом, затевают борьбу, обмазываются пеплом, и становятся чёрными, как сажа или как глухая майская ночь в Берлине, а потом вдруг замирают в страшных неестественных позах, как люди, которых сожгли заживо).
|