Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Благовещение и Дева Мария в христианской культуре
Благовещение - один из великих двунадесятых праздников, который отмечается 7 апреля (25 марта в католицизме). Занимательно, что в Средние века отсчёт дней года начинался с Благовещения, и этот обычай сохранялся, например, в Англии, вплоть до 1752 года13. Этот сюжет настолько известен и развит, что ещё с девятого века его изображение на алтарных столбах (или, позже, в иконостасе) – обязательный элемент крестово-купольного храма для всего православного мира. Благовещение – принципиально важное событие для христианской культуры. Идейно оно рассматривается как начало Земной Церкви, символом которой является Мария. Этот сюжет знаменует приход Иисуса Христа и является границей между Новым и Ветхим заветами. Богословы нередко проводят параллель между Евой и Марией, где поступок первой приводит к грехопадению, а смирение второй - предвещает искупление всех грехов. Неслучайно Евангелие от Луки, не считая краткой родословной, начинается с двух благовествований.
Образ Пресвятой Девы, сердца Благовещения, играет важнейшую роль в христианском искусстве. Православная церковь прославляет её как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим»1 не просто святейшую из святых, но превосходящую даже Ангелов из высших чинов.
Почитание Богородицы – чрезвычайно интересная тема, которая, однако, не является сутью данной курсовой. Поэтому я просто проиллюстрирую это момент двумя изображениями. Слева - изображение (предполагаемое) Богородицы с младенцем, датированное концом II в. и найденное в катакомбах Присциллы (Рим). Справа - мозаика в апсиде храма Святой Софии (Константинополь), датированная второй половиной девятого века (однако, данная мозаика не была новой: в IX веке она лишь была восстановлена после разрушения иконоборцами). Если считать мнение о том, что на первой иллюстрации изображена Мадонна, достоверным, то наличие данного изображения показывает, что даже настолько ранние христиане почитали Деву Марию. Мозаика сообщает больше информации: Богородица здесь сидит на троне в образе Царицы Небесной, более того, она изображена на золотом фоне, который символизирует Горний Иерусалим.
|