![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение иконографии
Первое предполагаемое изображения Благовещения было найдено в катакомбах Присциллы в Риме и датировано концом II - началом III века. К сожалению, исследователи не уверены в том, что эти катакомбы действительно были христианскими, поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что это именно Благовещение.
Рисунок достаточно плохо сохранился, но искусствоведами была создана его предполагаемая реконструкция. Предполагается, что здесь изображена сидящая Пресвятая Дева, к которой обращается вестник-архангел, вытянув руку в ораторском жесте. Оба персонажа, судя по всему, в туниках. Это пока лишь зарождение иконографии, так что нет ничего удивительного в том, что она полностью соответствует римским культурным традициям.
Первое же изображение, о котором можно с уверенностью сказать, что это Благовещение, было создано в Риме, для церкви Санта-Мария Маджоре в 432-440 годах. Скорее всего, тип благовещения с пряжей обязан своим появлением именно этой мозаике (хотя он и берёт начало из апокрифа).
Данная мозаика уже позволяет глубже взглянуть в сюжет. Она настолько ранняя, что её невозможно причислить к какому-либо течению в изобразительном искусстве, хотя уверенностью можно сказать, что она проповедует (и в некотором смысле формирует) классическое понимание Богородицы как Царицы Небесной. Привлекает внимание время дня, изображённое на мозаике – закат (или рассвет), который очень редок для Благовещения. Эта поначалу незаметная деталь, как мне кажется, имеет символический смысл. Обратите внимание на нимбы ангелов – изображены лишь их контуры, только у вестника Гавриила ярко-золотой круглый ореол вокруг головы. Я полагаю, это сделано намеренно – золотой круг ассоциируется с солнцем, и голова Гавриила находится в верхней части мозаики, самом подходящем месте для небесного светила. Кажется, будто архангел сейчас спустится к Марии – и солнце сядет. Вполне возможно, через образ заката/рассвета показан закат эпохи, разделение Ветхого и Нового завета, коней эры Спреведливости и начало эры Милосердия.
|