Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юрген Хабермас
Тема, предложенная для нашей дискуссии, напоминает вопрос, который в середине шестидесятых годов был сведен Эрнстом Вольфгангом Бёкен-фёрде к выразительной формулировке: а не основывается ли либеральное секулярное государство на неких предпосылках, которые оно само не может гарантировать? 1 В этой формуле выражено сомнение в том, может ли демократическое конституционное государство обновлять нормативные основы своего существования из собственных ресурсов, и одновременно предполагается, что такое государство базируется на самостоятельных, мировоззренческих или религиозных (но во всяком случае коллективно обязательных), этических традициях. Правда, такое предположение, ввиду «факта плюрализма» (Ролз), поставило бы под вопрос смысл термина «государство», обязывающий к миро- 1 E.W.Bockenforde, Die Entstehung des Staates als Vorgang der Saku-larisation (1967), в его книге: Recht, Staat, Freiheit. Frankfurt/ Main, 1991, S. 92 ff., здесь: S. 112. ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
воззренческой нейтральности, но это следствие само по себе еще не опровергает предположения, из которого оно проистекает. Прежде всего я хотел бы уточнить двоякую суть проблемы. С когнитивной точки зрения, сомнение связано с вопросом, подлежит ли вообще политическая власть после полной позитивизации права секулярному, то есть нерелигиозному, или постметафизическому, оправданию (1). Если мы даже признаем возможность такого оправдания, в мотивационном отношении остается сомнение, может ли мировоззренчески плюралистическое общество обрести нормативную (то есть выходящую за рамки простого modus vivendi) стабильность через допущение существования на втором плане некоего согласия, в лучшем случае формального, ограниченного поведением и принципами (2). Даже если устранить и это сомнение, все же остается очевидным, что либеральные порядки основываются на солидарности граж- дан, а источники такой солидарности в силу выхода секуляризации «из-под контроля» могут иссякнуть. От этого диагноза нельзя отмахнуться, но и нельзя считать, что образованные люди из числа сторонников религии смогут извлечь из этого для себя некую «выгоду» (3). Взамен такого толкования я предложил бы понимать культурную и социальную секуляризацию как двоякий образовательный процесс, заставляющий как просветительские традиции, так и традиции религиозных учений осмыслить пределы каждого из этих воззрений (4). И, наконец, факт существования постсекулярных обществ ставит вопрос, какие когнитивные установки и какие нормативные ожидания либеральное государство налагает на верущих и неверующих граждан по отношению друг к другу (5).
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
1. К обоснованию секулярного конституционного государства на основе источников практического разума Политический либерализм (который я отстаиваю в особой форме кан-товского республиканства2) видит в себе нерелигиозное и постметафизическое оправдание нормативных основ демократического конституционного государства. Эта теория лежит в русле традиции рационального права, которое отказывается от чрезмерно космологических или сотериологических предположений классических религиозных теорий естественного права. Конечно, история средневекового христианского богословия и особенно поздней испанской схоластики имеют отношение к генеалогии прав человека. Но леги-тимационные основания мировоззренчески нейтральной государственной власти исходят, в конце концов, из профанных философских источников XVII-XVIII веков. Лишь гораздо позже богословие и церковь оказываются в состоянии дать ответ на духовный вызов революционного конституционного государства. Однако, если я правильно понимаю, католической стороне, спокойно относящейся к lumen naturale*", ничто принципиально не препятствует признать автономное (не зависящее от истин откровения) оправдание морали и права. Посткантианское обоснование либеральных конституционных принципов сталкивалось в XX веке в основном не с отголосками объективного естественного права (и не с материальной этикой ценностей), а с историческими и эмпиристскими формами критики. С моей точки зрения, смутных предположений о нормативном содержании коммуникативного устройства социокультурных форм жизни
2 J.Habermas. Die Einbeziehung des Anderen. Frankfurt/Main, 1996. * Естественный свет (лат.).
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
достаточно для того, чтобы защитить не-пораженческое понятие разума от контекстуализма и не-окончательное понятие действия права - от правового позитивизма. Центральная задача состоит в том, чтобы объяснить: • почему демократический процесс считается процессом легитимного установления права? • почему демократия и права человека переплетаются друг с другом в процессе учреждения конституции как явления, происходящие из одного источника? Это объяснение состоит в доказательстве того, что • демократический процесс, в той о рациональной приемлемости результатов; правовая институционализация процесса демократического право-положения требует одновременно гарантии основных прав - как либеральных, так и политических3. Данная стратегия обоснования относится к конституции, которую объединившиеся граждане дают себе сами, а не к «приручению» существующей государственной власти. Государственная власть должна сама создаваться путем демократического установления конституции. «Конституированная» (а не только конституционно укрощенная) государственная власть носит полностью правовой характер, в этом случае право проникает во все сферы политической власти без исключения. Если государственный позитивизм немецкого учения о государственном праве (от Лабанда и Иеллинека до 3J.Habermas. Faktizitat und Geltung, Frankfurt/Main, 1992, Кар. III.
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
Карла Шмитта), уходящий корнями во времена Германской империи, еще оставлял лазейку для свободной от права нравственной сути «государства» или «политики», то в конституционном государстве нет такого субъекта власти, который основывался бы на доправовой субстанции4. От доконституционно-го княжеского суверенитета совсем не осталось пустого пространства, которое в наши дни нужно было бы заполнить - в образе этоса более или менее гомогенного народа - субстанциональным суверенитетом народа. В свете этого сложного наследия вопрос Бёкенфёрде был понят таким образом: ставший полностью позитивным конституционный порядок для когнитивного гарантирования оснований своего действия нуждается в религии или какой-либо иной «сдерживающей силе». Согласно такому пониманию, позитивное право должно притязать на укоренённость в 4 H.Brunkhorst. Der lange Schatten des Staatswillenspositivismus// Leviathan 31 (2003). S. 362-381. дополитических нравственных убеждениях религиозных или национальных сообществ, так как не принимается во внимание, что правовые порядки подлежат легитимизации в силу самого демократически сформировавшегося правового процесса. Если же не подходить к демократическому процессу столь позитивистски, как Ганс Кельсен или Никлас Луманн, а видеть в нем метод извлечения легитимности из легальности, то отнюдь не возникает лакуна значимости, которую приходится заполнять «нравственностью». В противоположность правогегельян-скому пониманию конституционного государства, процедуралистское, вдохновленное Кантом, восприятие состоит в автономном обосновании конституционных принципов, притязающих на рациональную приемлемость всеми гражданами.
|