![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектика секуляризации
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
2. Как осуществляется воспроизводство солидарности между гражданами государства? В дальнейшем я исхожу из того, что конституция либерального государства может самостоятельно удовлетворять потребность в собственной легитимизации, то есть ей для этого достаточно когнитивных возможностей аргументации, не зависящей от религиозных и метафизических традиций. Но и при таком допущении остаются все же сомнения, касающиеся мотивации. Дело в том, что нормативные предпосылки существования демократического конституционного государства требовательнее в том, что касается роли граждан, понимающих себя как субъекты права, нежели в том, что касается роли граждан как адресатов права. От адресатов права ожидается только, что они не будут в своем восприятии субъективных свобод (и требований) переходить границы, установленные законом. В отличие от простого повиновения обязательным законам свободы, от граждан как демократических участников законодательства требуется более серьезная мотивация и незыблемые установки. Граждане должны воспринимать свои права на коммуникацию и участие активно, причем не только в собственных интересах, хотя последние, естественно, присутствуют, но и с оглядкой на общественное благо. Это требует от граждан большей мотивации, к чему их нельзя принудить легальным путем. Так, например, обязательное участие в выборах для демократического правового государства абсолютно чуждо точно так же, как и обязательная солидарность. От граждан либерального общества можно только ожидать готовности в случае необходимости вступаться за незнакомых и анонимных сограждан и идти на жертвы ради общих интересов. Поэтому политические добродетели, хотя их можно «взимать» только мелкой монетой, имеют существенное значение для существования демократии. Они Quot; ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
Из этого еще не следует, что либеральное государство неспособно к воспроизводству своих мотивационных предпосылок из собственного секуляр-ного «арсенала». Мотивы участия граждан в формировании политического мнения и воли основываются, конечно, на этических проектах и культурных формах жизни, но мы не должны забывать о том, что и демократические практики обладают собственной динамикой. «Только правовое государство без демократии, к какому мы в Германии достаточно долго были приучены, требовало бы отрицательного ответа на вопрос Бёкенфёрде: «Могут ли объединенные в государство народы жить одним лишь предоставлением свободы отдельной личности, не имея объединяющих уз, которые предшествовали бы этой свободе?»5 Ведь правовое государство с демократическим устройством не только обеспечивает негативными свободами граждан общества, озабоченных собственным благом. Давая им коммуникативные свободы, оно мобилизует граждан государства и на участие в публичном споре на темы, касающиеся всех. Те «объединяющие узы», которых не находит Бёкенфёрде, есть сам демократический процесс - коммуникативная практика, которая может осуществляться лишь совместно и в которой на повестке дня стоит в конечном счете правильное понимание конституции. Таким образом, в современных спорах о реформе государства общего блага, о миграционной политике, о войне в Ираке и об упразднении воинской повинности речь идет не просто о private policy/ личном деле, но также 5 Bockenforde 1991, S. 111.
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
и о спорной интерпретации конституционных принципов и, имплицитно, о том, какими мы хотим сознавать себя в свете многообразия наших культурных образов жизни, наших мировоззрений и религиозных убеждений в качестве граждан ФРГ и в качестве европейцев. Разумеется, в исторической ретроспективе для возникновения высокоабстрактной гражданской солидарности чрезвычайно полезны были общий религиозный фон и общий язык, но прежде всего вновь пробудившееся национальное сознание. Однако республиканские настроения со временем в значительной степени отделились от этих дополитических взаимосвязей: то, что мы не готовы уже умирать «за Ниццу», теперь не может быть доводом против Европейской конституции. Подумайте о политико-этических рассуждениях о Холокосте и совершённых от имени правительства массовых преступлениях - этот дискурс ввел в сознание граждан ФРГ понимание того, насколько важна конституция. Пример самокритичной (теперь уже вовсе не исключительной, а распространившейся и в других странах) «политики памяти» показывает, как конституционно-патриотические взаимосвязи могут самообразовываться и обновляться посредством политики. В противоположность широко распространенному недоразумению «конституционный патриотизм» означает, что граждане усваивают конституционные принципы не только в их абстрактном виде, но конкретно в контексте собственной национальной истории. Для того, чтобы моральные содержания основных прав нашли опору в умах людей, недостаточно когнитивного процесса. Нравственных идей и морального согласия людей во всем мире в том, что массовые нарушения прав человека возмутительны, будет достаточно лишь для призрачной интеграции граждан политически сложившегося всемирного общества (если такое когда-либо возникнет). У наших граждан солидарность, как бы она ни была абстрактна и опосредована правовым путем, воз-
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ЮРГЕН ХАБЕРМАС
|