![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции классного руководителя
1. Аналитическая - изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника; анализ и оценка уровня воспитанности; изучение и анализ становления и формирования коллектива класса. 2. Прогностическая - предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений. 3. Организационно-координирующая - стимулирование творческой деятельности учащихся; организация и проведения увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка; организация дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, коллективная уборка школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании; созданий условий для совместной работы семьи и школы; 4. Коммуникативная - помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде; построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т.д.; помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом. 5. Контрольная - контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. Классный руководитель организует и воспитательный процесс в классе, управляет развитием ученического коллектива и личностным развитием учащихся. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса. Для успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося. Задачи классного руководителя: 1. Формирование и развитие коллектива класса; В работе классного руководителя можно выделить четыре основных направления: 1. Организация жизнедеятельности классного коллектива: · Распределение поручений в классе. · Организация дежурств по классу, школе. · Организация питания учащихся. · Контроль посещаемости учащимися уроков и внеурочных занятий, мероприятий. · Изучение отношений внутри классного коллектива. · Создание в классе условий, благоприятствующих учёбе и личностному развитию учащихся. · Организация участия класса в делах школы. · Регулярное проведение классных часов. · Организация творческих дел, внешкольной деятельности класс, каникул. · Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, его охрана и укрепление; анализ заболеваемости детей. · Наблюдение за внешним видом учащихся, его эстетизация. · Обеспечение материальных нужд класса и отчётность по использованию бюджетных и внебюджетных средств. 2. Индивидуальная работа с учащимися включает: · Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся, их ценностных ориентаций, интересов и потребностей. · Индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в помощи и социальной защите: - консультативную помощь в решении школьных и семейных проблем, проблем взаимодействия с социальным окружением по месту проживания и т.д.); - заботу о заболевших учениках, организацию помощи отстающим в учёбе; - коррекцию отношений учащихся; · Развитие умений рационально организовывать свою деятельность. · Заботу о круге чтения учащихся, о расширении их кругозора через средства массовой коммуникации. · Создание условий для развития одарённых детей. · Проведение мониторинга успеваемости и воспитанности учащихся. · Содействие получению дополнительного образования через систему внеклассных и внешкольных учебных занятий. 3. Работа с родителями учащихся: · Проведение родительских собраний. · Педагогическое просвещение родителей. · Постоянное информирование родителей о результатах учебной и внеучебной деятельности ребёнка во время его пребывания в школе (на собраниях, в индивидуальных беседах или через переписку). · Привлечение родителей к организации внеурочной деятельности школьников. · Изучение условий семейного воспитания: - посещение квартир учащихся; - использование методик психолого-педагогической диагностики на родительских собраниях; - проведение индивидуальных диагностических бесед. · Индивидуальную консультативно-коррекционную работа с родителями учащихся. 4. Ведение школьной документации является одним из важных направлений работы классного руководителя, поскольку позволяет накапливать и анализировать данные, обеспечить эффективный обмен необходимой информацией между разными субъектами воспитательного процесса. В этом направлении деятельности классного руководителя выделяются: · Ведение классного журнала. · Заполнение личных дел и индивидуальных карт учащихся. · Заполнение свидетельств и аттестатов. · Работа с дневниками учащихся. · Составление планов работы с классом (продолжительность планируемых периодов и примерные формы плана определяются исходя из требований, существующих в данной школе); · Составление анализа образовательной ситуации в классе и отчёта по итогам четверти, полугодия, года. 16. Умственное воспитание школьников.Формирование мировоззрения школьников. Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения. Культура умственного труда личности – духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально. Содержание воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личностинаправлено на: · реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности; · самосовершенствование; · самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности; · развитие продуктивных (креативных) способностей мышления Условия воспитания культуры умственного труда личности: · Непрерывный характер учебной деятельности. · Создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии. · Педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. Основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения - читать, писать, считать, излагать свои мысли - и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п. К общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда. Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на " зону ближайшего развития": предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Показатели умственной воспитанности: · Наличие знаний по основам наук. · Владение умственными операциями, интеллектуальными умениями. · Наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность. Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Функции мировоззрения: 7. Информационно-отражательная - связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. 8. Ориентационно-регулятивная - связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. 9. Оценочная - связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. С труктурные компоненты мировоззрения: а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения, г) идеалы человека. В свою очередь указанные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы). Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин. Взгляд - суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением им своего отношения к этим явлениям. Убеждение - совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Идеал –осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением, личности. Виды мировоззрения: 1. Научное мировоззрение опирается на научную картину мира. Оно является объективно верным. 2. Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. 3. Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, представлений о мире. В мировоззрении каждого человека есть и религиозное, и научное, и обыденное, просто что-то доминирует.
|