![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое воспитание школьников.
Экологическая культура – совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам. Экологическая культура характеризует особенностисознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой. Ядро экологической культуры составляют цели взаимодействия общества и природы, ценностные экологические ориентации, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Важнейшим признаком экологической культуры является ответственное отношение личности к окружающей среде (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Ответственность за состояние и сохранение окружающей среды представляет собой сознательное осуществление личностью и обществом рационального природопользования; деятельность по сохранению для будущих поколений богатства и разнообразия ресурсов биосферы; взаимодействие личности и общества в преобразовании биосферы в ноосферу – сферу разума; органическое единство совершенного экологического сознания личности и ее эмоциональной отзывчивости к природе, к экологическим проблемам, поведения и деятельности в природе. В структуре экологической культуры личности выделяют следующие компоненты: Мотивационный: система мотивов экологической деятельности и поведения личности. Аксиологический: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы. Гностический: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы. Этический (нормативный): система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика). Операционно-деятельностный: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой. Эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы. Выделенные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде. Понятие «экологической деятельности» впервые ввел в научный обиход А.Д.Урсул (1983). Экологическая деятельность заключается во взаимодействии человека, общества с окружающей природной средой. Все взаимодействия субъекта этой деятельности с ее объектом, т.е. экосредой, приводящие к определенным экологическим последствиям (позитивным или негативным) составляют содержание экологической деятельности. Основные цели и функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы, устранении всех возможных экологически негативных последствий, сохранении природы и ее позитивного преобразования, создании благоприятных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса, устойчивого развития общества и природы. О состоянии развития экологической культуры личности можно судить по её системным и функциональным критериям. Системные критерии выражают целостные свойства экологической культуры, эти свойства присущи не отдельным компонентам, а экологической культуре как интегративному качеству личности в целом. Функциональные критерии – это проявление свойств отдельных компонентов экологической культуры. Системные критерии экологической культуры: адекватность экологического сознания и поведения личности; субъектность в экологической деятельности; осознанное восприятие экологических проблем, сложившейся экологической ситуации; способность и потребность к рефлексии своего взаимодействия с природой, взаимодействия других с окружающей средой; гуманное отношение к людям, к окружающей природе; творчество в экологической деятельности; самооценка своей деятельности и поведения в природе; способность к актуализации экологических знаний и умений; соразмерность компонентов экологической культуры личности. Функциональные критерии экологической культуры: мотивы поведения и деятельности в природе; представления о многосторонней (универсальной) ценности природы для общества и человека; представления о природе как общечеловеческой ценности; система научных экологических знаний; знание экологических проблем современности; оценка современной экологической ситуации; проявление интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; знание норм и правил поведения в природе; спектр экологических умений и навыков; владение технологиями экологической деятельности; проявление широкого спектра эмоций при общении с природой; положительный эмоциональный фон экологической деятельности; потребность в познании окружающей природы; потребность в общении с природой и другие. Признаки экоцентризма: · ориентированность человека на экологическую целесообразность; · отсутствие противопоставления человека и природы; · восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; · баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. · Экоцентризм является альтернативой антропоцентризма, господствующего сегодня в практике работы многих учреждений образования. Признаки антропоцентризма: · человек как высшая мера всех вещей; · природа как собственность человека; · противопоставление человека и природы; · восприятие природы как объекта воздействия человека; · прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой. Природу как педагогическое средство можно определить как совокупность материальных и духовных объектов и явлений природы, целенаправленно используемых педагогом для развития учащихся (в педагогическом процессе). Природа как педагогическое средство непосредственно находит свое вещественное выражение в педагогическом процессе в следующих аспектах: · компонентах природы (вода, воздух, почвы, растения, животные, минеральные ресурсы и т.д. непосредственно используются педагогом в педагогическом процессе для организации разнообразных видов деятельности учащихся); · растениях (произрастающих в естественной природе; сельскохозяйственных культурах; комнатных растениях); · предметах жизнедеятельности растений (листья, коряги, кора, лепестки цветов, шишки, семена, высушенные растения и т.д.); · животных (диких животных, обитающих в естественных природных условиях, а также содержащихся в вольерах заповедников, зоопарках, живых уголках; сельскохозяйственных животных, разводимых на фермах; домашних животных); · природных явлениях и процессах (дождь, ветер, восход и заход солнца, роса, туман и т.д. являются содержанием, предметом изучения на уроках, многих воспитательных делах); · природных ландшафтах (ландшафт – это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных предметов и явлений природы; например, ландшафт окрестностей сельской школы, ландшафты леса, поля, берега озера и т.д., которые целенаправленно наблюдают, изучают учащиеся, используют в своей деятельности); · пейзажах (образ природного ландшафта, отраженный в сознании и зрительно воспринимаемый человеком) и т.д. Основное назначение эколого-педагогической деятельности состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся: · Целеполагание в процессе развития экологической культуры учащихся. · Педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры учащихся. · Целенаправленное общение учащихся с природой. · Организация разнообразной экологической деятельности учащихся. · Экологически ориентированное содержание педагогического процесса. · Межпредметные связи в процессе развития экологической культуры учащихся. · Систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры. · Сочетание глобального, национального и локального (краеведческого) подходов в рассмотрении экологических проблем. · Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы и практической деятельности по ее улучшению. · Единство процессов природопользования и природовосстановления во взаимодействии человека и природы. · Использование искусства в процессе развития экологической культуры. · Организация мыследеятельности учащихся в процессе экологического образования. · Организация смыслотворчества учащихся в процессе экологического образования. · Создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности. · Диалогичность общения участников процесса развития экологической культуры. · Организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования. · Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры учащихся. · Диагностика готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности. · Организация занятий по повышению уровня готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности и др.
|