![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии и формы воспитательной работы.
Технология воспитания – это совокупность и строгая последовательность форм, методов, приёмов и средств, воспроизведение теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющих достичь постоянной воспитательной цели. «КАК?» - коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат. Составляющие воспитательной технологии: 1. Субъект-объектный компонент 2. Целевой компонент (реальные задачи) 3. Содержательный компонент (качества воспитанника) 4. Деятельностный компонент (формы, средства воспитания) 5. Результативный компонент (результат, проверяемый с помощью диагностических методик) Эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на «Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности. Технологии воспитания классифицируют: 1. По философской основе: · материалистические · прагматические · гуманистические · антропософские 2. По научной концепции: · поведенческие · деятельностные · интериоризаторские · нейролингвистического программирования 3. По категории объекта: · индивидуальные; · групповые; · коллективные; · массовые. Примером технологии воспитания является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой): · культивирования настроения доброжелательности;
· педагогическая оценка. Технология мероприятия. В советской школе мероприятие было едва ли не главной формой воспитания: в технологии мероприятия проводились пионерские сборы и комсомольские собрания, политинформации, линейки, классные часы и праздничные вечера. Поэтому технологически мероприятие себя исчерпало, превратившись в своеобразный «моноспектакль» воспитателя. Мероприятие — это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников. Мероприятие целесообразно проводить в тех случаях, когда: · заранее известно, что в области этого содержания у воспитанников мало опыта и специальных знаний (встреча с офицером внутренних войск по вопросам безопасного поведения в ситуации террористического акта или экскурсия в Музей хлеба); · нужно создать особый психологический настрой, переживание высоких чувств, открыть неизвестные воспитанникам области творчества (литературно-музыкальный вечер, встреча с художником-реставратором); · требуется пробудить интерес воспитанников к своей личности, к своему развитию (доверительный разговор с известным журналистом молодежного издания, «Час вопросов и ответов» с психотерапевтом, обсуждение взволновавшего многих кинофильма); · организационная форма сложна для проведения, необходимо профессиональное управление большим количеством участников (праздник «Прощание с Букварем» для всей начальной школы, карнавал литературных героев или диспут в старших классах). Технология игры. Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Существует классификация игр по разным основаниям: · по предметному оснащению — с природными материалами, игрушками, спортивным инвентарем; · по отношению к учебной деятельности — дидактические и досуговые; · по мере творчества — игры по правилам, творческие игры; · по характеру ролевого начала — сюжетно-ролевые, игры-драматизации; по продолжительности — кратковременные, длительные многофункциональные конкурсы и турниры и т. Д.
|