Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория коллектива была разработана А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка - смерть.
Этапы развития коллектива: Первый этап – становление коллектива. Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе воспитанников, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Здесь есть дружеские компании и враждующие «группировки», есть и обособленные интересы. На этом этапе воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником, потому что у них еще нет даже первоначальных переживаний общности цели, нет опыта коллективной деятельности. Воспитатель сам ставит перед группой общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из воспитанников, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Все это делается для того, чтобы между воспитанниками возникли отношения организованной зависимости как прообраз будущих коллективных отношений. Главные задачи воспитателя на первом этапе развития коллектива: 1. Сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и привычки). 2. Найти интересные и нужные общие дела, которые оказались бы по силам всем воспитанникам и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя. 3. «Проявить» актив, то есть дать возможность самим воспитанникам увидеть в деле тех своих товарищей, кто раньше других принимает общественно значимую деятельность, кто более увлеченно участвует в общей работе, кто всегда приходит на помощь другим, с кем интересно общаться. 4. Каждому воспитаннику определить поручение, то есть создать ему реальную возможность действовать в коллективе. На втором этапе у коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: начинает действовать орган самоуправления (актив) и возникают отношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие на этом этапе меняет свою форму, оно опосредуется. Начиная коллективную деятельность, воспитатель сначала «заражает» ею актив, делает активистов своими единомышленниками, помогает им выстроить весь проект дела, и теперь сами активисты, являясь участниками деятельности, распределяют поручения, подводят итоги, оценивают результаты. На этом этапе у воспитателя две главные заботы: воспитание актива и воспитание первичных коллективов. Таким образом, на втором этапе стабилизируется структура коллектива; оформляются нормы поведения, круг требований; разрешаются различные противоречия между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками. Третий этап – расцвет коллектива. Большинство его членов имеет активную позицию в коллективной общественной деятельности. Коллектив начинает функционировать как субъект воспитания, и воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. Но за воспитателем остается решение тех проблем, которые требуют профессиональной педагогической подготовки и соответствующих должностных полномочий, на нем лежит и самое главное — ответственность за жизнь и здоровье детей. Действует общественное мнение — особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. Начинают «работать» традиции коллективной жизни. Они отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций — «у нас так принято», «мы всегда делаем так» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества. Именно на третьем этапе развития коллектива раскрывает свои возможности «педагогика параллельного педагогического действия». На этом этапе в развитом коллективе воспитанники перестают «ощущать, что их воспитывают», они просто живут сообща: учатся, работают, занимаются спортом, дружат. Специальное целенаправленное педагогическое влияние в этих условиях опосредуется, преломляется, выстраивается «в параллель» с событиями реальной жизни воспитанников. Такое «параллельное педагогическое действие» обеспечивает каждому члену коллектива позицию субъекта в коллективной деятельности. На третьем этапе гармонизируются формальная и неформальная структуры отношений в коллективе: · Преобладает внимание друг к другу, готовность помочь без специальных просьб, дружеская поддержка. · Нейтрализуется проявление «звездности» и «отверженности» у отдельных воспитанников. · Появляется интерес к жизни и деятельности других коллективов, стремление к общению с ними. · В центр жизни коллектива выходят нравственные ценности: дружба, забота, любовь, честность, искренность, доброта, толерантность. Третий этап развития коллектива — это «высший пилотаж» воспитателя. Но следует заметить, что классные коллективы в школе нечасто достигают этого этапа. Сказывается влияние объективных факторов: изменения состава класса в угоду каким-то административным целям; смены самого классного руководителя; отсутствия у педагогов единства — в первую очередь, в стиле педагогического общения с учащимися; слабого развития самоуправления в этой школе. Четвертый этап - «этап гуманистических отношений». Эти новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений, на четвертом этапе проявляет каждый член коллектива. Каждый воспитанник уже не только активно участвует в коллективной жизни, он и своим творчеством оказывает на нее влияние. Все члены коллектива предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Современные теоретики не всегда выделяют четвертый этап развития коллектива, большинство склонны считать его продолжением третьего этапа. На всех стадиях коллектива возникают и крепнут традиции – устойчивые формы коллективной жизни (большие и малые). · Большие традиции – яркие, массовые события. · Малые традиции – повседневные, но не менее важные, они не требуют особых усилий. Система перспектив А.С. Макаренко (перспектива – практическая цель, способная увлечь и сплотить коллектив). · Близкая перспектива – поход в цирк, кинотеатр, игра, соревнование. Такие занятия помогают воспитанникам лучше узнать друг друга, найти единомышленников и друзей, проявить свои способности, выдумку, инициативу, но вместе с тем и приложить определенные трудовые усилия. Высший уровень – радость от ожидания, осуществления. · Средняя перспектива – предполагает события более удаленные во времени, требующие достаточно серьезного приложения общего труда и активности. На такую деятельность способен коллектив, в котором уже достаточно сложились отношения «ответственных зависимостей», где действуют органы самоуправления, способные организовать и контролировать общие действия с учетом общественно значимой цели, направлять и регулировать поступки членов коллектива. Пример: подготовка к проведению соревнования, школьного праздника и т.д. Она выдвигается, когда уже оформлен коллектив. · Далекая перспектива – отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий. Пример: успешное окончание школы. Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива. Принцип параллельного действия А.С. Макаренко - это требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием 3-х сил: воспитателя, актива и всего коллектива. Воспитатель – непосредственно и опосредованно через актив и коллектив. Постепенно с укреплением коллектива непосредственное воздействие воспитателя снижается, а воздействие коллектива повышается. Этот принцип применим уже на 2-ой стадии коллектива. 25.
|