![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новаторство
НОВАТОРСТВО Различают: массовый; передовой; новаторский опыт. Уч-ль с передовым опытом - тот, кто добивается высокой результативности за счет усоверш-ния пед. технологий. Новатор. опыт хар-ся тем, что уч-ль сам создает новые технологии, свои пед. системы. Н-ство – внесение абсолютного нового. Инновация – элемент новизны. Понятие инновации вошло в научн. лексику в 40-х годах в связи с НТР. Имеется два типа нового: 1. абсолютно новое; 2. новое как сплав старого и нового. Педагогике свойственны инновации 2-го типа. Освоение пед. ин-ций - условие повышения квалиф-ии, мастерства уч-ля. Уч-ль откр-т новые пед. факты, выводит новые пед. средства, приемы и методы, создает свою систему работы. Педагогика сотрудничества. Главные направления инновац. преобразований: пед. система в целом; пед. теория; уч-ль; обучаемые; уч. заведения; содержание; формы; методы; средства; управление; пед. технологии; цели и результаты. Три уровня: 1) низкий - изменения в виде необычных названий; 2) средний – изм-е форм, не затрагивающее сущностей; 3) высокий – изм-ет систему или ее компоненты по существу. Гуманистическая пед-ка - ориентация на личность (индивид-ция, дифф-ция, создание благоприятных условий для развития способностей, психолог. безопасность, вера в уч-гося и т.д.). Инновация - изменение внутри системы; нововведение в пед. системе, улучшение уч.-восп. процесса. Нов-во группы пед-гов 2-ой пол. 80-х гг. (Шаталова, Ильина, Лысенкова) отражало потребности шк. и пед-ки в гуманизации и демократизации уч.-восп. процесса, протест против авторитарности уч-ля, личностный подход к ребенку. Теорет. основания н-ства этой группы людей связаны с именем Шалвы Амонашвили. Общие черты: приемы активизации и облегчения уч. раб. шк-ка; разработка средств управл-я познават. деят-ю (опорные схемы, сигналы); изучение мат-ла крупными блоками. 60-70е гг.: Амонашвили: эксперимент с 6-летками, док-л, что они могут систем-ски обучаться, и это перешло в пед. практику, безотметоч. обуч-е (но не безоценоч.), учить детей оценочной деят-ти: пишет цель урока на доске; Шаталов: доверие (100 задач на месяц без промежуточной проверки – решай, какие хочешь и ск. можешь, тогда вступает в действие самолюбие), уч-к имел право не только получить 2, но и исправить ее: “+” для этого открытые листы учета знаний, где 2 став. карандашом, “-“ опорные сигналы); Ильин: сформулир-ть вопр., чтобы возн. абсолют. тишина (момент «актуализации уч. мат-ла»), умение оценить реплику уч-ка, откликнуться на предложение ученика; Лысенкова: идея: хочу, чтобы уч-ки не боялись 2, но стремились к 5; Волков: большое значение придавал праву выбора.
27. Педагогическое общение, его функции и структура. Культура педагогического общения. Педагогическое общение – вид профессионального общения, который представляет собой процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями их совместной деятельности и организованный с целью: обмена информацией (коммуникативная функция), формирования взаимоотношений (перцептивная функция) и организации деятельности (интерактивная функция). · Вербальное (монолог, диалог) Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Устная речь является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство. · невербальное (жесты, мимика, позы, высота голоса, паузы, темп речи, визуальный контакт, размещение в пространстве, времени) Функции педагогического общения: 1. Коммуникативная — обмен информацией между субъектами общения. 2. Интерактивная — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция. 3. Перцептивная — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга. Структура педагогического общения: 1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап). Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. 2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака). Нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. 3. Управление общением в ходе педагогического процесса. На этом этапе необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность. Анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата. Барьеры коммуникации — это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.
|