Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи.






Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими, которым самой природой отдано преимущество по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. С самых первых дней рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту.

Семейное воспитание – система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.

Задачи семьи:

· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

· стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

· научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Влияние семьи:

· Семья осуществляет социализацию личности.

· Семья обеспечивает преемственность традиций.

· Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

· Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Составные компоненты семейного воспитания:

· Физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

· Нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга.

· Интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления.

· Эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

· Трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку:

· вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

· открытость и доверительность отношений с детьми;

· оптимистичность взаимоотношений в семье;

· последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

· оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейному воспитанию присущи свои методы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Взаимодействие школы и семьи. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения. Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Основа взаимодействия " семья – школа" определяется следующими направлениями:

· Повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе.

· Консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей.

· Организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

· включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

· правовое просвещение родителей;

· оказание помощи родителям в семейном воспитании;

· оказание родителями материально- финансовой помощи школе;

· совместная со школой организация социальной защиты детей;

· организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

4 направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал