![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи.
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими, которым самой природой отдано преимущество по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. С самых первых дней рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Семейное воспитание – система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Задачи семьи: · создать максимальные условия для роста и развития ребенка; · стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; · передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; · научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; · воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”. Влияние семьи: · Семья осуществляет социализацию личности. · Семья обеспечивает преемственность традиций. · Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. · Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. Составные компоненты семейного воспитания: · Физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д. · Нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. · Интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления. · Эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. · Трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку: · вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; · открытость и доверительность отношений с детьми; · оптимистичность взаимоотношений в семье; · последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); · оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы. Семейному воспитанию присущи свои методы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий. Взаимодействие школы и семьи. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения. Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Основа взаимодействия " семья – школа" определяется следующими направлениями: · Повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе. · Консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей. · Организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через: · включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми; · правовое просвещение родителей; · оказание помощи родителям в семейном воспитании; · оказание родителями материально- финансовой помощи школе; · совместная со школой организация социальной защиты детей; · организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе. 4 направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:
|