![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология коллективного дела
Сама форма воспитания — «дело» — серьезно противостоит мероприятию и игре. Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям. С точки зрения технологии воспитания, здесь важны четыре главных начала: продуктивность, общественная значимость, коллективность, творчество. Педагогические условия коллективного дела: 1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных областях: · трудовые — «Город мастеров», «Радость малышам»; · общественно-политические — «Салют ветеранам», «Вахта памяти»; · познавательные — «Защита фантастических проектов», «Турнир звездочетов»; · художественные — «Фестиваль народных талантов», «Золотая осень»; · спортивные — «Снежная фантазия», «Веселая спартакиада». 2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы. Любое дело должно проходить проверку определением: «На пользу кому?», «На радость кому?». Это могут быть незнакомые люди (пожилые пенсионеры), малыши в соседнем детском саду, родители, ровесники в сельской школе, зимующие в городе птицы, животные в зоопарке. 3. Коллективная организация деятельности участников дела. «Краеугольным камнем» технологии коллективного дела является работа микрогрупп. Механизм включения микрогрупп в коллективную деятельность достаточно прост: все, что затевается («разведка», анализ идей и проектов, планирование, подготовка и проведение дела, коллективное обсуждение), начинается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, часто «по секрету» от других, но не изолированно. 4. Основное правило коллективного деда — «Все творчески — иначе зачем?!» Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска нового. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сценарии здесь неприемлемы. Атмосфера коллективного дела должна быть насыщена творчеством, сюрпризами, розыгрышами, шутками, здесь должны царить мажорное настроение и готовность создать «радость по секрету». Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: 1. Цель воспитания. 2. Содержание и направленности воспитательных задач. 3. Возраст учащихся. 4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта. 5. Особенности детского коллектива и его традиций. 6. Особенности и традиции региона. 7. Технические и материальные возможности школы. 8. Уровень профессионализма учителя. Классификация форм воспитания: 1. По методу воспитательного воздействия: · словесные – собрания, линейки, сборы, лекции, конференции, встречи; · практические – походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, субботники и др.; · наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды и пр. 2. По количеству учащихся: · индивидуальные; · микрогрупповые; · групповые; · массовые. 3. По воспитательной задаче: · формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, совещания органов самоуправления; · познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, выставки и др.; · развлекательные формы – утренники и вечера и др. 4. По времени подготовки и проведения: · экспромт; · относительно длительная предварительная подготовка. 5. По способу организации: · организуемые одним человеком; · организуемые группой участников; · организуемые коллективно. 6. По характеру включения в деятельность: · обязательное участие; · добровольное участие. 7. По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: · «открытые» (для других, совместно с другими); · «закрытые» (для своего коллектива). 8. По направлению воспитательной работы или видам деятельности: · организация познавательно-развивающей деятельности; · нравственное воспитание; · эстетическое воспитание; · физическое воспитание. Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п. Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении. В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен. Таким образом, все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания.
|