Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции коллектива






1. Регулятивная: коллектив – генератор и вдохновитель мировоззренческих, нравственных и социальных идей.

2. Объединяющая: коллектив – форма объединения, сплочения и кооперации детей.

3. Организационная: детский коллектив – субъек­т управления своей общественно-полезной деятельностью.

4. Воспитательная: детский коллектив – носитель, пропагандист определенных идейно-нравственных убеждений.

5. Стимулирующая: в коллективе формируются нравствен­но-ценные стимулы, регулируется поведение и взаимоотношения его членов.

В зависимости от классификационного признака выделяют следующие типы коллективов:

1. По характеру деятельности - органи­зованные на основе разнообразной дея­тельности (учебные, трудовые, научные).

2. По возрастному составу - одновозрастные и разновозрастные.

3. По длительности деятельности - постоянные и временные.

4. По заданной функции - производственные и воспитательные.

5. По социальному положению - формальные (имеют юридический статус) и неформальные (по интересам, симпатиям).

Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он об­ладает своей структурой, в которой различаются две составляющие: неформаль­ная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (органи­зуется воспитателем).

Неформальная структура коллектива — это система межличностных отно­шений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры кол­лектива.

В системе межличностных отношений на уровне неформальной структуры каждый ребенок занимает свое место, имеет свою социальную диспозицию:

· «звезда» — бесспорный лидер;

· «предпочитаемый» — пользуется симпатиями большинства;

· «принятый» — признается двумя-тремя приятелями;

· «непринятый» — к нему равнодушны окружающие, общаются поверх­ностно;

· «отверженный» — с ним активно не хотят общаться.

В неформальной структуре существует негласное распределение ролей, например: «классный клоун», «миротворец», «банкир», «козел отпуще­ния» и др. В межличностных отношениях у детей складывается своя субкультура (прозвища, негласный свод правил, устное творчество) и свои традиции обще­ния (любимые игры, принятые места прогулок, стиль прически, одежды). Именно в системе неформальной структуры коллектива проявляется половая дифференциация воспитанников: выстраиваются особые отношения отдельно у мальчиков и у девочек, возникают симпатии и конфликты между ними.

Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отно­шениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа кол­лектива.

В формальной структуре члены коллектива тоже выполняют некие соци­альные роли — это поручения. Поручение дается открыто, оно имеет конкрет­ное содержание (например, дежурный по классу), длительность и «границы» ответственности (дежурный отвечает за чистоту в классе в течение всего учеб­ного дня, за порядок на столах, в его полномочиях и уход за цветами на окнах), степень подчиненности (дежурный по классу отчитывается перед членом со­вета по санитарно-хозяйственным делам).

В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни: традиционные формы деятельности, праздники, ритуа­лы, традиции решения острых проблем и конфликтов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал