![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции коллектива
1. Регулятивная: коллектив – генератор и вдохновитель мировоззренческих, нравственных и социальных идей. 2. Объединяющая: коллектив – форма объединения, сплочения и кооперации детей. 3. Организационная: детский коллектив – субъект управления своей общественно-полезной деятельностью. 4. Воспитательная: детский коллектив – носитель, пропагандист определенных идейно-нравственных убеждений. 5. Стимулирующая: в коллективе формируются нравственно-ценные стимулы, регулируется поведение и взаимоотношения его членов. В зависимости от классификационного признака выделяют следующие типы коллективов: 1. По характеру деятельности - организованные на основе разнообразной деятельности (учебные, трудовые, научные). 2. По возрастному составу - одновозрастные и разновозрастные. 3. По длительности деятельности - постоянные и временные. 4. По заданной функции - производственные и воспитательные. 5. По социальному положению - формальные (имеют юридический статус) и неформальные (по интересам, симпатиям). Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются две составляющие: неформальная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем). Неформальная структура коллектива — это система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры коллектива. В системе межличностных отношений на уровне неформальной структуры каждый ребенок занимает свое место, имеет свою социальную диспозицию: · «звезда» — бесспорный лидер; · «предпочитаемый» — пользуется симпатиями большинства; · «принятый» — признается двумя-тремя приятелями; · «непринятый» — к нему равнодушны окружающие, общаются поверхностно; · «отверженный» — с ним активно не хотят общаться. В неформальной структуре существует негласное распределение ролей, например: «классный клоун», «миротворец», «банкир», «козел отпущения» и др. В межличностных отношениях у детей складывается своя субкультура (прозвища, негласный свод правил, устное творчество) и свои традиции общения (любимые игры, принятые места прогулок, стиль прически, одежды). Именно в системе неформальной структуры коллектива проявляется половая дифференциация воспитанников: выстраиваются особые отношения отдельно у мальчиков и у девочек, возникают симпатии и конфликты между ними. Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа коллектива. В формальной структуре члены коллектива тоже выполняют некие социальные роли — это поручения. Поручение дается открыто, оно имеет конкретное содержание (например, дежурный по классу), длительность и «границы» ответственности (дежурный отвечает за чистоту в классе в течение всего учебного дня, за порядок на столах, в его полномочиях и уход за цветами на окнах), степень подчиненности (дежурный по классу отчитывается перед членом совета по санитарно-хозяйственным делам). В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни: традиционные формы деятельности, праздники, ритуалы, традиции решения острых проблем и конфликтов.
|